Арнольда из Виллановы - представитель передовых медицинских школ средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:53, реферат

Описание работы

Взгляды Арнольда из Виллановы до известной степени предсказывали близкий упадок средневековых суеверий. Но он не мог отказаться от веры в магию, в мощь дьявола и демонов. В лечебной практике, наряду с лекарствами, он использовал амулеты, а золото считал универсальным лекарством. Вилланова много писал о ртути, поэтому современники считали, что он знает способ превращения ртути в золото. Наряду с этим Вилланова был одним из первых врачей, применивших в медицине современные ему достижения алхимии и химии, в частности соли ртути и сернистые соединения. Нельзя не упомянуть о рекомендованной Арнольдом прививке лекарственных растений к веткам винограда, что, якобы, давало возможность получать целебные сорта вин.

Файлы: 1 файл

76н Арнольдо из Вилланы.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Конституция больного играет при этом важную роль. Всем делам должно сопутствовать  хорошее, бодрое настроение, во всем надо соблюдать умеренность, пища должна быть легкой, питательной: нежирное мясо, рыба, сладкие вина. Секрет долголетия заключается в рациональном режиме: умеренная еда, отказ от злоупотребления вином, разумное пользование воздухом, сном и бодрствованием, движением и покоем и, наконец, воздержание от излишних страстей – вот главнейшие правила такого режима. Соблюдая его, человек может прожить столько лет, сколько предназначено ему природой, то есть гораздо больше, чем он живет на самом деле. Но люди не понимают этого, а потому стареют и умирают раньше срока.

Разделяя в целом алхимическую картину мира, он перенёс алхимическое оперирование с металлов на человека, сохраняя в целом гуморальную теорию Галена, согласно которой основой болезни является избыток в организме одного из четырёх основных «соков» — флегмы, светлой жёлчи, крови и чёрной жёлчи. Средневековый алхимик верил, что тварная, низменная ипостась природы доминирует над её небесным, чистым началом и усугубляет грехопадение. Поэтому естественное развитие металлов не в состоянии осуществиться без вмешательства извне, хотя и стремится к сотворению самого совершенного металла, золота. Оно является целью природной эволюции (таинства «сепарации», по Парацельсу), и алхимику нужно лишь устранить помехи, чтобы природа следовала своим естественным курсом. Это и осуществлялось с помощью дистилляции, прокаливания, растворения и других операций, которые были направлены на «очищение» материи, дабы она могла свободно следовать «натуре», «формирующему семени», «тинктуре», «закваске», своему Archeus’у — прототипу, жизненной силе.

По мере того как сахар и пряности стали находить путь в Европу, особенно во времена крестовых походов, возникали  все новые и новые рецепты  пряных вин. Множество таких рецептов, в том числе с добавлением  только что открытой «горящей воды» (спирта), мы находим в книге «О винах» (De vinis) Арнольда из Виллановы. Арнольд из Виллановы советует добавлять в вино такие пряности, как черный перец, корицу, кардамон, гвоздику, а также сахар, который в те времена считался весьма дорогим и экзотическим продуктом.

В трактате «О винах» мы находим рецепты вин, помогающих женщинам забеременеть, а также увеличивающих «генеративную способность» мужчин. Отметим, что пряности и сахар являются главными компонентами этих вин.

Самое крупное и важное его произведение «Требник с головы до ног» занимает ведущее место среди книг европейского средневековья, вышедших из-под пера ученого.

«Требник с головы до ног» – это крупное достижение в области средневековой медицины. Он высказывал идеи о том, что медицина как наука должна заниматься конкретными описаниями и наблюдениями.

 

Заключение

 

Жизнь Арнальдо да Виланова, названного Каталонцем, скрыта все еще под  мраком неизвестности. Информация и  данные, касающиеся его жизни скорее недостаточные, чем информативны. Он родился возле  Провенца в 1240, получил классическое образование в Аиксе, после чего переехал в Монтпеллье, изучать медицину. Закончил его и получил диплом в 1270. В Париже у него была возможность узнать Альберта Великого (1200 -1280), чьи произведения проявили интерес Виллановы к Алхимии. После Арнольдо много путешествовал с целью совершенствовать свое изучение медицины, посещая различные школы и итальянские университеты, Болоньи, Флоренции, Перуджи и Рима. Он побывал также в Неаполе и Салерно, в котором была известная Медицинская Салернская Школа, издавшая «Regimen sanitatis salernitanum», самый популярный медицинский текст Средневековья. После возвращения во Францию, занимался врачебным делом в различных городках, но в конце концов прибыл в Париж, где остался на много лет.

Вилланова - автор многих работ  по алхимии, медицине, магии, астрологии, теологии. Однако авторство самой  знаменитой из них - поэмы, известной  под названием «Салернский кодекс здоровья», в которой уделено внимание и вопросам астромедицины, - современными исследователями оспаривается.

Вилланова сыграл выдающуюся роль в  истории магии и медицины, систематизировав воззрения греков и арабов в этих областях. Он проводил параллели между медицинскими и астрономическими явлениями и активно занимался медицинской астрологией. Он был близко знаком с арабской астрологией и в главных чертах изложил её в своём сочинении «De judiciis astronomiae»), добавив к арабским открытиям и свои собственные. Он активно разрабатывал теорию астрологических домов и её приложение к медицине. В частности, Вилланова отмечал: «Хороший врач должен знать, какое значение для больного имеет восходящий знак и господин последнего. Середина неба (десятый дом), находящийся здесь знак и его господин, означает врача больного, седьмой дом и его господин - болезни, и четвёртый дом со своим господином - средства помощи. Таким образом, если оказывается, что-нибудь неблагоприятное в восходящем знаке и сам господин его имеет вредные свойства, то больному будет хуже и, наоборот, лучше, если всё благополучно. То же самое и с десятым домом: если он имеет доброго господина, то врач поможет больному; но если в нём есть нечто неблагоприятное, то он может только повредить. Если над седьмым домом господствует благоприятная судьбы, то пациент скоро поправится, в противном случае он от одной болезни впадёт в другую. Наконец, если в четвёртом доме всё обстоит благополучно, то избранные лекарства помогут больному, в противно случае – нет».

 

Список использованной литературы

 

  1. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. – М.: Наука, 2008. – 456с.
  2. Воскобойников О.С. Арнольд из Виллановы // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. III. – 1022с.
  3. Зайчик Ц.Р. Первая в мире книга о вине и ее автор // Виноград и вино в России. – 2009. – 269с..
  4. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII – XIII веках. – СПб.: Алетейя, 2007.  – 543с.
  5. Керов В. Л. Арнольд из Виллановы и антифеодальная оппозиция в южно–французских городах // Средневековый город. Саратов, 2008. – Вып. 6.  с. 139—143.
  6. Керов В. Л. Арнольд из Виллановы и его роль в развитии культуры и свободомыслия в Южной Франции (конец XIII — начало XIV в.) // Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. – М., 2010. – Вып. 3.  С. 116—131.
  7. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М.: Наука, 2009. – 589с.
  8. Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2009. – 591с.
  9. Терновский В.Н., Шульц Ю.Ф. Арнольд из Виллановы. Салернский кодекс здоровья // Арнольд из Виллановы. Салернский кодекс здоровья. XIV век. – М.: Медицина, 2006. -539с. 

 

 


Информация о работе Арнольда из Виллановы - представитель передовых медицинских школ средневековья