Политическое и правое учение Томаса Гоббса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 10:06, доклад

Описание работы

Цель политико-правового учения Т. Гоббса заключается в построении учения государства и права, совершенно свободного от субъективных оценок (подобно математике). Источник учения – естественные свойства человека, которому от природы присущи следующие качества: соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Эгоистические стремления людей образуют основу природы человека.

Файлы: 1 файл

Политическое и правовое учение Т. Гоббса.docx

— 19.54 Кб (Скачать файл)

Политическое и правовое учение Томаса Гоббса.

Томас Гоббс (1558-1679) – известный английский философ-материалист, выступил врагом революции. Он стал первым крупным теоретиком Нового времени, кто на началах естественного права создал систематическое, целостное учение о государстве и праве. Т. Гоббс обосновывал права верховной власти на основе естественных законов.

В начале английской революции Т. Гоббс в Париже опубликовал на латинском языке (язык международного общения) трактат в защиту абсолютной власти «О гражданине» (1642) и был вынужден эмигрировать. Позже он в Лондоне издает (на английском языке) свое сочинение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).

Цель политико-правового учения Т. Гоббса заключается в построении учения государства и права, совершенно свободного от субъективных оценок (подобно математике). Источник учения – естественные свойства человека, которому от природы присущи следующие качества: соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Эгоистические стремления людей образуют основу природы человека. Люди, по его мнению, ищут в обществе удовлетворения своих интересов и именно для этого соединяются. Являясь прирожденным эгоистом, человек сближаются только с теми лицами, от кого он ожидает для себя выгоды.

В естественном состоянии каждый человек имеет право на все, что считает для себя необходимым. В догосударственном состоянии люди, согласно его учению, находятся в состоянии «войны всех против всех» (bellum omnium contra omnes). Первый, основной закон природы, гласит: «Должно искать мира». Из основного закона вытекают другие законы общественной жизни или естественные законы (средства для достижения этой цели). Прежде всего, для сохранения мира человек должен ограничить свои притязания, уступив часть своих прав другим, а значит, заключить договор. На этом положении основывается второй производный закон природы о необходимости соблюдения обязательств. Понятие о правде и неправде, по мнению Т. Гоббса, возникают только вследствие договора.

Из потребности мирного сосуществования ученый выводит остальные (юридические и нравственные) законы. Всего Т. Гоббс выделяет 20 естественных законов, необходимых для достижения мира, предписывающих добрые нравы: быть благодарным; быть полезным другим; быть сострадательным; мстить и наказывать, имея ввиду не совершенное уже зло, а будущее благо, т.е. исправление преступника; не оскорблять других; не превозноситься над ними; быть скромными; быть беспристрастным; общим пользоваться сообща; если какая-то вещь не может быть ни разделена, ни сделана предметом общего пользования, дело должно решаться жребием, но жребий может быть не только искусственный, но и естественный, как первородство или первый захват; посредники мира должны пользоваться неприкосновенностью; в случае споров, они должны решиться третейским судьей; никто не должен быть судьей в своем собственном деле; третейский судья не должен получать вознаграждение от сторон; решение спора должно основываться на показании беспристрастных свидетелей; с судьей не допускается никаких сделок; запрещается пьянство и все, что затемняет рассудок. Все эти законы сводятся, по словам ученого, к ясному правилу: «Не делай другим то, чего не хочешь, чтобы тебе делали».

По своему содержанию естественные законы тождественны нравственным нормам и здравому смыслу. Они носят вечный и неизменный характер. Для соблюдения естественных законов необходимо обезопасить себя от произвола со стороны других лиц, что означает соединение значительного числа людей для взаимной защиты. Это соединение должно быть организованным и действенным. Таким образом, для того чтобы все эти законы получили надлежащую силу, необходимо, чтобы все люди договорились подчинить свою частную волю одному лицу или собранию, воля которого считалась бы волею всех. Государство, тем самым, Т. Гоббс рассматривает как  результат взаимного договора. Под ним ученый понимает «единое лицо, воля которого вследствие договора многих людей считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности каждого для общего мира и защиты».

Особенность политического учения Т. Гоббса заключается в том, что он считал власть, установленную по договору, неограниченной и безусловной. Несмотря на то, что в основании государства лежит общественный договор, верховная власть не может быть уничтожена волею граждан. Актом договора они связали свою волю не только по отношению друг к другу, но и к правителю, без согласия которого они не вправе расторгнуть договор.

Т. Гоббс отвергает теорию разделения властей (власть абсолютна), смешанный образ правления (противоречит единству верховной власти) и «извращенный форма государства (нет ясных критериев для их выделения: всякий недовольный может считать существующее правление плохим).

Он отрицательно относится к демократии. По его мнению, демократия имеет столько правителей, сколько насчитывает в обществе демагогов. Пристрастие и непостоянство толпы, свойственные демократии, беспрерывно меняют законы, что в итоге пагубно влияет на стабильность государственного режима. Наилучшей формой правления он считает неограниченную монархию, в которой верховный правитель обладает всей полнотой власти. Здесь меньше оснований для вымогательств, несправедливостей и притеснений подданных.

Однако абсолютизация верховной власти в теории Гоббса относится только к сфере публичного права; в области частно-правовых отношений лицам представляются права и свободы. Т. Гоббс понимает под свободой право делать все, что не запрещено законом. Цель законов состоит не в том, чтобы удерживать людей от всяких действий, а в том, чтобы дать действиям правильное направление.

В учении Гоббса о праве много теоретически значимых идей и замечаний, выходящих далеко за пределы юридического мышления своего времени. Он исследует природу законов и назначение законов, изучает их структуру. Любой гражданский закон, согласно этой теории, предполагает две части: дистрибутивную (распределяющую) и виндиккативную (карающую) части. Первая содержит определение правил поведения, т.е. включает права и обязанности сторон и запреты, вторая часть определяет наказание. Бесполезен закон, если он не содержит в себе обеих частей.

Особенностью правового учения Т. Гоббса и несомненным теоретическим прогрессом для 17 века стало его утверждение о том, что первая часть (дистрибутивная) обращена ко всем лицам, а вторая (виндикативная) – только к должностным лицам. Эти выводы о содержании закона воплощены в современном понимании структуры нормы права: определение правил поведения содержатся в диспозиции нормы права, а ответственность за правонарушение предполагается санкцией правовой нормы.

Учение Т. Гоббса противоречиво по содержанию, поэтому и его оценки различны. Противоречивость данного политического учения заключается в обосновании Гоббсом своего идеала. Он настаивает, что подвластные не должны иметь собственных суждений о добре и зле – за них это делает государство, определяя гражданским законом, что хорошо, а что плохо. С одной стороны, считать человека политическим рабом своего правителя, а с другой стороны, наделять его правами и свободами, провозглашенными и даже гарантированными правителем в сфере частного права, - такое противоречие вряд ли найдет компромисс в теории и практике. Однако Гоббс видел силу общества именно  в авторитарности государственной власти.

Несмотря на отмеченную противоречивость учения, рационалисты 18 века преклонялись перед теорией Гоббса. О. Конт называл Гоббса «отцом революционной философии» - по тому рационалистическому духу, по оригинальности мысли, по смелости и стремлению к свободному обсуждению острых социально политический вопросов, которые были поставлены в его учении о государстве и праве.

 

 


Информация о работе Политическое и правое учение Томаса Гоббса