Августин Блаженный Аврелий (354–430)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:11, биография

Описание работы

Августин Блаженный Аврелий (354–430) – один из идеологов христианской церкви и западной патристики. Родился в африканском городе Тагаст. В 30 лет он покинул Африку и переехал в Рим. До принятия христианства (387) был близок к движению манихеев, затем увлекся скептицизмом, философией Платона и неоплатоников, произведениями Цицерона. В 396 г. был избран епископом Гиппона (Северная Африка) и на этом посту продолжал оставаться до конца жизни. В этот период написал фундаментальные труды по христианской догматике, теологии истории, политической теологии, автобиографическую “Исповедь”.

Файлы: 1 файл

Августин Блаженный Аврелий.docx

— 18.42 Кб (Скачать файл)

Августин Блаженный Аврелий (354–430) – один из идеологов христианской церкви и западной патристики. Родился в африканском городе Тагаст. В 30 лет он покинул Африку и переехал в Рим. До принятия христианства (387) был близок к движению манихеев, затем увлекся скептицизмом, философией Платона и неоплатоников, произведениями Цицерона. В 396 г. был избран епископом Гиппона (Северная Африка) и на этом посту продолжал оставаться до конца жизни. В этот период написал фундаментальные труды по христианской догматике, теологии истории, политической теологии, автобиографическую “Исповедь”. 

 

В истории западного  христианства V век представляет собой  центральный интерес, потому что  в эпоху крушения Западной римской  империи впервые ясно проявился  облик средневековой латинской  теократии, были сформулированы основные принципы, определившие ее отличие  от христианства восточного. 

 

Вам предлагается ознакомиться с некоторыми тезисами политической теологии Августина Блаженного, изложенными  в работе “О граде Божием” (413 – 426). Цитаты приводятся по изданию: Творения Блаженного Августина: В 8 ч. – Киев, 1901-1902. 

 

Христианская политическая теология Августина построена па специфических противопоставлениях: “Бог – мир”, “государство Божье – государство земное”, “справедливость – деспотизм”, “свобода – принуждение” и т. п. – и в ее основе лежит концепция “государства Божьего”. Согласно Августину, человеческий род, живущий во все времена, можно разделить на два разряда: живущих по человеку и живущих по Богу. 

 

Эти разряды мы символически назвали  двумя градами: т. е. двумя обществами людей, из которых одному предназначено  вечно царствовать с Богом, а  другому подвергаться вечному наказанию  с дьяволом [Ч. 5, кн. 14–17. С.66]. 

 

Августин также дает описание двух противоположных видов  человеческой общности: “город земной” (т. е. государственность, которая основана “на любви к себе, доведенной до презрения к Богу,) и “град  Божий” (т.е. духовная общность, которая  основана “на любви к Богу, доведенной до презрения к себе”). 

 

Итак, мы находим в земном граде  два вида: один, представляющий самую  действительность этого града, а  другой служащий посредством этой действительности для предызображения небесного Града. Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан Града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха; почему те называются сосудами гнева Божия, а эти – сосудами милосердия [Ч.5, кн. 14– 17. С.69]. 

 

Августин различил в  рамках человеческого общежития  два противоположных типа общения. В этом с специфически христианизированной форме проявилось влияние предшествующих концепций, в частности: положение Платона о правильном (идеальном) и извращенных (существующих) формах государственною устроения; представления стоиков о двух полисах (отдельном полисе – государстве и мировом, космическом полисе); зороастрийско-манихейских идей о борьбе двух начал (тьмы и света, злого и доброго). Суть противопоставления “государства Божьего” и “государства земного” раскрывается у Августина через противоположность эмпирического (реального исторического государственного образования) и идеального, утраченного вследствие грехопадения человечества. 

 

В наиболее общем определении  государство выступает в виде согласного множества людей, связанных  общностью единых законов, а сущность государства раскрывается через  наличие политического, т. е. властно-принудительного, управления обществом. Необходимость  такого управления Августин обосновывает заповедью любви к ближнему [см.: Ч.5, кн. 14, 16]. Государством может быть только та общность, где среди сословий выделяется слой людей, которые отправляют политическую власть и возвышаются над подвластным плебсом, как душа над телом [см.: Ч. 5,. кн. 13]. 

 

Государство также рассматривается  Августином как политическое сообщество, в котором имеет место справедливое правление, восходящее к богоустановленному естественному порядку. Бог властвует в истории, поэтому она – стройное, разумное целое. Бог, расположивший все существующее в строгом порядке, предопределивший все мерою, числом и весом, не мог оставить неустроенными человеческие отношения, и никак не следует думать, чтобы законам “Его Предвидения” были чужды человеческие царства и их положения, владычество людей и их рабство [см.: Ч.3, кн. 5 Гл. 11]. “Царства человеческие устраиваются вообще божественным провидением” [Ч.3. кн. 5. Гл. 1]. т. е. над естественным порядком человеческих взаимоотношений царит Божий промысел. 

 

Августин понимает под  назначением государства не только деятельность, гарантирующую материальные предпосылки человеческого существования. Государство (христианское) способно гарантировать  и духовное благополучие сообщества [см.: Ч.3, кн. 17]. Церковь в таком  государстве заботится о внутреннем, моральном воспитании индивида, а  само государство выступает как  “страж”, “регулятор” внешних  правовых отношений и помимо цели земного порядка преследует и  конечную цель, указанную христианским учением и заключающуюся в  вечном блаженстве. 

 

Итак, этот небесный град, пока находится  в земном странствии, призывает граждан  из всех народов и набирает странствующее  общество во всех языках, не придавая значения тому, что есть различного в правах, законах и учреждениях, которыми мир земной устанавливается или  поддерживается; ничего из последнего не отменяя и не разрушая, а напротив, сохраняя и соблюдая все, что хотя у разных народов и различно, но направляется к одной и той же цели земного мира, если только не препятствует религии, которая учит почитанию единого высочайшего и истинного Бога [Ч. 5, кн. 13. С.113]. 

 

Такое понимание дало возможность  впоследствии разграничить морально-религиозную  и политическую сферы, функции церкви и государства, что сыграло решающую роль в разграничении власти духовной и светской, т. е. римско-католической церкви (папства) и монарха. 

 

Таким образом, Августин оказал большое воздействие на последующее  развитие политических идей Западной Европы. Вплоть до XII в. политическая теология Августина господствовала в христианской мысли. Его учение повлияло на воззрения  Фомы Аквинского. С новой силой  оно проявлялось в эпоху Реформации в учениях Лютера и Кальвина. В  какой-то мере он оказал влияние на взгляды Макиавелли, Гоббса, Руссо. В настоящее время на него ссылаются  сторонники естественно-правовых концепций, а в неопротестантизме политико-философская доктрина может быть названа неоавгустиновской.


Информация о работе Августин Блаженный Аврелий (354–430)