Живопись русского высокого классицизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:01, реферат

Описание работы

Русская художественная культура истоки которой начинались с классицизма приобретший мощное народное звучание, как высокий классицизм, который отражался в живописи, постепенно переходил от романтизма к реализму в русском изобразительном искусстве. Современниками того времени особенно ценилось направление живописи русских художников в котором преобладал исторический жанр с акцентом национальной тематики. Но в тоже время в искусстве исторической живописи не ощущалось особых изменений по сравнению с мастерами второй половины 18 века и от самого начала истории русского портрета.

Файлы: 1 файл

3.2. Живопись русского высокого классицизма..doc

— 438.50 Кб (Скачать файл)

3.2.Живопись русского высокого  классицизма.

 

Художники России. Русские  художники 19 века  

  Русская художественная культура истоки которой начинались с классицизма приобретший мощное народное звучание, как высокий классицизм, который отражался в живописи, постепенно переходил от романтизма к реализму в русском изобразительном искусстве. Современниками того времени особенно ценилось направление живописи русских художников в котором преобладал исторический жанр с акцентом национальной тематики. Но в тоже время в искусстве исторической живописи не ощущалось особых изменений по сравнению с мастерами второй половины 18 века и от самого начала истории русского портрета.

  Часто художники России посвящали свои произведения подлинным героям древней Руси, подвиги которых воодушевляли к написанию исторических полотен. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип описания портрета, картин выработав свои направления в живописи, в изображении человека, природы, свидетельствующий о совершенно самостоятельной образной концепции. Русские художники в своих работах отражали различные идеалы национального подъема, постепенно отказываясь от строгих принципов классицизма, навязанных академическими устоями.!9 век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором художники России оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутое духом всестороннего отражения жизни народа. Искусство 19 века в котором заметную роль сыграли русские художники переоценить невозможно. 
 
 
Крупнейшие исследователи русской живописи в целом, отмечают выдающуюся роль в высоком расцвете творчества великих русских художников и изобразительного искусства 19 века. Достижения и завоевания русской живописи 19 века, в котором себя проявили русские художники, имеют огромное значение и уникальную ценность в русском изобразительном искусстве, живописные произведения созданные русскими художниками навсегда обогатили русскую культуру

 

А.И. Иванов

 

Талантливым представителем русского классицизма первых десятилетий XIX века является Андрей Иванович Иванов, который с детства, в стенах Академии художеств, впитал уважение к рисунку, композиции, темам, колориту создаваемых картин.

Воспитанник Академии (1782—1797), ученик Г.И. Угримова, Андрей Иванов талантливо воплотил в своих полотнах сцены библейских и мифологических сюжетов, русской истории.

В 1803 году он получает звание академика  за картину "Адам и Ева с детьми под деревом". В 1812 ему присваивают  звание профессора Академии за картину "Единоборство Мстислава Удалого  с косовским князем Редедей в 1022 году".  

Преподавательский талант А.И. Иванова едва ли не превышает  талант живописца, ибо среди его  учеников — два гиганта русской  академической живописи: сын Александр Иванов и Карл Брюллов.

Но, как водится не только на Руси, талант не есть синоним преуспевания. Картина  Иванова "Смерть генерала Кульнева" (1827—1830) явилась причиной монаршего  гнева. По приказу императора Николая I профессора живописи А.И. Иванова увольняют (1831) из Академии художеств. Однако живописец не изменяет себе. Он неустанно работает: пишет картины, делает много рисунков, участвует в оформлении храмов и церквей. Жизнь А.И. Иванова — достойное служение избранному в детстве предназначению и любезной Отчизне

 

А.Е. Егоров

 

Один из самых одаренных мастеров академического рисунка, А. Е. Егоров недаром получил у современников имя "русского Рафаэля". Вся его жизнь связана с Петербургской Академией Художеств.

О ранних годах художника не известно почти ничего. Русские казаки подобрали ребенка-калмыка в степи во время боевого похода. Смутными воспоминаниями детства для него навсегда остались кибитка, шелковый халат и расшитые сапожки. Перед тем как попасть в Петербург, мальчик недолго жил в московском Воспитательном доме, а в 1782 г. был определен в Воспитательное училище при АХ.

В академических классах Егоров учился у профессоров И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова. Здесь он быстро приобрел славу лучшего рисовальщика, упроченную медалями за рисунки с натуры.

Окончив в 1797 г. АХ с правом заграничной  поездки для совершенствования  в искусстве, Егоров лишь в 1803 г. вместе с другими выпускниками попадает в Рим. До этого времени он был оставлен преподавать рисование в академических классах - честь редкая для вчерашнего выпускника.

О пребывании Егорова в Италии ходило множество легенд. Из одной узнаем, что при первом же посещении натурного класса русский художник поразил присутствующих своим мастерством, изобразив натурщика очень быстро и, что особенно важно, в сложнейшем ракурсе. Егоров рисовал, сидя почти у ног модели, потому что к моменту его прихода в класс более удобные места оказались занятыми. 
 Другая легенда рассказывает, как Егоров отстоял честь русского искусства: в ответ на заявление местного художника, утверждавшего, что русскому никогда не нарисовать человеческую фигуру так мастерски, как это сделает итальянец, Егоров взял уголь и со словами: "А вот так вы умеете?" - изобразил на беленой стене человека одним очерком, начав с большого пальца левой ноги. Говорили, что после этого случая за рисунок Егорова итальянские любители искусства платили столько золотых монет, сколько укладывалось на поверхности изображения.

Егоров приобрел в Италии необычайную  популярность. Его талант высоко ценили ведущие мастера классицизма - А. Канова и В. Камуччини, последний  даже использовал эскизы Егорова  для своих композиций. Па па Пий VII предлагал ему остаться в Италии в качестве придворного живописца. Однако художник не воспользовался этой возможностью и летом 1807 г., по окончании срока пенсионерства, возвратился в Петербург. Здесь он был определен на должность адъюнкт-профессора АХ, а уже в сентябре признан академиком за эскиз композиции "Положение во гроб" для Казанского собора.

Дальнейшая, более чем тридцатилетняя, служба в АХ принесла ему постепенное  восхождение к вершинам академической  карьеры. В 1812 г. он становится профессором исторической живописи, в 1831-м - профессором 1-й степени, а в 1832-м - заслуженным профессором - высшее звание в академической иерархии.

 

В.К. Шебуев

 

 

Шебуев, Василий Козьмич — (2 (13)апреля 1777, Кронштадт — 16(28) июня 1855, Санкт-Петербург) — русский живописец, действительный статский советник, академик, заслуженный ректор Императорской Академии художеств (1832), один из ведущих мастеров позднего классицизма и академизма.

Отец  его был дворянин и занимал место вахтера при кронштадтских магазинах Адмиралтейств-коллегии. Обнаружив ранние художественные способности ребенка, в сентябре 1782 года, когда В.Шебуеву было всего ещё 5 ½ лет, родители отдали его на учебу в петербургскую Академию художеств.

Учился  он в Академии художеств с 1782 по 1797 гг., где получил блестящую школу академического рисунка и живописи. Уже в 1787 Шебуев выходит в число первых учеников. Учителями его были И. А. Акимов и Г. И. Угрюмов. В 1794 году, в первый год своего пребывания в академии, Шебуев был уже награжден второй серебряной медалью за рисунок с натуры, а три года спустя — второй золотой медалью за картину «Смерть Ипполита».

После окончания обучения с аттестатом первой степени и малой золотой  медалью в 1797 г. Шебуев со званием художника ХIV-го класса, как один из способнейших по выпуску, был оставлен при Академии пенсионером и помощником преподавателя в натурном классе, а год спустя, сверх того, ему было поручено преподавание рисования на младших возрастах академического училища, в 1803 г. для совершенствования своего искусства, отправлен в Рим, где упражнялся копируя подлинники и рисуя в анатомических театрах.

В 1806 г. художник был отозван в Россию для работы по живописному и скульптурному украшению строящегося в Петербурге Казанского собора, ставшего пантеоном славы, памятником русскому воинству и одновременно «храмом славы русских художников». Шебуев исполнил там ряд композиций, в том числе, изображения трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Вся жизнь Шебуева связана с преподавательской  деятельностью в Академии Художеств: начинал он в звании академика (1807[1]) по классу исторической живописи, а закончил — ректором живописи и ваяния (с 1832).

За картину огромного размера  «Петр Великий в сражении при  Полтаве» академия произвела его  в адъюнкт-профессоры исторической живописи и вверила ему преподавание в своих классах. В 1812 году он был назначен главным преподавателем рисования в воспитательных заведениях ведомства императрицы Марии и возведен академией в звание профессора. В 1821 году сделан директором Императорской шпалерной мануфактуры, в 1823-м, за исполнение обширного плафона в церкви царскосельского дворца, получил титул придворного живописца. С 1832 года — ректор академии, а впоследствии, с 1842 года — заслуженный ректор живописи и ваяния; в 1836 году он выполнил эскизы купола и иконостаса для Екатерининской церкви в здании Академии Художеств, работал над оформлением Троице-Измайловского собора в Петербурге (в 1837); наконец, в 1844 году он был назначен наблюдателем за исполнением живописных работ для Исаакиевского собора.

Шебуев много работал над подготовкой учебных пособий по анатомии («Антропометрия», 1830—1831) для учеников АХ, создал эскиз росписи купола конференц-зала АХ («Торжество на Олимпе», 1832).

 

О.А. Кипренский и русский романтизм начала века.

 

Романтизм в России отличался от западноевропейского в угоду  иной исторической обстановке и иной культурной традиции. Французскую революцию  нельзя причислить к причинам его  возникновения, уж очень узкий круг людей возлагал какие-либо надежды на преобразования в ее ходе. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. Следовательно, не было и этой причины. Настоящей причиной стала Отечественная война 1812 г., в которой проявилась вся сила народной инициативы. Но после войны народ не получил воли. Лучшие из дворянства, не довольные действительностью, вышли на Сенатскую площадь в декабре 1825 г. Этот поступок тоже не прошел бесследно для творческой интеллигенции. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. 
В своих полотнах русские живописцы-романтики выразили дух свободолюбия, активного действия, страстно и темпераментно взывали к проявлению гуманизма. Актуальностью и психологизмом, небывалой экспрессией отличаются бытовые полотна русских живописцев. Одухотворенные, меланхоличные пейзажи - опять та же попытка романтиков проникнуть в мир человека, показать, как живется и мечтается человеку в подлунном мире. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. Это определялось и исторической обстановкой и традицией. 
 
Особенности русской романтической живописи: 
 
-просветительская идеология ослабла, но не потерпела крах, как в Европе. Поэтому романтизм не был ярко выражен; 
 
-романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним; 
 
-академическая живопись в России еще не исчерпала себя; 
 
-романтизм в России не был устойчивым явлением, романтиков тянуло к академизму*. К середине XIX в. романтическая традиция почти угасла. 
 
(*АКАДЕМИЗМ (франц. academisme),-в изобразительном искусстве направление, сложившееся в художественных академиях 16-19 вв.: следовало внешним формам классического искусства античности и Возрождения, насаждало условные идеализированные образы, далекие от жизни сюжеты, отвлеченные нормы красоты.) 
 
Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко "Путешественники, застигнутые бурей" (1796), "Автопортрет в шлеме" (1792). В них очевиден прототип - Сальватор Роза, весьма популярный на рубеже XVIII и XIX столетий. Позднее влияние этого проторомантического художника будет заметно в творчестве Александра Орловского. Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. Как и в других странах, художники, принадлежавшие к русскому романтизму, внесли в классические жанры портрета, пейзажа и жанровых сцен совершенно новое эмоциональное настроение. 
 
В России романтизм начал проявляться вначале в портретной живописи. В первой трети 19 века она большей частью утратила связь с сановной аристократией. Значительное место стали занимать портреты поэтов, художников, меценатов искусства, изображение простых крестьян. Особенно ярко проявилась эта тенденция в творчестве О.А. Кипренского (1782 – 1836 гг) и В.А. Тропинина (1776 – 1857 гг). 
 
маленького этюда: не было в нем ни блеска красок, ни красоты мазка, ни независимости и свободы. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». В работе над портретом Пушкина в последний раз встречаются Тропинин и Кипренский, хотя встреча эта происходит не воочию, а спустя много лет в истории искусств, где, как правило, сопоставляются два портрета величайшего русского поэта, созданные одновременно, но в разных местах – один в Москве, другой - в Петербурге. Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров. Хоть и утверждают почитатели Кипренского, что художественные преимущества на стороне его романтического портрета, где поэт представлен погруженным в собственные мысли, наедине с музой, но народность и демократизм образа безусловно на стороне тропининского “Пушкина”.

А.Г Варнек

 

 

Родился он в Санкт-Петербурге в семье мебельного мастера. С 1795 по 1803 г. учился в Академии художеств, по окончании которой получил Золотую медаль за «Портрет живописца» и был направлен стипендиатом в Италию сроком на 5 лет. Вскоре после возвращения в Россию был удостоен в 1810 г. звания академика живописи и стал преподавать в Академии художеств, с 1832 — в звании профессора, а с 1834 г. до конца жизни — в звании заслуженного профессора. Похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Сведения об А.Г. Варнеке можно найти в Большой Советской Энциклопедии и других энциклопедических изданиях, в Словаре русских художников и в интернете. Но наиболее полная информация о нем и его творчестве содержится в монографии В. С. Турчина (Александр Григорьевич Варнек. 1782-1843. М.: Искусство, 1985). В этом же издании приведен список произведений художника, включающий около 300 наименований. К особенностям творчества портретиста относят его умение очень точно передавать облик человека и его внутренний мир. Люди на его портретах изображены естественно и непринужденно. При этом специалисты-искусствоведы неоднократно отмечали в своих публикациях, что в произведениях Варнека ощущается жизнь. В целом его относят к числу основоположников реалистического направления и романтизма в портретной живописи XIX века.

К сожалению, местонахождение большинства работ А. Г. Варнека в настоящее время неизвестно. В различных музеях страны сохранилось порядка 80 его произведений, в основном в Государственном Русском музее (30 работ) и в Третьяковской галерее (20 работ). Одна из картин художника — «Милостыня», находится в Новосибирской картинной галерее. Два портрета (графа М. М. Сперанского и графа Томаша Потоцкого) хранятся в Иркутском художественном музее.

Являясь потомками художника-портретиста (пра-пра-правнуками), мы с братом Александром, профессором Страсбургского университета, увлеклись в 2000 году некоторыми загадками родословной, обнаружили много интересных фактов и опубликовали в итоге небольшую книгу о наших поисках и генеалогическом древе художника (Варнек В.А., Варнек  А. А. «Художник-портретист А. Г. Варнек и его потомки». Новосибирск. Изд-во СО РАН, 2004).

В процессе этих наших генеалогических изысканий меня заинтересовала одна грань творчества А. Г. Варнека, связанная даже не с ним самим, а с его портретируемыми. В монографии В. С. Турчина в списке произведений А. Г. Варнека приводятся даты их жизни и довольно скупые биографические данные, которые дают лишь общее, часто поверхностное представление о человеке. Захотелось поближе «познакомиться» с этими людьми и узнать о них побольше. Подтолкнула меня к этому заметка об А.Г. Варнеке в вышедшем недавно художественном альбоме «Русские художники от А до Я». М.: «Слово», 2003, в которой сообщается, что писал художник в основном портреты обеспеченных обывателей. Что-то здесь не так — подумал я после прочтения заметки и стал знакомиться с «обывателями», используя литературные источники, интернет и другие документы.

Информация о работе Живопись русского высокого классицизма