Петр Первый. Исторический портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим результатом преобразований Петра является то, что Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора. Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени. При Петре I в России начала развиваться промышленность, расширилась торговля, открылись школы и гимназии. Впервые в стране появилась Академия наук, постоянный театр, был составлен гражданский алфавит, принят новый календарь. По всей России начали строиться новые города, а в старых мостили и освещали улицы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ДЕТСТВО ПЕТРА
СТРЕЛЕЦКИЙ БУНТ 1682 ГОДА И ПРИХОД К ВЛАСТИ СОФЬИ АЛЕКСЕЕВНЫ
ПЁТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ
СВЕРЖЕНИЕ ЦАРЕВНЫ СОФЬИ. ПРАВЛЕНИЕ ЦАРИЦЫ НАТАЛЬИ
АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ. 1695—1696 годы
“Великое посольство” 1697 - 1698 годов
ПЕРВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, РОЗЫСК И КАЗНЬ СТРЕЛЬЦОВ
1701 - 1706 г. НАЧАЛО СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ. ПОЛТАВА
ВТОРОЙ ЭТАП СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Военные действия на Балтике в 1713 - 1721 годах
Персидская война
ВНУТРИКЛАССОВАЯ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА
Борьба внутри господствующего класса
Обострение классовой борьбы. Астраханское восстание
Народное движение 1707 - 1708 годов
РЕФОРМЫ ПЕТРА I. ИХ ХАРАКТЕР
Реформа органов власти и управления
Военная реформа
Устройство сословий
Церковная реформа
Финансовые реформы
Реформы в области культуры и быта
ЛИЧНОСТЬ ПЕТРА I
Внешний облик Петра
Cемья Петра I
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 70.19 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа: Петр I, исторический портрет

Курсовая работа: Петр I, исторический портрет

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ

РЕФЕРАТ

по дисциплине

“ОТЕЧЕСТВЕННАЯ  ИСТОРИЯ”

на тему:

“Петр Первый. Исторический портрет”

Москва 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ДЕТСТВО ПЕТРА

СТРЕЛЕЦКИЙ  БУНТ 1682 ГОДА И ПРИХОД К ВЛАСТИ СОФЬИ  АЛЕКСЕЕВНЫ

ПЁТР В  ПРЕОБРАЖЕНСКОМ

СВЕРЖЕНИЕ ЦАРЕВНЫ  СОФЬИ. ПРАВЛЕНИЕ ЦАРИЦЫ НАТАЛЬИ

АЗОВСКИЕ  ПОХОДЫ. 1695—1696 годы

“Великое  посольство” 1697 - 1698 годов

ПЕРВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, РОЗЫСК И КАЗНЬ СТРЕЛЬЦОВ

1701 - 1706 г.  НАЧАЛО СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ. ПОЛТАВА

ВТОРОЙ ЭТАП СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Военные действия на Балтике в 1713 - 1721 годах

Персидская  война

ВНУТРИКЛАССОВАЯ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА

Борьба внутри господствующего класса

Обострение  классовой борьбы. Астраханское восстание

Народное  движение 1707 - 1708 годов

РЕФОРМЫ ПЕТРА I. ИХ ХАРАКТЕР

Реформа органов  власти и управления

Военная реформа

Устройство  сословий

Церковная реформа

Финансовые  реформы

Реформы в  области культуры и быта

ЛИЧНОСТЬ  ПЕТРА I

Внешний облик Петра

Cемья Петра  I

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Вторая треть XVII века ознаменовалась рождением человека, который кардинальным образом повлиял на судьбу всего  русского народа – Петра I. С самого детства он встречал трудности на своем пути, с самого раннего возраста он попал во враждебную среду борьбы за престол, но он всегда проявлял силу и жесткость характера, которые  остались при нем до последнего вздоха. Петр I сильно отличался от прежних  правителей своим поведением, своими взглядами, и именно ему было суждено  стать Первым Императором Российской Империи.

В России, на протяжении XVII века постепенно накапливались и назревали  изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые переросли  в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь превратилась в Российскую Империю. Коренным образом  изменилось место и роль России в  международных отношениях того времени.

Все эти изменения происходили  на основе феодально-крепостнического строя, который постепенно становился главным тормозом для прогрессивного развития страны и вступал в стадию своего разложения.

Сложность исторического  развития страны в это время определили крайнюю противоречивость деятельности Петра I и осуществляемых им реформ. С одной стороны, они имели  огромное прогрессивное значение, шли  навстречу общенациональным интересам  и потребностям, способствовали значительному  ускорению исторического развития страны и были нацелены на ликвидацию её отсталости. С другой стороны - осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные  преобразования петровского времени  с самого начала несли в себе консервативные черты.

Важнейшим результатом преобразований Петра является то, что Россия стала  полноправной участницей международных  отношений, проводившей активную внешнюю  политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора. Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени. При Петре I в России начала развиваться промышленность, расширилась торговля, открылись школы и гимназии. Впервые в стране появилась Академия наук, постоянный театр, был составлен гражданский алфавит, принят новый календарь. По всей России начали строиться новые города, а в старых мостили и освещали улицы. Также укрепилось и военное положение страны: Петром был построен первый российский флот, и создана регулярная армия.

Стараясь искоренить извечное российское невежество, Петр действовал так, как подсказывал ему решительный  характер: “Я так хочу, потому что  считаю это хорошим, а чего я хочу, то непременно должно быть” – таков  был девиз всей его деятельности, направленной во славу России, которая  была для него превыше всего.

 
ДЕТСТВО ПЕТРА

Петр Алексеевич Романов  родился в ночь на 30 мая 1672 года в  Теремном дворце Кремля. Отец — царь Алексей Михайлович — имел многочисленное потомство: Пётр был 14-м ребёнком, но первым от второй жены, царицы Натальи  Нарышкиной, воспитанницы боярина А.С. Матвеева. 29 июня в день Святых Петра  и Павла царевич был крещён в Чудовом монастыре (по другим данным, в храме Григория Неокесарийского, в Дербицах, протопопом Андреем Савиновым) и наречён Петром. Царь-отец повелел  снять с новорождённого «меру» –  измерить длину и ширину его тельца – и написать икону таких же размеров. Икону написал знаменитый живописец Симон Ушаков: с одной  её стороны была изображена Троица, а с другой – лик апостола Петра. Ни при каких жизненных обстоятельствах  Пётр не разлучался с этой иконой, всюду  возил с собой, а после кончины  императора её повесили над царским  надгробием.

Первая жена царя, дочь И.Д. Милославского Марья Ильинична, умерла, оставив ему двух сыновей  Федора и Ивана, и много дочерей. Таким образом, при царе Алексее  в царском семействе существовало два враждующих круга родных: старшие  дети царя с Милославскими и Наталья  Кирилловна с сыном и родней. Царевичи Федор и Иван не отличались физической крепостью и не подавали надежды  на долголетие, а младший царевич  Петр цвел здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был самым младшим  из братьев, именно ему было суждено  стать царём. На это и надеялись  Нарышкины, и этого очень боялись  Милославские. Лишь страх перед царём  Алексеем сдерживал проявления семейной вражды.

Со смертью царя Алексея  Михайловича глухая борьба Милославских и Нарышкиных переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги. Боярин А.С. Матвеев, стоявший тогда  во главе всех дел, был сослан на север в Пустозёрск. Царица Наталья  вынуждена была отправиться в  село Преображенское под Москвой.

До смерти своего отца, царя Алексея в 1676 году, Петр жил баловнем в царской семье. Ему было всего  три с половиной года, когда  умер отец. Опекуном царевича стал его  сводный брат, крёстный отец и новый  царь Фёдор Алексеевич. Он держал Петра  при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении.

Обучение Петра шло  довольно медленно. По старорусскому  обычаю его начали учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын Зотов, человек учёный, но любящий выпить. Впоследствии Петр назначил его князем-папой шутовской  коллегии пьянства.

Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и  апостол. Так же начинали своё учение и царь Алексей, и его старшие  сыновья. Зотов касался и русской  старины, рассказывал царевичу про  дела его отца, про царя Ивана  Грозного, о Дмитрии Донском и  Александре Невском. Впоследствии Петр не терял интереса к истории, придавал ей важное значение для народного  образования.

Учился ли Петр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным; сохранилось предание о том, что  Зотов показывал царевичу много  “потешных листов”, то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых в Москву из-за границы. За обучением у Зотова должна была следовать схоластическая наука, с  которой знакомились старшие  братья и даже сестры Петра под  руководством киевских монахов. Петру  предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую  и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом  этого обучения царь Федор умер и  началась смута 1682 года. Из-за этого  Петр остался без систематического образования. До конца жизни он игнорировал  грамматику и орфографию.

 
СТРЕЛЕЦКИЙ БУНТ 1682 ГОДА И ПРИХОД К ВЛАСТИ СОФЬИ АЛЕКСЕЕВНЫ

27 апреля 1682 года после  6 лет правления умирает Царь  Федор Алексеевич, не оставив  наследников престола. По общему  мнению наследовать престол должен  был его брат Иван. Но 15-летний  Иван был очень болезненным  и малоумным и, конечно, не  мог принять власти. Заручившись  поддержкой патриарха Иоакима,  Нарышкины и их сторонники 27 апреля 1682 года возвели на престол  Петра. Фактически к власти  пришёл клан Нарышкиных и вызванный  из ссылки Артамон Матвеев,  объявленный «великим опекуном».

Милославские, родственники царевича Ивана и царевны Софьи  по их матери, усмотрели в провозглашении Петра царём ущемление прав на престол царевича Ивана.

Стрельцы, которых в Москве было более 20 тысяч, уже давно проявляли  недовольство и своенравие; и, видимо, подстрекаемые Милославскими, 15 мая 1682 года выступили открыто: с криками, что Нарышкины задушили царевича Ивана, двинулись к Кремлю. Наталья  Кирилловна, надеясь успокоить бунтовщиков, вместе с патриархом и боярами  вывела Петра с братом на Красное  крыльцо. Однако восстание не закончилось. В первые часы были убиты бояре  Артамон Матвеев и Михаил Долгорукий, потом и другие сторонники царицы Натальи, в том числе два её брата Нарышкины.

Петр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление  твёрдостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце он не изменился  в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и его сторонников. Но майские ужасы неизгладимо  врезались в память Петра: вероятно, отсюда берут начало и известная  нервность, и его ненависть к  стрельцам. Через год 11-летний Петр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей.

26 мая выборные от стрелецких  полков явились во дворец и  потребовали, чтобы старший Иван  признавался первым царём, а  младший Пётр — вторым. Опасаясь  повторения погрома, бояре согласились,  и патриарх Иоаким тотчас же  совершил в Успенском соборе  торжественный молебен о здравии  двух наречённых царей. 29 мая по  новому требованию стрельцов,  за молодостью царей правление было вручено царевне Софье. Царица Наталья Кирилловна должна была вместе с сыном, Петром, удалиться от двора в подмосковный дворец в селе Преображенском. В Оружейной палате Кремля сохранился двухместный трон для юных царей с маленьким окошечком в спинке, через которое царевна Софья и приближённые подсказывали им, как вести себя и что говорить во время дворцовых церемоний.  

 

ПЁТР В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ

Всё свободное время Пётр проводил вдали от дворца — в  сёлах Воробьёве и Преображенском. С каждым годом у него увеличивался интерес к военному делу.

Пётр одел и вооружил своё «потешное» войско, состоявшее из сверстников  по мальчишеским играм. Сначала это  был сплошной сброд: “Преображенские  конюхи”, как выражалась Софья. Потом  этой компании Петр придал форму Преображенского  солдатского полка, и понемногу  из “потешного” войска у Петра  образовался настоящий полк, положивший впоследствии начало гвардии. В 1685 году его «потешные», одетые в иностранные  кафтаны, под барабанный бой полковым строем шли через Москву из Преображенского  в село Воробьёво. Сам Пётр служил барабанщиком [1].

Полевая забава Петра получила широкие размеры и серьёзное  значение. Петр понял важность военного дела и стал учиться инженерному  и артиллерийскому искусству.

И В 1686 году 14-летний Пётр завёл  при своих «потешных» артиллерию. Огнестрельный мастер Фёдор Зоммер показывал царю гранатное и огнестрельное  дело. Из Пушкарского приказа были доставлены 16 пушек. Для управления тяжёлыми орудиями царь взял из Конюшенного  приказа охочих к военному делу взрослых служителей, которых одели в мундиры  иноземного покроя и определили потешными  пушкарями. Первым надел иноземный  мундир Сергей Бухвостов. Впоследствии Пётр заказал бронзовый бюст этого  первого русского солдата, как он называл Бухвостова.

В Преображенском, против дворца, на берегу Яузы был построен «потешный  городок». При постройке крепости Пётр сам деятельно работал, помогал  рубить бревна, устанавливать пушки. Здесь же расквартировывался созданный  Петром «Всешутейший, Всепьянейший и  Сумасброднейший Собор» — пародия  на Православную Церковь. Сама крепость была названа Прешбургом, вероятно, по имени знаменитой в то время  австрийской крепости Пресбург (ныне Братислава — столица Словакии), о которой он слышал от капитана Зоммера. Тогда же, в 1686 году, появились  под Прешбургом на Яузе первые потешные суда — большой шняк и струг  с лодками. В эти годы Пётр заинтересовался  всеми науками, которые были связаны  с военным делом. Под руководством голландца Тиммермана он изучал арифметику, геометрию, военные науки.

Сохранившиеся тетради Петра  свидетельствуют о его настойчивых  усилиях усвоить прикладную сторону  арифметической, астрономической и  артиллерийской премудрости: те же тетради  показывают, что основания этой премудрости  так и остались для Петра тайной. Зато токарное искусство и пиротехника  всегда были любимыми занятиями Петра. Широко известна страсть Петра к  лодкам и кораблям. Прогуливаясь однажды  с Тиммерманом по селу Измайлово, Пётр зашёл на Льняной двор, в  амбаре которого нашёл английский ботик (“дедушку русского флота”) и В 1688 году он поручил голландцу Карштену Брандту отремонтировать, вооружить и оснастить этот бот, а затем спустить на Яузу. Однако Яуза и Просяной пруд оказались тесными для корабля, поэтому Пётр отправился в Переславль-Залесский, к Плещееву озеру, где заложил первую верфь для строительства судов. «Потешных» уже было два полка: к Преображенскому прибавился Семёновский, расположившийся в селе Семёновское. Прешбург уже совершенно походил на настоящую крепость. Для командования полками и изучения военной науки нужны были люди знающие и опытные. Но среди русских придворных таких не было. Так Пётр появился в Немецкой слободе, где он особенно сблизился с шотландцем Гордоном, генералом русской службы, учёным; и со швейцарцем Лефортом, полковником, человеком очень способным и весёлым. Под влиянием Лефорта Петр привык к шумным пирам и разгулу. К сожалению, ни князь Борис Алексеевич Голицын, воспитатель Петра, ни его воспитатель Никита Зотов не могли удержать молодого царя от кутежей и шумных пирушек.

Информация о работе Петр Первый. Исторический портрет