Александр 2 и его преобразования России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

Введение
В современной России более 20 лет проходят реформы. В этом смысле наша эпоха созвучна периоду правления Александра II, который провел действительно великие реформы: освободил крестьян из крепостной неволи, создал новую судебную систему, модернизировал армию, дал импульс развитию образования.
Представляется поучительным и актуальным вернуться к истокам Российских реформ, попытаться проследить их исторические предпосылки, их воздействие на историю нашей страны, оценить их объективный смысл с позиции современного исторического опыта.

Содержание работы

Введение
1. Личность императора Александра II
1.1 Краткая биография
1.2 Начало правления
1.3Внешняя политика
2. Реформы Александра II
1.1 Начало реформ.
1.2 Отмена крепостного права
4.Итоги реформ Александра II
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

АЛЕКСАНДР 2 КОНТРОЛЬНАЯ.docx2.docx

— 51.77 Кб (Скачать файл)

     Регламентацию хозяйственных отношений между крестьянами и помещиками намечалось осуществить в течение двух лет. За этот срок помещики обязаны были заполнить особые уставные грамоты,в которых указывалось фактическое количество земли, находившееся в пользовании крестьян в каждом имении. После проверки содержания уставной грамоты мировым посредником она оглашалась перед крестьянскими уполномоченными и считалась утверждённой, если со стороны последних не делалось законных возражений.

     С момента утверждения уставных грамот крестьяне на неопределённо длительный срок становились временнообязанными,так как должны были выполнять в пользу помещиков установленные законом повинности. Они освобождались от этих обязательств и становились крестьянами-собственниками лишь после того, как с согласия помещика заключали соглашение о выкупе надельной земли.

     Таким образом, освобождение от крепостной зависимости на основании закона 19 февраля 1861г. проходило длительно и мучительно тяжело для крестьян. Многие помещики не спешили с отказом от привычных для них форм феодальной эксплуатации крестьян. Даже через 10 лет после провозглашения отмены крепостного права в России на положении временнообязанных продолжало находиться свыше 30% всех крестьянских хозяйств.

     По закону 19 февраля 1861 года крестьяне получали в пользование избы с огородами и земельные наделы, если они были у них по спискам 10-й ревизии (1858г.). Полностью лишились наделов крепостные крестьяне  южного берега Крыма, где находилось много имений членов царской семьи и титулованной знати. Совсем не обеспечивались землёй бывшие дворовые.

     Предусмотренные в законе нормы крестьянских наделов были намеренно занижены, особенно значительно в чернозёмных районах. Это давало помещикам возможность уже при составлении уставных грамот резко сокращать крестьянское землепользование и за его счёт увеличивать барскую запашку. Помимо того, закон предоставлял помещику право обезземеливать крестьян и другими способами: склонять их на получение в собственность без выкупа всего лишь ¼ надела, лишать особо ценных угодий и т.д. В целом «отрезки» в пользу помещиков по всей России достигали 18% общей площади надельного фонда, который находился в распоряжении помещичьих крестьян до реформы. Во многих чернозёмных губерниях в центре, на юге страны и в Нижнем Поволжье эти «отрезки» составляли от 20 до 40% всей надельной земли

     За предоставленные им усадьбы и наделы временнообязанные крестьяне оброчных имений должны были вносить помещику сумму, равную среднему оброку, взимавшемуся в данной местности перед отменой крепостного права. Крестьян фактически заставляли платить за уменьшенный надел прежний оброк. К тому же размер  такого оброка, возмещавшего помещикам доход и от внеземледельческих промыслов крестьян,  никак не соответствовал качеству надельной земли. В барщинных имениях крестьяне отрабатывали за каждый душевой надел 70 дней в году. Но три пятых из этих дней они обязывались работать в краткий период полевых работ, что равнялось примерно прежней трёхдневной барщине.

     Для обеспечения исправного поступления с крестьян в платеже и выполнении ими повинностей сокращалась общинное землепользование и вводилась круговая порука: всё сельское общество несло материальную ответственность за каждого своего члена. Такой общинный порядок был узаконен в подавляющем большинстве великорусских губерний, в трёх «новороссийских» губерниях (Екатеринославской, Таврической и Херсонской), от части в Харьковской, Могилёвской и в ряде уездов Витебской губернии. Сохранение поземельной общины по замыслу правительства должно было также помешать пролетаризации крестьянства.

Сроки выкупа усадьбы определялись самими крестьянами. Они могли в  любое время внести в казначейство установленную законом сумму  выкупа (до 60 рублей) и через 6 месяцев  получали документ на полное владение землёй и приусадебным участком. Для  выкупа же земельного надела требовалось  предварительное согласие помещика.

    Сумма выкупа за надел, огромная для рядового крестьянского бюджета, искусственно определилась на основании величины годового оброка, взимавшегося с временнообязанных крестьян. Этот оброк приравнивался к ежегодной ренте, отсюда исчислялась величина выкупа, которая при 6% обеспечивала бы помещику получение прежнего дохода. Таким образом, при оброке  12 рублей сумма выкупа устанавливалась в 200 рублей, при оброке в 9 рублей, она составляла 150 рублей и т.д. Выкуп за надел, как правило, намного превышал рыночную стоимость земли, особенно в нечернозёмных губерниях, где земля ценилась обычно дёшево, а оброк был особенно высок.

Для осуществления выкупа наделов крестьяне обязывались  единовременно внести наличными 20-25% всей выкупной суммы. Остальные 75-80% сразу  выплачивались помещику государством, которое начисляло эту сумму  в качестве долга на крестьян. Крестьяне  должны были погашать этот долг с процентами в форме ежегодных выкупных платежей на протяжении 49 лет.

Выкупная операция была выгодна  не только для помещиков, немедленно получивших в своё распоряжение крупный  капитал, но и для самого правительства, которое удержало при этом с помещиков  огромный долг, числившийся на заложенных в казну имениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Земская, городская,судебная и военная реформы

Земская реформа.

     Крестьянская реформа повлекла за собой и преобразование всех сторон общественной и государственной жизни. 1864 г. стал годом рождения земств - органов местного самоуправления. Низовым звеном было уездное земство, которое избиралось представителями всех сословий. Уездные земства, в свою очередь, посылали депутатов в губернское земское собрание. Депутаты земств получили название гласных. Возглавляли эти собрания предводители дворянских собраний - органов самоуправления дворянства. Исполнительными органами на местах стали земские управы, которые формировались земскими собраниями. Сфера компетенции земств была хоть и ограничена, но достаточно широка: они имели право собирать налоги для местных нужд и нанимать служащих, ведали хозяйственными вопросами, школами, медицинскими учреждениями, а также вопросами благотворительности.

     Проект земской реформы разрабатывался комиссией, возглавляемой сначала Н.А. Милютиным, а затем П.А. Валуевым. В основу избирательной системы были положены выборное, имущественное и сословное начала. Система выборов обеспечила значительное преобладание в земствах помещиков. Деятельность земских собрания и управ контролировалась только губернатором и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания. Земские учреждения ведали лишь местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц, «попечением» о развитии местной торговли и промышленности и т.д.

     Земская реформа проводилась постепенно. Несмотря на ограниченность, она содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, буржуазной культуры и была шагом на пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

 

 

Городская реформа

     "Городовое положение" (16 июня1870г) дало населению городов местное самоуправление, заменив сословные городские управления городскими думами избиравшимися на основе имущественного ценза . Эта система выборов, была заимствована из Пруссии,и обеспечивала среди городских гласных решающее влияние крупным домовладельцам и купцам, фабрикантам и заводчикам. Они имели право  управлять городским хозяйством и содействовать развитию просвещения у себя в городах. Правительство же оставило за собой лишь право надзора, следить за тем, чтобы действия думы и управы не выходили из рамок предоставленных им прав. Но так как руководили коммунальным  хозяйством представители крупного капитала, то они заботились, исходя из своих узкоклассовых интересов, только о благоустройстве центральных буржуазных кварталов города, почти не уделяя внимания фабричным районам и окраинам.

 

 Судебная реформа

     Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

       При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

     Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

     Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции.Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.     20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.

 

Военные реформы 

     При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.

     Первые изменения были произведены в армии уже в конце 50-х — начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

     С 1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

     В 1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.

     Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 60-х годов более половины офицеров не имели вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения — 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения.

     1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности. Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота — 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны. Армия стала современной — по структуре, вооружению и образованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Итоги реформ

     Указанные выше реформы: крестьянская, земская, судебная, городская и военная, вместе составляют неотъемлемую славу и гордость царствования императора Александра II. Императору Александру II по справедливости присвоено "звание" Царя-Освободителя: он освободил не только крестьян, но вообще личность русского человека, поставил ее в условия самостоятельного существования и развития. Раньше личность была подавлена и поглощена: в наиболее отдаленные времена - родовым бытом, позже - государством, которому должна была служить, для которого должна была существовать. Теперь государство перестает быть целью, оно само превращается в служебный орган, в средство для свободного развития личности и удовлетворения его материальных и духовных запросов.

Информация о работе Александр 2 и его преобразования России