Император Александр III

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 22:29, доклад

Описание работы

После потрясшего Россию цареубийства на престол вступил сын погибшего императора — Александр III.

Файлы: 1 файл

Император Александр III.docx

— 157.61 Кб (Скачать файл)

Свой вклад  в школьное дело внес и Победоносцев. Он выступил против земских школ, считая, что детям крестьян совершенно не нужны получаемые там знания, оторванные от реальной жизни. Победоносцев способствовал  распространению церковно-приходских школ, обязав иметь их в каждом церковном  приходе. Единственным учителем в такой  школе был приходской священник. Однако малообразованное, материально  необеспеченное местное духовенство  без особой радости относилось к  этой дополнительной нагрузке. Преподавание в большинстве церковно-при- ходских школ находилось на крайне низком уровне. В 1886 г. по настоянию Победоносцева были закрыты Высшие женские курсы.

Принимались запретительные меры и по отношению к печати. В 1882 г. было образовано Совещание четырех  министров, наделенное правом запрещать  выход любого печатного органа. Только в 1883—1885 гг. по решению Совещания, где  первую скрипку играл Победоносцев, было закрыто 9 изданий. Среди них  оказались популярные журналы «Голос»  А. А. Краевского и «Отечественные записки» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1884 год принес  еще одну «новинку»: впервые  в России была произведена  «чистка» библиотек. 133 названия  отдельных книг, собраний сочинений  и журналов, ранее разрешенных  цензурой, были сочтены «недопустимыми  к обращению» в публичных библиотеках  и общественных читальнях. 

Укрепление  положения дворянства. Наступление на местное  самоуправление. Назначение министром внутренних дел Д. А. Толстого вызвало одобрение у консервативно настроенных дворян, которые теперь надеялись на восстановление своего былого положения в обществе. В 1885 г. состоялось открытие Дворянского банка. Его задачей стало предоставление льготных кредитов для поддержания помещичьих хозяйств. В манифесте по этому случаю было выражено пожелание, чтобы впредь «дворяне российские сохраняли первенствующее место в предводительстве ратном, в делах местного управления и суда, в распространении примером своим правил веры и верности и здравых начал народного образования».

12 июля 1889 г. был  издан закон о земских участковых  начальниках. Он отменял должности  и местные учреждения, основанные  на бессословных и выборных  началах: мировых посредников,  уездные по крестьянским делам  присутствия и мировой суд.  В 40 губерниях России создавались  2200 земских участков. Во главе  их ставились земские начальники, обладавшие широкими полномочиями, которые ранее осуществляли перечисленные  выше учреждения. Земский начальник  контролировал общинное самоуправление  крестьян, вместо мирового судьи  рассматривал незначительные судебные  дела, утверждал приговоры волостного  крестьянского суда, разрешал земельные  споры и т. д. Должности земских  начальников могли занимать только  дворяне. 

Этот закон  решал сразу несколько важных для властей задач. Подчиняя крестьянское самоуправление земским начальникам, он укреплял позиции правительства  на местах и предоставлял дворянам возможность престижной службы. Власть земских начальников становилась  своеобразным подобием дореформенной  власти помещиков. Крестьяне, по сути, были поставлены в личную зависимость  от земских начальников, получивших право без суда подвергать их наказаниям, в том числе и телесным.

12 июня 1890 г. было  издано «Положение о губернских  и уездных земских учреждениях». В нем земское самоуправление  рассматривалось как часть государственного  управления, низовая ячейка власти. При избрании земств усилились  сословные начала: землевладельческая  курия становилась чисто дворянской, число гласных от нее увеличивалось,  а имущественный ценз снижался. Резко повышался избирательный  ценз для городской курии, а  крестьянская курия практически  лишилась самостоятельного представительства,  так как на волостных сходах  крестьянам было отныне разрешено  избирать только кандидатов, которые  затем утверждались губернатором.

11 июня 1892 г. вышло  новое городовое положение. Оно значительно повышало избирательный ценз, официально закрепляло практику вмешательства властей в дела городского самоуправления. Городские головы и члены управ объявлялись состоящими на государственной службе.

Национальная  и религиозная  политика Александра III. Одной из главных задач национальной и религиозной политики Александра III было стремление сохранить единство государства. Путь к этому видели прежде всего в русификации национальных окраин.

Не без влияния  Победоносцева Русская православная церковь была поставлена в исключительное положение. Те религии, которые признавались им «опасными» для православия, подвергались гонениям. Особую суровость обер- прокурор Синода проявлял к сектантам. Нередко у родителей-сектантов даже отнимали детей.

Преследованиям  подвергались и буддисты (калмыки  и буряты). Им запрещалось строить  храмы, отправлять богослужения. Особенно нетерпимым было отношение к тем, кто официально числился обращенным в православие, но на деле продолжал  исповедовать прежнюю религию.

Суровое отношение  правительство Александра III проявляло  к приверженцам иудаизма. По Временным  правилам 1882 г. у евреев отняли право  селиться вне городов и местечек даже в пределах черты оседлости-, им запрещалось приобретать недвижимое имущество в сельской местности. В 1887 г. была сокращена сама черта оседлости. В 1891 г. был издан указ о выселении евреев, незаконно проживавших в Москве и Московской губернии. В 1887 г. было определено, какой процент от общего числа обучаемых в учебных заведениях могли составлять евреи (процентная норма). Существовали ограничения для занятия некоторыми видами профессиональной деятельности, например в адвокатуре. Все эти притеснения не распространялись на евреев, перешедших в православную веру.

Преследованиям  подвергались и поляки-католики —  для них был закрыт доступ к  государственным должностям в Царстве  Польском и в Западном крае.

В то же время  на присоединенных к Российской империи  землях Средней Азии были оставлены  в неприкосновенности мусульманская  религия и мусульманские суды. Местному населению предоставлялось  право внутреннего самоуправления, которое оказалось в руках  местной верхушки. Но русские власти сумели расположить к себе и трудящиеся слои населения, проведя снижение налогов  и ограничив произвол знати.

Александр III отказался  от продолжения начатых его отцом  либеральных преобразований. Он взял твердый курс на сохранение основ  самодержавия. Реформаторская деятельность была продолжена лишь в области экономики.


Информация о работе Император Александр III