Биография Бомарше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 23:11, доклад

Описание работы

Бомарше родился в одном из старинных парижских кварталов близ Центрального рынка, где его отец, А.Ш.Карон, держал часовую мастерскую и лавку. Младенцу дали при крещении имя Пьер Огюстен. Отец будущего драматурга увлекался механикой и любил изобретать разного рода приспособления для речных судов, для портовых работ и т.п. У него было десять детей, из которых одна дочь обладала талантом комической актрисы, а другая сочиняла, как и Пьер Огюстен, песни, музыкальные пьески, стихи и комические сценки.

Содержание работы

1. Детство
2. Пьер Огюстен Карон при дворе
3. Суд
4. «Севильский цирюльник»
5. Дипломат
6. «Философское, литературное и типографическое общество»
7. «Безумный день»
8. Начало революции
9. Поездка в Англию. Смерть.
10. Послесловие.

Файлы: 1 файл

Доклад.Биография Бомарше.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

"Безумный  день" сыграли в Театре комедии  27 апреля 1784 года. Весь цвет Парижа  с утра занял места в театре, графы и маркизы стояли в  партере вперемешку с лавочниками. "Знатные сеньоры сами себе  дали пощечину, они смеялись над собой же, и главное, они стали посмешищем для других. Они еще раскаются в этом, но, пожалуй, будет поздно", — записала в своих мемуарах одна из свидетельниц триумфа Бомарше.

Неслыханный успех  пьесы о слуге Фигаро, который  одержал верх над своим знатным хозяином, побудил врагов Бомарше организовать целый заговор против спектакля. На Бомарше посыпались эпиграммы, вынуждая его отвечать колкостями. Архиепископ парижский припомнил неугомонному автору комедии все его скандальные дела, в том числе и издание сочинений Вольтера. Бомарше не смолчал и на этот раз, сочинив озорную песенку, в которой высмеял архиепископский наказ прихожанам о соблюдении поста. Теперь Бомарше угрожала Бастилия, и он уже готовился к роли серьезного политического преступника, как вдруг король решил потешить Париж, заменив для Бомарше Бастилию исправительной тюрьмой Сен-Лазар для несовершеннолетних. Там Бомарше продержали шесть дней. Он был оскорблен, что и выразил в пространной "Памятке королю". Людовик XVI, вообще отличавшийся редкостной непоследовательностью, расчувствовался, простил наказанного, в придачу разрешив ему печатать памятное по своей резкости предисловие к "Женитьбе Фигаро" и даже пользоваться почетной королевской пенсией. Более того, когда-то Людовик XVI поклялся Марии Антуанетте, что скорее Бастилия рухнет, чем он позволит сыграть комедию Бомарше на сцене. Теперь же он задумал поставить "Севильского цирюльника" в Версале во дворце Трианон, и Мария Антуанетта репетировала роль Розины. Впрочем, и до разрушения Бастилии тоже было недалеко...

  Начало революции       

Но прежде чем  грянула революция, Бомарше успел  представить публике еще одно свое детище — лирико-философскую  оперу "Тарар". Бесцветная музыка А.Сальери (легенда о том, как этот известный итальянский композитор отравил Моцарта, положена Пушкиным в основу трагедии "Моцарт и Сальери") едва скрашивала тяжеловесные тирады, которые Бомарше вложил в уста своих героев. Под аккомпанемент оперного оркестра они декламировали похвалы природе, законам и философии деизма, отрицавшей "промысел божий", и критиковали социальное неравенство, религию и тиранию. Но все это было тогда во вкусе просвещенной публики, воспитанной на истолкованиях ньютоновской науки, на трагедиях Вольтера и, наконец, на обличениях самого Фигаро. "Тарар" шел в Театре Музыкальной академии в 1787 году при таком стечении народа, что мэр Парижа распорядился утроить отряд гвардейцев, обычно следивших за порядком.      

Бомарше завершил трилогию о Фигаро мелодрамой "Преступная мать, или Второй Тартюф". Поставленная летом 1792 года в театре Марэ, она не имела большого успеха. "У безумий всегда бывает печальный конец", — заметил по этому поводу один из критиков.      

В 1792 году, пытаясь  стать полезным победившей Республике, Бомарше частично на собственные  деньги закупил для ее армии оружие в Голландии. Но поставки задержались. Тут же возник слух, будто прежний придворный, "аристократ" Бомарше (он имел титул графа) спрятал оружие в ожидании реванша "врагов народа". Некий бывший монах настрочил на Бомарше донос. Дом его захватили, обыскали и нашли все-таки "оружие революции", но иного рода — связки нераспроданных томов полного собрания сочинений Вольтера. Бомарше арестовали 23 августа 1792 года, но через неделю выпустили. Он чудом избежал начавшихся вслед за тем массовых казней. Возможно сыграл роль написанный им в тюрьме шестой "мемуар" — "Шесть этапов девяти самых тягостных месяцев моей жизни", где Бомарше очень энергично и убедительно опровергал выдвинутые Республикой против него обвинения (издан в 1793 году). Но так как оружие из Голландии все задерживалось, Конвент вынес Бомарше в 1793 году вердикт: "Человек, возведший аморальность в принцип, а подлость — в систему". Все имущество Бомарше было — в который раз! — описано. Но он сумел опять войти в доверие революционных властей: ему было поручено через Лондон добиться, наконец, поставки оружия из Гааги.

  Поездка в Англию.  Смерть.      

Пока Бомарше  ездил в Англию, обстановка в Париже стремительно менялась, и новые власти попросту внесли имя Бомарше в  списки эмигрировавших аристократов — "врагов народа". Въехать во Францию Бомарше уже не мог. Купленным оружием завладели англичане. Жена, дочь и сестра Бомарше были посажены в тюрьму. Сам Бомарше оставался до 1796 года в Гамбурге в одиночестве, почти без средств к существованию. При Директории ему возвратили парижский дом, но почти все состояние было потеряно. Бомарше пытался добиться выплаты тех огромных сумм, которые ему остались должны правительства США и Французской республики, но все было напрасно. Умер он от апоплексического удара в ночь на 17 мая 1799 года.

 

   Послесловие      

Бомарше пользовался  у современников репутацией авантюриста  и возмутителя спокойствия. "Если его повесят, то веревка наверняка  оборвется", — шутили о нем  при жизни. Все, что он ни затевал, становилось притчей во языцех, приобретало скандальную известность. Но Бомарше поистине взорвал общественное сознание Франции, выведя на подмостки нового героя времени — Фигаро, чья находчивость, остроумие и плебейская гордость позволили ему одержать моральную победу над аристократом-хозяином. Комедия "Безумный день, или Женитьба Фигаро" сделалась настоящим оружием надвигавшейся революции. "Это была революция в действии", — сказал о ней Наполеон. Автор "Безумного дня" — единственный драматург XVIII века, кому удалось достичь синтеза просветительского свободомыслия и озорной театральной комедийности. Он гениально воплотил в комедии о свадьбе Фигаро лучшие черты национального духа французов, небывало выросшее в преддверии революции общественное самосознание французского народа. Многие реплики из обеих комедий Бомарше сразу же превратились в пословицы и поговорки. Моцарт и Россини написали оперы на сюжеты этих комедий, упрочив тем самым их право на бессмертие.

 


Информация о работе Биография Бомарше