Екатерина II Великая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:05, биография

Описание работы

Екатери́на II Великая (Екатерина Алексе́евна;— императрица всероссийская (1762—1796).
Период её правления часто считают золотым веком русского дворянства.
Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом[27]:
1. Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.
2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

Файлы: 1 файл

екатерина великая.docx

— 22.83 Кб (Скачать файл)

Екатери́на II Великая (Екатерина Алексе́евна;— императрица всероссийская (1762—1796).

Период её правления часто  считают золотым веком русского дворянства.

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом[27]:

  1. Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.
  2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
  3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
  4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
  5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Политика Екатерины II характеризовалась  в основном сохранением и развитием  тенденций, заложенных её предшественниками. В середине царствования была проведена  административная (губернская) реформа, определившая территориальное устройство страны вплоть до 1917 г., а также судебная реформа. Территория Российского государства  существенно возросла за счёт присоединения  плодородных южных земель — Крыма, Причерноморья, а также восточной части Речи Посполитой и др. Население возросло с 23,2 млн (в 1763 г.) до 37,4 млн (в 1796 г.), по численности населения Россия стала самой крупной европейской страной (на неё приходилось 20 % населения Европы). Екатерина II образовала 29 новых губерний и построила около 144 городов. Как писал Ключевский:

В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине уделено особое внимание развитию женского образования, в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. 11 октября 1783 годаоснована Российская академия.

Сословная политика

Дворянство и горожане. 21 апреля 1785 года были изданы две грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованная грамота городам». Императрица назвала их венцом своей деятельности[92], а историки считают венцом «продворянской политики» царей XVIII века. Как пишет Н.И.Павленко, «В истории России никогда дворянство не было облагодетельствовано в такой мере разнообразными привилегиями, как при Екатерине II» 

Крестьянство. Крестьяне в эпоху Екатерины составляли около 95% населения, а крепостные крестьяне – более 50% населения. По общему мнению историков, положение этой самой многочисленной группы населения в эпоху Екатерины было наихудшим за всю историю России. Ряд историков сравнивает положение крепостных крестьян той эпохи с рабами[96]. Как пишет В.О.Ключевский, помещики «превратили свои деревни в рабовладельческие плантации, которые трудно отличить от североамериканских плантаций до освобождения негров» [97]; а Д.Блюм делает вывод, что «к концу XVIII в. русский крепостной ничем не отличался от раба на плантации» [98]. Дворяне, включая и саму Екатерину II, часто называли крепостных крестьян «рабами», что хорошо известно по письменным источникам

 

 

 

 

Развитие литературы. Дело Новикова и дело Радищева

Отечественная литература в эпоху  Екатерины, как и в целом в XVIII веке, по мнению ряда историков, находилась в зачаточном состоянии, занимаясь, по словам К.Валишевского, в основном «переработкой иностранных элементов» [126]. Такое же мнение высказывает А.Труайя, который пишет, что у Сумарокова, Хераскова, Богдановича и других русских писателей той эпохи много прямых заимствований у французских писателей[127]. Как констатировал в XIX в. французский историк А.Леруа-Болье, тенденция России XVIII века к подражанию всему иностранному на целое столетие затормозила рождение самобытной национальной литературы[128].

Дворцы эпохи Екатерины II (Зимний дворец, Большой Екатерининский дворец, Екатерининский дворец (Москва)) и парки, разбитые вокруг них, по своей роскоши и великолепию не уступали дворцам и паркам французских королей и не имели других равных в Европе. Иностранцы удивлялись той роскоши и расточительности, с которой жил императорский двор и в целом русская аристократия той эпохи. Как пишет А.Труайя, «столичная и провинциальная аристократия выставляет напоказ роскошь и беспечность, приводящую в изумление иностранцев… Жизнь не по средствам становится правилом. Гардеробы ломятся от нарядов. Маршал Апраксин сшил себе более трехсот камзолов. Новоиспеченные дворянки гордятся тем, что счет их чулок и туфель идет на сотни. Все соперничают в роскоши карет, породистости лошадей, блеске упряжек. Многие мелкопоместные дворяне влезают в долги и разоряются, лишь бы только сохранить привычный дом и прислугу. Желая удержаться на плаву, они продают или закладывают часть имений. Главная цель – казаться не хуже других» [

 

Потемкин оказался единственным фаворитом, которому Екатерина II доверяла до конца жизни. Собственно фаворитом Григорий Александрович был только два года, затем он выступал в роли выдающегося государственного деятеля.

Потемкин очень быстро стал влиятельным человеком при  дворе. Когда императрица в конце 1773 года выразила желание, чтобы Потемкин явился в Петербург (он служил в это время на военном поприще), он тут же, полной радости и надежд, выполнил ее требование. В марте 1774 года он уже имел чин генерал-адъютанта. Екатерина Великая на него не могла нарадоваться: Потемкин обладал огромной энергией, все схватывал на лету. Его оценила не только Екатерина II, но и многие дипломаты.

Екатерина II называла Григория Александровича своим учеником. Те два года, в течение которых Потемкин был фаворитом, сыграли для него роль школы. Здесь Григорий Александрович набрался опыта государственной службы.

 


Информация о работе Екатерина II Великая