Юрий Гагарин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:33, реферат

Описание работы

Целью данной работы является понимание роли личности и подвига Ю.А. Гагарина в развитии эпохи, также его последствий для истории.
Данная цель реализуется с помощью следующих задач:
Описание жизненного пути Ю.А, Гагарина и первых полетов в космос;
Выявление влияния подвига Ю.А. Гагарина на массовое сознание и эпоху.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
1. Жизнь летчика-космонавта Ю.А. Гагарина и первые космические полеты…………………………………………………………………5
2. Влияние подвига Ю.А. Гагарина на массовое сознание и эпоху………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………...22
Список использованных источников и литературы……………….23

Файлы: 1 файл

Гагарин реферат.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………3

1. Жизнь летчика-космонавта Ю.А. Гагарина и первые космические полеты…………………………………………………………………5

2. Влияние подвига Ю.А. Гагарина на массовое сознание и эпоху………………………………………………………………….16

Заключение…………………………………………………………...22

Список использованных источников и литературы……………….23

 

Введение

«Он всех нас позвал в  космос».

Н. Армстронг о Ю. Гагарине.

Мечта о космосе, пожалуй, одна из самых первых, которая  родилась у человечества. И люди бережно пронесли ее сквозь тысячелетия. Загадочный мир звезд привлекал астрономов и философов Древнего Рима и Греции, эпохи Возрождения и эпохи Великих географических открытий. Мечта о полетах к этим звездам всегда была с человеком, потому что сначала он догадывался, а затем уже точно узнал, что путешествие за пределы своей родной планеты обогатят цивилизацию Знанием: высшим богатством Человека и Человечества. 

Сегодня мы по праву  гордимся тем, что первый искусственный  спутник Земли был создан учеными  нашей страны, что к ближним  и дальним мирам - Луне, Марсу, Венере - впервые стартовали наши автоматические станции, а первым человеком Вселенной стал наш соотечественник Юрий Гагарин. 

История освоения космоса - одна из выдающихся страниц  в истории человечества. Космонавтика - составляющая научно-технической революции, характерной для минувшего века и ставшая доминантой его развития в отличие от предыдущих столетий.

Тенденции развития мирового сообщества свидетельствуют  о том, что стремительно развивающаяся  космическая деятельность становится важным фактором прогрессивного развития цивилизации. Космические технологии проникают во все сферы жизни общества, космические наука и техника всё в большей степени становятся фактором национальной безопасности государства. Перспективы развития космической деятельности во многом зависят от укоренения в общественном сознании понимания роли космической деятельности как стимула общественного прогресса. Именно таким стимулом и стал для российского (советского) общества космический полет Ю.А. Гагарина.

Космическое образование общества становится необходимым, так как оно обеспечивает согласование достигнутого уровня развития цивилизации и интеллектуального потенциала каждого члена общества. Пропаганда национальных достижений в области космонавтики является важной составляющей патриотического воспитания. И начиная с 50-х гг. ХХ в., тема космических путешествий являлась наиболее яркой для патриотического воспитания, а особенно явно она получила своего героя с 11 апреля 1961г.

Целью данной работы является понимание роли личности и подвига Ю.А. Гагарина в развитии эпохи, также его последствий для истории.

Данная цель реализуется с помощью следующих  задач:

  1. Описание жизненного пути Ю.А, Гагарина и первых полетов в космос;
  2. Выявление влияния подвига Ю.А. Гагарина на массовое сознание и эпоху.

Основным источниками  для раскрытия данной темы стали работы в сборнике статей «Материалы научно-общественных чтений, посвященных памяти Ю.А.Гагарина», которые в различных аспектах описывают жизнь и деятельность первого летчика - космонавта,  а также его влияние на развитие общества в целом.

Необходимо  понимать, что жизнь, а особенно смерть Юрия Гагарина породили массу вопросов, на которые до сих пор нет ответов, но можно с уверенностью говорить, что первый летчик космонавт стал известен всему миру, о чем свидетельствует перечень государственных наград врученных ему после полета на пилотируемом космическом корабле главами различных стран мира. Но самое главное, что его подвиг стал темой для различных проявлений массовой культуры, начиная от песен заканчивая фильмами.

1. Жизнь летчика-космонавта  Ю.А, Гагарина1

и первые космические  полеты

Знаете, каким он парнем был,

Тот, кто тропку звёздную открыл.

Ю. Гуляев

Первый космонавт  планеты родился 9 марта 1934 года в  городе Гжатск (в настоящее время - Гагарин), Смоленской области. Безоблачное детство будущего покорителя космических просторов было прервано начавшейся Великой Отечественной войной. 1 сентября маленький Юрий пошел в первый класс Клушинской неполной средней школой, а уже 12 октября занятия были прерваны - гитлеровские войска оккупировали село. 9 апреля 1943 года советские войска освободили село, и занятия в школе возобновились. В мае 1949 года Юрий Алексеевич окончил шестой класс Гжатской неполной средней школы, а 30 сентября того же года поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. Одновременно с учебой в училище, поступил в Люберецкую вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года. А спустя месяц с отличием окончил ремесленное училище по специальности формовщик-литейщик. Своей рабочей профессией Гагарин гордился всю жизнь. Кроме учебы и производственной практики, много времени отнимала комсомольская работа, спорт. Именно в те годы он увлекся авиацией и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб.

Наступивший 1955 год стал годом первых значительных успехов Юрия Алексеевича. В июне он с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, в июле - совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18, 10 октября - окончил Саратовский аэроклуб. 27 октября 1955 года Октябрьским райвоенкоматом города Саратова Юрий Алексеевич был призван в ряды Советской Армии и направлен в город Оренбург на учебу в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков имени К.Е.Ворошилова. Едва надев военную форму, Гагарин понял, что с небом будет связана вся его жизнь. Это оказалось той стезей, к которой стремилась его душа.

9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К.А.Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам. Их было 20 молодых летчиков, которым предстояло готовиться к первому полету в космос. Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звездам. Это потом, когда полет стал реальностью, когда более или менее стали ясны сроки этого полета, выделилась группа из шести человек, которых стали готовить по иной, чем остальных, программе.

А за четыре месяца до полета практически всем стало  ясно, что полетит именно Гагарин. Никто из руководителей советской  космической программы никогда  не говорил, что Юрий Алексеевич был  подготовлен лучше, чем другие. Выбор первого определялся многими факторами, причем физиологические показатели и знание техники не были доминирующими. И Сергей Павлович Королев, который внимательно следил за подготовкой, и руководители Оборонного отдела ЦК КПСС, курировавшие космические разработки, и руководители Министерства общего машиностроения и Министерства обороны прекрасно понимали, что первый космонавт должен стать лицом нашего государства, достойно представляющим Родину на международной арене. Наверное, именно эти причины и заставили сделать выбор в пользу Гагарина, доброе лицо и открытая душа которого покоряли всех, с кем ему приходилось общаться. А последнее слово оказалось за Никитой Сергеевичем Хрущевым, бывшим в ту пору Первым секретарем ЦК КПСС. Когда ему принесли фотографии первых космонавтов, он без колебаний выбрал Гагарина.

Советские ученые и инженеры создали одноместный  космический корабль, предназначенный  для полетов по околоземной орбите. В этом первом рейсе решались важнейшие  задачи, связанные с полетом человека в космическом пространстве.

Изучались вопросы  активной деятельности человека в условиях космического полета при длительном воздействии невесомости, проводились испытания систем и агрегатов корабля. Корабль «Восток» состоит из спускаемого аппарата сферической формы, в котором совершает полет космонавт, и приборного отсека с бортовой аппаратурой и тормозной двигательной установкой. Космонавт в скафандре размещается в катапультируемом кресле. Управление кораблем в полете осуществляется автоматически и самим космонавтом. Система  жизнеобеспечения позволяет совершать полеты длительностью до 10 суток. Космический корабль «Восток» весит 4730 кг, спускаемый аппарат - 2400 кг (рис.2), диаметр спускаемого аппарата - 2,3 м.

Космический корабль был запущен с помощью трехступенчатой ракеты-носителя и выведен на орбиту с минимальным удалением от поверхности Земли 181 км и максимальным удалением 327 км. Полет продолжался 108 минут. Первый полет человека в космическое пространство подтвердил высокую надежность корабля и его систем, показал, что человек может успешно переносить условия космического полета, сохраняя работоспособность при активной деятельности2.

Когда началась разработка космического корабля «Восток» и подготовка первых космонавтов, медикам практически ничего не было известно о влиянии условий космического полета на организм человека. Были только догадки, основанные на опыте авиационной медицины. Одни утверждали, что космический полет мало отличается от полета на самолете и никаких особых требований к космонавтам предъявлять не стоит. Другие утверждали, что космонавт, оказавшись в невесомости, просто сойдет с ума. Медики спорили, но к единому мнению прийти никак не могли. Все понимали, что до первого полета человека ответ должен быть найден обязательно. Тогда и решили, что при проведении испытательных полетов на борту корабля должны присутствовать какие-нибудь животные. При решении вопроса о том, кто полетит, особых споров не было. Уже в течение многих лет на геофизических ракетах летали собаки, и был накоплен большой опыт, который обязательно надо было использовать. Кроме того, необходимо было убедиться в надежности всех систем корабля, так как от них зависела человеческая жизнь. И убедиться надо было не на макетах или тренажерах, а в реальных условиях. Как бы то ни было, программа летных испытаний корабля «Восток» была составлена таким образом, чтобы получить ответы на два кардинальных вопроса: сможет ли ракета доставить в космос человека, и сможет ли человек перенести космический полет. Подготовка полета человека шла в условиях жесткого лимита времени. Президиум ЦК КПСС ставил перед конструкторами задачу такого запуска раньше американцев. Поэтому и летные испытания планировались таким образом, чтобы сразу после двух успешных полетов собак в космос, стартовал человек.

В конце 1959 года, одновременно с набором в человеческий отряд космонавтов, произошел набор в собачий отряд космонавтов. Здесь требования были не такими жесткими, как у людей, но тоже существовал ряд ограничений. Набирались собаки беспородные, ростом не более 35 сантиметров и весом не более 6 килограмм. Параметры определялись возможностями космического корабля, а вот порода, точнее ее отсутствие, была взята из предыдущего опыта. Дворняги оказались для медиков и биологов прекрасным «материалом». Они были не такими прихотливыми, как их породистые сородичи, они были смышлеными, добрыми. В общем, первый собачий космический отряд набрали в ближайших подворотнях. Готовили их почти как людей: крутили на центрифуге, помещали в баро- и сурдо- камеры, приучали к пребыванию в замкнутом пространстве.

И вот наступил момент, когда и техника, и «пилоты» были готовы к полету. Первый корабль-спутник  стартовал 15 мая 1960 года. Это был  еще не совсем тот корабль, на котором  меньше чем через год стартовал Юрий Алексеевич Гагарин. Не были проверены в работе многие бортовые системы, корабль был лишен теплозащитного экрана, который обеспечивал возвращение космонавта на Землю. Предстояло еще очень много работы, но на многие вопросы этот полет должен был дать ответы. Так как предполагалось сгорание корабля в атмосфере Земли, на его борту живых существ не было. Очень жаль было отправлять на верную смерть собак, которых все причастные к подготовке успели полюбить. Итак, корабль-спутник успешно стартовал.

Название «космический корабль» родилось именно в тот день. В  те годы было принято после успешного  старта сочинять коммюнике, которые  затем на весь мир зачитывал Левитан. Так было и в этот раз. Коммюнике  сочиняли Сергей Павлович Королев, Мстислав Всеволодович Келдыш, Александр Юльевич Ишлинский и Лев Архипович Гришин. Кто из них предложил назвать спутник «космическим кораблем» - история умалчивает, но само название понравилось. Королев сказал: «А почему бы и нет? Есть морские, есть речные, есть воздушные, теперь появятся космические корабли!». Коммюнике отпечатали и передали в Москву.

А получивший такое экзотичное название первый корабль-спутник продолжал  свой полет по околоземной орбите. Предварительно спуск было решено осуществить 18 мая. В расчетный момент на борт корабля-спутника была передана команда: «на спуск». Однако система ориентации неправильно выбрала направление тормозного импульса и включившийся тормозной двигатель направил корабль не в сторону Земли, а в направлении Юпитера. Корабль был заброшен с орбиты в 320 километров на высоту 690 километров и до 5 сентября 1962 года совершал свой полет, прежде чем сгорел в атмосфере. У многих конструкторов мороз по коже прошел, когда они представили, что будет, если в такой ситуации окажется человек. А некоторые ретивые западные газетчики уверяли, что на борту находились люди, которые стали «пленниками Вселенной».

У следующего корабля-спутника спускаемый аппарат был защищен  теплоизоляцией. Впервые в практике космических полетов он должен был  вернуться из космоса с живыми собаками. На борту их было две - Чайка и любимица Королева рыжая Лисичка. Корабль был подготовлен гораздо лучше, чем его предшественник. Были тщательно проработаны все возможные ситуации, чтобы не допустить ошибки при выборе системы ориентации и выдаче команды на спуск с орбиты.28 июля 1960 года ракета стартовала. На 23-й секунде полета произошла катастрофа. Ракетные блоки разлетелись по степи, собаки погибли.

Информация о работе Юрий Гагарин