Политика Маргарет Тэтчер. Становление премьер - министра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:47, реферат

Описание работы

Реферат на тему: «Политика Маргарет Тэтчер. Становление премьер-министра» является итогом изучения и исследования данного вопроса.
Имя Маргарет Тэтчер, вошедшей в историю Великобритании как первая женщина премьер-министр, не оставляет равнодушным, о ней написаны десятки
книг. История Британии не знала такого примера, когда бы женщина руководила военными операциями, как это было во время войны с Аргентиной.
Как настоящий большой политик, она не стояла на месте и твёрдо

Содержание работы

I Введение
IIОсновная часть:
1.Процесс становления политика
2.Тэтчер в парламенте
3.Тэтчер – премьер-министр
4.Отставка
IIIЗаключение
IVСписок литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по истории на тему Политика Маргарет Тэтчер. Становление премьер-министра.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

ухудшались, и кто знает, к чему привели бы  дальнейшие  споры,  если  бы  не

произошло  совершенно  неожиданное   событие,   сразу   сделавшее   полемику

беспредметной. Смена  власти в  ГДР  и  постановка  вопроса  о  воссоединении

Германии  сами  по  себе  разрешили  спор.  Стало  уже  полной  бессмыслицей

настаивать на модернизации ТЯО, которое могло использоваться  для  удара  по

объединенной Германии, или новой демократической Чехословакии, или Венгрии.

    Между  Тэтчер  и  Колем  появились  новые   разногласия,  теперь  уже  в

отношении  объединения  Германии. Нет,  Тэтчер,  разумеется,  не  возражала

против объединения, но ее справедливо беспокоил ряд  аспектов того  процесса.

Как это будет происходить, как будет при том обеспечена безопасность  других

европейских государств,  как  будет  обеспечена  экономическая  стабильность

ЕЭС, если в нем будет  представлена объединенная Германия? Коль  намеревался,

во всяком  случае,  на  первых  порах,  решить  эту  проблему  кавалерийским

наскоком — "сначала  объединиться, а потом начать разбираться  с  проблемами".

Тэтчер решительно выступила  против  такого  подхода.  'Меня  беспокоит  тот

факт, — говорила она, — что немцы двинулись вперед, не обращая  внимания  на

международные последствия".[43]

    Надо отметить, что позиция Тэтчер  была  реалистической,  обоснованной.

Она учитывала не только  интересы  Англии,  но  и  остальной  Европы.  Можно

сказать, что английский премьер проявила  большую  политическую  мудрость  и

дальновидность при  определении последствий объединения  Германии.

    Вкратце суть  ее позиции сводилась  к следующему.  Процесс объединения

Германии — это  не только немецкая проблема и даже не только европейская,  но

и  мировая.  Немцы  должны  согласовать  этот  процесс  с  НАТО   и   учесть

Хельсинкские соглашения. Тэтчер своим политическим чутьем сразу  определила,

что важнейшим из аспектов объединения является вопрос  безопасности,  и  что

безопасность должна  быть  обеспечена,  прежде  всего,  четырьмя  державами-

победительницами, конечно  вместе с двумя  Германиями.  Поэтому,  когда  была

выработана формула "2 + 4", означавшая, что об объединении Германии  сначала

договариваются два  немецких государства, а потом  эти  договоренности  будут

рассмотрены четырьмя  державами-победительницами,  Тэтчер  выступила  против этого. Она сказала, что предпочитает другой порядок — не "2 +  4",  а  "4  + 2", то есть сначала державы-победительницы рассмотрят порядок воссоединения и самым активным образом включатся в этот процесс, а не  просто  проштампуют его. "Четыре державы, несущие ответственность за Берлин, — говорила  Тэтчер, — обязаны высказаться по вопросу о воссоединении,  ибо  на  них  лежит  доля ответственности и по отношению к Восточной Европе". Она настаивала  на  том, чтобы не спешить  с  воссоединением.  "Дайте  нам  время  разработать  новую схему. В противном же случае  вместо  укрепления  безопасности  вы  получите риск", — таково было ее мнение.[44]

    И еще один  острый вопрос поднимала Тэтчер  —  о  гарантиях  со  стороны

новой Германии сложившихся  в Европе границ. Коль долгое время  воздерживался от признания нерушимости европейских границ, в том числе  границ  Польши,  и это не могло не беспокоить Тэтчер.

    Отношения  двух лидеров стали еще более  натянутыми.  Наконец,  еще   одно

осложнение, связанное  с будущим объединением  Германии.  Коль  сразу  связал

вопрос объединения  с  членством  Восточной  Германии  в  ЕЭС,  заявив,  что

объединенная Германия должна ускорить интеграцию ЕЭС.  Получалось  так,  что

вопрос  об  участии  Восточной  Германии  в   ЕЭС   решался   одним   Бонном

автоматически с объединением Германии. Для Коля это был как бы уже  решенный вопрос. На Даунинг-стрит немедленно  отреагировали.  Тэтчер  опасалась,  что включение  относительно  отсталой  экономики  ГДР  в  систему  Общего  рынка приведет к огромным затратам. Она заявила: "Можно предвидеть  проблему  ЕЭС: каким образом вы собираетесь следить за товарами, поступающими из  Восточной Германии? Ни расходов, ни цен,  одни  субсидии.  С  такой  экономикой  света белого не увидишь. Все эти проблемы  надо  было  предусмотреть.  И,  тем не менее, никто даже не пытался их решать".

    Тэтчер справедливо   указывала  на  те  колоссальные  проблемы,  которые

встанут в связи с  воссоединением Германии, так  как  ГДР  не  знала  никакой

рыночной экономики. Тэтчер стала добиваться гарантий, что Британия не  будет

нести слишком большое  бремя  много  миллиардных  затрат  на  восстановление

экономики Восточной  Германии.

    Тэтчер беспокоило  и то, что роль объединенной  Германии в ЕЭС не  только

усилится, но она станет доминирующей  силой.  На  ФРГ  уже  приходилось  24%

общего объема производимой ЕЭС продукции, а при объединении  этот  показатель значительно возрастет.

    Обострение  отношений Британии с  ФРГ   сопровождалось  усилением  личных

выпадов  руководителей  двух  стран  друг  против  друга.  Тэтчер  в  резких

выражениях  критиковала  Коля  за  то,  что  он  недостаточно   информировал

союзников о предпринимавшихся им конкретных мерах  по  достижению  немецкого единства. Подводя итоги,  можно  сказать,  что  Тэтчер  все  последние  годы разрывалась между Америкой и Общим рынком, желая  сохранить  и  приоритетные отношения с США, и добиться наибольших уступок от Сообщества с минимальными издержками для Англии. Эта  политика  погони  за  двумя  зайцами  к  большим успехам не привела, но  вызвала  явное  недовольство  в  стране.  Избиратели были, прежде всего, недовольны развитием сотрудничества Британии  с  ЕЭС, и это сказалось на выборах в Европейский парламент в  июне  1989  года,  когда тори  потерпели  серьезное  поражение,  уступив  преимущество   лейбористам. Многие парламентарии-тори обвиняли в этом, прежде всего премьер-министра.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Отставка

Но что же дальше? Несмотря на все ее триумфы, Маргарет Тэтчер недолюбливали внутри партийной элиты. Здесь было что-то от того раздражения, которое обычно возникает, когда вами руководит женщина, временами очень резкая и неприятная женщина. Кроме того, первоначально жесткая программа борьбы с инфляцией со временем была смягчена, и в 1987 году инфляция снова начала расти. Опять встал старый вопрос - как ее контролировать? Высокие чины в правительстве говорили, что единственным выходом является привязка британского фунта к легендарно стабильной немецкой марке. К тому же, это позволило бы в целом наладить отношения с Европейским экономическим сообществом. Но все это означало бы потерю независимости. Г-жа Тэтчер была убежденным британским националистом и сторонницей атлантического союза с США. Европейские "идеалы" наводили на нее тоску, а ближайшие советники премьер-министра относились к планам объединения европейских финансов крайне враждебно. Ее последние три года у власти, в конце которых произошло объединение Германии, были осложнены яростными спорами по поводу идеи "объединенной Европы", в результате чего наиболее яркие Тэтчер были вынуждены уйти в отставку, что нанесло ее правительству в целом очевидный ущерб. Если бы Маргарет Тэтчер была тираном, каким ее считали многие, она бы послала своих эмиссаров в местные избирательные округа и наверняка обеспечила бы депутатам парламента от консерваторов угрозу отзыва снизу, если они не будут следовать предписанной сверху линии партии. Она этого не сделала (позднее именно это довольно подло проделал ее преемник Джон Мейджор). Более того, именно в тот момент ее правительство допустило серьезнейшую ошибку в налоговой политике.

Дело было в том, что на местное  управление уходила значительная часть  государственного бюджета, но при этом сами местные органы власти вели себя крайне расточительно и в своем большинстве придерживались левой ориентации. Поступления в бюджет обеспечивались отчасти благодаря налогам на недвижимость "наших людей", как называла их Маргарет Тэтчер. Почему бы не ввести так называемый "душевой налог" - отдельный налог на услуги местного управления, который должны будут выплачивать все, кто такими услугами пользуется? Тихо и без особого обсуждения эта идея была принята. Однако никакой радикальной реформы местного управления не было проведено, как не было проведено и крупномасштабной приватизации его отделений и служб (образования, например, или быстрорастущих "попечительских" отделов - в Оксфорде, например, органы местного управления приняли в штат пятьдесят "консультантов по проблемам СПИДа" - при двух больных СПИДом, живущих в городе). В результате местные органы власти получили бы возможность присылать налогоплательщикам очень крупные счета за свои услуги, и семья рабочих с работающими детьми-подростками могла вдруг обнаружить у себя в почтовом ящике налоговый счет на несколько тысяч фунтов. С точки зрения успеха у избирателей, это было очевидное самоубийство, и Консервативная партия забеспокоилась. Это совпало с деморализующими ссорами по поводу европейского вопроса, которые оставили избирателей в основном равнодушными, но вызвали у видных членов партии взаимное отвращение. Увлечение Тэтчер московской политикой не оставляло ей достаточно сил на то, чтобы разобраться с этими местными проблемами, и ее свалили в результате тщательно подготовленного заговора мелких партийных функционеров. Однако что особенно ярко характеризует личность Маргарет Тэтчер: хотя в свое последнее утро на посту она и расплакалась, услышав о предательстве своих ближайших соратников, в тот же день в палате общин она сумела разыграть одно из величайших представлений в истории британского парламента. Ее лебединая песнь - умная, идеально выстроенная и эмоциональная, ее последняя речь - заставила весь мир прильнуть к экранам телевизоров. Возможно, это было последнее событие в британском парламенте, о котором можно будет сказать нечто подобное. Тогда даже лейбористские парламентарии были ошеломлены и восклицали, что консерваторы, должно быть, сошли с ума, забаллотировав такого уникального лидера.

Сейчас, по прошествии значительного времени, кажется, что взгляды г-жи Тэтчер на европейские дела (эти взгляды были четко сформулированы в ее классической речи в Брюгге в 1988 году) были, по всей видимости, верными. Введение общей валюты вовсе не принесло ожидаемого благоденствия, а попытки проведения единой европейской международной политики, как показали югославские события, вылились в открытый фарс. Реформы, которые она начала проводить в начале 1980-х и которые столь неистово критиковались тогда, в наши дни определяются как "политика здравого смысла". Сейчас мы прекрасно понимаем, что их следовало осуществлять и далее, в особенности на той волне процветания, которая позволила бы без существенных потерь провести приватизацию, скажем, системы образования или здравоохранения. Но тогда Маргарет Тэтчер не могла полностью предвидеть истинных масштабов успеха своей деятельности, как, впрочем, не мог тогда и никто другой. Возможно, с одним лишь исключением. Марксистско-ленинская теория хороша в объяснении принципов функционирования капиталистической системы производства. Атлантическое возрождение в начале 1980-х было ярким и убедительным уроком того, что англо-американский капитализм в конце концов устоял, и даже укрепился в своих основаниях. Как именно это повлияло на расчеты в Кремле? Было бы весьма интересно увидеть отчеты Михаила Горбачева о его первых встречах с железной леди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 www. eurored. ru

2  Янг Х. «Одна из нас: биография Маргарет Тэтчер», Лондон, 1989, с. 207

3 Капитонова Н.К. Маргарет Тэтчер: человек и политик. Новая и новейшая история, №2, 2007; с. 4

4 Янг Х. «Одна из нас: биография Маргарет Тэтчер», Лондон, 1989, с. 306

5 Янг Х. «Одна из нас: биография Маргарет Тэтчер», Лондон, 1989, с. 306

6 Огден К. Маргарет Тэтчер: женщина у власти. М., 1992, с. 140

7 Пэксмен Дж. Политический зверь. Лондон, 2003, с. 24

 8 Пэксмен Дж. Политический зверь. Лондон, 2003, с. 76

9 Сэмпсон A. Анатомия Британии в 21 веке. Лондон, 2004, с. 47

10 Капитонова Н.К. Маргарет Тэтчер: человек и политик. Новая и новейшая история, №2, 2007; с. 5

11 Норман Стоун. Пример Маргарет Тэтчер. Самый успешный британский премьер-министр глазами своего советника, www.top-manager. ru, с. 5

12 http://www.peoples.ru/state/politics/thatcher/ 

13 Огден К. Маргарет Тэтчер: женщина у власти. М., 1992, с. 189

14 Кригер Дж. Рейган, Тэтчер и политика упадка. М., 1988.стр.94

15 Кригер Дж. Рейган, Тэтчер и политика упадка. М.,1988.стр.106.

16 Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.367

17 Попов В.И. Маргарет Тэтчер: человек и политик. М.,2000.стр.372

18 Огден К. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти. М.,1992.стр.203

19 Замятин Л.М. Горби и Мэгги: Записко посла о двух известных

политиках. М.,1995.стр 36.

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Политика Маргарет Тэтчер. Становление премьер - министра