Биография Франциска Скорины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2012 в 23:03, реферат

Описание работы

Франциск Скорина родился в Полоцке. Точная дата его рождения неизвестна. Предполагают, что он родился около 1490 г. Предположение это опирается на существование в те времена обычая отдавать на учебу в университеты мальчиков, как правило, в возрасте 14 – 15 лет. Но на возраст школяра руководство университетов не особенно обращало внимание; год рождения не записывался, т.к. не имел, очевидно, существенного значения.

Файлы: 1 файл

Франциск Скоринна чистов..docx

— 27.46 Кб (Скачать файл)

 

1.Биография Франциска  Скорины.

Франциск  Скорина родился в  Полоцке. Точная дата его рождения неизвестна. Предполагают, что он родился около 1490 г. Предположение это опирается  на существование в те времена  обычая отдавать на учебу в университеты мальчиков, как правило, в возрасте 14 – 15 лет. Но на возраст школяра  руководство университетов не особенно обращало внимание; год рождения не записывался, т.к. не имел, очевидно, существенного  значения. Не исключено, что Ф. Скорина  был студентом – переростком. Возможно, отсюда и берет начало исключительная серьезность, с которой  он относился к учебе, а позднее  и к культурной и научной деятельности.(7)

     Предполагают, что первоначальное  образование  Ф. Скорина получил  в доме родителей, здесь научился  читать по Псалтыри и писать  кирилловскими буквами. От родителей  он перенял любовь и  уважение  к родному Полоцку, название, которое  позднее всегда подкреплял эпитетом  «славный», привык гордиться   людьми «посполитыми», народом «языка русского», а затем пришел к мысли  дать соплеменникам свет знаний, приобщить  их к культурной жизни Европы. Чтобы  заняться наукой, Ф. Скорине потребовалось освоить латынь – тогдашний язык науки. Поэтому есть основание предполагать, что он должен был определенное время учиться в школе при одном из католических костелов в Полоцке или в Вильно.

       В 1504 г. любознательный  и предприимчивый полочанин отправляется в Краков, поступает в университет, где штудирует так называемые свободные науки, а через 2 года (в 1506) получает первую ученую степень бакалавра.

     Чтобы продолжать  учебу, Ф. Скорине необходимо было получить еще и степень магистра искусств. Это он мог сделать в Краковском или в каком-либо ином университете (точных сведений не обнаружено). Степень магистра вольных искусств давала право Ф. Скорине поступать на самые престижные факультеты университетов Европы, которыми считались медицинский и теологический. Это образование уже позволяло получить должность, которая обеспечила ему спокойную жизнь. Предполагают, что около 1508 Ф. Скорина временно служил секретарем у датского короля. В 1512 он уже в итальянском городе Падуе, университет которого славился не только медицинским факультетом, но и как школа ученых-гуманистов. На заседании медицинской коллегии университета в костеле святого Урбана было принято постановление о допуске бедного, но способного и образованного русина Франциска Скорину к экзамену на получение ученой степени доктора лекарских наук. Два дня в диспутах с выдающимися учеными защищал Ф. Скорина свои научные тезисы и 9.11.1512 единогласно был признан достойным высокого звания ученого-медика. Это явилось знаменательным событием в его жизни и в истории культуры Белоруссии – купеческий сын из Полоцка подтвердил, что способности и призвание более ценны, чем аристократическое происхождение. Он хотя и бедный, но способный, настойчивый и деловитый, он тот, кто своим трудом, волей преодолел трудности и поднялся до вершин средневековой образованности.(6)

     После ученого триумфа  сведения о Ф. Скорине снова  теряются на целых 5 лет. Где-то  между 1512 и 1517 Ф. Скорина   появляется в Праге, где со  времен гуситского движения существовала  традиция использования библейских  книг в формировании общественного  сознания, установлении более справедливого  общества и воспитании людей  в патриотическом духе. Высказывают  гипотезу, что Ф. Скорина еще  после завершения обучения в  Краковском университете мог жить и продолжать учебу в Праге. Ведь для перевода и издания Библии ему необходимо было познакомиться не только с чешской библеистикой, но и основательно изучить чешский язык. Поэтому избрать Прагу местом для организации книгопечатания мог только тот, кто знал ее научно-издательскую среду.

     В Праге Ф. Скорина  заказывает печатное оборудование, приступает к переводу и комментированию  книг Библии. Образованный и деловитый полочанин положил начало белорусскому и восточнославянскому  книгопечатанию.                                                           Следующий раз  его имя отыщется на страницах  старой печатной книги. 6 августа 1517 года в Праге вышла в свет славянская "Псалтырь", в предисловии к которой сказано: "... Я Франциск Скорина сын с Полоцка, в лекарских науках доктор, повелел есми Псалтырю тиснути русскими словами, а словенским языком..." Так началась издательская деятельность великого белорусского просветителя.

     Франциск  Скорина  работал в Праге немногим более  двух лет и за это время   выпустил еще 19 книг. Все это  - отдельные  книги Библии, переведенные  на славянский язык белорусской  редакции. В конце 1519 года пражская типография Скорины  прекращает деятельность и три года спустя его издательская деятельность возобновляется в Вильне - столице Великого княжества Литовского. Здесь он издает за период 1522-1525 годов три книги объемом 780 печатных листов. После марта 1525 года о его издательской деятельности больше ни чего не известно. Таким образом на "Апостоле" (1525 год) печатный станок в доме виленского купца Якуба Бабича, где работал первопечатник, "замолкает", хотя еще с десяток лет Скорина так или иначе будет связан со столицей Великого княжества Литовского. В конце двадцатых годов XVI века Скорина живет в Вильне. Об этом говорит документ, повествующий, что в 1526 году "почтенный муж Франциск, доктор медицины" выступал свидетелем при сделке между епископом Яном и слуцким князем Юрием Семеновичем.(1)

     Вскоре  Скорина женился.  Избранницей его  стала Маргарита,  вдова "радцы" - члена виленского магистрата Юрия Одверника. Это известно из акта 1529 года о судебном процессе. Предметом спора служил "дом в месте Виленском, который лежит на рынку", полученный Маргаритой по наследству. В начале июля 1529 года умирает брат Франциска - Иван, торговавший кожей. Наследство оценили в немалую сумму, однако были и долги. В дело Ивана вложила свои личные средства Маргарита. Скорина выезжает в Познань, где жил брат, чтобы постараться вернуть деньги жены.

 

Познаньский суд сначала признал справедливость претензий и постановил передать Скорине часть имущества умершего брата. Тем временем кредиторы Ивана добиваются объявления Франциска наследником брата и следовательно, его долгов. 5-го февраля 1532 года Скорину арестовали, обвинив его в неуплате долгов. Из познаньской тюрьмы Франциск Скорина вышел спустя восемь недель (по другим данным Скорина провел в тюрьме четыре месяца), благодаря племяннику Роману, который добился аудиенции у короля Сигизмунда. Несколько месяцев спустя польский король выдал Скорине грамоту, защищавшую его от своеволия воевод и старост. Дело о наследстве Ивана тянулось до 1535 года, но Франциска в Познани уже не было...(3)

Точная дата смерти Скорины неизвестна, некоторые исследователи считают, что умер он в 1551 г. Место захоронения  также неизвестно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   

 

 

2. Значение творчества Ф.Скорины для идеологии белорусского государства.

     В своих произведениях  Скорина призывает к патриотизму  («люди, и где зародилися и ускормлены, к тому месту велику ласку имають») будущие поколения белорусской земли. Потому что, если носители языка не используют его в повседневном обиходе, то язык постепенно вымирает, и тогда вся деятельность белорусов за сохранение и право пользования родным языком является бессмысленной… Именно  благодаря деятельности Франциска  Скорины как первопечатника у  нас есть свой литературный язык, культурные традиции и национальное самобытность.

Гуманистом  Скорину можно назвать  потому, что он заботился о просвещении  людей, просветителем – т.к. его  идея была направлена на расширение образования  и культуры белорусского народа, а  патриотом – т.к. в своих произведениях  он призывал людей заботиться о родине и любить ее:

 «Понеже от прирождения  звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя, птицы, летающие по воздуху, ведають гнезда своя; рибы, плавоющие по морю и в реках, чують вири своя;пчелы и тым подобная боронять ульев своих, - тако же и люди, и где зародилися и ускормлены суть по бозе,к тому месту велику ласку имають» (5)

     Франциск  Скорина  оказал значительное воздействие   на развитие многих сфер белорусской   культуры. Его книгоиздательская   деятельность отвечала требованиям   времени  и широких слоев  белорусского населения и, вместе  с тем, выражала глубокое органическое  единство всей восточнославянской  культуры, которая  была неотъемлемой  частью духовной сокровищницы  всех европейских народов.                                                         Как издатель и  художник Скорина намного опередил свое время. Его прекрасные, глубоко  продуманные издания являются образцом древних славянских рукописных традиций и достижений западноевропейского  книгопечатания своего времени. Эстетический облик книг очень убедителен, их графическое оформление гармоничны и очень целесообразны во всем. 

       Согласно оценкам  специалистов, его книги представляют  исключительное явление как по  количеству размещенных в них  гравюр, так и по непревзойденной  технике исполнения. Своей красотой  и точностью они далеко опережают  не только ранние церковнославянские  издания, но даже и тогдашние  венецианские. Следует отметить, что  в начальной истории белорусского  книгопечатания достойное место  занимают и имена виленских горожан Якуба Бабича и Богдана Аньковича (Онькова), которые финансировали грандиозную издательскую деятельность Ф. Скорины. (2)

     Таким образом, беларусы первые среди восточноевропейских народов получили печатную книгу на родном языке. Франциск Скорина своим примером показал, как нужно любить свой народ и уважать родной язык.  Благодаря таким титанам духа, как Франциск Скорина, белорусская культура поднялась до европейких высот.

     3. Заключение.

Главный вклад Скорины в формирование гуманистического и демократического идеалов общественной жизни белорусов  состоит в том, что он впервые  в восточнославянской культурной традиции познакомил своих соотечественников  на их родном языке с замечательным  памятником мировой культуры - Библией. Как и другие мыслители Возрождения, он видел в библейских книгах произведения человеческого, пусть и богодухновенного,  разума и считал своим долгом сделать их доступным человеку для самостоятельного изучения. Сложно представить, насколько смелой и в какой-то мере еретичной для своего времени была идея Скорины сделать книги Священного Писания, да еще с собственными предисловиями и комментариями, общедоступными для простых людей. В то время церковь фактически выступила против широкого и самостоятельного ознакомления мирян с текстами книг Ветхого и Нового Завета, считая их толкование делом священнослужителем. Скорина же отрицал необходимость в «посредниках» при изучении книг Библии, поскольку «не толико докторове а люди вченые в них разуметь, но всякий человек простый и посполитый, чтучи их или слухаючи, можеть поразумети, что ест потребно к душному спасению его» (5). Делая доступной Библию для широкаих кругов читателей, Скорина тем самым готовил перелом в сознании и характере мышления своих соотечественников, открывал перед ними возможность свободного, не зависимого от авторитетов церкви, богословствования и философствования.

Издание Библии на языке народа само по себе становилось мощным фактором раскрепощения его сознания и  демократизации общественной жизни. Реализовав данную задачу. Скорина стал самым  ярким представителем гуманистического и демократического направления  в отечественной , да и в восточнославянской в целом, общественной мысли. Его литературное наследие и по сей день является одним из важнейших источников формирования национального сознания белорусов, а значит, и белорусской национально- государственной идеологии.(4)

 

 

 


Информация о работе Биография Франциска Скорины