Культ личности Сталина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 16:52, реферат

Описание работы

В Сталинский период советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого вождя. Именем Сталина (а также его ближайших соратников) назывались бесчисленные географические, народно-хозяйственные, технические, военные, транспортные, культурные и прочие объекты, предметы, награды. Ввиду объявления Сталина теоретиком марксизма-ленинизма, его имя упоминалось и его портретный образ изображался в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным, а также, подобно «марксизму-ленинизму», иногда использовался термин «сталинизм», десятилетия спустя ставший понятием-определением созданного им политического режима с отрицательной оценкой-осмыслением.

Содержание работы

Введение………………………………………………………2
Возникновение культа личности……………………..….3
Предпосылки возникновения культа личности…..……5
Суть культа личности Сталина…………………………..8
Причины и предпосылки разоблачения культа личности И.В.Сталина…………………………………………….….10
Основные положения доклада Н.С.Хрущева "О культе личности и его последствиях на ХХ съезде КПСС……………………….15
Некоторые итоги разоблачения культа личности И.В.Сталина и уроки ХХ съезда…………………………………………………….18
Заключение………………………………………………….21
Список использованных источников ……………………23

Файлы: 1 файл

kult_lichnosti_stalina.docx

— 46.75 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение………………………………………………………2

Возникновение культа личности……………………..….3

Предпосылки возникновения  культа личности…..……5

Суть культа личности Сталина…………………………..8

Причины и предпосылки  разоблачения культа личности И.В.Сталина…………………………………………….….10

Основные положения  доклада Н.С.Хрущева "О культе личности и его последствиях на ХХ съезде КПСС……………………….15

Некоторые итоги  разоблачения культа личности И.В.Сталина  и уроки ХХ съезда…………………………………………………….18

Заключение………………………………………………….21

Список использованных источников ……………………23

 

Введение

Сегодня, когда И.В. Сталина  в передачах московского телевидения  называют преступникам и убийцей, кажется, что в Европе можно сказать  и написать что угодно об этом человеке, который в течение трёх десятилетий  почитался как божество, а после  разгрома фашистской Германии стал одним  из самых авторитетных политиков  мира.

До сих пор на венгерском языке появилась лишь одна-единственная официальная биография Сталина, изданная в 1947 году. Сейчас она относится  к числу библиографических редкостей.

В этой книге о нём говорилось, в частности, что "в Сталине  миллионы рабочих всех стран видят  своего учителя, на классических трудах которого они учились и учатся, как нужно успешно бороться против классового врага, как нужно успешно  готовить условия конечной победы пролетариата. Влияние Сталина - это влияние  великой, славной большевистской партии…"

Для меня И.В. Сталин - гениальный вождь и учитель партии, великий  стратег социалистической революции, руководитель Советского государства  и полководец. Работа Сталина исключительно  многогранна: его энергия поистине изумительна. Круг вопросов, занимающих внимание Сталина, необъятен: сложнейшие вопросы теории марксизма-ленинизма, проблемы внешней политики Советского Союза - и повседневная забота о благоустройстве пролетарской столицы, создание Великого северного морского пути - и осушение болот Колхиды, проблемы развития советской литературы и искусства - а так же редактирование устава колхозной жизни и, наконец, решение сложных вопросов теории и практики военного искусства.

 

 

 

Возникновение культа личности

 

Процесс преобразования коммунистической партии России в государственную  партию начался в годы гражданской  войны, когда наряду с Советами, призванными  после Октября 1917 года осуществлять власть в центре и на местах стали  создаваться в каждом уезде, волости, губернии и партийные комитеты. Опыт большевистской партии, рассчитанный на экстремальную ситуацию, помог  партийным комитетам успешно  осваивать технику государственного управления и заменить Советы. Предложения оппозиции о необходимости разграничения полномочий центра и местных органов, о подчинении центру, но автономии в выработке средств реализации директив центра, отделении партийных органов от советских, запрещении командовать Советами, превращении последних в постоянно работающие совещания (своего рода малые парламенты), прекращении практики назначенства (как только прошел пик гражданской войны), к сожалею, не были услышаны, потому что всегда опровергались ленинской аргументацией. 1

Ограничения демократии, вызванные  обстоятельствами военного времени, впоследствии привели к обвальному принуждению, насилию. Большевики вытесняют с  политической арены России почти  все партии и в 20-е годы остаются единственной партией. Превращению  большевистской партии в государственную  структуру власти способствовали глубокие изменения внутри самой партии. В  первую очередь к концу 20-х годов  в результате Ленинского и Октябрьского призывов она становится массовой партией, насчитывающей к 1927 году 1200 тысяч  человек.

Подавляющая масса принятых тогда в партию - люди малограмотные, от которых требовалось прежде всего подчиняться партийной дисциплине.

Коммунисты массовых призывов, прошедшие через борьбу протаю оппозиции, прочно усвоили основы репрессивного  мышления: необходимость политического  отсечения идейного оппонента и  подавления всякого инакомыслия. Слой же старой большевистской гвардии становился все тоньше и тоньше. К тому же его верхушка была втянута в борьбу за власть и была расколота, а затем  и вовсе уничтожена. Следующим  важным шагом на пути превращения  в государственную партию и утверждения  административно-командной системы  управления в стране явился XVII съезд  ВКП(б). Резолюции съезда позволили большевистской партии непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, дали неограниченную свободу высшему партийному руководству, узаконили безусловное подчинение рядовых коммунистов руководящим центрам партийной иерархии.2 Прежде всего, съездом была введена новая структура партийных комитетов. Взамен «функционалки», как пренебрежительно был назван до тех пор существовавший принцип организации парткомовских отделов, создавались теперь «целостные производственно-отраслевые отделы». Политическая роль партийных комитетов на деле становилась решающей и приводила к подмене власти советских и хозяйственных органов партийными. Врастание партии в экономику и государственную сферу с того времени стало отличительной особенностью всего советского периода.3 Следующим существенным решением XVII съезда явилось упразднение прежней системы партийно-советского контроля, предложенного еще Лениным. Съездом учреждалась новая децентрализованная система контроля.

Таким образом, съезд учредил  «зоны вне критики». Исторический опыт показал, что никто не смог подняться  над ЦК партии, и это оказалось  орудием в борьбе Сталина за единоличную  власть.

Деятельность проверяющих  органов была взята под строгий  контроль ЦК партии и Генсека. Выстраиваемую  съездом пирамиду партийно-государственного управления, на вершине которой прочное  место занимал Сталин как Генеральный  Секретарь ЦК ВКП(б).

В 30-е годы окончательно оформилась та административно-командная система  управления советским обществом, которая  тесно связана с функционированием  государственной партии, обладающей полномочиями верховной власти в стране.4

Такая система работала в  едином строго заданном направлении, только сверху вниз и, следовательно, не могла  сама по себе быть жизнеспособной без  дополнительных средств и искусственно создаваемых стимулов. Утверждение  власти административно-командной  системы партийно-государственного управления сопровождалось возвышением  и укреплением силовых структур государства его репрессивных органов. 5

 

Предпосылки возникновения культа личности

 

Об опасности возникновения  этого явления в революционном  движении мыслители России и Европы предупреждали уже в 70-е годы ХIХ века.

Симптомы этого явления в  российском социал-демократическом  движении появились еще до 1917 года. После прихода большевиков к  власти в поведении Л. Троцкого, Г. Зиновьева, И. Сталина стали наблюдаться  отдельные признаки этого явления. После смерти В. И. Ленина внутри партийного руководства началась борьба за лидерство. В силу разных обстоятельств победил  И. Сталин.

На партийных съездах и конференциях до конца 20-х годов звучали голоса тех, кто пытался обратить внимание на те стороны поведения Сталина, которые ясно говорили о наличии симптомов "культовой болезни" у этого партийного лидера.

В партийных рядах только узкий круг людей знал о «Письме  съезду», в котором В. И. Ленин  давал характеристику партийным  лидерам, в том числе Сталину, и в котором Ленин предлагал переместить Сталина с поста генерального секретаря, т.е. с той должности, где он мог нанести делу партии серьезный ущерб своим характером, своей склонностью к «культовой болезни».

Это обстоятельство помешало партийцам  понять выступающих, а их точку зрения многие восприняли, как проявление личного соперничества в борьбе за лидерство.

В конце 20-х - начале 30-х годов Сталин захватил лидерство в партии и  фактически возглавил советское  Государство. Он остался у руководства  до конца своей жизни (март 1953 г.). За эти годы, не без его участия, идеологические службы СССР сформировали идеологию культа его личности и  внедрили его в общественное сознание.

Позже, после смерти Сталина  и ХХ съезда КПСС будет принято  Постановление ЦК КПСС «О преодолении  культа личности и его последствий», в этом документе был дан ответ  о причинах возникновения культа личности.

В 1956 году руководство КПСС нашло  в себе силы осудить культ личности и заявить об объективных и  субъективных предпосылках его возникновения. Коммунисты 1956 года заявили:

сложная международная и внутренняя обстановка требовала железной дисциплины неустанного повышения бдительности, строжайшей централизации руководства, что не могло не сказаться отрицательно на развитии некоторых демократических  форм.

приходилось идти на некоторые ограничения  демократии, оправданные, логической борьбой  нашего народа за социализм в условиях капиталистического окружения. Но эти  ограничения уже тогда рассматривались  партией и народом, как временные  подлежащие устранению по мере укрепления Советского государства и развития сил демократии и социализма во всем мире.

народ сознательно шел на эти  временные жертвы, видя с каждым днем все новые успехи советского общественного строя.

поскольку Сталин длительное время  находился на посту генерального секретаря ЦК партии, успехи, достигнутые  Коммунистической партией, и Советской  страной стали связывать с  его именем.

Эти предпосылки были названы  объективными предпосылками возникновения  культа личности. 6

Субъективными были названы те, на которые указывал Ленин в 1922 году: «Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в  общении между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности  генсека». Далее Ленин писал, что  на этом посту должен быть человек  более вежливый, более внимательный к товарищам, более терпим и лоялен к недостаткам других, менее капризный.

В наши дни к субъективным факторам возникновения культа Сталина, наверное, следует отнести поведение всех руководящих партийцев, которые  приняли решение скрыть «Письмо...» Ленина от съезда, от партии, от народа. Среди них личную ответственность несут Л. Каменев, Г. Зиновьев, которые уговаривали представителей делегаций оставить Сталина на своем посту, доказывали, что он может стать другим. Большинство политологов считают, что культ личности Сталина возник, как неизбежный результат того, что сама партия изначально отказалась от демократических принципов, как партийного, так и советского строительства. Ряд политологов считают, что культ личности заложен в самой социалистической идее; является неизбежным спутником социалистической практики. 7

 

Суть культа личности Сталина.

 

Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, в теории отвергает  вождизм, ограничивая «роль личности в истории», что проистекало из марксистского положения о равенстве. Однако некоторые учёные считают  вождизм естественным следствием практического  социализма. Например, русский философ  Н. Бердяев считал, что «Ленинизм  есть вождизм нового типа, он выдвигает  вождя масс, наделённого диктаторской властью». После Октябрьской революции 1917 года в Советской России и СССР стали использоваться во множественном  и единственном числе титулы «вожди революции» и просто «вожди» применительно  к В. И. Ленину и Л. Д. Троцкому. С  обретением всей полноты власти Сталиным, применительно к нему часто использовались и были почти обязательны в  официальных публицистике и риторике титулы «Великий вождь», «Великий вождь и учитель». Сталин был единственным Генералиссимусом Советского Союза. Он именовался также «отцом народов», «великим полководцем», «гениальным учёным», «лучшим другом (учёных, писателей, физкультурников и др.)» и т. п.

В Сталинский период советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный8 ореол непогрешимого вождя. Именем Сталина (а также его ближайших соратников) назывались бесчисленные географические, народно-хозяйственные, технические, военные, транспортные, культурные и прочие объекты, предметы, награды. Ввиду объявления Сталина теоретиком марксизма-ленинизма, его имя упоминалось и его портретный образ изображался в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным, а также, подобно «марксизму-ленинизму», иногда использовался термин «сталинизм», десятилетия спустя ставший понятием-определением созданного им политического режима с отрицательной оценкой-осмыслением.

Имя Сталина упоминается и в  гимне СССР, сочиненном Г. А. Эль-Регистаном и С.Михалковым в 1943 году:

Сквозь грозы сияло  нам солнце свободы,

И Ленин великий нам  путь озарил,

Нас вырастил Сталин —  на верность народу,

На труд и на подвиги  нас вдохновил!

Образ Сталина стал одним из центральных  в советской литературе 1930-х-1950-х  годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс (автор  изданной посмертно книги «Сталин»), Пабло Неруда, эти произведения переводились и тиражировались в СССР. Произведения, прославляющие Сталина, в изобилии появлялись и в публикациях фольклора  практически всех народов СССР.

Сталиниана постоянно присутствовала в первую очередь в советской печати, кинематографии, музыке, живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное, изобразительное и массовое искусство. Прижизненные памятники Сталину, как и памятники Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы. В дни государственных праздников обязательным и широко отражённым в кинематографе стал ритуал поднятия над Москвой на аэростатах огромного портрета Сталина, подсвечиваемого прожекторами. Особую роль в создании пропагандистского образа Сталина сыграли массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике с его изображением, а также обязательное размещение его портретов во всех государственных и общественных зданиях и помещениях и на транспорте.

Именем Сталина прижизненно  было названо огромное количество объектов, в том числе населённых пунктов (первым из которых, по-видимому, стал Сталинград в 1925 — в обороне Царицына Сталин участвовал в Гражданскую войну), улиц, заводов, шахт, колхозов, дворцов  культуры и прочих объектов, а также  военная и прочая техника. После 1945 города имени Сталина появились  во всех государствах Восточной Европы, причём в ГДР и Венгрии Сталинштадт (ныне часть Айзенхюттенштадта) и Сталинварош (ныне Дунауйварош) стали выстроенными практически с нуля в честь вождя «новыми социалистическими городами». В 1937—1938 годах выдвигались предложения переименовать Москву в город Сталинодар.

Информация о работе Культ личности Сталина