Энтони Гидденс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 12:47, реферат

Описание работы

Энтони Гидденс — представитель нежесткой социологии, в которой и сам исследователь должен быть достаточно гибок, непредвзят в отношении используемых теоретических подходов, и в которой признается решающая роль социального субъекта (индивидов, общественных групп, движений) в преобразовании социальных структур соответственно их интересам. Целью реферата является историко-философский анализ мировоззренческих оснований подхода к проблеме взаимосвязи общества и личности в эпоху глобализации, предложенного Э. Гидденсом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
1.1 Теория структуризации Энтони Гидденса.
1.2. Дуальность структурного.
1.3.Компетентность акторов: практическое и дискурсивное сознание.
1.4. Непреднамеренные последствия действия.
1.5. Критика эволюционизма.
1.6. Система, социальная и системная интеграция, или микро-, поглощенное макро-.
ГЛАВА 2.
2.1. Э. Гидденс о ситуации личности в глобализирующемся мире.
2.2. Глобализация и становление культуры «высокого модерна».
2.3. Траектории развития человеческой личности.
2.4. Экзистенциальный опыт личности: риск и безопасность.
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 44.82 Кб (Скачать файл)

Итак, в творчестве Гидденса мы находим новую теоретическую  попытку преодоления классических оппозиций в социальных науках, но нам представляется, что предложенные им решения далеко не полностью отвечают на поставленные вопросы. В такой  эмпирико-теоретической науке, как  социология, поставленные проблемы, несомненно, не могут быть разрешены одним  лишь теоретическим путем. Хотя во Франции  работы Гидденса были приняты достаточно благожелательно, они не получили широкого применения непосредственно в эмпирических исследованиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

2.1. Э. Гидденс о ситуации личности в глобализирующемся мире.

В интерпретации Гидденса модерн выступает как предельно  широкое понятие, включающее в себя социальные институты и способы  поведения, которые возникли в постфеодальной Европе и приобрели всемирно-историческое влияние в 20 веке. Модерн рисуется британскому теоретику как та наличная реальность, которая позволяет создавать образ общества как такового. Концепция модерна Гидденса складывается в поле синтеза различных версий его теоретической интерпретации. В видении Гидденса, четыре измерения модерна составляют: индустриализм, капиталистическая система производства и распределения, разветвленная сеть институтов социального контроля, «индустриализация войны». Развивая собственный поход к феномену модерна, Гидденс уходит от просвещенческого оптимизма, возвеличивающую ничем не лимитированную мощь человеческого разума, его рефлексивной способности. Оригинально трактуя институциональные формы модерна, он не просто предлагает их объективистскую дескрипцию, а демонстрирует конкретно-историческую природу и ограниченность, те потенциальные опасности, которые они таят для человеческой личности. Гидденс верно акцентирует особую роль рефлексивности в модерном типе конструирования личной идентичности, связывая этот процесс падением всевластия традиции и с коррелятивными этому институциональными измерениями. Триумф принципа субъективности в новоевропейской культуре закономерно ставит вопрос о последствиях всевластия «формальной» рациональности и «власти-знания» для общества и человеческой личности. Ситуация личности в контексте современности и формирование новой совокупности проблем, сопряженных с поиском ее самотождественности, составляет важное звено социально-философских воззрений Э. Гидденса. Развиваемые им взгляды вызревают в контексте дискуссий о модерне и постмодерне, которые оживленно ведутся в западной философии и социологии второй половины минувшего и начала нынешнего столетия. Сторонники интерпретации современного этапа социокультурного развития как определенной стадии модерна, так и их оппоненты, именующие его «постмодерном», в равной степени признают его особенности, отличия от классики Нового времени. Однако линия спора между ними проходит по оси понимания современности как пусть и значительно трансформированного модерна или же ее трактовки как нового периода истории, радикально порывающего с прощлым. К авторам, придерживающихся понимания современности как видоизмененной, но все, же сохраняющейся модерности, принадлежат Ю.Хабермас[7], Э. Гидденс и другие крупные западные мыслители. В любом случае современность и ее отличительные черты берутся приверженцами обоих направлений в соотнесении с некоторым идеализированным образом модерности, ее проектом, утверждающим триумф человеческого разума, способного в своей научно-технической ипостаси осуществлять властный контроль над природой и социальными процессами. Гидденс предлагает детальное сравнение собственных построений, выдержанных в духе теории радикализированной модерности, с постмодернистскими. Он полагает, что предпосылкой любых выкладок теоретиков радикального постмодерна будет по сути дела снятие проблемы истины, рассмотрение таковой как всецело контекстуальной, «исторической». Не принимая такой интерпретации, Гидденс, напротив, считает, что подобный ход мысли недопустим, ибо устраняет возможность создания системного теоретического знания. В то время как теоретики постмодерна фокусируют свое внимание на центробежных тенденциях, дисперсивности современных социальных трансформаций, Гидденс полагает важным акцентировать именно глобально-интегративные моменты мирового развития. В подобном варианте индивид предстает не только как подвергающийся игре глобальных внеличностных факторов, но и как существо способное их использовать на базе своего опыта и действия. Возражая радикальным постмодернистам, Гидденс полагает значимой не только констатацию опустошения содержания повседневности абстрактными социальными системами, но и рассматривает возможности использования сложившейся ситуации в деятельности субъекта, который не утрачивает активности перед лицом очевидных для него потерь. Поле активности субъекта предстает в истолковании британского теоретика как полное возможностей для рефлексивной деятельности, в которой конструируется личная идентичность и одновременно изменяется социокультурная ситуация. В результате получается, что радикальный постмодернизм определяет современность как «постмодерн» с присущими ему характеристиками конца эпистемологии, индивидуальности и этики, в то время как Гидденсу постмодерн видится как выход за рамки сложившейся сегодня ситации, трактуемой им как «высокий модерн». Абрис нового социокультурного состояния рисуется Гидденсом как движение за рамки «высокого» модерна, что связано с преодолением основных векторов его эволюции в классическом варианте, а, следовательно, и с новыми горизонтами личностного развития. Однако преодоленный модерн парадоксальным образом оказывается собственной совершенной моделью, ибо идеал постмодерна Гидденса предполагает становление не знающего нужды «глобального космополитического общества», где восторжествует гуманистическое применение науки и технологии, уйдут в небытие крайние формы милитаризма и восторжествует политический климат демократического участия и международного сотрудничества. Э. Гидденса рассматривает глобализацию как непосредственный итог социокультурного развития модерна, находящего свою кульминацию на его современной стадии. При этом, глобализационный процесс изучается им в единстве его технико-технологической, экономической, социальной, политической и культурной составляющих, воздействующих на оформление качественно специфичной ситуации существования личности. Гидденсу удалось показать как вместе с нарастанием глобализационного единства мира изменяются локальные условия человеческого бытия, трансформируются различные грани траектории индивидуально-личностного развития. Глобализация вносит свои коррективы во внутренний строй мира личности, характер отношений с другими людьми, выбор приоритетов жизни и способы их достижения. Глубина постижения экзистенциального измерения личностного бытия в контексте культуры глобально-планетарного сообщества оказывается при этом непосредственно сопряженной с интенсивной социально-философской рефлексией, схватывающей динамику институциональной трансформации общества.

Проанализировав глобализацию как феномен эпохи «высокого  модерна», Гидденс выявил ее личностное измерение. Его видение феномена глобализации отмечено синтетичностью охвата ее сущностных характеристик, единством  видения ее технико-технологической, экономической, социальной, политической и культурной составляющих в их влиянии  на судьбы личностного развития. Единение универсально-планетарного и локального контекстов человеческого существования  оказывается в его интерпретации  главным итогом глобализационных изменений. Именно в этом плане британский теоретик подходит к рассмотрению экзистенциально-личностного измерения глобализации, порожденных ею ранее не существовавших альтернатив человеческого выбора и самосозидания. Глобализация, по Гидденсу, создает позитивные универсалистские тенденции культурного диалога и одновременно генерирует угрозу экспансии стереотипов массовой культуры, несет в себе опасность утраты национальной самотождественности и отчуждения личности. История модерна характеризовалась сложным балансом рефлексивности и традиции, которая в значительной мере сохраняла свою непререкаемость и обеспечивала тем самым прочные формы индивидуальной и коллективной идентичности. Соответственно, по Гидденсу, определение позднемодерного общества как посттрадиционного указывает на разрушение этого баланса и радикализацию модерной рефлексивности, которая становится всепроникающей. Она стимулирует ценностный плюрализм, иронично именуемый Гидденсом «ценностным политеизмом», интенсивно питающим консерватизм и фундаментализм различного толка. Содержателен и предложенный им критический ракурс видения противоречий и последствий применения стратегии мультикультурализма в странах Запада.

 

2.2. Глобализация и становление культуры «высокого модерна».

Проблематика траекторий созидания стиля жизни индивида в эпоху глобализации опирается на разработанное британским автором понимание структуры личности и ее самоидентичности. Одновременно эти вопросы служат основой развиваемой им концепции личностного творческого развития, предполагающего референцию к локальным и глобальным условиям его осуществления. В произведениях британского автора содержится продолжение идей философской традиции, развиваемой западными мыслителями от Ф. Ницше[8] и до М. Фуко, которые обратились к теме человеческой жизни как произведения. Гидденс наполняет эту тему «эстетики существования» конкретикой эпохи глобализации, придавая ей новое звучание. В эпоху «высокого модерна», по справедливому утверждению Гид-денса, впервые в человеческой истории «Я» и общество оказываются связанными между собой в глобальном масштабе». Ключевой характеристикой социальной жизни «высокого модерна», отражающей в себе «ценностный политеизм», некалькулируемость рисков и механизмы активного доверия, является изменение структуры личностной идентичности: в период позднего модерна «самость» становится рефлексивным проектом. По Гидденсу, рефлексивный характер самости является отличительной чертой всего модерна, однако только в посттрадиционном обществе она проявляется в полной мере: на предшествующем этапе модерна экспансия рефлексивности сдерживалась и организовывалась традицией. Идентичность личности не является каким-то объективным свойством человека - она порождается и поддерживается продолжающимся нарративным движением, интегрирующим события, поступки и переживания в связную биографию. В этом широком смысле личностная идентичность во все эпохи человеческой истории имела рефлексивный характер. Однако именно эпоха «радикального» или «высокого» модерна в полной мере выдвигает вопрос о специфике творческого самопроектирования личности как рефлексивного и ответственного акта, сопряженного с выработкой стратегии созидания жизненного пути — стиля жизни.

2.3. Траектория развития человеческой личности.

Рассматривая тему «эстетики существования» человека в эпоху глобализации, Э. Гидденс предлагает содержательный анализ трансформации интимности. Отправляясь от представлений психоанализа, его концептуальных схем, британский теоретик ассимилирует одновременно и положения наследия М. Фуко, его видение роли биополитики в эпоху модерна. Феномен сексуальности рассматривается Гидденсом как конституирующий взаимосвязь между человеческой телесностью, личностной самоидентичностью и социально-нормативной сферой.Социальные изменения, происходящие в мире в последние десятилетия, как показал Гидденс, затрагивают не только внешние стороны человеческой личности, но и внутренние, интимные. Нельзя отрицать, что различные коммуникационные механизмы между индивидами трансформируются под влиянием процессов глобализирующегося мира. Традиционные социальные институты в современности как приобретают новые, ранее не существовавшие функции, так и утрачивают некоторые. Один из самых древних социальных институтов - семья — в настоящий момент находится в процессе деформации. Это связано, в первую очередь, с изменением положения женщины в обществе. Если ранее институт семьи базировался на принципах двойного стандарта, то в настоящее время эти границы стираются. Отсюда вытекают происходящие изменения в интимной жизни индивидов. Гидденсом была предпринята продуктивная попытка проанализировать эволюцию эмоциональной истории современных обществ, а также дать характеристику сегодняшних трансформаций интимной сферы людей.

2.4. Экзистенциальный опыт личности: риск и безопасность.

Э. Гидденс выдвигает оригинальное социально-философское истолкование риска и безопасности в современном  мире. Рассматривая экзистенциальное содержание риска, доверия и безопасности он одновременно раскрывает трансформацию  восприятия этих феноменов в зависимости  от происходящих в обществе изменений. Британский теоретик исходит из посылки, что на всей протяженности человеческой истории существовало понятие риска, но значение его менялось в зависимости  от взаимосвязи человека с природой, отношений внутри социумума, использования технических средств в деятельности людей, а также в перспективе взаимоотношений общества и государства, государств между собой. В процессе модернизации в сознании людей все чаще возникает вопрос о рискованности происходящего. Он приобретает особую остроту в период глобализации, когда риски трансформируют свою природу и постоянно умножаются, а личность стремится опереться на экспертное знание с целью их минимизации. Глобализированная рискогенная среда оказывается неустранимой и во многом непредсказуемой, требующей гибкой реакции, продуманных решений со стороны человеческого сообщества и личности.

Крушение новоевропейской  рациональности рассматривается Гидденсом как накладывающее отпечаток на современное осознание риска. Умножение знания (в том числе рационального, научно-экспертного знания) не снижает, но обостряет сознание риска. Согласно концепции Гидденса, двойное действие глобализации и детрадиционализации социальной жизни приводит к тому, что «созданная неопределенность», характерная для модерна в целом, становится в посттрадиционном обществе ключевой характеристикой всех аспектов социальной жизни и делает феномен риска фундаментальным элементом непосредственного опыта людей. Глобализация интенсифицирует процессы социального производства. Возрастает сложность социальных систем и отношений. Гидденс, как и Бек, отмечает увеличение числа непреднамеренных последствий социальных действий. Сегодня человек окружен рисками, идущими от технологических и социальных систем. Угрожающие риски выходят из-под контроля не только индивидов, но и огромных организаций, включая государства. Неизбежность такой ситуации ставит под вопрос онтологическую безопасность человека. Новый характер рисков, как верно утверждает Гидденс, требует соответствующего изменения механизмов доверия: в посттрадиционном обществе социальные отношения должны формироваться на основе «активного доверия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Теория структурации - центральное звено наследия Э. Гидденса, на основе которого возникает переосмысление модерна как явления. Необходимость создания подобной теории была вызвана, по его мнению, отсутствием в социальных науках теории действия. В границах теории структурации британский теоретик опирается на созданную им философско-мировоззренческую платформу, потребовавшую синтеза социологического знания и идей неокантианства, феноменологии, экзистенциальной герменевтики, психоанализа, лингвистической философии, структурализма, постструктурализма, неомарксизма и иных направлений современной западной мысли. Именно на этой базе им и проводится теоретическое осмысление взаимосвязи личности и общества, разрабатывается сеть представлений о трансформации модерности и ее современном «радикальном» этапе, гуманистическом измерении идущих сегодня в мире процессов. Личность понимается Гидденсом как итог социальной идентификации и само идентификации индивида, созидающего свое «Я» на основе рефлексивного самопроектирования и осуществления экзистенциального выбора. Им последовательно раскрываются под влиянием идей М. Хайдеггера[9] экзистенциальное измерение ее существования, единство в ее структуре подсознательных, практических и дискурсивных компонентов, что позволяет выявить специфику личностной деятельной самореализации. В формате теории структурации Гидденс исходит из посылки, что производство общества представляет собой «умелое конструирование», обеспечиваемое и реализуемое человеческими существами, наделенными рефлексивной способностью и даром выбора. При этом каждый член общества, в его понимании, является «практикующим социальным теоретиком», ибо, осуществляя всякого рода взаимодействия, он обычно обращается к своим знаниями и теориям, выступающим в роли «практических ресурсов». В процессе деятельности люди не только преобразуют общество, но одновременно изменяют и самих себя. Они создают общество в контексте влияния неосознаваемых условий действия и его непредвиденных последствий. Возможности и границы социального участия индивидов исторически заданы. Социальные структуры, производимые и воспроизводимые как результат повседневной и повторяющейся практики, оказывают не только ограничивающее влияние, но и создают возможности для человеческой деятельности. Теория структурации позволяет отобразить сущность и устройство общества в условиях современности, выявить его личностное измерение и механизм его социальной и системной интеграции. Опираясь на философско-мировоззренческие основания и базовые положения теории структурации, Э. Гидденс решает проблему социальной идентичности и самоидентичности личности, ее формирования в традиционном обществе и в эпоху модерна, находящегося сегодня в фазисе «высокого» или «радикального» этапа развития. Человеческий субъект рисуется Гидденсу, принимающему выводы экзистенциально-феноменологической мысли, как ситуированный во времени и пространстве, переживающий жизнь как определенного рода длительность и телесную воплощенность, сопряженную с бытием рядом с другими людьми и значимыми, находящимися в отношении рядоположенности и упорядоченности, предметно-вещными образованиями. Он застает интерсубъективно значимый социальный мир, воспроизводит его и одновременно конструирует новые реалии. Важнейшим моментом при этом оказывается конституирование самоидентичности субъекта, ибо именно собственный образ, его истолкование, нарративная дескрипция задают и абрис отношения к сложившимся реалиям социального мира. Ситуация личности в контексте современности и формирование новой совокупности проблем, сопряженных с поиском ее самотождественности, составляет важное звено социально-философских воззрений Э. Гидденса. Развиваемые им взгляды вызревают в контексте дискуссий о модерне и постмодерне, которые оживленно ведутся в западной философии и социологии второй половины минувшего и начала нынешнего столетия. Сторонники интерпретации современного этапа социокультурного развития как определенной стадии модерна, так и их оппоненты, именующие его «постмодерном», в равной степени признают его особенности, отличия от классики Нового времени. Однако линия спора между ними проходит по оси понимания современности как пусть и значительно трансформированного модерна или же ее трактовки как нового периода истории, радикально порывающего с прошлым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Актуальные вопросы глобализации. Круглый стол // Мировая экономика  и международные отношения. 1999. №4. с. 43.

2.Бергер Л., Хантингтон С. Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире. Под ред. М. Лебедевой. М.: «Аспект Пресс», 2004. -. 472 с.

3.Брегадзе A.A. Проблема сущности личности // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I / Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. С.-П., 2001. С. 22-31.

4.Вильдавский А., Дейк К. Теории восприятия риска: кто боится, чего и почему? // Thesis. 1994. № 5. С. 242-277.

5.Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. М.: Высшая школа, 1963. 121 с.

6.Галь Б. На пороге постсовременности. Региональные модели противостояния глобальным вызовам. Электронный ресурс. - М., 2005. — Режим доступа: http://www.dialogs.org.Ua/ru/material/full/2/4460.

7.Гвардини Р. Конец нового времени // Вопр. философии. 1990. № 4. С.146-165.

8.Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // THESIS. Вып.1. 1993. С. 22-51.

9.Гидденс Э. Навстречу глобальному веку // Отечественные записки. 2002. №6. С. 15-21.

10.Гидденс Э. Социология. М.: Едиториал УРСС, 2005. 632 с.

11.Гидденс Э. Судьба, риск, безопасность // THESIS. 1994, №5. -С.107-134.

12.Гидденс Э. Трансформация интимности: сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. СПб.: Питер, 2004. 208 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

[1] Норберт Элиас ,«О процессе цивилизации» М. СПб, 2001.

[2] Пьер Бурдьё, «Воспроизводство. Элементы теории системы образования», 1970.

[3] Зигмунд Фрейд, Том 15 «Лекции по введению в психоанализ».

[4] Роберт Мертон, «Социальная теория и социальная структура» 1992. №2-4.

[5] Раймон Будон, «Место беспорядка» 1998.

[6] Мишель Фуко, «Ницше, генеалогия, история// Ступени 2000. — №1 (11).»

[7] Юрген Хабермас «Философский дискурс о модерне.» Весь мир 2003.

[8] Ф.Ницше «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умом» 1978.

[9] М.Хайдегер «Пролегомы к истории понятия времени» 1,2,3 часть.

 


Информация о работе Энтони Гидденс