Жанровая живопись и карикатуры Венецианова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:38, биография

Описание работы

Алексей Гаврилович Венецианов, заложивший основы русской жанровой живописной традиции, родился в Москве в 1780 году. Его отец, небогатый купец, рассчитывал, что сын продолжит семейное дело, но Алёша рано увлёкся живописью, отдавая ей всё свободное время. Отец, нужно отдать ему должное, не слишком препятствовал Алексею, а потом, убедившись, что мальчик выбрал свой жизненный путь, всегда поддерживал будущего знаменитого художника.

Файлы: 1 файл

Жанровая живопись и карикатуры Венецианова.docx

— 17.39 Кб (Скачать файл)

Жанровая живопись и карикатуры Алексея Гавриловича Венецианова

Алексей Гаврилович Венецианов, заложивший основы русской жанровой живописной традиции, родился в Москве в 1780 году. Его отец, небогатый купец, рассчитывал, что сын продолжит семейное дело, но Алёша рано увлёкся живописью, отдавая ей всё свободное время. Отец, нужно отдать ему должное, не слишком препятствовал Алексею, а потом, убедившись, что мальчик  выбрал свой жизненный путь, всегда поддерживал будущего знаменитого  художника.

Поначалу Венецианов писал портреты родных и близких (хорошо известен портрет  матери художника) и занимался тем, что снимал копии с чужих картин. Живопись Венецианова в молодые годы была интересна, талант его сомнений не вызывал, но свою трудовую деятельность он начал со службы в канцелярии директора почт. Кто знает, как бы сложилась жизнь Венецианова (возможно, он так и остался бы не до конца раскрывшим свой талант самородком), если бы в 1807 году судьба не свела его с Владимиром Боровиковским, находившимся в ту пору в расцвете славы. Венецианов поселился в доме Боровиковского и стал его учеником. Именно Боровиковский не только открыл Венецианову многие секреты портретной живописи, но и близко познакомил его с культурной жизнью российской столицы.

Вообще, 1807 год выдался для Алексея  Гавриловича бурным. Занятия с  Боровиковским, самостоятельная работа над картинами, участие в столичных культурных мероприятиях занимали его с утра до вечера. А тут ещё молодому художнику пришла в голову неожиданная идея: выпускать журнал карикатур и тем самым способствовать исправлению нравов русской жизни. Надо отдать Венецианову должное: первые два номера альманаха были встречены публикой восторженно. А вот с третьим номером случилась незадача, до отправки подписчикам он попался на глаза императору Александру I. Император выразил неудовольствие, номер конфисковали, а Венецианову указали, что художественным талантам нужно искать лучшее применение. Кстати, стоит отметить, что никаких более серьёзных «организационных выводов» не последовало. Напротив, через четыре года Алексей Венецианов стал преподавать в Императорской Академии художеств, хотя сам официального художественного образования так и не получил. Не правда ли, эта история несколько расходится с представлениями о русских царях как о «кровавых деспотах», столь долго бытовавшими в нашей стране?

К карикатурам на дворян и помещиков  Венецианов вернулся в 1812 году, во время  Отечественной войны с Францией. Это был своего рода социальный заказ, так как значительная часть элиты  русского общества с большой симпатией  относилась ко всему французскому, а в условиях войны такая «галлофилия» могла негативно сказаться на боевом духе русской армии. Венецианов в своих карикатурах показывал, как смешно и нелепо слепое следование всему, что пришло из Парижа.

Но, разумеется, основные творческие достижения Алексея Венецианова  относятся к жанровой живописи. Очень  показательна с этой точки зрения картина «Утро помещицы», превосходно  передающая атмосферу российской провинции. Сюжет картины прост: утро, помещица только что встала, она ещё толком не убрана, украшения не надеты, но бытовые заботы не терпят отлагательства, и барыня отдает приказания дворовым девушкам. Для любителей социальных конфликтов нужно сказать, что никакого напряжённого подтекста в картине не чувствуется, на полотне изображена вдумчивая и справедливая хозяйка дома, беседующая со своей прислугой. Тем не менее, картина притягивает внимание, несмотря на незамысловатый сюжет. И всё потому, что, изобразив одну лишь ничем не примечательную утреннюю минуту, Венецианов сумел раскрыть и передать суть и настроение персонажей.

Сегодня работы Алексея Гавриловича  Венецианова служат украшением лучших музеев России и по-прежнему вызывают огромный интерес у публики.

http://art19.info/articles/venetsianov.html

http://cyberleninka.ru/article/n/rol-portreta-v-stanovlenii-zhanrovoy-kartiny-a-g-venetsianova


Информация о работе Жанровая живопись и карикатуры Венецианова