Благотворительная деятельность императрицы Марии Федоровны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе использовалась еще одна работа автора Ю. В. Кудриной «Императрица Мария Федоровна(1847 – 1928 гг.)». в этом исследовании собраны различные сведения об императрицы как личного характера, так и общественной деятельности императрицы. Но эта работа более подробная, чем предыдущая, т. к. полностью посвящена жизни императрицы. В эту монографию входит эпистолярное наследие Марии Федоровны и императора Александра III, сохранившееся в архивах, охватывает почти 30 лет, всю последнюю четверть XIX в.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Отношение к благотворительности императрицы Марии
Федоровны…………………………………………………………………….…9

Глава II. Благотворительная деятельность Марии Федоровны
в сфере образования……………………………………………………………15

Глава III. Благотворительная деятельность Марии Федоровны в
сфере здравоохранения………………………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………..31

Список использованных источников и исследований……………………….35

Файлы: 1 файл

Мария Федоровна.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

Императрица внесла значительный вклад в совершенствование системы образования в России. По ее указанию по всей империи была создана сеть женских училищ для малообеспеченных девушек-горожанок. В 1882 г. по инициативе государыни возникли Мариинские женские училища для малообразованных девушек-горожанок.14 Мариинское училище представляло собой открытое заведение. Главной целью этого образовательного учреждения являлось дать образование молодым девушкам всех сословий и вероисповеданий. Это была промежуточная ступень между начальными школами и средними учебными заведениями. Ее Величество как глава Ведомства учреждений императрицы продолжала неуклонно следовать заветам его основательницы Марии Федоровны, жены Павла I, развивая свою деятельность в области женского образования и призрения бедных в зависимости от назревающих общественных потребностей.

С первых шагов своей общественной деятельности Мария Федоровна  обратила внимание на необходимость создания особого типа средних женских учебных заведений, в которых задачи общего образования совмещались бы с задачами профессионального образования, важного для обеспечения участия в образовании девушек не столь высокого материального достатка.

Уже в 1882 г., по воле императрицы, были открыты училища такого типа для тех девиц, которые, по общественному и материальному положению родителей, не нуждались в гимназическом или институтском образовании и, получив начальное общее образование, желали  посвятить себя изучению ремесел в профессиональных школах. Училищам этим присвоено было, в честь их основательницы Марии Федоровны жены Павла I, название Мариинских. В Мариинских училищах преподавались: закон Божий, русский язык, арифметика, отечественная история и география, начальные сведения из естествоведения, чистописание, рисование, пение и рукоделие. Курс обучения длился четыре года. Особое  внимание в Мариинских училищах обращалось на рукоделие: каждая ученица при выпуске должна уметь скроить и сшить для себя все необходимое.

Цели совместного общеобразовательного и профессионального образования, но уже в более широких рамках, были достигнуты и во вновь открытом в Петербурге институте для полусирот в 1893 г. Он был создан в память великой Княгини Ксении Александровны, получившем название Ксениинского. И в других общеобразовательных женских заведениях Ведомства императрицы Марии большое придано значение практической постановке преподавания предметов, имеющих непосредственное отношение к жизни и семейному обиходу, рукоделию, домашнему хозяйству, гигиене.

В соответствии с поставленной целью девичьего общего и профессионального образования можно выделить следующие направления деятельности. Ведомства, например первое «по призрению младенцев». Два столичные Воспитательные Дома ежегодно принимали  на свое попечение более 20 тыс. младенцев, которые были рождены вне брака  и до 1 тыс. законнорожденных, но которые оказались без родителей. В деревнях у воспитателей до 80 тыс. детей, остающихся на попечении Воспитательного Дома до 21-летнего возраст. Для этих детей было создано более 100 школ. В некоторых губернских и уездных детских приютах Ведомства, учреждаются «Ясли» для бесприютных младенцев. Они были учреждены в городах: Вологде, Полтаве, Екатеринославе, Петрозаводске, Риге, Томске, Рыбинске, Моршанске, Керчи и Таганроге.

Второе направление связано с опекой и содержанием взрослых детей. Это были детские приюты. Ежегодно содержались до 14 тыс. детей в 176 приютах Ведомства императрицы Марии. Свыше 4 тыс. на полном содержании этого приюта. Все воспитанники обучаются грамоте, закону Божию. На начальном этапе воспитанники изучали науки по программам народных училищ и разные мастерства.15

Третье ведомство было связано со слепыми детьми. Для таких детей имелось 2 столичных училища и 19 училищ в губерниях. В них воспитываются, обучаются наукам и разному, доступному для слепых мастерству. Главной целью такого заведения было овладение определенным мастерством содержавшихся там воспитанников и их в последующем трудоустройство.

Четвертое направление было по содержанию глухонемых. В специальном для таких детей училище воспитывается до 200 детей, как мальчиков, так и девочек. Воспитанники изучали закон Божий, русский язык, счет и разным мастерством. До 60 % учеников, благодаря усовершенствованным способам обучения, начинают говорить.

Пятое ведомство предназначено было для женского воспитания и образования. В институтах и других закрытых заведениях Ведомства  императрицы Марии и существующих при некоторых из них специальных педагогических курсах ежегодно воспитывалось и получало законченное образование свыше 10 тыс. молодых девушек разных сословий и вероисповеданий. В 3 Мариинских училищах и в других женских школах, учрежденных разными обществами получают образование и воспитание, всего свыше 70 тыс. Молодых девушек16. В 31 гимназиях, прогимназиях и педагогических курсах Ведомства ежегодно получали образование до 10 тыс. девиц.

Шестое ведомство занималось воспитанием и образованием мальчиков. Существовало 2 коммерческих училища и  Николаевский Гатчинский Сиротский институт. Воспитанников насчитывалось  около 2 тыс. мальчиков.

Седьмой тип Ведомства занимался тоже воспитанием мальчиков, но уже более взрослого возраста. К этому ведомству относится Императорский Александровский Лицей. Там воспитанники  получали гимназическое и академическое образование. Однако воспитанники были  потомственными  дворянами.

Восьмое Ведомство предназначалось для содержания взрослых людей, не имеющих средств к существованию. В 36 богадельных домах ежегодно на содержании было до 5 тыс. человек престарелых и увечных. Самых трудолюбивых снабжали квартирами. 17

Девятое Ведомство занималось оказанием врачебно-медицинской помощи. Эта помощь была особенно важна при оказании помощи раненым во время русско-турецкой войны. Императрица принимала участи в отправке на фронт гуманитарной помощи.

Некоторые Общества, входящие в состав Ведомства, по обширности их благотворительной деятельности приобрели выдающееся значение. К таким можно: Попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых, Императорское женское Патриотическое Общество, Московское благотворительное Общество 1837 г., Московское Дамское Попечительство о бедных и др.

Немаловажную роль императрица отводила женскому образованию.

Средние общеобразовательные учебные заведения в России, делились на гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии, гимназии Министерства народного просвещения и частные гимназии.

Среди благотворительных организаций Ведомства императрицы Марии были и женские гимназии. В 1862 г. в Петербурге Мариинское женское училище для приходящих девиц было переименовано в Женскую гимназию. До 1866 г. было открыто 7 гимназий (с 7-летним сроком обучения). По их образцу были созданы женские гимназии в других городах. Открывались они на средства Ведомства учреждений императрицы Марии. В них принимались девочки всех сословий и вероисповеданий, достигшие 8 лет. Утвержденный в 1862 г. Устав женских училищ для женских гимназий действовал до закрытия Мариинских гимназий.18 Эти учебные заведения были упразднены в 1918 г.19 В 1859 при Мариинском училище было открыто одногодичное педагогическое отделение (преобразованное в 1864 в двухгодичные Педагогические курсы); окончившим его выдавалось свидетельство домашней учительницы. В 1878 г. были открыты курсы во всех институтах Ведомства императрицы Марии.20 В 1879 г. была утверждена единая и обязательная для всех Мариинских женских гимназий программа обучения.21 С соответствии с ней перестройка учебного курса велась в направлении приближения его к курсу обучения в институтах благородных девиц. Принятая в 1905 г. «Нормальная учебная табель» окончательно уравняла учебный курс гимназий с институтскими курсами. Все женские гимназии были платными учебными заведениями. Каждый год увеличивали оплату за обучение на 5 рублей.22 К 1911 г. в России было 35 Мариинских женских гимназий с 16 тыс. учащихся.

Развитие женского образования было не только в столицы, но и других губерниях.

В 1858 г. бала развернута программа организации в губернских городах женских училищ, с программами, приближенными к общему среднему образованию. Такое училище, под названием училища Ведомства Императрицы Марии, и было открыто в Симбирске 8 января 1860 г. Училище размещалось на Большой Саратовской улице, около здания духовной семинарии. И называлось это заведение Мариинской женской  гимназией с Елизаветинским пансионом при ней.

Ведомство Императрицы Марии занималось благотворительной деятельностью. В том числе императрица занималась благотворительностью и в других губерниях империи, не только в Москве и Санкт-Петербурге. Финансирование шло из пожертвований царской семьи, других попечителей, а также за счет доходов от монополии на производство и продажу игральных карт, которое было закреплено за ведомством. Вскоре Мариинские училища были преобразованы в женские гимназии сначала с шестилетним, а затем семилетним курсом обучения. В пожаре 1864 г. сгорели оба училища. Елизаветинское училище так и не оправилось после пожара и было закрыто в 1872 г., а в его отремонтированное здание переводят Мариинское училище, преобразованное в 1864 г. в гимназию. В 1872 г. при гимназии открывали пансион, названный Елизаветинским.

В программу обучения гимназии входили: Закон Божий (по различным христианским конфессиям), русский язык, словесность, французский и немецкий языки, математика, история, география, естествознание, география, педагогика, чистописание, рисование, пение, рукоделие, гимнастика. В 1898 году в гимназии обучалось 323 воспитанницы. 23

Как и во всех учебных заведениях России того времени гимназистки подчинялись весьма строгим правилам — им запрещалось посещение театров, балов и других танцевальных вечеров. Даже вне стен гимназии предписывалось ходить в форменной одежде. Для эстетического развития учениц устраивались вечера в самой гимназии с исполнением стихов, вокальных и концертных номеров. Завершались  вечера, как правило, танцами. В 1895 г. к гимназии со двора были сделаны две двухэтажные пристройки.

До 1862 г. Мариинские училищами назывались Мариинские женские гимназии.

Женские гимназии были элементарными женскими школами особого типа, возникшие по замыслу вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Основные правила в них, выработанные Н.X. Весселем, были утверждены 2 сентября 1882 г. Мариинские училища предназначаются для девушек низших слоев городского населения, которые не нуждались в гимназическом образовании или которым оно не по силам, а простая школа грамотности недостаточна.24 Мариинские училища должны составлять промежуточную ступень между начальными низшими школами и средними учебными заведениями, подготавливая  учениц к  трудовой жизни и обращая серьезное внимание не только на религиозно-нравственное воспитание и на учебные предметы (чистописание, рисование, черчение), но и обучения ремеслам и подготовку к практической деятельности в домашнем быту (рукоделие). При этом, Мариинским училищам придан был характер исключительно общеобразовательный, а не ремесленный, вследствие чего, например, при обучении рукоделиям совершенно устранены цели специально-профессиональные. Состоя в ведомстве учреждений императрицы Марии, Мариинские училища являлись открытыми учебными заведениями, имеющими целью доставлять общее, но законченное элементарное образование. Это образование было без иностранных языков.25

В Мариинские училища принимались молодые девушки, без различия сословий и вероисповеданий, в возрасте от 9 до 11 лет, за плату в 30 р. в год. Курс обучения составлял четыре года. Преподавался: Закон Божий для православных, русский язык, арифметика, география и история России, естествоведение, чистописание, пение и рукоделие. На содержание Мариинских училищ, при составе в 160 учениц, сверх платы за учение, требовалось добавочная оплата: в столицах — 4650 руб., в других городах — 3650 руб. Первое Мариинское  училище было открыто в Петербурге в 1882 г.В следующем году там же открыто второе такое же училище. В 1884 г. Мариинская женская гимназия в Вышнем-Волочке была преобразована в Мариинское училище. Наряду с этими казенными Мариинскими училищами в ведомстве императрицы Марии состояли училища такого же типа, открытые в некоторых губернских и уездных городах на средства городских обществ и земств. Наконец, Министерством народного просвещения учреждены в 1890 г. Мариинские женские училища в городах Батум, Карс, Маргеллан, Самарканд и Якобштадт. Одно время предполагалось дать Мариинским училищам самое широкое распространение: проект реформы женского образования, выработанный в 1893 г. комиссией под председательством бывшего товарища министра народного просвещения князя Волконского и внесенный в Государственный совет, но не получивший дальнейшего движения, предлагал женские гимназии из всесословных обратить в сословные, предназначая их лишь для высших классов населения, для девочек же остальных классов признавал достаточными Мариинские и профессиональные училища. При первом Мариинском училище открыто профессиональное отделение, с трехгодичным курсом обучения; принимаются только девочки, окончившие курс учения в одном из  Мариинском училище; плата за учение 12 руб. в год; успешно выдержавшие выпускной экзамен получают звание подмастерицы. В профессиональном отделении открыт класс, занимающийся шитьем платьев.

Формирование системы женского среднего образования, безусловно, огромное достижение по сравнению со всем предшествовавшим периодом развития сферы образования в России (впоследствии к развивавшейся сети женских гимназий прибавилась сеть женских епархиальных училищ, существовавшая под эгидой Духовного ведомства). По некоторым оценкам, в середине 60-х гг. Россия даже стояла на первом месте в Европе по развитию среднего женского образования. Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 г. действовало 79 гимназий, 1887 г. — 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 г. число женских гимназий и прогимназий составило 958. 26

И тем не менее средняя школа по-прежнему в основном оставалась доступной только для девочек из состоятельных семей (в зависимости от города плата за обучение варьировалась от 20 до 40 руб. в год). Кроме того, во второй половине XIX века среднее образование для женщин имело более низкий статус, чем среднее образование для мужчин. После окончания женской гимназии образование девушек фактически завершалось. Реальных возможностей получить высшее образование кроме как за границей не существовало. Даже открытие во второй половине 1880-х гг. Высших женских курсов при Санкт-Петербургском университете мало повлияло на ситуацию: обучавшихся на курсах девушек студентками не считали, именуя вольнослушательницами, и диплом о высшем образовании им не выдавали.

Но все равно деятельность императрицы оказало огромное влияние на развития образования в целом, а в частности, именно женского образования. Это выразилось  в создании училищ не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих городах создание целой сети училищ для девушек.

Получения образование для молодых девушек было очень важно, так как после этого многие могли работать. Это было важно особенно для малообеспеченных семей.

Формирование системы женского среднего образования, безусловно, огромное достижение по сравнению со всем предшествовавшим периодом развития сферы образования в России (впоследствии к развивавшейся сети женских гимназий прибавилась сеть женских епархиальных училищ, существовавшая под эгидой Духовного ведомства). По некоторым оценкам, в середине 1860‑х годов Россия даже стояла на первом месте в Европе по развитию среднего женского образования. Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 г. действовало 79 гимназий, 1887 году — 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских гимназий и прогимназий составило 958.

Императрица Мария Федоровна занималась развитием образования не только девушек дворянского сословия, но и предпринимала меры для развития образования для девушек с низким материальным  достатком.

Важным было в учебном курсе то, что воспитанницы изучали как общеобразовательные предметы, так и профессиональные.

Информация о работе Благотворительная деятельность императрицы Марии Федоровны