«Знойное лето» - аппликация, лоскутная пластика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Наиболее распространенными считаются аппликации из ткани, поскольку выбор тканей для их изготовления не ограничен: в дело пойдут любые лоскутки и обрезки материи всевозможных расцветок и различной фактуры. Однако не рекомендуется применять для работы те ткани, которые легко осыпаются или не отличаются большой прочностью: изделие, выполненное в технике аппликации, должно быть долговечным, особенно если оно предназначается в подарок кому-то из ваших близких. Подготовив эскиз рисунка, строят выкройку деталей в натуральную величину на плотной бумаге или картоне. Затем выкройка вырезается строго по контуру. Крупные детали можно вырезать ножницами с большими лезвиями, мелкие же лучше аккуратно выкроить при помощи маленьких ножниц с прямыми концами.

Файлы: 1 файл

Курсовая Короватова печать.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Частное образовательное  учреждение среднего профессионального  образования

«Армавирский колледж  управления и социально- информационных технологий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Живопись  с основами цветоведения»

 «Знойное лето»  - аппликация, лоскутная пластика

 

Выполнил: Короватов Г.А.

Руководитель:Зинченко Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Введение

Наиболее распространенными  считаются аппликации из ткани, поскольку  выбор тканей для их изготовления не ограничен: в дело пойдут любые  лоскутки и обрезки материи всевозможных расцветок и различной фактуры. Однако не рекомендуется применять для работы те ткани, которые легко осыпаются или не отличаются большой прочностью: изделие, выполненное в технике аппликации, должно быть долговечным, особенно если оно предназначается в подарок кому-то из ваших близких. Подготовив эскиз рисунка, строят выкройку деталей в натуральную величину на плотной бумаге или картоне. Затем выкройка вырезается строго по контуру. Крупные детали можно вырезать ножницами с большими лезвиями, мелкие же лучше аккуратно выкроить при помощи маленьких ножниц с прямыми концами. 
Подобрав соответствующие рисунку лоскутки ткани необходимого цвета, следует немного накрахмалить их (чтобы нитки на срезах ткани меньше осыпались) и хорошо проутюжить. Выкроить лоскуты материи можно и из старых ненужных вещей: фетровых шляп, драповых пальто, шерстяных платьев и юбок. Однако при этом нужно следить, чтобы ткань полученных заготовок не была изношенной, потертой или потерявшей свой первоначальный цвет, — ведь тогда может пострадать внешний вид будущего изделия. Вышедшие из употребления вещи используют и для выкраивания основы панно или коврика, на которую будут впоследствии нашиваться элементы аппликации. В качестве основного фона хорошо послужат плотные шерстяные ткани (драп, кашемир, букле, твид, фланель, сукно и т. п.). Замечательное панно или коврик можно изготовить и из куска войлока, а для выполнения изделий в фольклорном стиле вполне подойдут грубая рогожка или неотбеленный лен.

От качества и толщины ткани, предназначенной для основного фона, будет зависеть и выбор шва, с помощью которого детали аппликации закрепляются на ткани основы. Так, если отдельные элементы рисунка выкраивают из относительно тонкой, сыпучей материи, то швы будут выполняться мелкими и частыми стежками по всему контуру накладываемой на основу детали. Если же для аппликации используется толстая, грубая ткань, кожзаменитель или кожа, то закрепление отдельных элементов на основе производят редко расположенными стежками. 
Выкройки из бумаги или картона накладывают на ткань с изнаночной стороны и аккуратно обрисовывают по контуру простым карандашом (на светлых тканях), кусочком мыла или школьного мела (на темных тканях). Выкраивая элементы рисунка, нужно оставлять небольшие припуски на швы в тех случаях, если во время работы предполагается соединять одну деталь с другой. Парные детали вырезают, складывая ткань вдвое. Во избежание деформации деталей рисунка раскрой ткани производят строго по долевой нити. Этим правилом можно пренебречь только при вырезании очень мелких элементов, например серединки цветка или какой-либо завитушки. Кроме того, нужно следить за тем, чтобы все отдельные части рисунка гармонировали друг с другом по цвету. Особенно осторожными следует быть, работая с тканями различной фактуры, предназначенными для выполнения одной и той же части композиции. Подготовив все необходимые элементы узора для панно или коврика, можно приступать к накладыванию их на ткань основы. Пришивают детали различными способами. Исходя из толщины и свойств ткани, для крепления элементов рисунка к основному фону выбирают один из видов декоративных швов, применяемых в ручной вышивке. Если же вы считаете, что пока еще недостаточно хорошо владеете искусством прокладывания ручных швов, можете закрепить все детали на ткани основы с помощью клея ПВА или «Момент». Другие виды клея, в частности резиновый, применять для изготовления вещей с аппликацией не рекомендуется, поскольку детали могут сидеть на основе непрочно и отклеиваться при малейшем механическом воздействии. Прежде чем пришивать каждую деталь рисунка к основному фону, необходимо зафиксировать ее булавками с головкой, чтобы ткань не смещалась в сторону, а можно также приметать выкроенную деталь к основе крупными стежками, используя обычные хлопчатобумажные нитки. Только после этого следует пришивать каждый элемент рисунка на предназначенное для него место. Тип шва, с помощью которого будет пришиваться та или иная деталь аппликации, выбирается в зависимости от того, насколько плотной и сыпучей является ткань, из которой выкроен рисунок. Прокладывание частых стежков, расположенных по косой линии, рекомендуется при выполнении аппликаций из тканей с неплотным переплетением нитей или тонких тканей со скользящей поверхностью. Чаще всего для наиболее качественного пришивания деталей к основе используют петельный, тамбурный, стебельчатый швы, а также гладьевый валик. Нитки, предназначенные для пришивания элементов аппликации, могут подбираться либо в тон к ткани, из которой выкроена деталь, либо быть контрастными по цвету. В качестве дополнительных материалов для отделки тканевого панно или коврика нередко используют красивые пластмассовые и металлические пуговицы, разноцветные бусинки, бисер, стеклярус, цветной кант и тесьму. 
Узор на панно или коврике может быть не только плоским, но и рельефным. Чтобы получить более объемный рисунок, под ткань каждой детали подкладывают небольшой комочек мягкого материала: ваты, ватина, поролона или обрезка шерстяной ткани, сложенного в несколько раз. Второй способ крепления деталей к основе — наклеивание — будет приемлем только при изготовлении таких предметов, которые в дальнейшем не предполагается стирать. Если же вы собираетесь выполнить своими руками коврик для детской комнаты (а периодическая стирка в этом случае просто неизбежна), то приклеивание рисунка к коврику вряд ли сделает его практичной и функциональной вещью. 
При выполнении аппликации методом наклеивания следует помнить одно хорошее правило: клеем промазывается не оборотная сторона детали узора, а только тот участок основного фона, на котором вы планируете поместить ее. В этом случае работа получится более качественной и аккуратной. На смазанное клеем место накладывают определенную деталь рисунка, слегка прижимают к ткани основного фона и осторожно разглаживают мягкой чистой тряпкой. Существует и еще один, весьма эффективный, способ приклеивания элементов узора к фону. Потребуется кусок полиэтиленовой пленки и горячий утюг. Под каждую тканевую деталь рисунка подкладывается ее двойник, вырезанный из полиэтилена строго по основному контуру. Необходимо лишь следить за тем, чтобы края полиэтиленового дубликата не выглядывали из-под тканевой аппликации. Теперь нужно прижать деталь рисунка горячим утюгом — и тотчас же расплавившийся полиэтилен сумеет прочно закрепить аппликацию на поверхности. Яркие коврики и панно, выполненные в технике аппликации, выглядят очень задорно и сразу же привлекают внимание. Получить такое изделие в подарок будет приятно и взрослому, и ребенку, а вот сам процесс изготовления столь замечательного предмета интерьера - в наших руках!

1.Аппликация из ткани

Пэчворк-аппликация –  это аппликация из лоскутков ткани, которые пришиваются или приклеиваются к тканевому фону. Оригинальные аппликации из лоскутков позволяют украсить одежду, предметы быта и интерьера, обувь, а так же  преображает уже изрядно надоевшие вещи. С помощью тканевой аппликации можно создать игрушки для детей. А детскую тканевую аппликацию ребята с удовольствием будут создавать сами. Главное проявить немножко терпения, аккуратности и дать волю своей фантазии. И вы непременно сможете сделать незатейливую яркую аппликацию, которая может послужить украшением вашего интерьера или подарком для близких людей.

Лоскутная аппликация – создание орнаментов, узоров, рисунков с помощью закрепления лоскутков ткани на тканевом фоне. Лоскутки ткани можно пришить. При шитье используют несколько видов стежков – петельный шов, гладьевые стежки, тамбурный шов. Или приклеить лоскутки ткани на основу, но такой способ подходит для изделий, которые не будут стираться – панно, ковры, картины. 
Для аппликации из ткани используют разнообразные лоскутки, по цветовой гамме, фактуре ткани, лучше использовать натуральные ткани, но для декора можно использовать и синтетические.

Ткани перед использованием необходимо постирать, погладить. Ситец, сатин, полотно надо накрахмалить, а шелк, батист, синтетические ткани, кружева или сбрызнуть раствором желатина. Лучше не использовать ветхие ткани. Тканевая основа аппликация должна быть плотной.

Для выполнения аппликаций из лоскутков  вам нужны ножницы большие  и маленькие, для аккуратного обрезания ниток с прямыми и загнутыми концами, иголки, булавки, пяльцы, картон, копирка, клей ПВА, нитки.

Как делать аппликации? Для  начала необходимо определиться с композицией, которую будите выполнять. Затем необходимо сделать эскиз аппликации из картона, который необходим для правильного выполнения работы. Эскиз прикладывают к ткани и закрепляют булавками, сложные фигуры заметывают по краям бумажной выкройки и вырезают по ее краям. Затем рисуем на ткани нужные детали и вырезаем их. Затем на тканевой основе раскладываем вырезанные детали, смотрим, правильно ли вырезали заготовки, уточняем, гармонирует ли тканевый фон и цветовая гама аппликации. Если все в порядке, то начинаем закреплять аппликацию на тканевой основе, пришиваем или приклеиваем. Затем можно декорировать аппликацию бусинками, стразами, пуговицами, тесьмой или шнуровкой. Главное что бы все было гармонично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды ткани

Ситец (от нидерл. sits; первоисточник санскр. ситрас  — пёстрый) — лёгкая хлопчатобумажная гладкокрашеная или набивная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из сурового миткаля с помощью красильно-отделочных операций. Обыкновенно плотность ситца составляет от 80 до 100 г/м². Ситец используется для пошива лёгкой верхней одежды, мужских сорочек, постельного белья.

Ситец пользовался огромной популярностью в России и в Советском Союзе. В СССР, в условиях дефицита тканей, именно дешёвый ситец яркой раскраски (известно выражение «весёленький ситчик») шёл на платья женщинам и «семейные» трусы мужчинам.

Ситец традиционно и  в большом количестве производили  в Иванове, центре ткачества в стране, за что город называли иногда «ситцевым городом».

Поскольку первое, что  необходимо в доме молодожёнам — изделия из ткани (занавески, постельное бельё, домашняя одежда…), первую годовщину женитьбы называли ситцевой свадьбой. На неё принято дарить постельное бельё, полотенца и другие изделия из ткани.

Искусственный шелк - синтетическое  волокно, вырабатываемое из целлюлозы (древесной массы), предварительно обработанной химическими веществами. Используется отдельно или в сочетании с другими искусственными или натуральными волокнами для изготовления тканей, характеризующихся высокой прочностью, высокой степенью абсорбции и мягкостью, и которые могут быть окрашены в яркие стойкие цвета.   

Производство вискозного волокна зародилось в поисках методов изготовления искусственного шелка. В 1664 году Роберт Хук (Robert Hooke), Британский ученый, известный своими наблюдениями за растительными клетками, высказался о возможности производства аналогичного шелку искусственного волокна; почти два столетия спустя, в 1855 году, волокна стали изготовлять из смеси веточек шелкопряда и азотной кислоты. Впервые успешное промышленное производство вискозы было осуществлено в 1884 году французским изобретателем Хилэром де Шардонэ (Hilaire de Chardonnet), а в 1891 году, британские ученые Кросс (Cross) и Бивэн (Bevan) усовершенствовали этот процесс. К 1895 году масштабы промышленного производства вискозы были незначительными, а его потребление быстро увеличивалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Технология изготовления  панно из текстиля

Для изготовления панно из текстиля изначально создается эскиз. По нему готовиться лист основы и лекала. После изготовления выкроек из бумаги можно приступать к непосредственному крою. Сначала нужно подобрать лоскутки ткани нужного цвета. Перед раскраиванием их необходимо проверить на прочность окраски, затем подкрахмалить и выгладить.

Для работы пригодятся лоскутки тканей, оставшиеся от шитья, старые шляпы, пояса и сумки. В дело пойдут даже ткани вещей, отслуживших свой срок. Выбранную вещь надо распороть, почистить (или постирать) и прогладить. Обработанная таким образом материя может служить и фоном, и рабочим материалом. Толщина и свойства тканей будут влиять на способ выполнения узоров. Если орнамент или узор вырезаются из тонкой ткани, то их можно пришить или приклеить к основному фону. При раскрое толстой ткани (цветки, листья) крепление к основе выполняется редкими стежками, расположенными между лепестками цветка. Лоскутки тонких тканей перед началом работы лучше слегка подкрахмалить и хорошо разгладить. Затем к ним прикладываются выкройки, которые обводятся карандашом или мелком. В тех местах, где по замыслу одна деталь заходит на другую, следует сделать необходимые припуски на швы. Если в узоре предусмотрено повторение фигур, то материю складывают несколько раз и по бумажной выкройке вырезают нужное количество экземпляров. Кроить рекомендуется по долевой нити, особенно это касается крупных деталей. Несоблюдение этого правила чревато перекосом ткани. После кроя вырезанные детали следует расположить на ткани, служащей фоном, уточнить их форму на месте, а также проверить на глаз совместимость цветов фона и деталей аппликации. Закрепление на основе производится двумя способами. Можно все детали пришить, используя несколько видов декоративных швов. Тем, кто не любит кропотливой работы, рекомендован второй, более рациональный способ — приклеивание. При первом способе все детали сначала закрепляются на фоне булавками. Если рисунок изделия достаточно сложный, То эту работу делают постепенно, по частям. После можно приступить к наметке детали. Приметывание к основе выполняют швом вперед иголку с помощью катушечных ниток или мулине. Стежки должны быть частыми и мелкими, расположенными вдоль края ткани. Их частота будет зависеть от материала: чем он сыпучее, тем стежки кладутся чаще. При косом расположении стежков легче заделываются выбившиеся концы нитей. Для обшивки применяются различные виды декоративных швов: петельный, тамбурный, гладьевый валик, стебельчатый и др. Если применяются гладьевые стежки, то они могут быть как одинаковой, так и разной длины; их группируют, образуя разнообразные зубцы и лапки. Нитки выбирают однотонные или контрастные по отношению к ткани. Если будущее изделие (панно, сумка, коврик) не планируется часто стирать, то в его отделке можно использовать бусинки, металлические бляшки и пуговицы. После пришивания составных частей будущего рисунка остатки ниток обрезаются острыми ножницами. Если детали аппликации вырезаются из сукна, то, применив ножницы зигзаг, можно украсить ее края. Выпуклость и объемность узорам придают кусочки ваты, фланели и поролона, подложенные под детали.

Если нет желания  кропотливо наметывать и обшивать узоры аппликации, то можно применить приклеивание. Такой способ хорош для изготовления вещей, не подлежащих стирке: панно, ковров, картин и др. В качестве клеящих составов применяют клейстер, синтетические клей БФ-2, ПВА. Резиновый клей, как правило, не используют, так как узоры, приклеенные им, имеют свойство через некоторое время отклеиваться.

 

 

 

 

 

 

 

4.Описание выполненной работы

 Отрисовываем эскиз  панно. Все детали переводим  на бумагу и выкраиваем с  припусками на шов 0,5 см по  всем срезам. В местах скруглений припуски нужно надсечь. Определив  точное место расположения детали,  приколем ее к основе булавками, затем натягиваем на картон, подгибая припуск, затем наклеиваем на основу, загибая во внутрь иголкой припуски.

Детали наклеиваем на основу, двигаясь сверху вниз, так, чтобы нижний край верхней детали перекрывался  верхним краем нижний на 0, 5 см (ширина припуска). Например, верхний край леса на горизонте перекрывает нижний край неба.  Придерживаясь такого порядка, пока нейдем до воды. Воду прикалываем на основу, а детали берега приклеиваем так, чтобы они прикрывали нижний край воды, и нижние края лугов, находящихся с верху. Сначала приклеиваем элементы основных планов: небо, лес, поля,  дома, деревья, берег, воду. После этого- остальные, такие как солнце, облака, тени и блики на воде, прибрежные кусты, лошадь (т.е. все те, которые не прикрываются другими деталями).

В некоторых случаях  понадобиться ткань разной толщины. Детали из плотной ткани удобно выкраивать без припусков на шов, а сразу  наклеивать на картон, а затем на основу. Именно так выполнены в панно крыши домов, окна, фигурка лошади, елочки. Для кромки леса на заднем плане использована ткань – габардин, из которой легко выкроить зубчики.

Готовое панно отглаживаем  с паром.

Сборка панно. Для каймы выкраиваем полосы шириной 7, 5 ( в готовом виде 6 см.) сначала ткань приклеиваем на картон подгибая припуск. Затем приклеиваем полосы к длинным сторонам панно, а затем к коротким. Из подходящей ткани выкраиваем полосы шириной 4 см и окантовываем ими панно.

 

 

Литература

  1. Баженова В.И. Материалы для швейных изделий. М. 1998
  2. Егорова Р.И. Учись шить. М.2008
  3. http://www.toms-art.ru
  4. http://www.quilters.ru
  5. http://www.livemaster.ru
  6. http://vvinna.blogspot.ru
  7. http://www.livemaster.ru
  8. http://www.tefan.ru

Информация о работе «Знойное лето» - аппликация, лоскутная пластика