Петр 1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 13:43, реферат

Описание работы

В истории русского государства период, обычно именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершились преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие все сферы и оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Они были подготовлены предшествующим развитием государства и особенно значительными сдвигами, прошедшими во второй половине XVII века.

Файлы: 1 файл

петр 1.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Всего при Петре I существовало около 200 предприятий. Как правило

Это крупные  централизованные мануфактуры с  разделением труда. Владельцы мануфактур – преимущественно купцы, дворяне (Меньшиков, князь Черкасский, Апраксин, Макаров, Толстой, Шафиров и др.), иностранцы, крестьяне.

 Петр проводил  протекционистскую политику по  отношению к русской промышленности. Предприниматели получали разные  привилегии, субсидии, оборудование, сырье.

В итоге принятых правительством мер зависимость  России от импорта существенно сократилась. В 1724 г. ввели покровительственный  таможенный тариф – высокие пошлины  на иностранные товары, которые могли  изготовлять или уже выпускали  отечественные предприятия.

На мануфактурах применяли в довольно заметных размерах труд наемных работников. Об этом говорится  в петровских указах в привилегиях, которые выдавали при учреждении мануфактур. Однако все большее значение получал труд принудительный – крепостных, купленных (посессионных) крестьян, наконец, государственных (казенных), крестьян, которых «приписывали к заводам, заставляли работать на них.

Изменения в  сельском хозяйстве были менее заметными. Его продукция увеличивалась, но путем не интенсивным, а экстенсивным – прежде всего за счет расширения посевных площадей; улучшение орудий труда и культуры земледелия происходило весьма медленно. Новые земли вводились в оборот на юге и востоке, в Среднем Поволжье и Сибири. Именно туда бежали крестьяне в поисках воли и лучшей доли.

 

 

2.11.ИЗМЕНЕНИЯ  В СОСЛОВИЯХ

 

Появление в  городе довольно большого числа работных людей с мануфактур, разного рода чернорабочих внесло новый и заметный элемент в состав городского населения. Эти «подлые люди, обретающиеся в  черновых работах», или « нерегулярные граждане», не имели право участия в выборах представителей городского самоуправления, что являлось прерогативой «регулярных граждан» - купцов и ремесленников. Богатые граждане из их числа – «знатные купцы, которые имеют знатные большие торги», доктора, аптекари, живописцы, шкиперы и прочие интеллигенты, а также близкие к ним из числа ремесленников (иконники, золотых и серебряных дел мастера) – составляли первую гильдию. Во вторую гильдию входили прочие ремесленники и торговцы победнее.  Купцы – владельцы мануфактур или купцы, торговавшие с заморскими странами, по своему высокому положению составляли особую группу и подчинялись соответствующим центральным учреждениям – коллегиям, а не властям по месту жительства. Их освобождали от службы по выборным должностям, торговли казенными товарами, сбора таможенных пошлин, военных постоев. Это были существенные привилегии, и они их очень ценили.

Число городов  составляло тогда 336, посадских жителей  в них в 1721 г. было около 170 тысяч  человек (3,1 % населения страны) -  количество невеликое, но в экономической жизни страны они играли немалую роль.

Согласно нормам Петра, посадским населением городов  управляли с 1699 г. ратуша в столице  и земские избы, и органы на местах; с 1720-х гг. – Главный и городовые магистраты. Кроме того, на самих посадах существовали посадские сходы, т.е. собрание членов всего посада или его составных частей – слобод, сотен, гильдий. Они выбирали посадского и прочих старост, членов магистратов – представителей городского самоуправления, а также должностных лиц для казенных служб (сбор пошлин, продажа вина, соли и др.)

Шляхетство, как  на польский манер стали именовать  российское дворянство, было главным  объектом забот и пожалований  Петра. На грани  XVII  и XVIII вв. в России имелось более 15 тысяч дворян (около 3 тысяч семей). Основа их положения в обществе – владение землей и крестьянами. В их подчинении тогда трудились обитатели более 360 тысяч крестьянских дворов. Высшее дворянство составляло более 500 фамилий, каждая из которых владела 100 дворами и более. Остальные принадлежали к среднему (менее 100 дворов) и мелкому (несколько десятков или несколько дворов) дворянству.

При Петре изменился  состав дворянства. В его ряды вошли  по служебным заслугам и царскому жалованию многие выходцы из других сословий, вплоть до «подлых».

 Важным приобретением  для дворян стало окончательное  слияние поместий, которыми они  владели на условном праве  (при условии несения службы  на государя, его несоблюдение  могло закончиться конфискацией  поместья в казну) и вотчин, безусловных владений. Это оформил известный указ Петра о единонаследии от23 марта 1714. На смену старому делению дворян на чины думные, столичные и провинциальные пришло новое чиновное деление, которое, по представлению Петра, должно было исходить из принципа служебной выслуги, годности. Петровская «Табель о рангах», обнародованная 24 января 1722 г., окончательно зафиксировала принцип чиновной, бюрократической выслуги. Новый закон Петра разделил службу на гражданскую и военную. Та и другая получили 14 классов, или рангов, в распределении чинов. Получив чин VIII класса, всякий становился дворянином вместе со своими потомками. Но дворянское достоинство можно было  получить и по воле государя. Чины XIV – IX классов тоже давали дворянство, только личное, не потомственное.

2.12.РЕФОРМЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 Петр подверг  коренной перестройке все здание  государственного управления, администрации.  На смену Боярской думе с  1699 г. пришла Ближняя канцелярия  из восьми доверенных лиц царя. Он называл их «конзилией министров», которая явилась предшественницей Сената, учрежденного в 1711 г. Сенат имел власть судебную, административно-управленческую, а иногда и законодательную, сенаторы обсуждали дело и принимали решение коллегиально, на общем собрании, скрепляли свои решения подписями.

С 1711 г. были введены  должности фискалов в центре (обер-фискал Сената, фискалы центральных учреждений) и на местах (губернские, городовые  фискалы). Они осуществляли контроль за деятельностью всей администрации, выявляли факты несоблюдения, нарушения указов, казнокрадства, взяточничества, доносили о них Сенату и царю. Петр поощрял фискалов, освободил их от податей, подсудности местным властям, даже от ответственности за неправильные доносы.

Сенат руководил  всеми учреждениями в стране. Но и за самим Сенатом Петр организовал контроль. С 1715 г. его осуществлял сенатский генерал-ревизор, или надзиратель указов, потом сенатский обер-секретарь; наконец с 1722 г. – генерал-прокурор и обер-прокурор, его помощник. Имелись прокуроры и во всех других учреждениях, подчинялись они генерал-обер-прокурору, которых назначал обычно сам император. Генерал-прокурор контролировал всю работу Сената, его канцелярии, аппарата – не только принятие решений, но и их исполнение. Незаконные, с его точки зрения, постановления Сената он мог приостановить, опротестовать. Он сам и его помощник подчинялись только царю, подлежали его суду. Ему подчинялись все прокуроры (гласный надзор) и фискалы (тайный надзор) империи.

В 1720 г. опубликовали Генеральный регламент коллегий, согласно которому присутствие каждой из них состояло из президента, вице-президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Присутствие должно было заседать ежедневно. Коллегии подчинялись Сенату, а им – местные учреждения.

Вместо нескольких десятков старых приказов появились 11 коллегий со строгим разделением функций. Например, Посольский приказ заменила Иностранная коллегия. Были образованы коллегии: Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг-мануфактур- коллегиею. Помимо четырех коллегий, ведавших иностранными, военными (армией и флотом отдельно), судебными делами, группа коллегий занималась финансами (доходами – камер-коллегия, расходами – Штатс-контор-коллегия, контролем за сбором и расходованием казенных средств – Ревизион-коллегия), торговлей (коммерц-коллегия), металлургической и легкой промышленностью (Берг-мануфактур-коллегия), которую в 1722 г. разделили на две: Берг и Мануфактур-коллегию). Позднее к ним прибавилась Вотчинная коллегия. Действовали коллегии по всей стране. Управление значительно упростилось, например, к Юстиц-коллегии перешли функции семи бывших приказов. Дело в них велось в совещательном порядке, коллегиально, решения принимались большинством голосов. К коллегиям примыкало несколько учреждений, тоже по существу являвшихся таковыми. Таков, например, Синод – центральный орган управления церковными делами и имениями, учрежденный в 1721 г. Его присутствие, как и в любой коллегии, составляли члены – церковные иерархи. Их, на манер чиновников, назначал царь, ему они присягали.

Особой коллегией  стал и Главный магистрат –  центральное учреждение для управления городами.

Политическим  сыском по-прежнему занимался Преображенский приказ. Перестройку местных учреждений Петр начал с того, как взялся за центральные. Восстания начала столетия выявили слабость, ненадежность власти в городах и уездах – воеводской администрации и городского самоуправления. По реформе 1708-1710 гг. Петр разделил страну на 8 губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую и Сибирскую, потом к ним добавили Воронежскую. Каждую из них возглавил губернатор, в руках которого находилась вся полнота власти – административной, полицейской, судебной, финансовой.

В 1719 г. число  губерний увеличилось до 11. Кроме  того,  страну разделили на 50 более  мелких территориальных единиц –  провинций. Провинции делились на дистрикты.

 

2.13.ПЕРВЫЕ  НОВШЕСТВА

 

Петр не ограничился  борьбой с бородами. Меры царя вносили изменения в  жизнь русских людей. Это можно сказать, например, об ассамблеях, обучении юношей-недорослей, а подчас и более зрелых по возрасту людей политесу, умению обходиться в обществе, о введении вместо долгополого и широкорукавного платья коротких кафтанов европейского покроя, причем сукошных, а не роскошных, как раньше – парчовых, бархатных, шелковых.

Еще более важное значение имели другие нововведения, принятые в 1699-1700 гг. Начало кораблестроения  и мореплавания, артиллерийское дело и строительство крепостей остро поставило вопрос о необходимости инженеров, техников, мастеров, знавших математику, умевших читать карты, пользоваться инструментами. Для армейских полков требовались госпитали и тем самым медицинский персонал, знание медицинской науки.

Конечно, нанимали за большие деньги специалистов- иностранцев, но Петр I, увидевший за границей академии и университеты, обсерватории и школы, многое другое, прекрасно понимал, что нужно в России заводить те же учреждения и заведения.

Приглашенный  из Англии профессор Абердинского Университета Генри Ферварсон с двумя товарищами в 1701 г. начал преподавать математику в навигацкой (Навигационной) школе, расположенной в Сухаревой башне в Москве. За нею появились и другие математические школы. В 1699 г. в Москве завели новую типографию, в которой планировали печатать, причем гражданским шрифтом, книги по артиллерии, механике, истории, астрономии. Правда, первые книги, изданные на русском языку в 1699-1701 гг., вышли в Амстердаме. Потом их начали печатать в Москве.

19 декабря 1699 г. указ Петра возвестил, что  отныне в России, как и в  других странах Европы, летоисчесление  будет вестись не от сотворения  мира, а от рождения Иисуса  Христа. На следующий день новый  указ повелел начинать новый  год не с 1 сентября, а с 1 января.

Указ 10 марта 1699 г. учредил орден Святого апостола Андрея Первозванного. Удивляя своих  соотечественников, Петр с этого  же времени, в отличие от своих  предшественников на русском престоле собственноручно подписывает международного характера анкеты-грамоты, ратификации. Царь сам, при закрытых дверях ведет переговоры с иностранными представителями в Москве.

В январе 1699 г. Петр обнародует указ о городской реформе. Создаются органы городского самоуправления – Ратуша в Москве и земские  избы в других городах. Цель реформы – оградить купцов от приказной волокиты и разорения. На ратушу и земские избы возложили сбор таможенных пошлин и кабацких доходов. Это отныне должны были делать не воеводы, а выборные люди из купцов. Правительство, проводя эту реформу, надеялось на оживление ремесла, промышленности и торговли.

Высшим законодательным  и судебным органом при Петре I оставалась Боярская дума. Она состояла из высших думных дьяков. В начале  1690-х гг. их было 182 человека, а в конце века – 112. Старые члены думы умирали, новые же назначения почти не производились. Боярская дума, таким образом, вымирала естественным путем. На заседаниях Думы присутствовали далеко не все, обычно человек 30-40: одних посылали с поручениями по стране, других попросту не приглашали. Самое же главное, она занималась вопросами второстепенными. Важные дела рассматривал и решал царь. Оповещали о них его именные указы. Да и в самой Боярской думе появились новшества, дотоле небывалые: князь Ф.Ю. Ромодановский, не являющийся формально ее членом (имел чин стольника), по воле Петра председательствовал на заседаниях Думы. Продолжали работать приказы. Их насчитывалось более 40. Как раньше, проводилось объединение приказов. В объединение во главе с Посольским приказом входили, например, приказы Великороссийский, Малороссийский, княжества Смоленского, Новгородский, Галицкий, Владимирский, Устюжский, существовали другие группы приказов. Закрыли Земский приказ, ведавший полицейскими функциями в Москве. Их передали Стрелецкому приказу. Он стал называться иначе: Приказ земских дел.

Петр, с одной  стороны, делал то же, что и его  предшественники: пытался как-то централизовать, обобщить, упростить управление, с  другой – царь вводил новые учреждения, по военному, прежде всего, управлению и это понятно – начиналась Северная война за выход к Балтике. Общее количество приказов сократилось с 44 до 34. Петр устремил свой зоркий глаз и на церковь: потребовал у нее отчеты о доходах, заставил строить на свои средства корабли. В 1700 г. умер патриарх Адриан. Нового патриарха, которого ждали верующие, так и не назначили. Вместо него ввели новую должность – местоблюстителя патриаршего престола, который имел только функции духовного пастыря. А имущество церкви поступало в Монастырский приказ. Доходы от него шли в царскую казну. По сути дела, Петр провел частичную секуляризацию

Информация о работе Петр 1