Проекты государственных преобразований М М Сперанского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 20:52, реферат

Описание работы

Целью контрольной работы является рассмотрение основных проектов реформ разработанных М.М. Сперанским.
В целях наиболее детального и подробного освещения основных аспектов представленной темы работа разделена на два вопроса. В первом раскрывается сущность государственных преобразований М.М. Сперанского, во втором рассматривается кодификационная работа реформатора.

Файлы: 1 файл

Проекты государственных преобразований М М Сперанского.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

По такому же принципу, как и суды, формировалась исполнительная власть. Три первых инстанции (волосные, окружные и губернские управления) избирались на волостных, окружных и губернских собраниях.

«Управление государственное» как высшая инстанция формировалась из числа лиц, назначаемых императором и перед них ответственных8.

По плану Сперанского высшим органом, который призван был объединить деятельность законодательной и, судебной и исполнительной властей, должен быть Государственный совет.

В функции Государственного совета входило разъяснение смысла законов, принятие мер к их проведению в жизнь, распределение по министерствам и ведомствам государственных доходов и расходов, рассмотрение отчетов министров. Государственный совет подразделялся на четыре департамента – законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии. По предложению Сперанского государственный совет должен стать своеобразным связующим звеном между императором и новыми государственными органами: Государственной думой, Сенатом и Комитетом министров. Его члены должны были избираться, а назначаться императором, вследствие чего новый орган становится как бы своеобразной палатой лордов, в которой происходило бы обсуждение важнейших проблем государства и законопроектов9.

Окончательное обсуждение законопроектов происходило в общем собрании Совета – объединенном заседании всех департаментов.

Государственный Совет призван был придать системе законодательства строго централизованный порядок. Все проекты новых законов по всем отраслям управления рассматривались в Государственном Совете. Государственный Совет – не законодательный, а законосовещательный орган при императоре. Ни один закон, рассмотренный и принятый советом, не передается к исполнению без утверждения императором10. Преимуществом новой системы управления были профессионализм, единоначалие в принимаемых решениях и ответственность исполнителей перед законом. Следствием такой реформы должен был стать один из двух вариантов государственного устройства России, предполагавших следующую структуру:

– установление законодательного сословия России, выражающего мнение народа. В первом случае сословие законодателей должно быть свободно от самодержавия, во втором – законодатели должны зависеть от «державной власти»;

– учреждение четкой системы исполнительной власти, подконтрольной законодательной и судебной;

– формирование судебной власти, подконтрольной монарху или же полностью самостоятельной11.

К числу важнейших инициатив Сперанского следует отнести идею реорганизации сената, в соответствии с которой его предполагалось разделить на Правительствующий и Судебный. В первом должны были быть сосредоточены все дела по управлению и администрации страны, второй должен стать высшей судебной инстанцией, наделенной функциями управления всеми судебными учреждениями и надзора за правильностью (законностью) их решений, кроме того он являлся Верховным уголовным судом.

Кроме того, по предложению Сперанского в 1809 г. Было принято два указа: о придворных званиях, который предписывал обладателям придворных знаний в течение двух месяцев подыскать себе действительную службу, и указ об экзаменах на чины. Вторым указом был введен специальный экзамен для высших государственных чиновников на проверку их общих знаний в рамках гимназического курса.

В числе экономических начинаний Сперанского следует назвать проект оздоровления финансов 1810–1812 гг. (план Сперанского – Балугьянского – Мордвинова), который заключался в следующем: предполагалось изъять из обращения ассигнации и образовать капитал для погашения, перейти к твердому устройству монетной системы, установить равновесие между доходами и расходами, всячески способствовать развитию торговли.

План финансовых реформ предусматривал введение нового таможенного тарифа, новые тарифные положения сводились к сокращению импорта и к поощрению экспорта товаров, т.е. к созданию положительного сальдо во внешней торговле.

Разделяя идеи Адама Смита о естественной свободе и гармоническом развитии экономических отношений на основе свободной конкуренции, Сперанский настаивал на том, чтобы способствовать «максимальному развитию частной деятельности». Главная задача правительства – поощрять свободное экономическое, моральное и духовное развитие нации. Основа процветания нации – природные ресурсы и труд. Сперанский выступал за частную земельную собственность за освобождение крепостных крестьян с землей. И в первую очередь необходимо, считал он, сделать собственниками казенных крестьян. Считая приоритетным для России земледелие для ее экономического развития (и для финансовой политики государства) промышленности. Правительство должно принять эффективные меры к поощрению промышленного предпринимательства и дать полную свободу торговой деятельности всем слоям населения. И здесь он считал основным частное предпринимательство. Государству, по мнению Сперанского, не следует содержать свои фабрики и заводы, кроме как для военных целей, ибо на практике доказана неэффективность государственных промышленных заведений в силу более низкой производительности их по сравнению с частными заведениями.

Налоговая политика должна быть построена таким образом, чтобы она не стесняла частного промышленного предпринимательства, когда налоги не затрагивают необходимый для производства капитал, но начисляются лишь на чистые прибыли, когда метод их получения дешев для государства и необременителен для частных лиц.

Во внешней политике Сперанский стал инициатором яда мер, направленных на защиту интересов России. Среди внешнеполитических инициатив Сперанского следует назвать его роль в установлении нормальных отношений с Финляндией, присоединенной к России в 1808 г. Они предусматривали сохранение самостоятельности Финляндии в ряде внутриполитических вопросов. По существу речь шла о создании условий для перехода к правовому самодержавию, учитывающему многообразие национально-политических форм. Данная политика позволила на протяжении всего XIX в. сохранить лояльность Финляндии по отношению к России.

Таким образом, разработанный Сперанским план политического преобразования дополнялся и планом экономического развития страны, в основе которых – защита государством частной собственности граждан, свободы предпринимательства и конкуренции.

Идеи государственного переустройства на основах конституционной монархии, финансовые преобразования и вся реформаторская деятельность М.М. Сперанского вызывали резкое неприятие значительной части дворянства, сановников и чиновничества. Интриги, сплетни и немыслимые измышления в адрес М.М. Сперанского пошатнули его положение при дворе. К тому же в это время шло активное насаждение в общественном сознании доктрины политического консерватизма. Даже поэтапный и постепенный характер реформ пугал и отталкивал дворян, видевших в них, прежде всего, потерю льгот и привилегий. Сам М.М. Сперанский позднее писал: «Существенные преобразования, и особенно преобразования финансов, везде влекут за собой важное неудобство: прикосновение к частным интересам. Людей и интересы их никогда нельзя затрагивать безнаказанно. Наиболее опасны такие столкновения в таких государствах, где общественное мнение слишком слабо, чтобы защитить усердие и талант от нападений, зависти и невежества». В 1812 г. Сперанский был сослан в Нижний Новгород, а затем переправлен в Пермь. Оттуда он обращался к царю с письмами к царю, в которых объяснял свои действия. Сперанский также доказывает свою преданность императору, находясь в трудном положении, он не отчаивается и хочет быть полезным своему государю и отечеству. В 1816 Сперанский был назначен гражданским губернатором г. Пензы, 1819 г. он получил назначение на пост генерал-губернатора Сибири.

По возвращении из Сибири 1821 г. Сперанский назначен членом Государственного Совета и Сибирского комитета, управляющим Комиссией составления законов.

 

Кодификационная работа М.М. Сперанского

 

Кардинальное значение для Сперанского и для России имела его работа, которая с полным правом можно назвать подвигом. В 1826 г. Сперанский возглавил 3 Отделение Собственной Е.И.В. Канцелярии, осуществляющей кодификацию законов. За короткий срок был подан колоссальный труд по сбору и изданию законов. Было составлено 45-томное «Полное Собрание законов Российской Империи» (1830 г.), а также 15-томный «Свод законов Российской Империи» (1832 г.). Свод законов составлен по отраслевому принципу, систематизация на основе римского права, деление на публичное и частное право. В ходе работы отбрасывались устаревшие нормы, проводилась редакционная правка и устранялись противоречия в тексте.

Издание Свода законов имело и то важное последствие, что оно способствовало правовому регулированию крепостного права, а тем самым – его смягчению. Указы и постановления правительства, ограничивающие власть помещиков над крестьянами и направленные против помещичьих злоупотреблений, были теперь включения в Свод превращены в общеобязательные нормы12.

Сперанский различал три стадии кодификационной работы13:

1. составление полного  собрания законов, т.е. расположение всех правовых актов законодательства в хронологическом порядке. Хронологический принцип построения законодательства лег в основу Полного Собрания Законов российской Империи. В этом издании опубликованы около 330 тыс. Законов, основных судебных прецедентов и комментарии к обширному актовому материалу начиная с Соборного Уложения 1649 г. Собрание Законов включало в себя как законодательство, так и утратившее силу законов. Выделение действующего законодательства осуществлялось путем ревизии актового материала в министерствах и силами II отделения.

2. составление Свода законов, т.е. расположение всех действующих законов в систематическом порядке, но без всяких изменений по существу их. Отраслевой принцип стал основным в Своде Законов Российской Империи и подразделял актовый материал на государственные и гражданские законы, сгруппированные законы включали в себя разнообразный актовый материал (основные законы, законы о состояниях, уставы благочиния, законы правительственных сил и уголовное законодательство). Сюда же входило и уголовно-процессуальное право, еще не обособившееся от материального права. Таким образом, административное и уголовное право составили большую часть Свода. Гражданские законы включали в себя межевые, гражданские, уставы государственного благоустройства, а также семейный союз. Следовательно, гражданское и семейное право составило другую часть Свода, включая в себя и процессуальное право14.

3. составление Уложения, т.е. приведение в систему действующих законов с надлежащими дополнениями и исправлениями.

По воле императора работа была ограничена первыми двумя этапами. Мысль об Уложении казалась царю опасной для всего дворянского миропорядка.

Полное собрание законов было включено 35993 акта. Работа над Сводом состояла в следующем. За образец было принято Уложение Юстиниана. На основе полного законов составлены были специальные исторические своды по отдельным отраслям права. Свод составил 15 томов и, по мнению его составителя, он должен был послужить лишь основой для разработки Уложения, под которым Сперанский разумел совокупность действующих законом, исправленных и дополненных сообразно требованиям времени. Мысль о составлении Уложения не была одобрена Николаем I, поэтому после издания Свода ему придана сила закона. Сам Сперанский трудился над Уголовным уложением, которое было закончено в 1845 г., и составило XV том Свода законов Российской империи.

Основы гражданского права по Своду законов Российской империи.

Действующее гражданское законодательство было систематизировано в 9–11 томах Свода законов. Впервые в русском законодательстве подробно раскрывается содержание полномочий собственника на принадлежащее ему движимое и недвижимое имущество. Недвижимым имуществом считались земельные угодья, деревни, дома, заводы, фабрики и иные дворовые места. К движимому имуществу относились мореходные и речные суда, книги, рукописи, экипажи, металлы, и другие полезные ископаемые.

Существовало два вида собственности – частная и государственная. Промежуточное положение занимала собственность особ императорского дома.

Впервые было установлено право собственности на результаты интеллектуального творчества, что в дальнейшем послужило основой для формирования авторского и патентного права15.

В Своде закон прежде всего значительные земельные угодья не были признаны объектом частной собственности. Земельные наделы казенных и удельных крестьян не могли отчуждаться. Что касается отчуждения дворянских имений, то здесь существовало право имущественной покупки члена данного рода. Законодательство предусматривало и систему майората, когда земельные владения могли передаваться старшему сыну по наследству.

Крестьянам было запрещено выделяться из общины и закреплять за собой в частную собственность выделенный им надел.

Вещное право России по Своду законов состояло из следующих институтов:

– владение;

– право собственности;

– сервитуты;

– обязательственное право.

Всякое владение, даже незаконное, охранялось до тех пор пока не обнаружится собственник. Широко были представлены сервитуты: право проезда по дорогам, плавания по рекам на судах и т.д. Законодательство знало и такой сервитут как узуфрукт, т.е. пожизненное владение с правом пользования вещью и извлечение из нее плодов.

Обязательства возникали из договоров и деликтов. Предметом договоров могли быть: что-то дать, что-то сделать или воздержаться от действия. Договоры составлялись по взаимному согласию. Средствами обеспечения обязательств были задаток, залог, неустойка и поручительство.

Информация о работе Проекты государственных преобразований М М Сперанского