Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский – выдающиеся деятели белоруской культуры XII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 09:41, реферат

Описание работы

В истории Беларуси XII век можно по праву считать золотым веком развития культуры. Политическая независимость образовавшихся в это время княжеств способствовала более быстрому развитию их экономики и культуры. Среди наиболее процветающих княжеств были Полоцкое и Турово-Пинское. Именно города Полоцк и Туров стали центрами развития белоруской культуры в этот период.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Жизнь и просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой….…………4
2 Кирилл Туровский – знаменитый проповедник и писатель XII ве-ка……..…14
Заключе-ние………………………………………………………………………...19
Список использованных источников…………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Копия Реферат.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

На двадцать четвертый  день болезни она почувствовала  скорую кончину, позвала священника и, исповедавшись и причастившись, предала душу Всевышнему. Похоронив Евфросинию в заранее приготовленном месте, паломники повезли печальную весть в Полоцк.

Уже вскоре после смерти преподобной Евфросинии в ее честь  были созданы тропарь и стихира. Концом того же XII века датируется и написание ее «Жития». Это могло произойти только при условии причисления полоцкой игуменьи к сонму святых.

Полочане признали свою просветительницу святой и начали почитать ее восемь столетий назад. В ту эпоху  канонизация на восточнославянских землях, как и вообще в православии, происходила достаточно просто и  зависела в первую очередь от местного епископа. В этом акте воплощалось общее мнение клира и верующих. Нет сомнения, что оценка полочанами жизни и подвигов Евфросинии была единодушною. Признание святости княжны-игуменьи могло произойти уже при полоцком епископе Дионисии (около 1166-1182). Святой почитали Евфросинию и в Иерусалиме[2, c.172].

Через четырнадцать лет  православные монахи перенесли гроб Евфросинии в Киев и перезахоронили в Киево-Печерской лавре. В 1910 году мощи просветительницы доставили в основанный ею Спасский монастырь в Полоцке, где они находятся и сегодня.

 

2 КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ – ЗНАМЕНИТЫЙ  ПРОПОВЕДНИК И ПИСАТЕЛЬ XII ВЕКА

 

Наиболее ярко высокий  уровень развития духовной культуры в XII веке проявился в деятельности и творчестве Кирилла Туровского, которое его современники высоко оценили, назвав церковного писателя «другий Златоуст, иже нам в Руси паче всех восиа». Именно поэтому его произведения переписывали из века в век, передавали из поколения в поколение, и так эти бесценные памятники литературы XII века дошли до наших дней.

«Житие святого Кирилла, епископа Туровского» не дает точных дат его рождения и смерти. Также  не очень богато оно и на другую информацию. Родился будущий святой около 1130 года (другое мнение – 1110 – 1113гг.) в семье зажиточных родителей, но «богатества» и «славы тленныя мира сего» его не привлекали. Сначала в родительском доме, а потом в местном епископском монастыре будущий писатель получил хорошее образование, усвоив знания и идеи и византийского, и римского мира[3, c.36].

В это время в Турове жила вдова великого князя киевского и туровского Святополка Изяславича (умер 16 апреля 1113 г.), греческая принцесса Варвара. После смерти мужа и вокняжения на киевском престоле Владимира Всеволодовича Мономаха, она была вынуждена покинуть Киев и перебралась в наследственное владение своего супруга – Туров. Очевидно, вместе с ней переехало в туров ее византийское окружение, среди которого было много грамотных и образованных людей. Образованное окружение Варвары обратило внимание на смышленого мальчика из высших слоев туровского общества и способствовало усвоению им греческого языка и достижений византийской культуры[5, c. 85-86].

«Житие» свидетельствует, что Кирилл с детства отрекся  от светской жизни, и желание глубже постигнуть мудрость «божественных писаний» привело юношу к намерению принять монашеский сан. Он стал одним из наиболее активных и просвещенных представителей культурной и духовной части общества, много уделял внимания организации монашеской жизни.

Основательное знакомство с произведениями греческих авторов способствовало успеху первых литературных попыток Кирилла. Огромное трудолюбие и работоспособность, активная гражданская позиция, яркая поэтическая одаренность, высокий духовный и культурный уровень создали ему славу выдающегося проповедника, мастера торжественного праздничного красноречия[5, c. 86]. Это сделало имя монаха Кирилла известным, но его «душа хотела большего», и для удаления от повседневной мелочности и углубленной сосредоточенности в проблемах духовной жизни «во столп вшед затворился, и ту с постом и молитвою паче себя тружаяся, и много божественная писания изложи»[5, c. 86].

Кирилл был первым у восточных славян монахом, который  осуществил духовный подвиг столпничества. «Адмовіўшыся ад марнасці свету, хрысціянскія стоўпнікі ўтаймоўвалі плоць і ўдасканальвалі дух»[3, c. 36].

Заточившись в высокой  деревянной башне, которая стояла на берегу Припяти около монастыря, молодой монах молился и писал свои произведения. Уже в это время к Кириллу пришла литературная слава. Его произведения переписывали, читали и учили наизусть во многих восточнославянских княжествах. Перу Кирилла принадлежат 68 оригинальных самостоятельных произведений – 35 молитв, 20 слов, 2 сказания, 3 поучения и 8 других произведений (каноны и стихары), стисы (стихи), одна повесть, одна притча, одно наказание (наказ). Они приобрели широкую известность и популярность в Древней Руси и включились в состав лучших сборников-антологий православной церкви «Златоуст» и «Торжественник»[5, c. 86].

Причем, Кирилл не ограничивал  себя лишь цитированием ветхо- и новозаветных сюжетов. Нередко он домысливал их, дописывал, превращал в пространное повествование. Так, используя небольшой эпизод об исцелении Иисусом Христом человека, страдающего параличом (Ин, 5:1–19), Кирилл Туровский пишет «Слово о расслабленном». В этом «Слове», домыслив евангельский эпизод, он создает грандиозную картину взаимоотношений человека с Богом, по сути дела, обобщенный портрет человечества[6].

Интересно, что в своих  произведениях Кирилл порой использовал  тексты неканонические, а то и нехристианские. Например, в основе «Притчи о человеческой душе и о теле» лежит сюжет, взятый Кириллом из Вавилонского Талмуда («Беседа императора Антонина с раввином»). Где могла возникнуть славянская переработка этого сюжета, которой, судя по всему, и воспользовался Кирилл Туровский, в Болгарии Х века или в Древней Руси, хорошо знакомой с иудеями и иудаизмом, сказать сегодня трудно[6].

Главная тема религиозно-философского творчества Кирилла Туровского —  проблема человека и его служения Господу. Ведь, в самом деле, лишь человек, как «венец Творения» способен бороться за торжество Божией правды на земле[6].

Кирилл создает в  своих сочинениях настоящую похвальную песнь человеку, ради которого Господом создан весь мир. «Аз бых человек, да Богомь человека сътворю! — восклицает Кирилл Туровский устами Иисуса Христа в «Слове о расслабленном». — …И кто ин Мене верней служай тобе? Тобе всю тварь, на работу створих; небо и земля тобе служита — оно влагою, а си плодомь. Тебе ради солнце светом и теплотою служить, и луна съ звездами нощь обеляеть!.. Тебе ради реки рыбы носять и пустыни звери питаеть!» И, главное: «Тебе ради, бесплътьн сы, плътию обложихъся, да всех душевныя и телесныя недугы ицелю! Тебе ради, невидим сы ангельскым силам всем, человеком явихъся, не хощю бо Моего образа в тлении презрети лежаща, нъ хощю и спасти и в разум истиньный привести. И глаголеши: Человека не имам!»[6].

Но именно потому, что  человек есть Божие творение, он обязан подавлять в себе все земное, плотское и греховное ради чистоты духовной. В «Притче о человеческой душе и о теле» (второе название — «Слово о слепце и хромце») Кирилл в символически-аллегорической форме раскрывает перед читателями существо взаимоотношений тела и души[6].

 

Суть притчи такова. Некий  домовитый человек, устроив виноградник, посадил охранять свои владения слепца и хромца, понадеявшись на то, что эти убогие люди не смогут проникнуть за ограду. За исполнение работы он пообещал им плату, за воровство — наказание. И все же сторожа соблазнились легкой добычей, хромец сел на слепца, они вдвоем вошли в виноградник и обокрали все добро, за что и были наказаны. Кирилл Туровский насыщает эту притчу многочисленными образами. Домовитый человек — это Бог Отец, Его Сын — это Иисус Христос, виноградник — это земля и мир, а то, что внутри виноградника — рай, ограда вокруг виноградника — Закон Божий и заповеди, слуги домовитого человека — ангелы, пища — Слово Божие, незапертые ворота — устроенный Господом порядок и возможность познания «Божия сущьства». Наконец, образы хромца и слепца. «Хромець есть тело человече, а слепец есть душа", а вместе они — образ человека. При этом, "тело без душа хромо ест и не наричеться человек, но труп»[6].

В толковании Кирилла, смысл  притчи в том, что Господь, создав мир и землю, обещал даровать ее в свое время человеку, но человек, преступив закон Божий, решил сам взять обещанное.

Интересно, что в интерпретации  Кирилла Туровского инициатором  преступления становится слепец (т.е. душа) — именно слепец услышал сладкий запах из виноградника и уговорил хромца обокрасть виноградник, именно он несет на себе хромца. Туровский специально комментирует этот сюжет: «Вижь душевное бремя грехъ». Однако виновен и хромец, даже, быть может, более виновен, нежели слепец. Ведь это хромец расписывает прелести виноградника и соблазняет ими слепца, перед чем слепец не может устоять. Иначе говоря, тело — это непосильное бремя для души, которая не может устоять перед телесными соблазнами и, тем самым, обрекает человека на преступление перед Господом. «Се помышления суть ищющехъ не о Бозе света сего санов и о телеси токмо пекущихся, не чающихъ ответа о делехъ въздати, но акы суетну пару свою душу в ветръ полагающем»[6].

Но в результате виновны  оба — и хромец, и слепец. Первый — потому, что искушал, второй —  потому что не устоял перед искушением. Причина же тому — забвение Божиих заповедей, излишняя забота о теле и безразличие к своей душе: «бестрашие Божия заповеди и о телеси печение нерожение же о своей души»[6].

Однако и это не главная причина. Основная причина  совершения греха — забвение страха Божиего, ибо все искренне верующие и жаждущие посмертного воскресения, руководствуются именно страхом Божиим: «Никто же бо страх Божий имея, в плотскых прельститься… — никто же смерти чая и по смерти пакы въскресения». В другом месте Туровский пишет: «Покайся о злобе, о зависти, о льсти, о убийстве, о лжи, смирися, постися, бди, на земле лежи. Но понеже сего створи, но изыде от лица Божия — недальствомь земля, но неименьемь страха Божия при свои души»[6].

Нельзя не рассмотреть  и еще одну проблему, которая выражена Кириллом Туровским в аллегорических образах "Притчи о человеческой душе и о теле" — проблему познания. Как можно заметить, у Кирилла, в полном соответствии с догматами, Господь дает человеку знания только в форме Откровения и запрещает ему преступать те пределы познания, которые Он установил. Однако человек то и дело впадает в «Адамово высокомыслие» и, побуждаемый греховными желаниями, постоянно нарушает Божественный запрет. Тем самым человек обкрадывает сам себя, как обокрали сами себя слепец и хромец. Поэтому Кирилл резко осуждает любые попытки своеволия в области познания и признает абсолютную непознаваемость «внутренней сущности» Бога[6].

Вывод же, который делает Кирилл Туровский из своих рассуждений, однозначен, — каждый человек должен крепить свою душу и изгонять телесные искушения. Только тогда перед ним откроются врата Царства Небесного, и он будет достоин вечного спасения[6].

В «Слове о бельцах  и монашестве» Кирилл Туровский утверждает, что монах должен быть носить самую грубую одежду — власяницу, суконные одежды или облачения из козьих шкур, ибо «всяка бо добра риза и плотьское украшенье чюжь есть игумена и всего мнишьскаго уставленья». Монастырский устав должен быть таков, чтобы «никтоже своевольство имать, но всеем вся обьща суть, суть бо вси под игуменом, аки уди телеснии под единою главою, съдеръжыми духовными жилами». И Кирилл Туровский далее усиливает аскетический аспект монашеской жизни, говоря, что истинный монах — это полный аскет и молчальник: «А иже в нем седяй мужь, в последний нищете, — се есть весь чернечьскый чин. Седение же безмолвие являеть…»[6].

Поэтому монастырь, в  его понимании, — это идеал, образец  земного существования, единственное место, где человек может справиться с дьявольскими искушениями. Более всего Кирилл Туровский прославляет Киево-Печерский монастырь и его игумена Феодосия Печерского, говоря, что он больше всех возлюбил Бога, но и Бог его за это возлюбил больше всех: «И все яве есть от Федоса игумена Печерьского, иже в Киеве, понеже нелицимерно мнишьствова възлюбив Бога и братью свою акы своя уды; темже и Бог възлюби и место его ради прослави паче всех, иже монастырь в Руси»[6].

Авторитет Кирилла Туровского среди высших слоев Древней Руси и местного населения был столь высок, что «молением князя и людей того града (прибавлено: возведен был на стол епископский) от митрополита поставлен бысть епископом граду Турову, еже есть близ Киева…». Это событие произошло, скорее всего, в 1159 г. Вскоре после восстановления в Турове династии Изяславичей князем Юрием Ярославичем, которому Кирилл Туровский, несомненно, оказывал помощь и поддержку в отчаянной борьбе за туровский престол[5, c. 86].

Дата смерти Кирилла  Туровского неизвестна. Последние годы жизни Кирилл Туровский провел в Борисоглебском монастыре в Турове на Болонье. В это время епископом в Туровской епископии был Лаврентий. В 1184 г. игуменом Киево-Печерской лавры был избран Василий, к которому Кирилл Туровский обращался в двух своих произведениях[5, c. 86-86]. Это дает основания полагать, что умер писатель около 1190 года и похоронен на Борисоглебском кладбище возле часовни.

Кирилл Туровский причислен к лику святых, день памяти — 28 апреля (11 мая). Многочисленными великолепными произведениями он прославил не только себя, но и нашу страну и народ, он является гордостью и достоянием славянской культуры и православной церкви.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Багадзяж М. Праз смугу стагоддзяў /  М. Багадзяж. – Мінск: Народная асвета, 1993. – 104 с.

2. Арлоў У. Еўфрасіння Полацкая / У. Арлоў. – Мінск: Мастацкая літаратура, 1992. – 220 с.

3. Арлоў У. Сагановіч  Г. Дзесяць вякоў беларускай гісторыі (862-1918): Падзеі. Даты. Ілюстрацыі. 2-е выданне / У. Арлоў, Г. Сагановіч. – Вільня: Наша будучыня, 2000. – 223 с.

4. История и достопримечательности  города Полоцка – древнейшего  города Белоруссии [Электронный ресурс] / Крест Евфросинии Полоцкой. – Режим доступа: http://polotsk.nm.ru/krest2.htm. - Дата доступа: 09.05.2010.

5. Лысенко П. Ф. Сказание  о Турове / П. Ф. Лысенко.  –  Минск: Белорусская наука, 2006. – 118 с.

6. Перевезенцев С. В. Преподобный Кирилл Туровский // Слово. Православный образовательный портал [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/history/35557.php. - Дата доступа: 23.05.2010.




Информация о работе Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский – выдающиеся деятели белоруской культуры XII века