Предпосылки возникновения ятрохимии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 20:53, реферат

Описание работы

Парацельс (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (1493-1541) — прославленный врач и естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии, натурфилософ и алхимик эпохи Возрождения. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Писал и преподавал не на латинском, а на немецком языке.

Содержание работы

Введение.
Предпосылки возникновения ятрохимии.
Биография.
Основные идеи Парацельса.
Труды Парацельса.
Значение ятрохимии.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Парацельс.docx

— 34.29 Кб (Скачать файл)

                                             План.

  • Введение.
  • Предпосылки возникновения ятрохимии.
  • Биография.
  • Основные идеи Парацельса.
  • Труды Парацельса.
  • Значение ятрохимии.
  • Заключение.
  • Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      

                                                                           Введение.

       Парацельс (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (1493-1541) — прославленный врач и естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии, натурфилософ и алхимик эпохи Возрождения. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Писал и преподавал не на латинском, а на немецком языке. 
 
       Швейцарскому врачу и чернокнижнику Средневековья Филиппу Ауреолу Теофрасту Бомбасту фон Гогенгейму (Philippi Theophrasti Bombast von Hohenheim Paracelsi) была чужда скромность. Например, чтобы дать всем понять, что считает себя равным великому врачу древности Цельсу, он прибавил к его имени греческую приставку («пара» означает «подобный») и назвал себя Парацельсом. 
 
        В XVI веке на небосклоне западной науки между алхимией и медициной возникает новая фигура: Парацельс — удивительный врач и алхимик, хирург, задира и дуэлянт, одинаково хорошо владеющий как ланцетом, так и шпагой. 
 
       «Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!» — эти слова определили жизненное кредо Парацельса.

 

                                                                              Биография.

          Парацельс (его полное имя таково: Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм). Имя «Парацельс», означающее в переводе «равный Цельсу, подобный Цельсу» он присвоил себе сам уже в зрелые годы. Парацельс родился в 1493 году в Эйнзидельне (Швейцария), где его отец имел большую врачебную практику и преподавал в горной школе. Медицинское образование Парацельс получил в университете в Ферраре (Италия). Не удовлетворившись академическими знаниями, полученными в университете, и под влиянием сомнения в полезности искусства, «предоставляющего людям умирать и не могущего вылечить даже от зубной боли», он отправился в путешествия и учился у всех и всюду, где только для этого представлялась малейшая возможность. Парацельс объехал почти всю Европу, включая земли современных Литвы, Белоруссии и Западной Украины и даже посетил Египет. Во время путешествия он не только посещал университеты и медицинские школы, но и стремился изучать народный опыт лечения болезней. Для этого он знакомился с методами народных лекарей, знахарей, ворожей, цирюльников, собирал сведения о наиболее действенных лекарственных средствах. Переходя из города в город, он добывал средства на жизнь ворожбой, предсказаниями по звездам и лечением болезней. Около 1523 г. он вернулся на родину в Базель с репутацией знаменитого врача, способного исцелять самые сложные и опасные болезни. В 1527 г. Парацельс был приглашен в Базельский университет на кафедру естественной истории и медицины. Он принял предложение и начал читать свой курс лекций на немецком языке, нарушив тем самым считавшуюся священной традицию ученых пользоваться исключительно латынью. Перед вступлением в должность профессора он опубликовал меморандум, в котором утверждал: «Не заученное повторение произведений Гиппократа, Галена и Авиценны в красноречивых выступлениях требуется от врачей, а накопление собственных наблюдений, поиски и нахождение действенных средств помощи больным». Рассказывали, что на первой лекции он торжественно сжег перед слушателями сочинения древних корифеев медицины, заявив, что его башмаки смыслят в медицине больше, чем все эти прославленные авторитеты древности, вместе взятые. Если это и неправда, то довольно правдиво отражает характер ученого. На фоне средневековой схоластики, незыблемости авторитетов и догмата веры это было поистине революционное убеждение. Вскоре Парацельс из-за своей крайней неуживчивости и высокомерия перессорился с некоторыми жителями Базеля, оскорбил судей, разбиравших эту ссору, и уехал в Германию. Здесь он работал, переходя из одного города в другой в сопровождении нескольких преданных ему учеников. Умер он в крайней бедности в 1541 году в Зальцбурге.  На могиле Парацельса в Зальцбурге поставили большой камень. Резчик высек на нём бесхитростную надпись: «Здесь погребён Филипп-Теофраст, превосходный доктор медицины, который тяжёлые раны, проказу, подагру, водянку и другие неизлечимые болезни тела идеальным искусством излечивал и завещал своё имущество разделить и пожертвовать беднякам. В 1541 году на 24 день сентября сменил он жизнь на смерть».

 

                     Предпосылки возникновения ятрохимии.

       Обновление культуры, которое стало проявляться в Италии с конца 13 в., ренессанс в искусстве, жизнь общин и связанная с этим потребность в производстве шерсти и шелка; проблемы, поставленные военным искусством, открытие Америки и расширение торговой деятельности, изобретение компаса и печатного шрифта и многие другие факторы прогресса, которые проявились сначала в Италии, а затем в Западной и Центральной Европе в изменении общественной жизни, повернули и научное исследование на новые пути, отличающиеся от прежних торных путей схоластики. Химия также испытала влияние этой новой жизни и, отделившись от алхимии, приобрела некоторую свободу исследования. Возникновение ятрохимии в 10 в. - вот наиболее яркий признак этого направления. В 10 в. в Италии алхимия уже утратила то значение, которое она имела в предшествующие века, то же самое можно сказать о старых европейских странах, где успешно развивалась химия. Основателем ятрохимии был швейцарский немец Теофраст Парацельс. Ятрохимия выражала стремление слить медицину с химией, переоценивая роль химических превращений в организме и придавая определенным химическим соединениям способность устранять обнаруживающиеся в организме нарушения равновесия. Если человеческое тело состоит из особых веществ, то происходящие в них изменения должны вызвать болезни, которые могут быть излечены лишь путем применения лекарств, восстанавливающих нормальное химическое равновесие. Вот примерно выраженная на современном языке мысль, которой руководствовался Парацельс при развитии ятрохимического учения.

 

                              Основные идеи Парацельса.

       Парацельс утверждал, что настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств. «Я - иатрохимик, потому что знаю медицину и химию», - говорил Парацельс.

        Согласно учению Парацельса, животный организм представляется сочетанием определенных химических веществ. Болезни, по Парацельсу, — это не что иное, как отклонение состава организма от своей нормы, т. е. чисто химическое нарушение равновесия, а поэтому для восстановления этого равновесия следует действовать химическими средствами и способами. Человек создан из земли и состоит из полностью или частично сгораемых и огнеупорных веществ: серы, ртути и соли (химическая теория Парацельса). 

       Все химические процессы в организме - по Парацельсу - управляются верховным началом - археем. Архей вложен в него творцом для отделения полезного от вредного и для препятствия действия яда. Теофраст учил: организм - реторта, в которой происходят химические реакции. Отсюда и первостепенное значение химии для лечения болезней: химия должна дать медицине эффективные лекарства.

        Как ученый-химик Парацельс правильно отличал два часто смешиваемых тела — квасцы и купорос, установив, что в зеленом купоросе содержится металл, а именно железо, а в квасцах — земля, а именно глинозем. Парацельс первый описал свойства цинка. Он в значительной степени усовершенствовал химические аппараты и приспособления. Парацельс испытал лекарственное действие почти всех известных в то время химических препаратов. Химия у него служила единственно для составления лекарств, а не для добывания золота. Едва ли можно найти известные в то время химические соединения, которыми он не пользовался бы для лечебных целей, причем не останавливался даже перед употреблением сильнодействующих ядов. Неудивительно, что Парацельса часто осуждали, усматривая возможность отравления больных ядами. «А знаете ли вы, что есть яд?», — возражал он. — «Все есть яд, и все есть лекарство.Одна лишь доза делает вещество или ядом, или лекарством». Эти слова Парацельса спустя столетия стали крылатым афоризмом. Развивая свои идеи, Парацельс явился одним из основоположников опытного метода в науке. «Теория врача есть опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта», — утверждал он и порицал тех врачей, которые не имели собственных знаний (особенно химических) и прописывали лекарства «по книгам». Не оставил без внимания Парацельс и растительные препараты. Критический дух ученого заставил его и здесь провести коренную реформу. Прежде всего, он указал, что не растение, употребляемое в качестве лекарства, действует как таковое, но что оно должно содержать вещество, которое и оказывает лечебное действие. Вместо всего растения или, как его назвал Парацельс, вместо «супной приправы», он рекомендовал выделять в возможно чистом виде и употреблять это вещество. Необходимо отметить, что как новатор Парацельс впервые применил этиловый спирт в качестве экстрагента (который к тому времени был открыт алхимиками) и на его основе стал получать настойки, экстракты, растворы и другие препараты. Однако выделить действующие вещества в чистом виде Парацельсу и его последователям, ввиду ограниченности их знаний, не удалось — они получили лишь суммарные извлечения (экстракты), но их работы произвели большой сдвиг в технологии препаратов из растений и положили начало их анализу, т. е. фармацевтической химии. Завершить эти работы удалось только более чем через триста лет. Весьма значительна роль Парацельса в формулировании и развитии учения о «сигнатурах». Законченную систему учения о сигнатурах впервые предложил именно Парацельс. Он писал: «Свойства и силу растений узнают не по Диоскориду или Мацеру, а по сигнатуре (signa naturae — знак природы), которым природа отметила каждое растение». Как пример он приводит растение блошницу с красными пятнами на листьях, которая употребляется для лечения ран. Зверобой с дырчатыми листьями, по мнению последователей Парацельса, должен применяться для лечения колотых ран, колючий чертополох — против внутренних колик, кольчугообразный, длинный лук — против схваток. Кроме формы на назначение растений указывают вкус и цвет. В доказательство того, что при прописывании лекарства его вкус сочетается со вкусом растения, Парацельс восклицает: «Кто же станет выписывать для лечения генциану, агарик или колоквинт, какой врач найдет лекарство для желчи в манне, меде, полиплодии? Никто, ибо подобное лечится подобным». По всем этим признакам можно отыскать как раз то лекарство, которое предназначено против той или иной болезни, т. е. специфическое средство, и тогда нет необходимости называть болезни своими особыми именами, а нужно их именовать по действующим против них лекарствам: «Правдивый, естественный врач не скажет: бронхит, ревматизм, насморк, катар, а скажет: morbus terebinthinus, morbus sileris, montani, morbus helleborinus и т. д.» Во взглядах Парацельса присутствовали элементы мистики. Так явным отголоском идей о панацее была идея Парацельса о важнейшем лекарстве, которое он называл «квинтэссенцией» (quintfl essentia - пятое начало, пятая сущность) и стремился получить из растений и минералов. Однако он начал широко использовать для лечения самых разнообразных заболеваний множество новых, прежде всего неорганических препаратов. Среди них были препараты скорее призванные производить впечатление на больного, нежели действительно фармацевтически активные, например, Aurum potabile - "питьевое золото» (его коллоидный раствор). Вскоре появился коллоидный раствор серебра, препарат - действительно активный, сохранившийся до сих пор под названием «колларгол». Славу Парацельсу принесли его ртутные препараты против сифилиса, которые он предложил использовать вместо бесполезной по его мнению гваяковой смолы

       Состав лучших лекарств Парацельса остался неизвестным. Это были таинственные средства. Между тем, Парацельс считался популяризатором такого вещества, как сурьма. «Сурьма очищает тело так же, как она очищает золото», - писал он. Ряд препаратов сурьмы обладал явным лечебным действием. Распространение получило так называемое «Сурьмяное или Рвотное вино». Считалось, что не только соединения сурьмы, но и она сама по себе оказывает лечебное действие. В практику вошли бокальчики из металлической сурьмы для приема лекарств или даже просто как посуда. Были предложены «Вечные пилюли» - шарики из металлической сурьмы, которые предлагали глотать больным, а после того, как они выходили естественным путем, их отмывали и они снова были готовы к употреблению.

       Парацельс всю сознательную жизнь и врачебную практику посвятил пропаганде гигиены и чистоты, будучи уверенным, в том, что мыло, которое, к слову сказать, именно он и начал варить первым, может не только уничтожить болезнетворные бактерии и очистить тело, но и стать настоящей панацеей от бушевавшей во времена Парацельса чумы. Парацельс утверждал, что соблюдая пост человек дает организму работать двойственно. Потребляя пищу только растительную организм усваивает как грубую часть, так и информационную суть растений. А она по сравнению с животной пищей является чистой и энергоемкой. Кроме того во время воздержания от грубой пищи человек получает пищу из пространства – энергия светил питает тонкое тело и физическое. Содружество и равновесие этих двух видов питания делают организм крепким, чистым и выносливым. Переход энергии и за тем материи в другое более высокое состояние называется трансмутацией. Этим процессам подвержено и мышление человека, его разум. Пост замечательным образом сказывается и на умственной деятельности человека. Мысли быстрые и чистые. Парацельс утверждал, что неосознанное голодание, голодание из-за отсутствия пищи, приводит к смерти физического тела. А духовно осмысленный пост приводит к гармонии всех сфер организации человека. Идет регенерация изношенных частей. Парацельс говорил о трех уровнях пищеварения: во рту, в желудке и в кишечнике. Все то, что кладем в рот, подвергается процессу пищеварения, как если бы это был желудок. Такое пищеварение благородно и нет экскремента. Требуется только тщательный уход за зубами. Те, кто переваривает пищу желудком – посещает отхожее место. Один только рот может поддерживать здоровое состояние тела.

       Парацельс уделял особое внимание аптеке. В послании магистру г. Базеля он раскрывал недостатки работы аптеки, требовал принятия мер по повышению образования фармацевтов, разоблачал недобросовестность врачей и аптекарей. От фармацевтов Парацельс требовал хорошего знания химии, так как аптеки, по его мнению, должны быть одновременно и хорошими химическими лабораториями. Теофраст и его последователи намного увеличили количество лекарственных веществ, обосновали учение о дозе, усовершенствовали многие приборы и аппараты для изготовления и анализа лекарств. При изготовлении лекарственных средств Парацельс настоятельно рекомендовал пользоваться весами.

                                                             Труды Парацельса.

       Свои труды Парацельс писал не на латыни, как было принято тогда, а на немецком языке, это произвело переворот в науке. Он отверг освященную временем латынь, поскольку был убеждён, что истину можно выразить и на языке своей страны. Этот смелый шаг положил начало свободомыслию в науке, и вера в непоколебимость старых авторитетов стала ослабевать.

       Трудов самим Парацельсом написано немного. Обычно то, что он хотел оставить на бумаге, диктовал своим ученикам. Таким образом, большая часть его сочинений осталась в их записи. При его жизни было напечатано очень мало трудов. Они собраны в семи книгах под названием: «De Gradibus et Compositionibus Receptorum et Naturalium» (Basel 1526 г.), а так же в книге «Chirurgia Magna», напечатана в Ульме в 1536 г. Остальные труды стали известны уже после его смерти. Отдельные труды Парацельса были опубликованы Иеронимом Файерабендом (Hieronymus Feierabend) во Франкфурте, Арнольдом Биркманом (Arnold Byrkmann) в Кельне и Петером Барной (Peter Barna) в Базеле. В то же время появилось большое количество поддельных книг и записей, приписывавшихся Парацельсу.

       Антипрас Силоран упоминал, что Парацельс написал 35 книг по медицине, 235 по философии, 12 по политике, 7 по математике и 66 по некромантии. Джон Хузер, доктор медицины из Гроссглогау, по просьбе архиепископа Кельнского Эрнста внимательно изучил все эти работы. Он кропотливо собирал все сохранившиеся автографы Парацельса и его учеников; приведя их в порядок, в 1589-90 гг. он издал в Кельне полное собрание работ Парацельса.

Туда входят такие произведения как:

1. Paramirum de Quinque Entibus Omnium Morborum (Paramirum пяти причин, вызывающих болезни). (Автограф Парацельса.)                

2. Opus Paramirum Secundum (Paramirum, книга вторая). (Автограф.)         

3. Liber de Generatione Hominis (Книга о происхождении

человека).           

4. Liber Paragranum (Paragranum).  <br>

5. Liber Paragranum Secundum (Paragranum, книга вторая).

(Автограф.) <br>

6. Chronica des Landes Kaernthen (Хроника герцогства

Kaринтии)               

7. De Tinctura Physica (О целебной тинктуре) и т.д. 

 

                Представители ятрохимического направления.

    Выдающимися представителями ятрохимии были Ван Гельмонт, Тюрке де Майерн, Ван Минзихт, Либавий, Сильвий и другие. Этим ятрохимикам удалось приготовить и открыть различные препараты, важные для фармации: · Рвотный камень Ван Минзихта, · Хлористый калий, применяющийся как лекарство Сильвием и известный под названием «Сильвиевая противолихорадочная соль», · Сульфат натрия применялся как слабительное, неорганические соли аммония были приготовлены и описаны Либавием, · Ацетат аммония широко применялся в медицине под названием «Минзереров спирт». Ятрохимики способствовали широкому применению в медицине препаратов сурьмы, мышьяка, ртути, серебра. [№ 2, с. 65] Ятрохимиками были изучены многие органические соединения. Перегонкой ацетата меди была получена крепкая уксусная кислота, названная «Медным спиртом» или «Коренным уксусом». [№ 2, с. 66] Из солей винной кислоты были получены нейтральный тартрат калия и натрия. Виннокаменный спирт является продуктом пиролиза винного камня и содержал также пировиноградная кислоту. В последующий период была открыта виннокаменная кислота.

Информация о работе Предпосылки возникновения ятрохимии