Поэт-новатор В. Маяковский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 14:21, реферат

Описание работы

Тема творчества и жизни великого поэта Владимира Маяковского1 наиболее актуальна на сегодняшний день. Это связано с тем, что 19 июля 2013 года исполняется 120 лет со дня рождения Маяковского. Отмечать собираются с размахом и в России, и в Украине, и в Грузии. Этот юбилей обещает много сюрпризов и подарков почитателям таланта яркой личности ХХ века.
Маяковский действительно был титанической фигурой своего времени: певец Октября, первый поэт революции, поэт – борец за светлое будущее народа. Его поэзия — художественная летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения социализма. Его стихи и поэмы навсегда вошли в историю ХХ века.

Содержание работы

Введение 3 стр.
Глава 1. Биография В. Маяковского 5 стр.
Глава 2. Творческая деятельность Владимира Маяковского 12 стр.
2.1 Маяковский – поэт. Новаторство поэзии Маяковского 12 стр.
2.2 Художник Маяковский 20 стр.
2.3 Маяковский – актер, режиссер, сценарист 23 стр.
Заключение 25 стр.
Список литературы

Файлы: 1 файл

маяк.doc

— 481.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени Александра

Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

 

Кафедра Музеологии

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

История культуры

«Поэт – новатор Владимир  Маяковский»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. Мз – 111

Дегтева А.

 

Проверил: кандидат исторических

наук, старший преподаватель

Федотова М. Я.

 

 

Владимир 2013 г.

 

Содержание:

 

Введение                                                                                                3 стр.

Глава 1. Биография В. Маяковского                                                   5 стр.

Глава 2. Творческая деятельность Владимира Маяковского           12 стр.     

2.1 Маяковский – поэт. Новаторство поэзии Маяковского              12 стр.

2.2 Художник Маяковский                                                                   20 стр.

2.3 Маяковский – актер, режиссер, сценарист                                   23 стр.

Заключение                                                                                            25 стр.

Список литературы                                                                               27 стр.

Приложение                                                                                           29 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Тема творчества и жизни великого поэта Владимира Маяковского1 наиболее актуальна на сегодняшний день. Это связано с тем, что 19 июля 2013 года исполняется 120 лет со дня рождения Маяковского. Отмечать собираются с размахом и в России, и в Украине, и в Грузии. Этот юбилей обещает много сюрпризов и подарков почитателям таланта яркой личности ХХ века.

Маяковский действительно был титанической фигурой своего времени: певец Октября, первый поэт революции, поэт – борец за светлое будущее народа. Его поэзия — художественная летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения социализма. Его стихи и поэмы навсегда вошли в историю ХХ века.

Жизнь поэта, его деятельность, любовные романы и интрижки, даже гибель его являются самыми интересными и загадочными для критиков, для людей, чье сердце отдано стихам и поэмам Маяковского.

Маяковский внес огромный вклад в русскую культуру ХХ века. Он не только оставил после себя яркие, красочные и интереснейшие плакаты, не только снимался в кино и писал сценарии, но и являлся новатором в поэзии. Он существенно реформировал русский стих. Новый тип лирического героя с его революционным отношением к действительности способствовал формированию новой поэтики максимальной выразительности: вся система художественных средств поэта направлена на предельно драматизированное речевое выражение мыслей и чувств лирического героя.

Для написания данной работы я привлекла такие источники, как автобиографию поэта, его стихи и поэмы, воспоминания его современников.

Также в процессе написания работы я использовала книги таких авторов как Наумов Е. И., Реформатская Н. В., Михайлов А. А. и других.

Цель моей работы – наиболее подробно рассказать о жизни и творчестве поэта Владимира Маяковского.

Задача работы – раскрыть всю полноту таланта Маяковского, показать новаторство в поэзии Маяковского.

Моя работа содержит: введение, главу 1. «Биография В. Маяковского», где рассказывается о жизни поэта, его семье и всех трудностях, с которыми им пришлось столкнуться; глава 2. «Творческая деятельность В. Маяковского» делится на три подглавы: 1) «Маяковский – поэт». Здесь рассказывается о его творчестве и новаторских идеях, которые он воплотил в своем стихотворении, 2) «Маяковский – художник», где показывается Владимир со стороны художественной деятельности в плане рисунков, плакатов и рекламы. 3) «Маяковский – актер». Данная подглава раскрывает Маяковского как актера, режиссера и сценариста, показывается его деятельность в сфере российского кинематографа. Также моя курсовая работа содержит заключение, список использованной литературы и приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Биография Маяковского

«Я свое, земное, не дожил,

на земле

свое не долюбил.»

Вл. Маяковский2

 

Маяковский Владимир Владимирович родился 19 июля 1893 года в небольшом селении Багдади вблизи г. Кутаиси. Отец – Владимир Константинович Маяковский – лесничий, умный, веселый человек, снискавший любовь и уважение крестьян. После переименования в 1940 г. с. Багдади в поселок Маяковский многие из его старожилов были убеждены, что сделано это в честь В. К. Маяковского. Бабушка поэта по отцу происходила из рода известного в прошлом веке писателя Г. П. Данилевского, имевшего общие корни в родословной Н. В. Гоголя и А.

С. Пушкина. Мать Маяковского - Александра Алексеевна, урожденная Павленко, посвятила себя воспитанию детей. Их в семье было трое: Владимир, сестры Ольга и Людмила. У них был еще брат Константин, но он умер в 3-летнем возрасте3. Детские годы Маяковского прошли среди величественной, привольной природы Кавказа. С малых лет впитал Маяковский так поражавшую потом его современников широту и щедрость земли Грузии, чеканную напевность ее языка, искренний и горячий нрав ее народа4.

В 1906 г., после внезапной смерти отца, семья Маяковских переезжает в Москву. В Москве Маяковский, увлекшись идеями социал-демократии, вступает в 1908 г. в РСДРП и принимает участие в подпольной работе. С этим обстоятельством связано и прекращение Маяковским, после 5-го класса гимназии, систематического общего образования. Маяковский трижды арестовывался, но в конце концов был отпущен на поруки матери, после чего вышел из рядов коммунистической партии и, вопреки распространенному мнению, впоследствии в нее не вступал.

    Именно в тюрьме, под  впечатлением от впервые прочитанных  современных стихов, в частности  – Бальмонта, Маяковский сделал  первые шаги в поэзии (стихи  не сохранились), написанное впоследствии  оценивал очень критически.

    В 1911, после нескольких попыток поступить в какое-либо художественное учебное заведение, Маяковский становится учащимся Школы живописи, ваяния и зодчества в Москве. Через учившегося там же Давида Бурлюка5, одного из лидеров группы футуристов «Гилея», Маяковский знакомится с миром московского литературно-художественного авангарда. Бурлюк, которого Маяковский познакомил со своими стихами, высоко оценил их и рекомендовал продолжить занятия поэзией.

С конца 1912 – начала 1923 Маяковский принимает участие в художественных выставках современного искусства, выступает с чтением своих стихов, участвует в публичных выступлениях совместно с Бурлюком и другими членами группы «Гилея». Первые публикации Маяковского (стихотворения «Ночь», «Утро») появились в конце 1912 именно в издании «Гилеи»: Пощечина общественному вкусу.

  Маяковский также участвовал  в написании одноименного манифеста, из которого взято часто цитировавшееся  художественными противниками футуристов  положение – «сбросить Толстого, Достоевского, Пушкина с Парохода современности». Маяковский прекрасно обладал знаниями о творчестве этих писателей. «Володя с четырех лет полюбил книги. Он часто просил меня читать ему. Если я была занята и не могла читать, он расстраивался, плакал. Тогда я бросала все дела и читала ему – сначала сказки, а затем басни Крылова, стихотворения Пушкина, Некрасова, Лермонтова и других поэтов»6.

В мае 1913 был напечатан литографским способом в количестве 300 экземпляров первый сборник Маяковского – «Я!» с иллюстрациями автора и его товарищей по Школе живописи, ваяния и зодчества – В.Чекрыгина и Л.Шехтеля.

Маяковский, вместе с Бурлюком, В.Каменским и другими членами группы кубофутуристов активно участвует в «футуристических турне» по России – коллективных выступлениях с лекциями и чтением стихов. В выступлениях были сильны элементы театрализации, эпатажа (вызывающая манера поведения, необычная одежда, грим).

В 1914 в петербургском театре «Луна-парк» была поставлена, при участии автора, трагедия Маяковского «Владимир Маяковский», в которой поэт исполнил главную роль – поэта Владимира Маяковского. По воспоминаниям Чуковского, «пьеса должна была иметь другое название, но цензор, которому Маяковский сдал пьесу, еще не придумав заглавие, принял за него имя автора и в последствии не разрешил его поменять, но поэта это только обрадовало»7.

В 1915 Маяковский сотрудничает в журнале «Новый Сатирикон», где публикует ряд сатирических и юмористических стихотворений («Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн обеду», «Вот так я сделался собакой» и др.). В них сильно влияние образности и стилистики поэтов - «сатириконцев» (Саша Черный и др.), проявлявшееся впоследствии и в сатирических стихах Маяковского советского периода. В 1915 Маяковский знакомится с семьей Лили и Осипа Бриков8. О. Брик финансировал публикацию книг поэта и альманаха футуристов «Взял», а Л. Брик стала адресатом множества стихов и поэм Маяковского. В начале сентября 1915 г. Маяковского призвали на военную службу, но, благодаря покровительству М. Горького, он был определен в тыловую Военно-автомобильную школу под Петроградом. Во время службы Маяковский продолжал печататься, участвовать в публичных выступлениях. Поэмы Маяковского 1910-х («Флейта-позвоночник» (1915), «Война и мир» (1915–1916), «Человек» (1916–1917)), отталкиваясь от ситуации, реально присутствовавшей в жизни автора, продолжают работу по созданию «мифа Маяковского». К нему добавляется новый аспект – безнадежная любовь к женщине, наделенной именем и узнаваемыми чертами внешности и биографии Лили Брик, которая предпочитает лирическому герою-поэту человека, способного обеспечить ей бытовое благополучие.

К 1918 относятся опыты Маяковского в области кино (всего снято три фильма, полностью сохранился один – Барышня и хулиган; Маяковский выступил в роли сценариста, режиссера и актера). Впоследствии Маяковский неоднократно писал киносценарии, часть которых – «Трое», «Октябрюхов и Декабрюхов» – была реализована. Претензии футуристов, организовавшихся вокруг газеты «Искусство коммуны», на монопольное положение в искусстве послереволюционной России, несмотря на покровительство Народного комиссара просвещения А. Луначарского, реализованы не были. Большая часть руководства комиссариата и других органов управления культурой придерживались более традиционных взглядов в области искусства. В послереволюционный период Маяковский продолжал активно участвовать в литературной жизни – чтениях, диспутах, которые стали основным способом бытования поэзии. С начала 1920-х гг. постепенно наметился отход Маяковского от традиций футуризма. С 1923 г. практически во всех произведениях Маяковского без исключения применяется прием графической организации стиха, с которым с этого момента творчество поэта ассоциируется у большинства читателей, – разбивка строк на осмысленные фрагменты так называемой «лесенкой». Сам Маяковский в статье «Как делать стихи?» объясняет появление «лесенки» необходимостью передать особенности интонации, звучания стиха для «среднего» читателя, поскольку традиционная пунктуация слишком бедна для этого9. В 1919–1922 Маяковский сотрудничал как художник и автор текстов, а затем и руководил мастерской по изготовлению так называемых «Окон РОСТА» (Российского телеграфного агентства) – плакатов, предназначенных для вывешивания в витринах пустующих магазинов и отражающих злободневные политические и военные события. С приходом Маяковского «Окна РОСТА» приобрели структуру, напоминающую современный комикс: серия рисунков, отображающая последовательно развивающиеся события, с краткими стихотворными подписями. Попытки сделать тексты более доступными малограмотному и малообразованному читателю обусловили обращение к стилизации под фольклор. Рисунки и тексты к плакатам были анонимны, и точно установить авторство Маяковского не всегда представляется возможным. С 1922 г. Маяковский активно участвовал в деятельности художественной группы «ЛЕФ» (Левый Фронт (искусств)), объединившейся вокруг одноименного журнала (1-й номер – 1923 г.). В группу входили как литераторы (Маяковский, Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Третьяков) и филологи (В. Шкловский, О. Брик), так и представители других областей искусства (С. Эйзештейн, Дзига Вертов, А. Родченко, В. Степанова). Кратко художественную программу «ЛЕФа» можно определить как непосредственное отображение действительности: вместо «литературы вымысла» – «литература факта», вместо игрового кино – документальное, вместо живописи – фотография и т.д. «ЛЕФ» претендовал на исключительное место в искусстве СССР, на исключительную верность предлагавшихся им художественных методов и подходов к роли искусства.

В 1920-х активно работал (в сотрудничестве с А. Родченко) над рекламой и дизайном упаковки (трест «Моссельпром», «Резинотрест», ГУМ и др.; Серебряная медаль и диплом Выставки декоративно-прикладного искусства в Париже, 1925 г.). Являясь штатным или внештатным корреспондентом множества советских газет, Маяковский часто писал стихи к определенным событиям, датам агитационного, пропагандистского содержания. Как журналист и как рекламный представитель треста «Моссельпром», он довольно часто бывал за рубежом, «буржуазная» действительность также становилась темой пропагандистских стихов. Также много писал для детей.

Маяковский активно выступал в различных городах СССР с чтением собственных стихов. Обязательным элементом таких вечеров были ответы-импровизации на записки из зала, сопровождавшиеся шутками, рассчитанными зачастую на самый невзыскательный вкус. Такие выступления были не только формой представления своих произведений, но и способом заработка. Пьесы Маяковского «Клоп» (1928 г.) и «Баня» (1929 г.) были резко приняты критиками, в особенности пьеса «Баня». К ней предъявляли претензии идейного характера – преувеличение опасности бюрократизма, проблемы которого в СССР не было и другие. Сразу появились резкие статьи против Маяковского, некоторые – даже с заголовками «Долой маяковщину!». В феврале 1930, выйдя из состава РЕФа (Революционный фронт (искусств), группа, образовавшаяся из остатков ЛЕФа), Маяковский вступает в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей), где сразу же подвергается нападкам за «попутничество». В марте 1930 Маяковский организовал ретроспективную выставку «20 лет работы», на которой были представлены все области его деятельности. Но ее проигнорировали и партийное руководство, и бывшие коллеги по ЛЕФу.

Таким образом, у Маяковского накопилось слишком много неудач за последнее время: провал выставки «20 лет работы», провал спектакля по пьесе «Баня» в театре Мейерхольда, разгромные статьи против Маяковского, трения с другими членами РАПП, неудачи в личной жизни – все это стечение обстоятельств подготовило почву для самоубийства поэта. 14 апреля 1930 года Маяковский покончил с собой в своей маленькой квартирке на Лубянке.

Владимир Маяковский был титанической фигурой своего времени, ярчайшим представителем художественного авангарда начала 20 века. Его произведения оставались доступны широкой массе весь советский период. Он очень хорошо понимал суть советской власти и умело в своих стихах показывал ее ошибки. «Когда мы говорим о Маяковском, – писала Марина Цветаева, – оборачиваться нам, а может быть нашим внукам, придется не назад, а вперед. Говоря о поэте, дай нам Бог помнить о веке».10

Информация о работе Поэт-новатор В. Маяковский