Гиппократ. Учение об основных телосложения и темпераментах у людей. Значение у этого учения на развитие медицины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э. под темпераментом понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Он полагал, что темперамент нарушениями в пропорции четырех жидкостей в теле: крови , лимфы, желчи и черной желчи .Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента - сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, сохранившиеся до настоящего времени.

Содержание работы

Введение…
Понятие темперамента…
Основные учения о темпераменте…
Физиологическая теория темпераментов Гиппократа…
Заключение…
Тест на темперамент…
Список литературы…

Файлы: 1 файл

Гиппократ.docx

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Гиппократ.

Учение об основных телосложения и темпераментах у людей.

Значение у этого учения на развитие медицины.


ГБОУ СПО МК № 8 

Подготовлено Воробьевой А.

Студенткой 24 группы

Содержание 
 
Введение…

Понятие темперамента…

Основные учения о темпераменте…

Физиологическая теория темпераментов  Гиппократа…

Заключение…

Тест на темперамент…

Список литературы…

 

Введение 
 
Как известно, на земле нет людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей - личность каждого человека неповторима. 
 
Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные. Наблюдая за поведением студентов, за тем, как они трудятся, учатся и отдыхают, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы, несомненно, обращаем внимание большие индивидуальные различия людей. Одни быстры, порывисты, шумливы - другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы. Следует отметить, что эти различия касаются не содержания личности, а некоторых внешних проявлений. Вот эта сторона характеризует понятие "темперамент". 
 
Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены…».Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей. 
 
Наблюдения показали, что все люди различны не только по внешности, но и по поведению, движениям. Например, если последить за поведением учеников на уроке, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого. У одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах. Чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего, темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности (игровая, трудовая, учебная, творческая), в походке, жестах, во всем поведении. Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению  
 
Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого воздействия, влияет на темп и ритм речи. Но нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности. Приведенные выше примеры подводят к пониманию того, что темперамент категория поведенческая, которая является совокупностью формальных, динамических характеристик поведения. При этом имеют в виду, прежде всего энергетический уровень поведения. Ученые выделяют большое число самых различных свойств темперамента, среди которых импульсивность, тревожность, пластичность, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, реактивность и многое другое. Но основными считаются две характеристики темперамента – это общая активность и эмоциональность. 

Понятие о темпераменте 
 
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик. 
 
Под темпераментом следует понимать совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности. 
 
Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Следовательно, к свойствам темперамента относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека. В чем же заключается их своеобразие? Представим себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение другой реки - полная противоположность. Река быстро несется, вода у нее грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в пену. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий. 
 
Нечто подобное можно наблюдать в динамике психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и голоден. Попадая в трудные ситуации или смешные положения, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психологическая деятельность протекает скачкообразно. Они очень подвижны, беспокойны, шумливы. Речь их порывиста и страстна, движения хаотические, мимика разнообразна и богата. Нередко такие люди при разговоре машут руками и топают ногами. Они суетливы и нетерпеливы. Свойства темперамента и есть те природные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека. Другими словами, от темперамента зависит характер протекания психической деятельности, а именно: 1)скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания)  2)психический ритм и темп, 3) интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли) 4)направленность психической деятельность на какие-то определенные объекты (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям от реальной действительности или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам). 
 
Также динамика психической деятельности зависит от мотивов и психического состояния. Любой человек, независимо от особенностей его темперамента, при наличии интереса работает энергичнее и быстрее, чем при его отсутствии. У любого человека радостное событие вызывает подъем душевных и физических сил, а несчастье - падение их. 
 
Напротив свойства темперамента проявляются одним и тем же образом в самых различных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если студент волнуется перед сдачей зачета, проявляет беспокойство перед проведением урока в школе во время педагогической практики, находится в тревожном ожидании старта на спортивных соревнованиях, это значит, что высокая тревожность - свойство его темперамента. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Различные свойства темперамента закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента. 
 
Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признают, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. 
 
 

 
Физиологическая теория темпераментов  Гиппократа. 
 
Идея и учение о темпераментах в своих истоках восходит к работам  древнегреческого врача Гиппократа (V век до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» - крови (от латинского sanguis), флегмы (от греческого phlegma), желтой желчи (от греческого chole)  и черной желчи (от греческого melaina), - входящих в его состав. Преобладание одной из них и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней.  Каждая жидкость имеет особое свойство и особое назначение. Свойство крови – теплота. Назначение ее – согревать организм. Свойство флегмы – холод, а  назначение – охлаждать организм. Свойство желтой желчи сухость. Назначение поддерживать сухость в организме, «подсушивать его». Свойство черной желчи – сырость. Назначение ее – поддерживать сырость, влагу в организме. Он описал основные типы темпераментов, которые и в наше время пользуются широкой известностью. 
 
Виды темпераментов по Гиппократу:  
 
Меланхолик  
- человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит кбыстрому утомлению и падениюработоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.  
 
 Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.  
 
Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное,ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.  
 
Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми. 
 
Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды. 
 
Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато  при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности. 
 
Классификация темпераментов Гиппократа относится к гуморальным теориям. Позже эта линия была предложена немецким философом И.Кантом, который тоже считал природной основой темперамента особенности крови.

Заключение 
 
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э. под темпераментом  понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Он полагал, что темперамент нарушениями в пропорции четырех жидкостей в теле: крови , лимфы, желчи и черной желчи .Отсюда впоследствии возникли названия четырех типов темперамента - сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, сохранившиеся до настоящего времени.

 

 

Тест на определение  типа темперамента 
Вам нужно будет согласиться или не согласиться с каждым утверждением в зависимости от того, насколько оно применимо к вам. 
 
Часть 1 
1.     Я суетлив и неусидчив. 
2.     Я несдержан и вспыльчив 
3.     Я нетерпелив. 
4.     Я резок и прямолинеен в общении. 
5.     Я часто являюсь инициатором всевозможных мероприятий. 
6.     Я упрям. 
7.     В споре я очень находчив. 
8.     Мне трудно соблюдать определенный ритм в работе. 
9.     Я часто иду на риск. 
10. Я не помню обид. 
11. Я говорю очень быстро и возбуждённо. 
12. Я неуравновешен и часто горячусь из-за мелочей. 
13. Я нетерпим к недостаткам других. 
14. Я люблю дразнить людей. 
15. Моя мимика очень выразительна. 
16. Я быстро принимаю решения. 
17. Меня привлекает всё новое. 
18. Мои движения порывисты и резки. 
19. Я всегда настойчиво иду к своей цели. 
20. У меня часто без особых причин меняется настроение. 

Часть 2 
1.     Я – жизнерадостный человек. 
2.     Я энергичен и всегда знаю, куда направить свою энергию. 
3.     Я не всегда довожу до конца то, что начал. 
4.     Я часто себя переоцениваю. 
5.     Всё новое я схватываю буквально на лету. 
6.     Мои интересы непостоянны. 
7.     Свои неудачи я переживаю довольно легко. 
8.     Мне легко приспособиться к практически любым обстоятельствам. 
9.     Любое дело, которым я занимаюсь, увлекает меня. 
10. Как только мой интерес к делу угасает я, как правило, бросаю его. 
11. Я легко включаюсь в новую работу, а также переключаюсь с одного вида деятельности на другой. 
12. Монотонная кропотливая работа угнетает меня. 
13. Я общителен и отзывчив, у меня много друзей. 
14. У меня высокая работоспособность, я очень вынослив. 
15. Я говорю обычно громко, быстро и чётко. 
16. Даже в сложных и непредвиденных обстоятельствах я не теряю самообладания. 
17. Я всегда доброжелательно настроен. 
18. Я обычно без труда засыпаю и просыпаюсь. 
19. Я часто принимаю поспешные, необдуманные решения. 
20. Иногда я кого-то невнимательно, не вникая в суть рассказа. 
 
Часть 3 
1.     Обычно я спокоен и хладнокровен. 
2.     Во всех делах я придерживаюсь определённой последовательности. 
3.     Обычно я рассудитеоен и осторожен. 
4.     Я спокойно переношу ожидание. 
5.     Если мне нечего сказать, я предпочитаю молчать. 
6.     Моя речь размеренна и спокойна. 
7.     Я сдержан и терпелив. 
8.     Я обычно довожу то, что начал до конца. 
9.     Я не трачу силы по пустякам, но могу быть очень работоспособным, если вижу, что дело того стоит. 
10. В работе и в жизни я придерживаюсь привычной схемы. 
11. Мне легко сдержать свои эмоции. 
12. Похвала или критика в мой адрес мало меня волнует. 
13. К шуткам в свой адрес я отношусь снисходительно. 
14. Мои интересы отличаются постоянством. 
15. Я медленно втягиваюсь в работу или переключаюсь с одного вида деятельности на другой. 
16. Обычно у меня ровные отношения с другими. 
17. Я аккуратен и люблю порядок во всём. 
18. Мне трудно адаптироваться к новой обстановке. 
19. Я очень выдержан. 
20. Контакт с новыми людьми я налаживаю постепенно. 

Часть 4 
1.     Я застенчив и стеснителен. 
2.     В незнакомой обстановке я чувствую себя растерянным. 
3.     Мне трудно заговорить с незнакомым человеком. 
4.     Порой я не верю в свои силы. 
5.     Я спокойно переношу одиночество. 
6.     Неудачи угнетают меня. 
7.     Иногда я надолго ухожу в себя. 
8.     Я быстро утомляюсь. 
9.     Я говорю очень тихо, иногда почти шёпотом. 
10. Я всегда подстраиваюсь под моего собеседника. 
11. Иногда что-то впечатляет меня настолько, что я не могу сдержать слёз. 
12. Я очень чувствителен к похвале или критике. 
13. Я предъявляю высокие требования к себе и окружающим. 
14. Я бываю мнительным и подозрительным. 
15. Я легкоранимый человек. 
16. Меня легко обидеть. 
17. Я предпочитаю скрывать свои мысли от окружающих. 
18. Я робок и малоактивен. 
19. Я обычно безропотно подчиняюсь приказам. 
20. Мне хотелось бы вызвать у окружающих сочувствие ко мне. 
 
Инструкции 
Подсчитать общее количество положительных ответов (А) 
Подсчитать количество положительных ответов отдельно в каждой части (А1, А2,А3,А4) 
Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента: 
Холерик= (А1/Ax100%) 
Сангвиник= (А2/Ax100%) 
Флегматик= (А3/Ax100%) 
Меланхолик= (А4/Ax100%) 
 
Результаты теста 
Если результат по какому-либо типу равен 40% или выше,то данный тип темперамента у вас является доминирующим. 
Если результат по какому-либо типу равен 30-39%, то черты, характерные для этого типа, выражены у вас достаточно ярко. 
Если результат по какому-либо типу равен 20-29%, то уровень выраженности характерных для этого типа темперамента у вас средний. 
Если же результат составил 10-19%, то черты данного типа у вас выражены слабо.

Литература: 
 
 1. Рубинштейн С. Л. // Основы общей психологии // СПб: Издательство «Питер», 2000. 
 2. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. 
 3.И. Кант. О темпераменте//Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,1982. 
 4.У.Шелдон. Психология индивидуальных различий. Тексты/Под ред.  Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.,1982. 
5.В.С. Мерлин «Очерк теории темперамента», 1973. 
6.Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982. 
7. Пастелов И.Г.Темперамент глазами обывателя // Жизнь и здоровье.- М.,2001. 
8.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб., Питер, 2004.


Информация о работе Гиппократ. Учение об основных телосложения и темпераментах у людей. Значение у этого учения на развитие медицины