Н.Ф.Кошанский и его время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 07:55, реферат

Описание работы

В 1797 г. Кошанский поступил в Московский университетский благородный пансион. В это время пансионом руководил профессор кафедры энциклопедии и натуральной истории А.А.Прокопович-Антонский. Заботясь о высоком уровне преподавания в пансионе, он добился того, чтобы все лучшие профессора университета одновременно преподавали бы и в пансионе. Указывая на большое методическое значение естественнонаучных знаний для развития мыслительных способностей учащихся и приобретения ими навыков систематизации, Прокопович-Антонский в то же время прежде всего стремился привить им вкус к литературе и искусству[3].

Файлы: 1 файл

Н.Ф.Кошанский и его время.docx

— 62.66 Кб (Скачать файл)

Биография Н.Ф.Кошанского показывает те сложности, которые испытывало развитие и распространение философского знания в России. Не находя на практике применения своим знаниям (известно, что философия надолго была изгнана  из курсов университетов в нач. XIX века), ученики знаменитого немецкого  философа должны были искать себе другого  поприща, применяя к нему тот потенциал, который они почерпнули из лекций своего учителя. 

 

Библиография 

 

1. Архипова А.В. Предромантические тенденции в критике 1800–1810-х гг. // Очерки истории русской литературной критики в 4-х томах. T. I. СПб., 1999.

2. Батюшков К.Н. Сочинения в 3 т. Т. 1. СПб., 1885.

3. Голубков В.В. «Общая риторика» Н.Ф.Кошанского // Русский язык в школе. 1941. № 2.

4. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.

5. Грот Я.К. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. СПб., 1887.

6. Данилов В.В. Стихотворение «Цель нашей жизни», приписываемое Пушкину // Пушкин: исследования и материалы. Труды III Всесоюзной пушкинской конференции. М.-Л., 1953.

7. Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998.

8. Зубков Н.Н. Кошанский Н.Ф. // Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. Т. 3. М., 1994. С. 116–117.

9. Из материалов пушкинского  лицея. Публ. Н.Н.Петруниной // Пушкин: исследования и материалы. Т. XIII. М.-Л., 1989.

10. Кобеко Д. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811–1843. СПб., 1911.

11. Кошанский Н.Ф. Аполлон Бельведерский // Журнал изящных искусств. 1807. Кн. 3.

12. Кошанский Н.Ф. Каков должен быть истинный Художник // Журнал изящных искусств. 1807. Кн. 3.

13. Кошанский Н.Ф. Лаокоон // Журнал изящных искусств. 1807. Кн. 3.

14. Кошанский Н.Ф. Общая риторика. СПб., 1834.

15. Лотман Ю., Успенский Б. Споры о языке в начале XIX века как факт русской культуры // Труды по русской и славянской филологии. Т. 24. Тарту, 1975.

16. Майков Л.Н. Пушкин в изображении М.Ф. Корфа // PC. 1899. Кн. 8.

17. Михайлова Н.И. Лицейский преподаватель А.С.Пушкина Н.Ф.Кошанский и его «Риторика» // Русская словесность. 1998. № 3.

18.Описание дел Архива  Министерства народного просвещения.  Т. 2. Пг., 1921.

19. Петров Ф.А. Немецкие профессора в Московском университете. М., 1997.

20. Петров Ф.А. Российские университеты в I-й пол. XIX в. Формирование системы университетского образования. Кн. 1. Зарождение системы университетского образования в России. М., 1998.

21. Петров Ф.А. Российские университеты в I пол. XIX в. Формирование системы университетского образования. Кн. 2. Становление системы университетского образования в России в первые десятилетия XIX в. Ч. 1. М., 1998. С. 40-41.

22. Пиксанов Н. Н.Ф.Кошанский // Пушкин А.С. Собрание сочинений, под ред. С.А.Венгерова. Т. 1. СПб., 1907.

23. План журнала // Журнал  изящных искусств. 1807. Кн. 1.

24. Зыкова Г.В. Журнал Московского университета «Вестник Европы» (1805–1830 гг.): разночинцы в эпоху дворянской культуры. М., 1998. 129 с.

25. Кислягина Л.Г. Формирование общественно-политических взглядов Н.М.Карамзина. М., 1976.

26. Пущин И.И. Записки о Пушкине // А.С.Пушкин в воспоминаниях современников. М., 1974.

27. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811–1817 гг.): Историко-педагогический очерк. М., 1999.

28. Рубец А.А. «Наставникам, хранившим юность нашу...». Памятная книжка чинов Императорского Александровского, бывшего Царскосельского, Лицея, с 1811 по 1911 год. СПб., 1911.

29.Селезнев И. Исторический очерк Царскосельского, ныне Александровского,

Лицея за первое его пятидесятилетие, с 1811 по 1861 год. СПб., 1861.

30. Степанов Л.А. К истории создания «Капитанской дочки» (А.С.Пушкин и книга «Ложный Петр III») // Пушкин: исследования и материалы. Т. XIV. М.-Л., 1991.

31. Филонов А. Учебники по теории прозаических сочинений // ЖМНП. 1860. № 4.

32. Черняев П.Н. А.С.Пушкин, как любитель античного мира и переводчик древнеклассических поэтов. Казань, 1899.

33. Шевырев С.П. История Московского университета. М., 1855.

34. Якубович Д.П. Античность в творчестве Пушкина // Пушкин. Временник пушкинской комиссии. Вып. 6. М.-Л., 1941. 

 

Примечания 

 

 

 

 

[1] Кобеко Д. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811–1843. СПб., 1911. С. 25; Черняев П.Н. А.С.Пушкин, как любитель античного мира и переводчик древнеклассических поэтов. Казань, 1899. С. 7.

[2] Пиксанов Н. Н.Ф.Кошанский // Пушкин А.С. Собрание сочинений, под ред. С.А.Венгерова. Т. 1. СПб., 1907. С. 250; Зубков Н.Н. Кошанский Н.Ф. // Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. Т. 3. М., 1994. С. 116.

[3] Петров Ф.А. Российские университеты в I пол. XIX в. Формирование системы университетского образования. Кн. 2. Становление системы университетского образования в России в первые десятилетия XIX в. Ч. 1. М., 1998. С. 40–41.

[4] Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998. С. 65–66.

[5] Из материалов пушкинского лицея. Публикация Н.Н.Петруниной // Пушкин: исследования и материалы. Т. XIII. Л., 1989. С. 309.

[6] Пиксанов Н. Н.Ф.Кошанский... С. 250.

[7] Там же.

[8] Рубец А.А. «Наставникам, хранившим юность нашу...». Памятная книжка чинов Императорского Александровского, бывшего Царскосельского, Лицея, с 1811 по 1911 год. СПб., 1911. С. 266.

[9] Батюшков К.Н. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. СПб., 1885. С. 104.

[10] Селезнев И. Исторический очерк Царскосельского, ныне Александровского, Лицея за первое его пятидесятилетие, с 1811 по 1861 год. СПб., 1861. С. 98–99.

[11] См.: Петров Ф.А. Российские университеты в первой половине XIX века. Формирование системы университетского образования. М., 1998.

[12] Петров Ф.А. Немецкие профессора в Московском университете. М., 1997. С. 45–46.

[13] Цит по: Шевырев С.П. История Московского университета... С. 329.

[14] Цит. по: Петров Ф.А. Становление системы университетского образования... С. 213.

[15] Петров Ф.А. Зарождение системы университетского образования... С. 221.

[16] Там же. С. 224–225.

[17] Там же. С. 225–226.

[18] Зубков Н.Н. Кошанский Н.Ф.... С. 116.

[19] Пиксанов Н. Н.Ф.Кошанский... С. 251.

[20] Черняев П.Н. А.С.Пушкин, как любитель античного мира и переводчик древнеклассических поэтов. Казань, 1899. С. 9.

[21] Петров Ф.А. Зарождение системы университетского образования в России... С. 242.

[22] Как писал Н.Пиксанов: «Буле скоро стал правой рукой попечителя во всех просветительских мероприятиях. Кошанский долгие годы вращался в оживленной университетской среде и стал в самые близкие отношения и к Муравьеву, и к Буле. Эти связи, несомненно, в значительной степени определили всю его духовную физиономию» (Пиксанов Н. Н.Ф.Кошанский... С. 250).

[23] Подробнее см.: Зыкова Г.В. Журнал Московского университета «Вестник Европы» (1805–1830 гг.): разночинцы в эпоху дворянской культуры. М., 1998. 129 с.

[24] Цит. по: Петров Ф.А. Немецкие профессора в Московском университете. М., 1997. С. 85.

[25] План журнала // Журнал изящных искусств. 1807. Кн. 1. С. 19.

[26] План журнала // Журнал изящных искусств. Кн. 1. С. 21–22.

[27] Кошанский Н.Ф. Каков должен быть истинный Художник // Журнал изящных искусств. 1807. Кн. 3. С. 18.

[28] Там же. С. 21.

[29] Архипова А.В. Предромантические тенденции в критике 1800–1810-х гг. // Очерки истории русской литературной критики в 4-х томах. Т. 1. СПб., 1999. С. 153–156.

[30] Подробнее см.: Кислягина Л.Г. Формирование общественно-политических взглядов Н.М.Карамзина. М., 1976. 199 с.

[31] Кошанский Н.Ф. Каким должен быть истинный Художник... С. 21.

[32] Там же. С. 23.

[33] Там же. С. 26.

[34] Там же. С. 25.

[35] Лотман Ю. Успенский Б. Споры о языке в начале XIX века как факт русской культуры // Труды по русской и славянской филологии. Т. 24. Тарту, 1975. С. 182–183.

[36] Кошанский Н.Ф. Каким должен быть истинный Художник... С. 26–27.

[37] Зубков Н.Н. Кошанский Н.Ф.... С. 116.

[38] Аполлон Бельведерский // Журнал изящных искусств. 1807. Кн. 3; Лаокоон // Там же.

[39] Селезнев И. Исторический очерк... С. 99.

[40] Пиксанов Н. Н.Ф.Кошанский... С. 251.

[41] Петров Ф.А. Зарождение системы университетского образования... С. 232.

[42] Описание дел Архива Министерства народного просвещения. Т. 2. Пг., 1921. С. 135–136.

[43] Степанов Л.А. К истории создания «Капитанской дочки» (А.С.Пушкин и книга «Ложный Петр III») // Пушкин: исследования и материалы. Т. XIV. Л., 1991. С. 220–222.

[44] Цит. по: Рубец А.А. «Наставникам, хранившим юность нашу...»... С. 272.

[45] Рубец А.А. «Наставникам, хранившим юность нашу...»... С. 272.

[46] Кобеко Д. Императорский Царскосельский лицей... С. 26.

[47] Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811–1817 гг.): Историко-педагогический очерк. М., 1999. С. 38–39.

[48] Петров Ф.А. Становление системы университетского образования в России в первые десятилетия ХIХ века. М., 1998. С. 11–12.

[49] Равкин З.И. Педагогика... С. 39.

[50] Рубец А.А. «Наставникам, хранившим юность нашу...»... С. 272–273.

[51] О перенесении традиций Московского благородного пансиона в Царскосельский лицей см.: Грот Я.К. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. СПб., 1899. С. 5, 32, 100; Майков Л.Н. Пушкин в изображении М.Ф.Корфа // PC. 1899. Кн. 8. С. 299–300.

[52] Грот Я.К. Пушкин, его лицейские... С. 57.

[53] Пущин И.И. Записки о Пушкине // А.С.Пушкин в воспоминаниях современников. М., 1974. С. 84.

[54] Из материалов пушкинского лицея. Публ. Н.Н.Петруниной // Пушкин: исследования и материалы. Т. XIII. Л., 1989. С. 312–313.

[55] Кошанский Н.Ф. Общая риторика. СПб., 1834. С. 8.

[56] Из материалов пушкинского лицея... С. 310–311.

[57] Филонов А. Учебники по теории прозаических сочинений // ЖМНП. 1860. № 4. С. 23–48; Грот Я.К. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. СПб., 1887. С. 55–57; Голубков В.В. «Общая риторика» Н.Ф.Кошанского // Русский язык в школе. 1941. № 2. С. 74–80; Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989. С. 127–132; Михайлова Н.И. Лицейский преподаватель А.С.Пушкина Н.Ф.Кошанский и его «Риторика» // Русская словесность. 1998. № 3. С. 8–15.

[58] Якубович Д.П. Античность в творчестве Пушкина // Пушкин. Временник пушкинской комиссии. Вып. 6. М.-Л., 1941. С. 99–100.

[59] Михайлова Н.И. Лицейский преподаватель А.С.Пушкина Н.Ф.Кошанский и его «Риторика» // Русская словесность. 1998. № 3. С. 13.

[60] Данилов В.В. Стихотворение «Цель нашей жизни», приписываемое Пушкину // Пушкин: исследования и материалы. Труды III Всесоюзной пушкинской конференции. М.-Л., 1953. С. 303.

[61] Якубович Д.П. Античность в творчестве Пушкина... С. 101.

[62] Более подробно об отношениях Н.Ф.Кошанского и А.С.Пушкина см.: Грот Я.К. Пушкин, его лицейские товарищи...; Черняев П.Н. А.С.Пушкин, как любитель античного мира и переводчик древнеклассический поэтов... С. 7–13; Пиксанов Н. Н.Ф.Кошанский... С. 255–257; Якубович Д.П. Античность в творчестве Пушкина... С. 98–104; Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея... С. 84–89; Михайлова Н.И. Лицейский преподаватель А.С.Пушкина... С. 8–15.

[63] Михайлова Н.И. Лицейский преподаватель А.С.Пушкина... С. 11–12.

[64] Цит. по: Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея... С. 85.

[65] Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея... С. 87.


Информация о работе Н.Ф.Кошанский и его время