Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:05, реферат
Просвещенный абсолютизм - политика, претворявшаяся в жизнь в годы, когда оче-видными становились изъяны отживавшей свой век феодальной системы, в недрах кото-рой вызревали буржуазные отношения. Теоретические основы просвещенного абсолю-тизма были разработаны выдающимися деятелями французского просвещения – Монте-скье, Вольтером, Д'Аламбером, Дидро и др. Эти просветители умеренного толка призыва-ли к эволюционной, без бурь и потрясений, смене общественно-экономических отноше-ний, что устраивало монархов Европы и приводило к возникновению союза королей и философов, союза, способного, как полагали короли, предотвратить угрозу их тронам.
Екатерина оставила довольно обширное литературное наследие: одиннадцать комедий, семь опер, пять былей и небылиц, итого двадцать три сочинения. Если к этому прибавить семь незаконченных произведений (три комедии, две оперы, две были и небылицы), то их общее число достигает тридцати.
Сочинять комедии, оперы и сказки она стала после того, как убедилась в неудаче своих занятий журналистикой, где она не достигла поставленных перед нею целей. Зани-маясь сочинительством комедий и опер, императрица изначально имела преимущество, состоявшее в том, что сцена Эрмитажа, равно как и репертуар, находились в ее полном распоряжении, и она не опасалась соперничества более одаренных, чем она, авторов. Видимо, в связи с этим она навсегда утратила интерес к журналистике в пользу опер и комедий.
В литературном творчестве, как и в журналистике, императрица преследовала все ту же цель освобождения человечества от слабостей и пороков. Правда, публицистика способна наносить более разящие удары, нежели комедии и оперы; она более злобо-дневна и способна откликаться на сиюминутные потребности общества, но зато уступает художественной литературе в долговечности.
Первую комедию "О, время!" Екатерина сочинила в 1772 году, причем по свиде-тельству современников, она "много раз была издана и принята публикою с отменным удовольствием и почиталась за лучшую российскую пьесу".
Н. И. Новиков высоко оценил комедию. В "Живописце" он, обращаясь к автору, пи-сал: "Вы первый сочинили комедию в наших нравах, вы первый с таким искусством и ос-тротой заставили слушать едкость сатиры с приятностью и удовольствием; вы первый с такой благородной смелостью напали на пороки, в России господствующие". Новиков явно переоценил достоинства комедии, вероятно, льстя автору.
Предмет осмеяния в комедии - жадность, ради которой совершаются непристой-ные поступки. Главное действующее лицо комедии - Ханжихина - средоточие пороков; она преисполнена ханжества, бесчестности, жадности к деньгам, любит позлословить и посплетничать. У нее внучка на выданье, которую она не учила грамоте, чтобы та не уме-ла писать любовных писем. Внучка не испорчена современными представлениями о нравственности и в то же время глубоко забита и невежественна. За нее сватается моло-дой человек, против которого враждебно настроена сестра Ханжихиной. Она убеждает Ханжихину не выдавать за него внучку, и та охотно соглашается с ней, ибо это избавляет ее от необходимости тратить деньги на приданое. Жених дает сестре Ханжихиной взятку, чем вынуждает ее резко изменить к нему отношение - сестра уговаривает Ханжихину выдать за него внучку. Комедия завершается благополучной свадьбой.
Новый всплеск
литературного творчества императрицы
падает на 80-е годы. В это время
она проявляла
В качестве примера приведем комическую оперу "Горе Богатырь Косоматович". Если в подавляющем большинстве случаев перо императрицы изобличало пороки соб-ственных подданных, то под псевдобогатырем подразумевался шведский король Густав III. Горе-богатырь даже внешне не похож на богатыря: он немощен и тщедушен в такой мере, что ему не подходил ни один из рыцарских доспехов - все они были для него вели-ки, и он утопал в них. Горе-богатырь не отличался и отвагой: то он спасался бегством от крестьянина, вооруженного кочергой, то взбирался на дерево от страха, заслышав труб-ный звук охотников на медведя. Возвратившись домой, горе-богатырь стал хвастать не совершенными им подвигами, своей доблестью. Суть комедийной оперы заложена в исполняемых хором словах, которыми завершается представление:
Пословица сбылась: Синица поднялась, Вспорхнула, полетела И море зажигать хотела, Но море не зажгла. А шуму сделала довольно.
Особый цикл сочинений Екатерины составляют "Были и небылицы" - небольшие эссе нравоучительного содержания, высмеивающие человеческие недостатки героев: то отличавшегося непостоянством мнений соседа, который "ропщет противу меня заочно, а в глаза мне льстит" и способен придерживаться какого-либо мнения не более часа, после чего меняет его на другое; то лгуна, столь часто повторявшего свою ложь, что в конце концов убеждал в истинности рассказываемого; одна из былей и небылиц знакомит читателя с родственником, вторгшимся в доверие к покровителю и через него познако-мившимся с вельможами, от которых узнавал разные новости и с важным видом расска-зывал их знакомым, выдавая себя за человека влиятельного, осведомленного, пользую-щегося доверием знатных людей. Императрица пародировала дедушку, изъяснявшегося непонятно для окружающих. На замечания он оправдывался: "Я сам себя разумею, вы старайтесь понимать, что я говорю".
На исходе своего царствования - в 80-90-е годы - Екатерина проявила особый интерес к истории России. В отличие от Грозного или Петра Великого этот интерес проявлялся не столько в стремлении прославить свое правление, сколько во включении исторических знаний в арсенал проводимой ею политики просвещенного абсолютизма. В годы царствования императрицы историческим знаниям придавалось утилитарное значе-ние: ими надобно было овладевать, чтобы извлекать уроки - избегать ошибок прошлого и использовать опыт давнего времени для подражания ему с целью достижения положи-тельных результатов. Именно поэтому основатель исторической науки в России В. Н. Та-тищев утверждал, что без знания истории "никакое человек, ни един стан, промысел, наука совершен, мудр и полезен не может". Татищеву вторил М. В. Ломоносов, который видел назначение истории в практической пользе, извлекаемой из ее знания всеми кате-гориями населения. История, писал он, "дает государям примеры правления, подданным - повиновения, воинам - мужества, судиям - правосудия, младым - старых разум, преста-релым - сугубую твердость в советах, каждому незлобивому - увеселение, с несказанною пользою соединенное".
Исторические знания в представлении императрицы являлись элементом просве-щения народа, поэтому именно в ее царствование было положено начало их распростра-нению путем опубликования исторических сочинений и исторических источников. До Ека-терины источники не печатались, а труды являлись достоянием их авторов и узкого круга знакомых. Напомним, екатерининскому царствованию историческая наука обязана опу-бликованием исторических сочинений В. Н. Татищева, А. И. Манкиева, М. М. Щербатова, М. В. Ломоносова, Г. Ф. Миллера, И. И. Голикова. Н. И. Новиков внес бесценный вклад в отечественную историческую науку изданием источников 20-томной "Древней Российской вивлиофики", а М. Д. Чулков - 21-томной "Историей Российской коммерции". "Журнал или Поденную записку императора Петра Великого" М. М. Щербатов тоже опубликовал при Екатерине.
Первое историческое сочинение Екатерина напечатала в 1770 году. Оно скорее относится к историко-публицистическому жанру и носит остро-полемический характер, освещая не столько отдаленное прошлое страны, сколько ее настоящее. Речь идет о появившемся в печати анонимном сочинении под названием "Антидот" ("Противоядие") - разборе книги аббата Шаппа д'Отероша, побывавшего в Сибири в 1761 году с целью астрономического наблюдения за прохождением Венеры через диск солнца. Аббат Шапп прибыл в Петербург в феврале 1761 года, получил от русского правительства вспоможе-ние в 1000 рублей, четыре подводы, одного унтер-офицера для сопровождения и отпра-вился в Тобольск, где удобнее всего было наблюдать редкое в природе явление.
Шапп пробыл в России около года и в 1768 году опубликовал в Париже роскошную книгу на превосходной бумаге и с великолепными иллюстрациями - "Путешествие в Сибирь". Надо было обладать огромной отвагой, граничившей с непомерной наглостью, чтобы, не зная языка, за несколько месяцев пребывания в стране написать пространное сочинение, освещавшее практически все стороны жизни страны и ее населения: природ-ные условия, политический строй, занятия населения, вероисповедание, состояние вору-женных сил, финансов, просвещения, быта и нравов жителей и даже совершать иногда экскурсы в события вековой и более давности. И действительно, сочинение аббата на-полнено множеством ошибочных утверждений, вымыслов и домыслов, искажений, при-чем все они преследуют четко выраженную враждебную России цель - изобразить страну варварской, а ее народ диким, награжденным всеми пороками, чуждыми цивилизованным людям. Хотя автор положительно отозвался о Екатерине, тогда еще не императрице, а великой княгине (назвав ее гениальной личностью, в своем уединении занимавшейся изу-чением людей и искусства управления, посвящавшей свободные часы наукам, искусст-вам и словесности"), у нее было несколько поводов взяться за перо и откликнуться на клеветническое сочинение аббата. Главный из них состоял в том, что она воспринимала враждебное отношение Шаппа к русскому народу на свой счет, ибо справедливо полагала, что изображение им русского народа как беспросветно темного, безнравствен-ного, пристрастного к пьянству наносит ущерб ее репутации просвещенной монархини, которой она пользовалась на Западе.
Не меньшее значение имели безнравственность и неблагодарность аббата, отве-тившего на русскую гостеприимность выступлением, по словам императрицы, "против народа, который осыпал вас (Шаппа) предупредительностью и вниманием".
Императрица права, заявляя, что путешественник наблюдал Россию "на скаку", "скача на перекладных". Права она и в том, что аббат все увиденное и услышанное изо-бражает во враждебном русским духе. Можно понять заявление автора "Антидота": "Я имею честь быть русским и горжусь этим. Я буду защищать свое отечество словом, пером и мечом, пока у меня хватит жизни; я буду слишком счастлив, если мне удастся быть ей полезным".
* * *
В 1791 г. канцлер А. А. Безбородко по поручению Екатерины II составил перечень достижений её царствования. И таковой был составлен и выглядел весьма солидно. В списке значились:
1. Устроено губерний
по новому образцу : 29
2. Городов построено : 144
3. Конвенций и трактатов заключено : 30
4. Побед одержано : 78
5. Замечательных указов издано : 88
6. Указов для облегчения народа : 123
Итого : 492 дела.
В 1873 году в сквере перед Александринским театром, рядом с Аничковым двор-цом был открыт памятник Екатерине II (скульптор А. М. Опекушин). До 1917 г. в несколь-ких городах России ей были воздвигнуты памятники, но до наших дней сохранился лишь один – в Петербурге.
Русские каталоги XIX века насчитывают более 170 её портретов, а с учетом меда-лей, бюстов и пр. – более 500. Лучшие живописцы России и Европы (среди них И. Б. Лам-пи, Д. Г. Левицкий, В. П. Боровиковский) почитали за честь писать ту, что составила эпоху в истории.