Биография художника Репина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Репин был величайшим реалистом. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы на бедность фантазии. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. Но при всей своей любви к зримой красоте материального мира Репин был ярым противником непосредственного творчества. Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений.

Содержание работы

1.Вступление………………………………………………………..2-3
Раздел 1
1.Русская живопись второй половины 19 века………………………………4-12
Раздел 2
1.Ранние годы………………………………………………………..13-15
2. Начинающий художник…………………………………………16-17
3. Первые великие работы…………………………………………18-22
4. И. Репин в Европе………………………………………………..23-24
5. Возвращение на Родину:…………………………………………25-26
5.1. И. Репин и передвижники……………………………………….27-28
5.2. революция в творчестве И. Репина………………………………29-32
5.3. амплуа «историка»………………………………………………..33-34
5.4. Репин – портретист………………………………………………35-39
6. Репин на рубеже веков………………………………………………40-41
7. Это интересно (семь фактов из жизни Репина)…………………….42
8. Мое мнение о творчестве И.Е. Репина (заключение)………………43-44

Файлы: 1 файл

Курсавая работа.docx

— 379.07 Кб (Скачать файл)

 

  Илья Ефимович Репин (1844—1930) родился в г. Чугуеве, в семье военного поселенца. Ему удалось поступить в Академию художеств, где его учителем стал П. П. Чистяков, воспитавший целую плеяду знаменитых художников (В. И. Сурикова, В. М. Васнецова, М.А.Врубеля, В.А.Серова). Многому научился Репин также у Крамского. В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Она произвела сильное впечатление на общественность. Автор сразу выдвинулся в ряды самых известных мастеров. Критикуя сторонников «чистого искусства», он писал: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры,— предоставим это благовоспитанным барышням». Репин стал знаменем передвижников, их гордостью и славой.

Репин был очень разносторонним художником. И. Е. Репин был замечательным  мастером во всех жанрах живописи и  в каждом сказал свое новое слово. Центральная тема его творчества — жизнь народа во всех ее проявлениях. Он показал народ в труде, в  борьбе, прославил борцов за свободу  народа. Его кисти принадлежит  ряд монументальных жанровых полотен. Лучшим произведением Репина в 70-е  годы была картина «Бурлаки на Волге». Картина была воспринята как событие  художественной жизни России, она  стала символом нового направления  в изобразительном искусстве. Репин  писал, что «судья теперь мужик, а  потому надо воспроизводить его интересы». Пожалуй, не меньшее впечатление, чем  «Бурлаки», производит «Крестный ход  в Курской губернии». Яркое голубое  небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов  и облачений, полиция, простой народ  и калеки — все уместилось на этом полотне: величие, сила, немощь и  боль России.

Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика («Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). Революционеры на его картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз и жестов. На картине «Отказ от исповеди» приговоренный  к смерти словно бы нарочно спрятал  руки в рукава. Художник явно сочувствовал героям своих картин.

  Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др.). Репин создал целую галерею портретов ученых (Пирогова, Сеченова), писателей (Толстого, Тургенева, Гаршина), композиторов (Глинки, Мусоргского), художников (Крамского, Сурикова). В начале XX в. он получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета». Художнику удалось не только композиционно разместить на полотне такое большое число присутствующих, но и дать психологическую характеристику многим их них. Среди них были такие известные деятели, как С. Ю. Витте, К. П. Победоносцев, П. П. Семенов-Тян-Шанский. Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II.

  В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце (творение К. Росси) был открыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академии художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX в.

 

Русское изобразительное  искусство, проникнутое передовыми идеями того времени, служило великой  гуманной цели — борьбе за освобождение человека, за социальное переустройство всего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2

1. Ранние годы.  

 Родился будущий художник  Илья Ефимович Репин (приложение № 1)  5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Когда же ему подарили краски, то ничем другим, кроме рисования, он больше уже не мог заниматься. И все допытывался у навестившей его во время тяжелой болезни соседки, которая утешала его рассказами о рае: а краски и кисточки там будут? Начальные художественные навыки Репин получил в школе военных топографов и в мастерской местного живописца И.М. Бунакова.   К 1859 году мечты мои о Петербурге, – пишет Репин, – становились все неотступнее; только бы добраться и увидеть Академию художеств». В 1863 году Репин смог поехать в Петербург. Здесь он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, где преподавал И.Н. Крамской – тогда еще совсем молодой художник; а в январе 1864 года был принят в Академию.

 

 

  Вся репинская жизнь, и  в особенности юность и молодость,  представляется в его интерпретации  какой-то нескончаемой цепью редких  удач и просто неслыханных  везений. Удачей стал его приезд - провинциального иконописца - в  Петербург, счастьем - сознание того, что он находится в одном  городе с Академией и учится  в Рисовальной школе на Бирже.  Все остальное - бедность, убогое  питание: ломти черного хлеба  со стаканом черного чая, - оставались  где-то на периферии сознания, не мешая и не заслоняя главной  светлой картины.  

 Рисовальной школе  при Бирже его покорило уверенное  совершенство рисунка, которым  владели тамошние учителя. Он  пытался им подражать, но безуспешно: его собственные рисунки выглядели  как будто грязнее и хуже. Когда  вывесили оценочный лист, он искал  себя в самом конце и, не  найдя там, страшно расстроился.  Вдруг какой-то соученик одернул  его и сказал: «Смотрите, а ведь  ваша фамилия написана первой!»    

 Неверие в собственную  исключительность и гениальность, в свое законное первенство  осталось в нем навсегда. Он  любил называть себя «посредственным  тружеником» и ежедневным каторжным  трудом отрабатывал свое громкое  имя. Удачи не сделали его  небожителем, а неудачи не озлобляли,  и то и другое он принимал  в рабочем порядке, как необходимые  поправки к собственному труду.   

 Поступив в желанную  Академию, Репин пребывал в «величайшем  восторге и необыкновенном подъеме». По его признанию - это был  «медовый год его счастья». Кажется,  ни один поэт не описывал  так восторженно свои любовные  приключения, как молодой Репин  свой первый учебный год в  Академии - важную лекцию по начертательной  геометрии, занятия скульптурой,  всемирной  историей и  живописью.  Благоговение перед наукой, священный  трепет перед всякой ученостью  осели в нем крепкой привычкой  уже навсегда.

В Академии он делает стремительные  успехи: уже через месяц после  поступления ему ставят за рисунки  первые номера. И не удивительно: он приехал в Петербург уже крепким  мастером, профессионалом, услугами которого охотно пользовалась вся чугуевская округа. Тринадцатилетним мальчиком  он попал на выучку к иконописцу, а через три года его приглашали ездить с артелями в соседние губернии расписывать церкви и писать образа. Юного Репина ценили за его мастерство и культурность и выделяли из толпы  артельщиков.  

Овладевая в Академии основами профессионального мастерства, Репин  как художник и гражданин развивался прежде всего под влиянием И.Н. Крамского и В.В. Стасова – признанных вождей нового, демократического искусства. Молодой художник часто приходил к Крамскому, показывал академические рисунки и свои первые самостоятельные опыты. Крамской внимательно следил за его успехами, беседовал с ним об искусстве, обращая внимание на необходимость работы с натуры, возбуждая интерес к жизненно важным темам, внушая чувство ответственности за свое искусство перед народом. Под влиянием Крамского Репин помимо обязательных академических заданий на исторические и мифологические темы начал работать над сюжетами из окружающей жизни, особенно увлекшись на первых порах портретами родных и близких.

В Академии их знакомство продолжилось, молодой и очень серьезный  Крамской учил его понимать и видеть искусство. «Художник есть критик общественных явлений, - говорил он ему, - он должен быть выразителем важных сторон общественной жизни». И Репин ловил на лету каждое слово этого «передвижнического»  катехизиса.     

 Так в молодого Репина  «вселился» дух передвижника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Начинающий художник.  

 Живописные и графические  произведения, созданные Репиным  в годы пребывания в Академии  художеств, могут показаться свидетельством  раздвоения его творческих усилий. Отчасти так оно и было. Как  ученик он выполняет обязательные  академические «программы», сюжетно  далекие от повседневных тревог  и волнений, от «эмпирической»  реальности. Очень восприимчивый  к жизни, начинающий художник  никак не собирается этой реальности  сторониться. Не без успеха  пробует он свои силы в незамысловатых  «домашних» жанрах («Приготовление к экзамену», 1864) (приложение № 2), пишет лиричные довольно удачные портреты близких ему людей: матери Т.С. Репиной, и брата, В.Е. Репина; своей будущей жены, В.А. Шевцовой, и другие.   

 Однако во всех этих  ранних произведениях, будь то  классные задания или же сделанные  «для себя» интимные портреты, обозначились и общие черты,  общая сфера жизненных интересов  и пластических исканий. Весьма  показательна в этом смысле  репинская картина «Воскрешение дочери Иаира» (1871) (приложение № 2) - конкурсная программа на евангельский сюжет, за которую художник получил золотую медаль и право пенсионерской поездки за границу. Создавая это монументальное полотно, Репин все время сверялся с академическими требованиями, но шел дальше их. Культивируемый в стенах Академии «высокий стиль» был воспринят им не как нормативная система, а как содержательная традиция, связанная со способностью искусства постигать возвышенную, чудодейственную силу человеческого духа. Можно указать и более конкретно один из образцов, который явно был перед глазами автора «Воскрешения дочери Иаира». Это знаменитая картина «Явление Христа народу» Александра Иванова, художника, которого Репин искренне и глубоко чтил и о котором он в ранние годы, безусловно, многое узнал от своего первого петербургского учителя И.Н. Крамского. Строгость композиции, благородство цветовых отношений, сдержанность движений и жестов - все подчеркивает в конкурсной работе молодого живописца торжественный и глубокий смысл изображенного события.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Первые великие работы.     

 Но прежде чем в  1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий  успех, связанный с появлением  на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге» (приложение № 4). Над ней Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий типаж.  

 Однажды, еще в бытность  Репина в Академии, приятель утащил  его кататься на пароходе. День  был погожий, погода солнечная  - пароход весело шел по Неве. Неожиданно по радостному и  светлому полю этой чудной  картины поползло какое-то неприятное  и зловещее пятно. Пятно приближалось, росло и оказалось ватагой  грязных бурлаков, уныло бредущих  по песчаному берегу. Резкий контраст  между праздничным сиянием дня  и внезапным появлением грязных  фигур произвел на Репина сильное  впечатление. Невозможно было  вообразить «более живописной  и более тенденциозной картины!»  - как писал он впоследствии…  

 Но за настоящими  бурлаками Репин ездил уже  вместе с молодым художником, талантливым пейзажистом Фёдором  Васильевым на Волгу, где выполнил  множество портретных зарисовок.  В конце лета 1870 года он привез  свои волжские этюды в Петербург.    

 «…Одиннадцать человек  шагают в одну ногу… - писал  В.В. Стасов. - Это те могучие,  бодрые, несокрушимые люди, которые  создали богатырскую песню «Дубинушка».  Все это глубоко почувствовала  вся Россия, и картина Репина  сделалась знаменитой повсюду».   

 «Чуть только я прочел  в газетах о бурлаках г. Репина, то тотчас же напугался, - писал  Достоевский. - Даже самый сюжет  ужасен: у нас как-то принято,  что бурлаки более всего способны  изображать известную социальную  мысль о неоплатном долге высших  классов народу. …К радости моей, весь страх мой оказался напрасным: бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: “Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!” И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику».   

 Картина построена  так, что процессия движется  из глубины на зрителя, но  одновременно композиция прочитывается  как фризообразная, так что  фигуры не заслоняют друг друга.  Это сделано мастерски. Перед  нами - вереница персонажей, каждый  из которых - самостоятельная  портретная индивидуальность. Репину  удалось соединить условность  картинной формы с удивительной  натурной убедительностью. Художник  разбивает ватагу бурлаков на  отдельные группы, сопоставляя различные  характеры, темпераменты, человеческие  типы.

Обратимся к рассмотрению картины.

По песчаной отмели волжского  берега на фоне необозримых голубых  просторов реки прямо на зрителя  медленно и тяжело движется ватага оборванных и изнуренных людей.

Во главе бурлацкой  ватаги шествует Канин — невысокого роста, широкоплечий, коренастый богатырь с тряпицей на голове, которая, пряча волосы, открывает высокий лоб человека-мыслителя, много передумавшего и выстрадавшего на своем веку. На лице и в глазах — выражение простодушия, доброты, печали. По правую руку от Канина, добродушно посмеиваясь и ворчливо подбадривая соседей, с огромной медвежьей силой тянет лямку нижегородский боец, богатырь-коренник; по левую руку — в исступлении наваливается на лямку всей тяжестью своего тела Илька-моряк, ожесточенно и иронически смотрящий исподлобья в упор на зрителя. Следом за ними, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Несколько отступя от него еле бредет истощенный и больной старик, жестом мучительного отчаяния стирающий рукавом пот со лба. В порыве боли, обиды и возмущения на короткий миг распрямляется молоденький паренек Ларька, пытаясь поправить лямку, к которой он никак не может приноровиться. Сзади него опытный спокойный старик-бурлак на ходу, не ослабляя лямки, достает кисет с табаком и деловито набивает им трубку. За стариком как-то егозливо и неуверенно, мелкими шажками идет солдат в сапогах и картузе. А рядом «грек», который гордо и угрюмо выполняет свою работу, устремляя вдаль тоскующий взор. Шествие замыкает понуро и удрученно плетущийся бурлак, с трудом передвигающий непослушные ноги. 

Информация о работе Биография художника Репина