Образовательные учреждения античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 15:29, реферат

Описание работы

В самой природе античного общества отразилось многообразие форм в области культуры, образования, в научной, общественно-политической жизни, которые пережили своих создателей и стали основой современной философской мысли, науки, культуры и образования. Античный культурно-образовательный идеал – это не только историческое основание, он являет собой работающую модель, установку современного образовательного процесса.

Файлы: 1 файл

Реферат Ликей и Академия.docx

— 39.64 Кб (Скачать файл)

Для Платона в его теоретической и педагогической деятельности в Академии являлись следующие ориентиры: требование возможно более строгой, последовательной и полной систематизации отдельных знаний, позволяющей получить некий образ бытия и осознание того, что абсолютное и окончательное не может быть достигнуто посредством вышеуказанного способа удостоверения, что и приводит человека к интуитивно-мистическому опыту.

Научный союз, основанный Платоном, сохранился и после его смерти под руководством собственных схолархов, первый из которых был Спевсипп, назначенный Платоном по завещанию, а последующие избирались путём голосования. Платоновская Академия оказалась социально-устойчивым институтом. Академия была закрыта в 529 году императором Юстинианом.

Определяющим фактором устойчивости школы является духовная и интеллектуальная общность людей, основанная на реализованной в Академии образовательной программе, сущность которой была представлена триединством ее идеальных составляющих: рационально-этической, политической и эзотерической.

 

 

 

 

    1. Ликей Аристотеля.

 

Аристотель (Aristotélçs) (384 - 322 до н. э.) - древнегреческий ученый, философ, основатель Ликея, учитель Александра Македонского. Был сторонником умеренной демократии. Аристотель родился в 384 до н. э., в Стагире, на полуострове Халкидика, Северной Греции. В 367 году отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до его смерти, был участником Академии платоновской. В 343 был приглашен Филиппом II (царём Македонии) воспитывать его сына Александра. Самое начало эпохи эллинизма (период завоеваний Александра Македонского) совпадает во времени с третьим периодом в деятельности Аристотеля, начавшимся после его возвращения в Афины. На этот раз Аристотель прибыл в Афины не 17-летним юношей, а 50-летним прославленным философом-ученым. Оказавшись в Афинах, Аристотель не вернулся в Академию. Школу возглавлял теперь Ксенократ, не сумевший, как и его предшественник по руководству школы Спевсипп, понять и продолжить учение Платона во всем его объеме и во всей его глубине. Поэтому Аристотель мог считать себя подлинным наследником Платона если не по существу платоновского учения, уже подвергнутого критике самим Аристотелем, то по теоретическому уровню осмысления философских проблем.

Аристотель основывает свою философскую школу. Это происходит в 335/334 гг. до н. э. Эта школа Аристотеля вошла в историю философии под названием Ликей. Аристотель не был афинским гражданином, он не имел юридического права приобрести в Афинах дом и землю, а потому основал свою школу за пределами города при общественном гимнасии, который находился неподалеку от храма Аполлона Ликейского, а потому назывался Ликеем. Со временем так стала называться и школа Аристотеля. При гимнасии находились строения и сад, а при строении была крытая галерея для прогулок. Поэтому школа Аристотеля стала называться Перипатос (от «перипатос» - прогулка), а ученики Аристотеля - перипатетиками. И строение, и сад не были собственностью Аристотеля. Он только ими пользовался.

Перипатос, или Ликей, стал узаконенной организацией, объединившей учеников и последователей Аристотеля. Как и ранее платоновская Академия, Перипатос приобрел статус святилища муз. Члены Ликея делились на старших и младших. Младшие устраивали каждое новолуние посвященные музам общие трапезы, на которые приглашались люди со стороны. Схоларха, руководителя школы, избирали только старшие члены Ликея.

Время правления Деметрия Фалерского в Афинах было временем высшего внешнего расцвета Ликея Аристотеля. В Ликей съезжались ученики со всего эллинистического мира. В Афинах, где тогда насчитывалось не более 20 тысяч граждан (т. е. взрослых свободных мужчин), около 2 тысяч человек были учениками в Ликее. Не все слушатели удовлетворяли Теофраста, иначе он не сказал бы в одном из своих писем, что нелегко подобрать по вкусу узкий круг слушателей, не только что широкий. Многих влекло в Ликей тщеславие, желание приобщиться к школе, главу которой - Теофраста - принимали цари: Кассандр в Македонии и Птолемей I Сотер в Египте.

Однако перипатетики имели в Афинах и врагов. Еще при Деметрии Фалерском некий Аннонид попытался было обвинить Теофраста в безбожии, однако сам был обвинен и наказан. По-другому дела Ликея стали обстоять после изгнания из Афин Деметрия ФалерскогоДеметрием Полиоркетом. В Афинах восстанавливается демократия, а в связи с этим ухудшается положение Ликея.

Некий Софокл проводит закон, согласно которому нельзя было руководить школой без согласия афинского совета и народа, однако такого согласия перипатетиками получено в свое время не было. Ученикам Аристотеля пришлось бежать из Афин. Но у них нашелся защитник в лице некоего Филона, который обвинил Софокла в противозаконии. Закон Софокла был отменен, перипатетиков вернули в Афины. Новое восстановление олигархии в Афинах, после поражения Деметрия Полиоркета в битве при Ипсе в 301 г. до н. э., не принесло улучшения положению Ликея. Напротив, племянник Демосфена Демохарес организовал в Афинах репрессии против сторонников Македонии, а у Ликея с Македонией была традиционная, идущая от Аристотеля, связь. Перипатетики снова бегут из Афин. Многие из них находят свое убежище в египетской Александрии, где за семь лет до этого обосновался Деметрий Фалерский. Такова внешняя история Ликея.

Что касается ее внутренней стороны, то необходимо отметить, что после Аристотеля Ликей шел первое время по линии усиления в нем научных интересов при ослаблении философских. Конечно, и Аристотель занимался конкретными науками, например, зоологией. Однако у Аристотеля философский интерес все же превалировал над научным. После Аристотеля Ликей обращается к научной работе. На первое место выходит эмпиризм, который у Аристотеля хотя и был, но в значительной мере погашался его же рационализмом. Все теоретическое знание о мире потенциально заложено в разумной душе, присущей только человеку. Оно выявляется благодаря совместному действию, с одной стороны, получаемых из внешнего опыта представлений, а с другой стороны, активного интеллекта, который у Аристотеля приобрел самостоятельное сверхчеловеческое бытие. После Аристотеля в Ликее рационализм как учение о внеопытном происхождении теоретического знания пошел на убыль, эмпиризма же как учения о том, что всякое знание имеет своим первоначальным источником опыт и только опыт (в случае сенсуализма это внешний опыт), стало больше.

А затем происходит этизация Ликея – школа Аристотеля обращается по преимуществу к вопросам морали, что отвечало общей тенденции развития эллинистической философии.

Однако это происходит со значительным опозданием по сравнению с платоновской Академией: этизация Академии начинается уже в 315 г. до н. э., когда схолархом после Ксенократа становится Полемон, а Ликея – в 268 г. до н. э., когда схолархом школы Аристотеля становится Ликон. 

 

Заключение.

 

Проанализировав литературу, посвященную образованию и воспитанию в Древней Греции, в частности, литературу о знаменитых учебных заведениях Афин - Академии Платона и Ликее Аристотеля, можно утверждать мысль о том, что и Академия и Ликей на протяжении времени своего существования являлись средоточием интеллектуальной, социальной, культурной жизни Афин. Если учесть тот факт, что создание Платоном Академии было первым шагом в реализации политических идеалов философа, то можно прибавить, что также эти учебные заведения имели отношение и к жизни политической. Также, Спевсипп, преемник Платнона, имел влияние на образование политиков, а, следовательно, и на самую государственную жизнь. При нём платоновская Академия находилась в самых тесных связях с великим пифагорейско-аристократическим союзом в Сицилии. Вполне усвоив дух его учения, Спевсипп нашел в высшем афинском обществе, утратившем всю прежнюю энергию и искавшем теперь пищи только воображению, еще более сочувствия, чем его учитель, Платон. Различие, сделанное им между истинами, назначенными для непосвященных в тайны пифагорейцев, и другими, доступными одним только посвященным, или, как выражались древние, между учением экзотерическим и эзотерическим, было также встречено с большим одобрением высшими классами. При Спевсиппе Академия сделалась духовным центром аристократов и образованных афинян и имела такой успех, что даже женщины следовали её направлению и предавались сладким мечтам платонико-пифагорейской философии.

Как велико было влияние Академии, лучше всего можно судить по тому, что все знаменитости греческого мира приезжали в Афины, где преимущественно старались показываться в Академии. 

Тот факт, что в Ликей съезжались ученики со всего эллинистического мира, в Афинах, где тогда насчитывалось не более 20 тысяч граждан (т. е. взрослых свободных мужчин), около 2 тысяч человек были учениками в Ликее, позволяет сделать вывод, что учебное заведение занимало также значительное место во многих сферах жизни города.

Лишь с наступлением эпохи эллинизма положение Академии и Ликея, и самих Афин меняется. Хотя Академия Платона и Ликей Аристотеля продолжают существовать в Афинах, они оттесняются несколькими новыми философскими системами, возникшими на рубеже IV и III вв. до н. э. Две из них получили впоследствии широкое распространение и дальнейшее развитие в Риме - эпикурейцы и стоики: философия Эпикура, последователя Демокрита, и учение основателя стоической школы, Зенона из Кития. Художественными центрами эллинистического мира становятся не Афины, не Аргос и не Коринф, а Родос, Делос, Александрия, Пергам, Помпея, Милет. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Асмус В.Ф. Платон. М., 1975.
  2. Гайзер К. Платоновский «Менон» и Академия // Современные зарубежные исследования по античной философии.М.,1978.
  3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.М.,1986.
  4. Зеленский Ф.Ф., Педагогические воззрения Платона и Аристотеля, П., 1916
  5. Зубов В.П., Аристотель, М. 1963
  6. Романенко И. Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии.СПб.: Издательство РХГИ, 2002
  7. Универсум платоновской мысли: Неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа.,Спб.,2001
  8. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

 

Интернет-ресурсы:

    1. http://rushist.com/

 

 

 

 

 

 

 

1 Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. С. 305

2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.М.,1986. С.137

3 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.М.,1986. С.137

4 Платон. Письмо VII, 344 b-e.

5 Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. С. 444

6 Гайзер К. Платоновский «Менон» и Академия // Современные зарубежные исследования по античной философии.М.,1978.с. 105

 

 


Информация о работе Образовательные учреждения античности