Пасхальные сюрпризы Фаберже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 17:44, реферат

Описание работы

Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было в России традицией и старинным ремеслом. Но только мастера фирмы Фаберже сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного мастерства и изящества. Яйца-сувениры были сюрпризом не только для тех, кому они предназначались в подарок, но и для самого заказчика. "Ваше величество будет довольно", - так отвечал Фаберже на вопрос о сюжете очередного изделия. Они изумляли своей неповторимостью. Сам Фаберже чутко реагировал на изменчивость вкуса и моды и даже мог их предугадать.

Файлы: 1 файл

ДИНАСТИЯ ФАБЕРЖЕ5.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

      Материалы: боуэнит, цветное золото, бриллианты огранки розой, позолоченное серебро, платина Мастер: Генрих Вигстрем. Техника исполнения: Эмаль, гравировка, литьё, чеканка, резьба. Хранится у Её Величества Королевы Елизаветы II.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Яйцо  с Гатчинским дворцом, 1902

 

      Яйцо с Гатчинским дворцом подарено императором Николаем II его матери вдовствующей императрице Марии Фёдоровне в 1902 году.

     Яйцо  покрыто белой эмалью и украшено полосами мелкого жемчуга. Сюрприз  яйца - модель императорского дворца в  Гатчине.

     атериалы: золото, цветное золото, жемчуг, зелёная, красная, жёлтая и белая эмаль. Мастер: Михаил Перхин. Техника исполнения: зелёная, красная, жёлтая и белая эмаль. Хранится в Художественной Галерее Уолтерс, Балтимор.  

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

Яйцо  с павлином, 1908

     Яйцо  с павлином подарено императором Николаем II его матери императрице Марии Фёдоровне.

      Ещё одна механическая птица в работах Фаберже - сюрприз внутри яйца с павлином, возможно, навеяна знаменитым механическим павлином Джеймса Кокса в Эрмитаже. Если его завести и поставить на плоскую поверхность, павлин начинает расхаживать с важным видом, чинно переступая ножками, при этом он поворачивает голову, и время от времени распускает свой пышный хвост. Механическая птица выполнена мастером Дорофеевым.

     Материалы: горный хрусталь, позолоченное серебро, драгоценные камни, цветная эмаль  Мастер: Генрих Вигстрем и Дорофеев. Техника исполнения: цветная эмаль. Хранится в собственности наследников покойного Мориса Сандоза, Швейцария.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Яйцо  в память о коронации, 1897 

     Яйцо  в память о коронации подарено императором Николаем II его жене императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1897 года.

     Внутрь  яйца вкладывается миниатюрная модель кареты (мастер Георг Штайн), в которой  император Николай II и императрица  Александра Фёдоровна ехали на коронацию. Цветовая гамма яйца напоминает цветовую гамму коронационного платья императрицы. В карете висело крошечное яйцо, украшенное бриллиантами. Под портретным бриллиантом на верхней части яйца находятся инициалы Александры Фёдоровны из розовых бриллиантов и рубинов.

      Материалы: яйцо - цветное  золото, прозрачная жёлто-зелёная и непрозрачная чёрная эмаль, бриллианты, бархат; модель кареты - золото, платина, красная эмаль, бриллианты, рубины, горный хрусталь. Мастер: Михаил Перхин и Генрих Вигстрем. Техника исполнения: Прозрачная эмаль по гильошировке, чеканка, непрозрачная эмаль. Хранится в коллекции журнала "Форбс", Нью-Йорк.

Яйцо  с ландышами, 1898 

     Яйцо  с ландышами подарено императором Николаем II его жене императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1898 г.

     Яйцо  с ландышами сделано в стиле "модерн". Сюрприз яйца составляют три миниатюрных портрета - императора Николая II и его двух старших дочерей, великих княжон Ольги и Татьяны. Портреты поднимаются из яйца при повороте жемчужной ручки. Портреты выполнены художником Зенграфом.

     Материалы: Золото, прозрачная золотая и розовая  эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, хрусталь, слоновая кость. Мастер: Михаил Перхин. Техника исполнения: Прозрачная эмаль по гильошировке, чеканка, миниатюрная живопись по слоновой кости. Хранится в коллекциях журнала "Форбс", Нью-Йорк.  
 
 

 
 
 
 
 
 

Яйцо с решёткой и розами, 1907 
 

Яйцо с  решёткой и розами подарено императором  Николаем II его жене императрице  Александре Фёдоровне.

Ленты, оплетающие яйцо в виде решётки, усыпаны мелкими  бриллиантами. Сюрприз яйца неизвестен.  Материалы: золото, жёлтая, зелёная и розовая эмаль, бриллианты.

Мастер: Генрих Вигстрем. Размеры: высота 3 1.16 дюйма (7,7 см). Техника исполнения: прозрачная эмаль по гильошированному фону. Хранится в Художественной Галерее  Уолтерс, Балтимор.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Яйцо  с мозаикой, 1914

     Яйцо  с мозаикой подарено императором Николаем II его жене императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1914г.

                  «Мозаичное яйцо» (1) являет собой уникальный образец  ювелирного искусства. Античный узор,  выполненный на поверхности яйца, имитирует вышивку разноцветными  шелками, где канвой служит тончайшая платиновая сетка, а сам узор соткан из сапфиров, рубинов и зеленых гранатов, умелое чередование эмали и драгоценных камней. Сюрприз (2) представляет собой золотой с жемчугом пьедестал, покрытый прозрачной зелёной и непрозрачной белой эмалью. Пьедестал унизан бриллиантами и зелёными гранатами, увенчан императорской короной. На пьедестале стоит плакетка, на одной стороне которой изображены профили пяти императорских детей. Профили выполнены эмалью в сепии гризайль на фоне гравированных параллельных линий, покрытых опаловой розоватой эмалью. На другой стороне плакетки - корзина цветов, выполненная бледной сепией на бледно-зелёном фоне. По эмалевому бордюру цвета слоновой кости написаны сепией имена детей и дата 1914. Золотая поверхность под пьедесталом выгравирована солнечным узором. Материалы: Жёлтое золото, платина, бриллианты, рубины, изумруды, топазы, сапфиры, гранаты, жемчуг. Техника исполнения: непрозрачная эмаль, живопись по слоновой кости.

                  Мастер: Август Холмстрем. Хранится в коллекции Её Величества Королевы Елизаветы II.

Судьба  наследия Фаберже

    Наследие Фаберже огромно: воздушные букеты из самоцветов, поражающие точностью подбора камней; изысканные веточки цветущей вишни из рубинов; великолепные скульптурные композиции из поделочных камней, забавные фигурки животных, отмеченные исключительно точной передачей повадок и характеров, бесчисленные варианты безукоризненно выполненных несессеров, табакерок, оправ, вееров, биноклей, часов, печатей, предметов столового серебра, пасхальные сюрпризы.

     Однако  история распорядилась так, что после 1917 года часть наследия Фаберже оказалось за рубежом, часть – в Советском Союзе, часть исчезла.

     Карлу Густавовичу Фаберже было 72 года, когда большевики захватили власть. За границу он уехал почти ни с чем. Многое оставалось в доме на Большой Морской, находившиеся там изделия оценивались в 45 миллионов долларов. В питерской конторе "конфисковали" драгоценностей на 50 миллионов долларов. Еще на 10 миллионов изъяли в московских сейфах. В бронированных подвалах магазина на Кузнецком мосту также хранились огромные ценности: 2400 предметов из золота и серебра, ювелирные украшения, бриллианты, рубины, изумруды... К этим суммам следует прибавить еще миллионов сто, утраченных, украденных, изъятых.

      Поначалу Карл Густавович еще надеялся вернуться — большевики ненадолго. И часть спрятал в России. Его сын Евгении составил список вещей, оставленных в России. Все семейные ценности упаковали и раздали на хранение тридцати доверенным людям. Что именно, осталось неизвестным. Но можно не сомневаться — ценностей там хватало. Как, впрочем, и в кладах, спрятанных в разных местах. На сей счет ходили разные слухи, и со временем что-то подтвердилось.

     На  отцовской даче в Левашове Евгений лично закопал чемодан с изделиями фирмы стоимостью в 2 миллиона долларов. (Дача не сохранилась и поиски клада ничего не дали.) Когда жена и дети другого сына Фаберже Агафона покидали Россию и переходили финскую границу, им пришлось спрятать под заметным деревом чемодан с драгоценностями. Вернуться за ним было не суждено.

        В 1990 году газеты сообщили, что на Солянке строители обнаружили клад. Он состоял из двух железных коробок из-под чая. В них находились золотые украшения с бриллиантами (броши, серьги, ожерелья) — все с клеймом Фаберже. Коробки нашли в квартире, где проживал присяжный поверенный Аверкиев, когда-то директор московского отделения фирмы Фаберже — один из тех, кто распоряжался имуществом московских мастерских и магазинов Фаберже. Кроме него во главе московского отделения стояли Бауэр, бухгалтер представительства фирмы, и некто Маркетти, но он сразу же после революции уехал за границу. Аверкиев работал простым советским служащим, юрисконсультом и скромно проживал на Солянке. Что касается Бауэра, то он уехал в свою родную Латвию, и, как рассказывала его супруга, убегая вместе с мужем от большевиков, провезла через границу в каблуках туфель бриллианты и ожерелье из 55 крупных жемчужин. Нет сомнения, что драгоценности эти из сейфов Карла Фаберже. Как нет сомнения и в том, что клад на Солянке когда-то принадлежал ему же.

      Примечательна история с сокровищами, вывезенными Бауэром. О том, что ему удалось провезти ценности, скоро стало известно в Париже Евгению Фаберже. Он приехал в Ригу и обратился к министру юстиции Латвии помочь возвратить ценности, присвоенные бухгалтером. Бауэра даже посадили на пару недель в тюрьму, но он наотрез отказывался признать себя похитителем. В 1936-м он умер и перед смертью якобы передал своей сестре Элизабете Трой жестяную коробочку с драгоценностями — остальное, как он сказал, зарыто в усадьбе Мудули, под голубятней. В Ригу поспешил Александр Фаберже. Он дважды вдоль и поперек перекопал усадьбу, но так ничего и не нашел.

        Между тем в Риге стали появляться в продаже драгоценности из московского отделения фирмы Фаберже. Это сразу же стало сенсацией — здесь никогда не видели таких дорогих вещей. Может, Александру и удалось бы вывезти часть принадлежавших фирме изделий, но грянула Вторая мировая война, в Латвию вошли советские войска. Александр едва успел унести ноги. Любопытная подробность: помог ему выбраться из страны Альфред Розенберг, министр фашистской  Германии. Оказывается, этот прибалтийский немец  был когда-то другом семьи Фаберже и однокашником одной из родственниц Александра по рижскому политехническому институту.

В усадьбе  Мудули поиски сокровищ продолжались многие

годы, вплоть до наших дней. После 1940года копали советские солдаты, потом – фашисты, затем НКВД, КГБ, но так ничего никто  и не нашел.

   Карл Фаберже  хотел сохранить свое имущество еще одним путем. В начале 18-го года он сдал свой дом в аренду посольству Швейцарии.

   В доме Карла Густавовича была "комната-сейф", она, как лифт, спускалась и поднималась с этажа на этаж, а на ночь ее оставляли на уровне второго этажа и держали под током. В "комнате-сейфе" Фаберже оставил на хранение у дипломатической миссии шесть чемоданов и саквояж. Тайную комнату все же обнаружили, но вскрыть ее сразу не удалось. Лишь год спустя, в мае 1919 года, чекисты взломали сейф. Интересная деталь: спустя пару дней после налета чекистов на дом Фаберже газеты сообщили, что бежал начальник особого отдела Гатчинского ЧК, укравший 100 тысяч "народных денег". Доблестный чекист как в воду канул, а с ним навсегда пропали и драгоценности из чемоданчика Фаберже.

     Между тем на международном рынке драгоценностей и ювелирных изделий то и дело появлялись художественные ценности фирмы Фаберже. Многие изделия попали в музеи и частные собрания. Так, у жены бывшего американского посла в Петербурге госпожи Пост оказались редчайшие произведения Фаберже. Одну из лучших коллекций собрала правнучка Пушкина Анастасия — дочь Софьи Меренберг и великого князя Михаила Романова. В Америку попала и царская коллекция Фаберже из Бриллиантовой комнаты Зимнего дворца. Ее поделили между собой на четыре части скульптор Матильда Грей, леди Матчел, госпожа Пост, заполучившая также юсуповскую коллекцию Фаберже, и Лилиан Пратт, ее собрание после смерти владелицы поступило в музей города Ричмонда.

     В частных собраниях на Западе произведения Фаберже находятся у английской королевы Елизаветы II, у голландской — Беатрис и шведского короля Карла XVI, а также у многих других коллекционеров.

     И по сей день магическое слово Фаберже  заставляет учащенно биться сердца коллекционеров во всем мире. И когда изделия этой ювелирной фирмы объявляют к продаже на аукционах, это становится настоящей сенсацией. Так было, например, в 1995 году, когда на московском аукционе "Гелос" выставили на продажу раритет от Фаберже — настольную фигурку "Слон". Газеты шутили тогда по этому поводу: открыт, мол "сезон охоты на "Слона". И если за год до этого на том же аукционе серебряные настольные часы той же фирмы пошли за 70 тысяч долларов, то "Слона" продали за абсолютно рекордную сумму — 145 тысяч долларов при стартовой цене 75. (Для сравнения: одновременно со "Слоном" продавалась картина И. Шишкина "Поляны в лесу" за 40 тысяч долларов.)

     Время от времени приходят вести и о  том, что на зарубежных аукционах, и самых крупных из них - Сотби и Кристи, появляются ювелирные изделия от Фаберже. Ценятся они чрезвычайно высоко не только из-за материала, из которого изготовлены — золото, платина, серебро, драгоценные камни, но и по высочайшему художественному мастерству. Но помимо аукционов, за рубежом постоянно проходят выставки, посвященные искусству Карла Фаберже.

     Четыре  месяца  в 1989 году работала выставка « Пасхальные сюрпризы Фаберже» в  американском городе Сан – Диего. На ней впервые были представлены 33 подарочных сюрприза, созданных мастерами  фирмы. Позднее выставка почти в  полном составе экспонировалась в Московском Кремле. Поистине это был праздник красоты, фантазии, технической изобретательности и высочайшего профессионализма.

Информация о работе Пасхальные сюрпризы Фаберже