Г.В. Плеханов - идеолог российского марксизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:47, реферат

Описание работы

Роль Георгия Валентиновича Плеханова, как теоретика марксизма в России крайне велика и многогранна. Она выразилась как в переводах классических произведений марксизма («Коммунистический манифест», «Людвиг Фейербах» Энгельса), так и в самостоятельной популяризации идей марксизма. В 1895 Георгий Валентинович выпустил свою знаменитую книгу «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», в которой излагал основные положения исторического материализма.

Содержание работы

Введение
1.Формирование политико-правовых воззрений. Народничество
2.Идеология российского марксизма.
3.Взгляды на социалистическую революцию в России
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 42.42 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Роль Георгия Валентиновича Плеханова, как теоретика марксизма в России крайне велика и многогранна. Она выразилась как в переводах классических произведений марксизма («Коммунистический манифест», «Людвиг Фейербах» Энгельса), так и в самостоятельной популяризации идей марксизма. В 1895 Георгий Валентинович выпустил свою знаменитую книгу «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», в которой излагал основные положения исторического материализма. В конце 90-х гг. принимал близкое участие в журнале «Новое слово», органе легальных марксистов: напечатал в нем ряд своих работ на литературные темы. Вел активную борьбу с различными попытками «ревизовать» Маркса и выхолостить революционное содержание его учения. Сделавшись в 1900-х годах одним из редакторов «Искры» и «Зари», Плеханов выступил с проектом программы партии. Резко выступая против большевистской тактики, против идеи перерастания буржуазной революции в социалистическую, против революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, Плеханов  утверждал, что революция 1905 была общенациональной, буржуазной, и призывал ориентироваться на буржуазно-либеральные группы. К Октябрьской революции Георгий Валентинович отнесся враждебно; однако, оставаясь противником советской власти, он категорически отказался выступать против пролетариата.

 

1 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ  ВОЗЗРЕНИЙ. НАРОДНИЧЕСТВО

 

Георгий Валентинович Плеханов родился 29 ноября 1856 года в поместье своего отца, деревне Гударовка. В детстве молодой Плеханов желал пойти по стопам своих предков и стать военным. В 1868 году, в возрасте двенадцати лет Георгий поступил во второй класс Воронежской военной гимназии где он проучился до 1873 года.

 Именно в стенах  этого учебного заведения Георгий  Плеханов познакомился с творчеством  радикальных литературных критиков  — Белинского, Чернышевского и  Добролюбова. Между тем молодой  Плеханов ещё не стал революционером.

 В 1873 году Плеханов  поступил в Константиновское военное училище в Петербурге, но после первого же семестра оставил военную службу, и начал готовиться к экзаменам в Горный Институт. Подобно многим своим сверстникам Георгий Валентинович считал, что наибольшие услуги своему отечеству он сможет оказать занявшись точными и естественными науками. Приобщение к революции заняло у Плеханова долгие месяцы и даже годы. Даже начавшееся в 1874 году знаменитое «хождение в народ» обошло Плеханова стороной. Но в то же самое время Плеханов знакомится с революционным студенчеством, читает нелегальную литературу и даже укрывает скрывающихся от правительства революционеров. Учась в Горном институте Плеханов знакомится со своими будущими товарищами по революционной борьбе П. Б. Аксельродом, Л. Г. Дейчем, М.А. Натансоном. Но окончательное решение включится в активную борьбу против самодержавия было принято Плехановым только летом 1876 года.

Во время демонстрации на площади перед Казанским собором  в Петербурге 6 декабря 1876 г. Плеханов произнес энергичную речь против правительства. После произнесения речи он успел  неузнанным скрыться с площади. После этого Плеханов тотчас же перешел на нелегальное положение.

Примечательно, как быстро Георгий Плеханов занял видное место  в кругу студентов-подпольщиков. Его энергия и творческие способности  заслужили всеобщее призвание.

Скоро он занял выдающееся положение в партии Земли и  Воли и стал членом редакции журнала "Земля и Воля", в котором  поместил, между прочим, статью: "Законы экономического развития и задачи социализма в России", излагавшую программу  партии. Будучи тогда народником-бунтарем, то есть сторонником крестьянского социализма, верящим, что крестьяне в России по природе своей социалисты и вполне уже готовы к революции, Плеханов отличался от других товарищей по партии тем, что особенно дорожил пропагандой среди рабочих, видя в них, впрочем, не представителей пролетариата, а именно крестьян, поддерживающих тесные связи с деревней. Когда обнаружились разногласия в рядах Земли и Воли, приведшие к ее распадению на радикальную Народную Волю и чисто народнический Черный Передел, Плеханов был горячим противником террористических тенденций и страстно отстаивал старую народническую программу. После распадения партии (1879) Плеханов был редактором первого номера "Черного Передела", который в свет не вышел, так как 28 января 1880 г. был захвачен полицией в тайной типографии.

 После этого Плеханову  пришлось бежать из России  и поселиться за границей. С  января 1880 до Февральской революции  1917 года жил в эмиграции (Швейцария,  Италия, Франция и др. страны Западной  Европы).Но и за Границей Плеханов не прекращал свою деятельность. Первые годы его заграничной жизни были посвящены серьезному изучению экономической науки. Сравнительно быстрое развитие капитализма в России и усиление рабочего движения, кризис народнической теории и практики, личный опыт деятельности среди рабочих, знакомство с историей западноевропейского рабочего движения и особенно глубокое изучение трудов К. Маркса и Ф. Энгельса вызвали переворот во взглядах Плеханова. 1882—1883 у Георгия Валентиновича складывается марксистское мировоззрение; он становится убеждённым и решительным критиком идеологии народничества, первым пропагандистом, теоретиком и блестящим популяризатором марксизма в России.

 

2 ИДЕОЛОГИЯ РОССИЙСКОГО  МАРКСИЗМА

 

В 1883 г. в Женеве вышло  первое произведение русского марксизма  — работа Плеханова «Социализм и  политическая борьба», в которой  Плеханов выступил уже как вполне сложившийся марксист. В. И. Ленин  сравнивал эту работу с «Манифестом  Коммунистической партии» Маркса и  Энгельса: если последний явился первым изложением взглядов всемирного социализма, то «Социализм и политическая борьба»  — первым изложением взглядов русского социализма.

Книга «Социализм и политическая борьба» явилась теоретическим  обоснованием марксизма в России. В ней впервые дается изложение  и применение марксизма к условиям России, на базе уничтожающей критики  народничества.

Впервые четко формулировалось  то положение, что в России носителем  социалистических идей является русский  пролетариат, и резкой критике подвергалась точка зрения народников на политическую борьбу и промышленный пролетариат. Плеханов показал несостоятельность  и реакционность народнического решения социального вопроса, где  промышленному пролетариату отводилась второстепенная роль. Он подчеркнул, что  социально-экономическая обстановка России 80-х годов сделала неизбежным развитие социал-демократического революционного движения. Первоочередной задачей этого  движения он считал борьбу за буржуазно-демократические  требования, как необходимую предпосылку  развертывания борьбы за победоносную социалистическую революцию.

До Плеханова никто  че смог правильно осветить вопрос о характере классовой борьбы в России и о связи ее с общими задачами социализма. В работе «Социализм и политическая борьба» Плеханов, анализируя русскую действительность, показал, опираясь на Маркса, что всякая классовая борьба есть борьба политическая, что в процессе развития капитализма обостряются классовые противоречия и что пролетариат, вовлекаемый в политическую борьбу, превращается в защитника всех угнетенных трудящихся.

Плеханов неоднократно подчеркивал, что инициативу социалистического  движения может взять на себя лишь рабочий класс, освобождения он может  достигнуть только своими собственными усилиями. До тех пор, пока рабочий  класс не вырос до решения своей  великой исторической задачи, обязанность  социал-демократов состоит в ускорении  процесса его развития, в устранении препятствий, мешающих росту его  силы и сознания.

Революционное движение в  России может восторжествовать только как революционное движение рабочих, заявил Г. В. Плеханов в 1889 г. на учредительном  конгрессе II Интернационала в Париже. Это положение стало руководящим  в деятельности русской социал-демократии. Г. В. Плеханов первый в русской печати выступил с защитой идеи диктатуры-пролетариата.

В работе «Социализм и политическая борьба» он указывал, что диктатура  пролетариата необходима для совершения экономического переворота в стране, что политическая власть всегда была рычагом, с помощью которого победивший класс совершал общественный переворот, необходимый для его благосостояния и дальнейшего развития.

В последующих работах (1883—1903 гг.) Плеханов продолжал защищать историческую необходимость диктатуры пролетариата как завершения революционной борьбы рабочего класса. Он подчеркивал, что  «диктатура пролетариата должна быть первым актом социалистической революции».

В июле 1884 г. Г. В. Плеханов выступил с книгой «Наши разногласия», имевшей  еще большее значение для борьбы против народников. Она содержала  глубокую и уничтожающую критику  реакционных взглядов народников и  явилась развернутым марксистским обоснованием окончательного разрыва  Плеханова с теорией и практикой  народничества. 
Для распространения марксизма в России «Наши разногласия» имели большое значение. Эта книга давала направление деятельности рабочих кружков в России. Энгельс высоко ценил эту работу Плеханова.

В «Наших разногласиях» Плеханов применяет марксистскую теорию к  анализу общественных отношений  России начала 80-х годов. Здесь Плеханов уже как зрелый марксист доказал  неизбежность развития капитализма  в России, неизбежность роста рабочего класса, его революционной роли и  необходимость создания самостоятельной  революционной партии рабочего класса.

Народники, являясь идеологами мелких производителей, ошибочно считали, что историческое развитие России идет особым, самобытным путем, минует капиталистический  путь развития и избегнет «язвы пролетариатства». 
Неврзможность развития капитализма в России народники обосновывали отсутствием внутреннего рынка и конкуренцией более развитых капиталистических стран на внешних рынках. Они считали, что прибавочная стоимость может быть реализована на внутреннем рынке только путем продажи прибавочного продукта так называемым третьим лицам, т. е. мелким самостоятельным производителям. Но эта возможность якобы непрерывно сокращается вследствие разорения последних. Реализация прибавочного продукта на внешних рынках, по мнению народников, тоже невозможна, так как они уже давно завоеваны развитыми капиталистическими странами.

Плеханов блестяще опроверг эти аргументы народников. На основе большого фактического материала он показал, что в России второй половины XIX в. в результате смены натурального крепостного хозяйства товарным, капиталистическим хозяйством возникал и быстро рос внутренний рынок. Плеханов подчеркивал, что капиталисты, предвидя переполнение внутреннего рынка, уже  спешат приобрести внешние рынки.

Другой силой, якобы препятствующей развитию капитализма в России, являлось, по мнению народников, кустарное производство, которое они, в отличие от капиталистического, называли народным. Они всячески идеализировали «народное производство», изображали его как воплощение духа коллективизма и считали его лучшим средством против развивающегося капитализма.

Плеханов подверг уничтожающей критике и этот народнический  довод. Он проанализировал развитие самых разнообразных кустарных  промыслов и убедительно показал, что кустарное производство в  действительности является мелким капиталистическим  производством, применяющим наемный  труд и составляющим источник обогащения крупных фабрикантов и купцов. Плеханов подчеркивал, что «народное  производство» — это домашняя система капиталистической промышленности и что в нем нет ничего социалистического.

В своих работах  периода 1880-1890х Плеханов защищал марксистское понимание предмета политической экономии и марксистский диалектический метод, критиковал теорию «конституированной стоимости» Прудона, которая была распространена в России в то время. Анализируя учение Чернышевского о стоимости, Плеханов показывал его ошибки и отстаивал марксистское учение о стоимости. Много внимания он уделял критике мелкобуржуазных взглядов Воронцова на стоимость.

Плеханов критиковал классическую и вульгарную буржуазную политэкономию  за антиисторизм, убедительно доказывал, что вечных законов производства не существует, так же как и не существует вечных отношений производства. Большое внимание Плеханов уделял защите марксова учения о капитале и прибавочной стоимости. Это учение для России того времени имело особо важное значение, так как было тесно связано с вопросом об исторической роли капитализма и рабочего класса. Плеханов резко критиковал взгляды народников на кризисы. Народники, как и Сисмонди, считали причиной кризисов недопотребление. Плеханов показал, что причины кризисов лежат во внутренних законах капитализма.

 

3 ВЗГЛЯДЫ НА СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ  РЕВОЛЮЦИЮ В РОССИИ

 

В 1900-1903 г. Плеханов принял участие  в организации и руководстве  газетой "Искра". Плеханов и Ленин  в эти годы проделали большую  работу по организации российской революционной  рабочей партии, по созданию программы  и устава марксистской пртии, по созыву и проведению Второго съезда РСДРП. Плеханову было поручено открытие съезда. Вместе с Лениным и Мартовым Плеханов был избран редактором ЦО "Искры" и членом Совета партии.

Уже в это время между Лениным  и Плехановым обнаружились глубокие расхождения по многим вопросам рабочего движения. Плеханов выступил против ленинского курса на перерастание буржуазно-демократической  революции в социалистическую. У нас официально считалось до недавнего времени, что Плеханов, отойдя от позиций, занимаемых на П съезде, пошел на примирение с меньшевиками, стал лидером меньшевизма, отступил от марксизма по многим программным и тактическим вопросам, не понял особенностей новой эпохи -империализма и пролетарских революций.

Информация о работе Г.В. Плеханов - идеолог российского марксизма