Юстиниан Великий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:55, доклад

Описание работы

Император Юстиниан (Флавий Петр Савватий) родился в 482 или 483 г. в Иллирике и происходил из крестьянской семьи. Когда дядя его, Юстин, возвысился при Анастасии Дикоре, он приблизил к себе племянника и сумел дать ему разностороннее образование. Был он невысокого роста, белолицый и считался красивым, несмотря на некоторую склонность к полноте, ранние залысины на лбу и седину. «Необычайное сочетание глупости и низости... [был] человек коварный и нерешительный... полон иронии и притворства, лжив, скрытен и двуличен, умел не показывать своего гнева, в совершенстве владел искусством проливать слезы не только под влиянием радости или печали, но в нужные моменты по мере необходимости.

Файлы: 1 файл

Эссе.docx

— 26.15 Кб (Скачать файл)

Император Юстиниан (Флавий Петр Савватий) родился в 482 или 483 г. в Иллирике и происходил из крестьянской семьи. Когда дядя его, Юстин, возвысился при Анастасии Дикоре, он приблизил  к себе племянника и сумел дать ему разностороннее образование. Был  он невысокого роста, белолицый и  считался красивым, несмотря на некоторую  склонность к полноте, ранние залысины на лбу и седину. «Необычайное сочетание  глупости и низости... [был] человек  коварный и нерешительный... полон  иронии и притворства, лжив, скрытен  и двуличен, умел не показывать своего гнева, в совершенстве владел искусством проливать слезы не только под  влиянием радости или печали, но в нужные моменты по мере необходимости. Лгал он всегда, и не только случайно, но дав торжественнейшие записи и  клятвы при заключении договоров  и при этом даже по отношению к своим же подданным»1. Тот же Прокопий, однако, пишет, что Юстиниан был «одарен быстрым и изобретательным умом, неутомимый в исполнении своих намерений»2.

В характере Юстиниана  удивительным образом сочетались самые  неуживающиеся свойства человеческой натуры: решительный правитель, он, случалось, вел себя как откровенный  трус; ему доступны были как алчность и мелочная скаредность, так и  безграничная щедрость; мстительный  и беспощадный, он мог казаться и  быть великодушным, особенно если это  умножало его славу; обладая неутомимой энергией для воплощения своих грандиозных  замыслов, он тем не менее был  способен внезапно отчаиваться и "опускать руки" или, напротив, упрямо доводить до конца явно ненужные начинания.

Юстиниан обладал феноменальной  работоспособностью, умом и являлся  талантливейшим организатором. При  всем этом он нередко подпадал под чужое влияние, в первую очередь жены, императрицы Феодоры — человека отнюдь не менее замечательного.

Император отличался хорошим  здоровьем и отменной выносливостью. Спал он мало, по ночам занимаясь  всевозможными государственными делами, за что получил от современников  прозвище «бессонного государя». Пищу принимал зачастую самую неприхотливую, никогда не предавался неумеренному обжорству или пьянству. К роскоши  Юстиниан также был весьма безразличен, но, отлично понимая значение внешнего для престижа государства, не жалел  для этого средств: убранство  столичных дворцов и зданий и  великолепие приемов приводили  в изумление не только варварских послов и царей, но и искушенных римлян.

К началу правления Юстиниана  империя имела своими соседями: на западе — фактически независимые  королевства вандалов и остготов, на востоке — сасанидский Иран, с севера — болгар, славян, авар, антов, а на юге — кочевые арабские племена. За тридцать восемь лет правления  Юстиниан воевал с ними всеми и, не принимая личного участия ни в  одном из сражений или походов, завершил эти войны достаточно успешно.

Мечта Юстиниана о воссоединении  Римской империи исполнилась. Но Италия была разорена, по дорогам истерзанных  войною областей бродили разбойники, а пять раз (в 536, 546, 547, 550, 552 гг.) переходивший из рук в руки Рим обезлюдел, и  резиденцией наместника Италии стала  Равенна.

На востоке с переменным успехом шла (с 540 г.) тяжелая война  с Хосровом, то прекращавшаяся перемириями (545, 551, 555), то разгоравшаяся снова. Окончательно персидские войны завершились только к 561-562 гг. миром на пятьдесят лет. По условиям этого мира Юстиниан обязался выплачивать персам 400 либр золота в  год, те же ушли из Лазики. Ромеи оставили себе завоеванные Южный Крым и  закавказские берега Черного моря, но в течение этой войны под  покровительство Ирана перешли  другие кавказские области — Абхазия, Сванетия, Мизимания. После более чем тридцатилетнего конфликта оба государства оказались ослабленными, не получив практически никаких преимуществ.

Тревожащим фактором оставались славяне и гунны. «С того времени  как Юстиниан принял власть над римской  державой, гунны, славяне и анты, делая почти ежегодно набеги, творили над жителями нестерпимые вещи»3. Около 540 г. кочевые гунны организовали поход в Скифию и Мизию. Направленный против них племянник императора Юст погиб. Лишь ценой огромных усилий ромеям удалось разгромить варваров и отбросить их за Дунай. Через три года те же гунны, напав на Грецию, дошли до предместий столицы, вызвав среди ее жителей небывалую панику. В конце 40-х гг. славяне разорили земли империи от верховьев Дуная до Диррахия.

В 550 г. три тысячи славян, перейдя Дунай, снова вторглись  в Иллирик. Жестокость нападавших впечатляла: оба отряда «убивали всех, не разбирая лет, так что вся земля Иллирии  и Фракии была покрыта непогребенными телами. Остальных же, вместе с быками и мелким скотом, которых не могли  гнать в отеческие пределы, они  запирали в помещениях и сжигали  безо всякого сожаления»4. Летом 551 г. славяне отправились в поход на Фессалонику. Лишь только когда огромное войско, предназначенное для отправки в Италию под началом стяжавшего грозную славу Германа, получило приказ заняться фракийскими делами, славяне, напуганные этим известием, ушли восвояси.

В конце 559 г. огромная масса  болгар и славян вновь хлынула  в пределы империи. Грабившие  всех и вся захватчики дошли до Фермопил и Херсонеса Фракийского, а большая их часть повернула на Константинополь. Из уст в уста византийцы передавали рассказы о диких зверствах неприятеля. Историк Агафий Миринейский пишет, что враги даже беременных женщин заставляли, насмехаясь над их страданиями, рожать прямо на дорогах, а к младенцам не позволяли и прикоснуться, оставляя новорожденных на съедение птицам и псам.

Войны Юстиниана требовали  привлечения колоссальных денежных средств. К VI в. почти вся армия  состояла из наемных варварских формирований (готы, гунны, гепиды, даже славяне и  пр.).

Экономические мероприятия  императора сводились в основном к полному и жесткому контролю со стороны государства над деятельностью  любого производителя или торговца. Немалые выгоды приносила и государственная  монополия на производство ряда товаров. В правление Юстиниана у империи  появился свой шелк: два несторианских  монаха-миссионера, рискуя жизнью, вывезли  из Китая в своих полых посохах  грены шелковичного червя. Выпуск шелка, став монополией казны, начал давать ей колоссальные доходы.

Громадное количество денег  поглощало и обширнейшее строительство. Юстиниан I покрыл сетью обновленных  и вновь построенных городов  и укрепленных пунктов как  европейскую, так азиатскую и  африканскую части империи. От набегов  славян вдоль берега Дуная была сооружена  мощная оборонительная линия.

Список городов и крепостей, так или иначе затронутых строительством Юстиниана Великого, огромен. Ни один византийский властитель ни до него, ни после строительной деятельности таких  объемов не вел.

Когда в 532 г. во время городского восстания сгорела церковь св. Софии, Юстиниан решил соорудить  храм, который превосходил бы все  известные образцы. Не только смелостью технических решений, но и невиданной по красоте и богатству внутренней отделкой главный храм империи поражал всех видевших его. После освящения собора Юстиниан обошел его и воскликнул: «Слава Богу, признавшему меня достойным для свершения такого чуда. Я победил тебя, о Соломон!»5. Император в ходе работ сам дал несколько ценных в инженерном отношении советов, хотя никогда не занимался архитектурой.

Отдав дань Богу, Юстиниан сделал то же самое в отношении монарха  и народа, с великолепием отстроив дворец и ипподром.

Реализуя свои обширные планы  возрождения былого величия Рима, Юстиниан не смог обойтись без наведения  порядка в делах законодательных. В 528-529 гг. комиссия из десяти правоведов во главе с юристами Трибонианом  и Феофилом кодифицировала указы  императоров от Адриана до Юстиниана  в двенадцати книгах «Кодекса Юстиниана», дошедшего до нас в исправленном издании 534 г. Не вошедшие в этот кодекс постановления были объявлены утратившими  силу. С 530 г. новая комиссия из 16 человек, возглавляемая тем же Трибонианом, занялась составлением юридического канона по обширнейшему материалу всего  римского законоведения. Так к 533 г. появились пятьдесят книг «Дигест». В дополнение к ним были изданы «Институции» — подобие учебника для правоведов. Эти сочинения, а  также вышедшие в период с 534 г. до смерти Юстиниана 154 императорских  указа (новелл) составляют Corpus Juris Civilis— «Свод гражданского права», не только основу всего византийского и западноевропейского средневекового права, но и ценнейший исторический источник. По окончании деятельности упомянутых комиссий Юстиниан официально запретил всю законотворческую и критическую деятельность юристов.

Активная политика Юстиниана  затронула и сферу государственного управления.

В 541 г. Юстиниан упразднил  консулат в Константинополе, объявив  себя пожизненным консулом, а заодно и прекратил дорогостоящие консульские  игры (на них уходило одного только казенного золота 200 либр ежегодно).

Столь энергичная деятельность императора, захватившая все население  страны и потребовавшая непомерных затрат, вызывала недовольство не только нищавшего народа, но и не желавшей утруждать себя аристократии, для  которой незнатный Юстиниан был  выскочкой на троне, а его беспокойные  идеи слишком дорого стоили. Недовольство это реализовывалось в мятежах  и заговорах.

Не всегда спокойно было и среди солдат. При всей своей  воинственности и опытности в  ратном деле федераты никогда не отличались дисциплинированностью. Объединенные в племенные союзы, они, буйные и  невоздержанные, нередко возмущались  против командования, и управление такой армией требовало немалых  талантов.

Не утихали и народные движения. Огнем и мечом утверждавшееся на территории державы православие  вызывало религиозные бунты на окраинах. Египетские монофиситы постоянно держали  под угрозой срыва поставки хлеба  в столицу, и Юстиниан приказал выстроить  специальную крепость в Египте для  охраны собранного в государственную  житницу зерна. С крайней жестокостью  подавлялись выступления иноверцев  — иудеев (529) и самаритян (556).

Юстиниан продолжил начатую  при Юстине линию на доминирование  православия во всех сферах общественной жизни, всячески преследуя инакомыслящих. В самом начале правления, ок. 529 г. он обнародовал указ о запрещении брать на государственную службу «еретиков» и частичном поражении в правах приверженцев неофициальной церкви. «Справедливо, — писал император, — лишать земных благ того, кто неправильно поклоняется Богу»7. Что же касалось нехристиан, то в их отношении Юстиниан высказывался еще более сурово: «Язычников не должно быть на земле!»8.

Единственное еретическое  направление христианства, не подвергавшееся особо гонениям, было монофиситское. Созванный в 553 г. в Константинополе V Вселенский собор (всего при Юстиниане  церковных соборов было еще два  — поместные в 536 и 543 гг.) пошел  на некоторые уступки монофиситам. Этот собор подтвердил сделанное  в 543 г. осуждение учения известного христианского богослова Оригена  как еретического.

Считая церковь и империю  едиными, Рим — своим городом, а себя — высшим авторитетом, Юстиниан легко признал главенство пап (которых  он мог ставить по своему усмотрению) над константинопольскими патриархами.

Сам император смолоду  тяготел к богословским спорам, а  в старости это стало его основным увлечением.

В последние же годы жизни  император увлекся теологией  и все меньше и меньше обращался  к делам государства, предпочитая  проводить время во дворце, в спорах с иерархами церкви или даже невежественными  простыми монахами. По словам поэта  Кориппа, «старец-император уже ни о чем не заботился; как бы уже  окоченелый, он весь погружался в ожидание вечной жизни. Дух его был уже  на небе»9.

Летом 565 г. Юстиниан разослал для обсуждения по епархиям догмат о нетленности тела Христова, но результатов уже не дождался. Между 11 и 14 ноября Юстиниан Великий умер, «после того, как наполнил мир ропотом  и смутами»10. По словам Агафия Миринейского, он «первый, так сказать, среди всех царствовавших показал себя не на словах, а на деле римским императором"11

 

1 Прокопий Кесарийский. Тайная история / Пер. С.П. Кондратьева // ВДИ. №4(5). 1938, с. 299.

2 Прокопий Кесарийский. История войн римлян с персами, вандалами и готфами / Пер. С. и Г. Дестунисов // Зап. Историко-филологического ф-та Спб. ун-та. Т. 1-3. 1876-1891, с. 88.

3 Прокопий Кесарийский. Тайная история / Пер. С.П. Кондратьева // ВДИ. №4(5). 1938, с.25.

4 Прокопий Кесарийский. Война с готами / Пер. С.П. Кондратьева. М., 1950, с. 366.

5 Диль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в VI веке / Пер. с франц. СПб, 1908, с. 27.

6 Название утвердилось в XVI столетии

7 Кулаковский Ю.А. История Византии: В 3 т. Киев; СПб, 1910-1913, т. II, с. 44.

8 Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Спб., 1890-1904. т. XL, с. 452.

9 Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Спб., 1890-1904. т. XL, с. 455.

10 Культура Византии XIII — первой половины XV в. / Отв. ред. Г.Г. Литаврин . М., 1991, с. 65.

11 Агафий. О царствовании Юстиниана / Пер. М.В. Левченко. Л., 1953, с. 150


Информация о работе Юстиниан Великий