Закон цельности в станковой композиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение закона целостности композиции, выделения центра композиции и методики изучения его с учащимися
Задачами работы являются:
- изучить состояние проблемы в теории и практике;
- установить, что целостность композиции это неделимость композиции и означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей.
- показать, через какие упражнения помогут освоить закон цельности и центра композиции учащимся.

Содержание работы

Введение 3
1. Закон цельности в станковой композиции. 4
1.1. Выделение центра композиции
1.2. Центр композиции в картине Веласкеса «Сдача Бреды». 9
1.3. Достижение цельности в композиции. 12
1.3.1. Рембрандта Ван Рейна "Портрет старика в красном" 12
1.3.2. Валентин Серов «Портрет графини Орловой" 13
1.3.3. Суриков «Степан Разин» 14
1.3.4. А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда» 15
1.3.5. «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова 16
2. Изучение закона цельности на уроках композиции. 17
2.1. Графический анализ черно – белой репродукции. 17
2.2. Тоновой композиционный анализ цветной репродукции. 20
2.3. Тройной композиционный анализ цветной репродукции. 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая по композиции.docx

— 8.98 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                                  3

 

1. Закон цельности в станковой композиции.                                                                          4

    1. Выделение центра композиции
    2. Центр композиции в картине  Веласкеса «Сдача Бреды».                                               9
    3. Достижение цельности в композиции.                                                                             12

1.3.1. Рембрандта Ван Рейна "Портрет старика в красном"                                                    12

1.3.2. Валентин Серов «Портрет графини Орловой"                                                                13

1.3.3.  Суриков  «Степан Разин»                                                                                                  14

1.3.4.  А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда»                                                                           15

1.3.5. «Последний  день Помпеи» К. П. Брюллова                                                                    16

2. Изучение  закона цельности на уроках композиции.                                                            17

2.1. Графический  анализ  черно – белой  репродукции.                                                          17

2.2. Тоновой  композиционный  анализ  цветной  репродукции.                                           20

2.3. Тройной  композиционный  анализ  цветной  репродукции.                                          22

Заключение                                                                                                                             24            

Список использованной литературы                                                                                 25      

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Композиция  — важнейший, организующий компонент  художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий  его элементы друг другу и целому. Законы композиции, складывающиеся в  процессе художественной практики, эстетического  познания действительности, являются в той или иной мере отражением и обобщением объективных закономерностей  и взаимосвязей, явлений реального  мира. Эти закономерности и взаимосвязи  выступают в художественно претворенном виде, причем степень и характер их претворения и обобщения связаны  с видом искусства, идеей и  материалом произведения и др.

Композиция рассматривается, с одной стороны, как «построение художественного произведения», т. е. как процесс построения, создания, что является справедливым, с другой стороны, композиция определяется как важнейший, организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому.  
Специфичность закона композиционной целостности заключается в том, что он действует только в области композиции произведения искусства. Он вытекает из сущности композиции, ее родового признака «целостности». И поскольку этот признак главный, то его действие перерастает в действие глобальное для композиции, на уровне закона.

Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона целостности — произведение искусства воспринимается как единое и неделимое целое.

Сущность закона можно раскрыть, проанализировав основные его черты или свойства. Главная черта закона целостности — неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей.

Целью данной работы является изучение закона целостности композиции, выделения центра композиции   и методики изучения его с учащимися

 Задачами работы являются:

- изучить состояние проблемы  в теории и практике;

- установить, что целостность композиции это неделимость композиции и означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей.

- показать, через какие упражнения  помогут освоить закон цельности и центра композиции учащимся.

Гипотеза: если последовательно знакомить  детей с графическим, тоновым и тройным анализом композиционного центра, это может в дальнейшем поможет понимать закон цельности композиции и выделение композиционного центра.

Объектом исследования являются особенности  знакомства детей с основным законом композиции - законом цельности.

Предметом исследования является закон целостности  методика знакомства с ним детей

Методы исследования:

1) на эмпирическом уровне изучение  литературы, изучение опыта работы  преподавателей, опытно-педагогическая работа.

2) на теоретическом уровне изучение  и анализ теоретической литературы  по проблеме исследования; анализ  и обобщение материала, полученного  в наблюдениях, беседах, эксперименте.

 

 

 

 

  1. Выделение центра композиции

 

«Разглядывая видимое тело, мы замечаем, как сочетаются все его многочисленные поверхности, и здесь художник размещая их по своим местам, скажет, что он занимается композицией.» 

Л.Альберти

 

Композиция  в изобразительном искусстве  связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в  композиции - создание художественного  образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго  запоминаются во многом благодаря четкому  композиционному построению. И действительно, если попробовать в картинах П. Брейгеля Старшего "Охотники на снегу" и В. Сурикова "Боярыня Морозова"(рис 1-2) , что-либо изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта и т. п., целостность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.

 

  Рисунок 1

П. Брейгеля Старшего "Охотники на снегу"

 

 

 

 

 

 

  Рисунок  2

 

  В. Сурикова "Боярыня Морозова"

 

 

Не  случайно в качестве примеров предложено рассмотреть такие разные по живописной манере произведения. Отсутствие возможности  внести изменения в законченную  картину подтверждает силу действия законов и правил композиции.

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в  единое целое в соответствии с  какой-либо идеей.

Н. Н. Волков композицию определил так: «… композиция произведения искусства  есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством  смысла». Определение композиции Н. Н. Волковым применительно к произведению искусства является попыткой возвести понятие «композиция» в термин, включив  в него существенные свойства, связи  и отношения в композиции произведения.

  Поскольку «композиция» обозначает  соединение, составление частей  в целое, то главный смысл,  который вкладывается в это  понятие, — это стремление  к достижению целого, целостности.  Поэтому справедливо отметил  Волков, что целостность есть  основной или, как он назвал, «родовой признак» композиции  в изобразительном искусстве.  Такое осознание целостности  принципиально важно для действительно  правильного, подлинно научного  понимания сущности явления композиции. Кроме того, прежде чем сформулировать  определение композиции, Волков  проанализировал такие близкие  по смыслу понятия, как «структура»  и «конструкция». Причем он  справедливо отметил, что «структура»  — понятие более общее, «конструкция»  же выступает как один из  типов «структуры». При этом  Волков правильно обратил внимание  на то, что понятия «структура»  и «конструкция», хотя и обладают  признаками целостности, однако  не всегда могут быть замкнутыми, завершенными. Композиция же всегда  предполагает замкнутость и завершенность.  Поэтому в определение композиции  Волков включил понятие «структура»,  которое также предполагает целостность.  А чтобы отличить целостность  структурную от целостности композиционной, он указал в определении, что  композиция — это такая структура,  которая обязательно «замкнута»  и в которой «элементы фиксированы». Но не всякая замкнутая структура  или конструкция будет представлять  собой композицию, тем более произведения  искусства. Поэтому в определении  композиции Волков отметил, что  она является такой структурой, все элементы которой связаны  единством смысла, необходимого  для произведения искусства. Такое  понимание композиции представляет  собой определенное продвижение  вперед по пути к точной  формулировке понятия «композиция»  в изобразительном искусстве,  хотя мысль о том, что целостность  в композиции достигается через  определенную конструкцию, находящуюся  в единстве со смыслом, идеей, не нова. Она, как известно, раньше была высказана Е. А. Кибриком и другими авторами, писавшими о композиции. И Н. Н. Волков отталкивался именно от нее. Таким образом, композиция — это замкнутая структура (также можно сказать и конструкция) с  фиксированными и  связанными единством смысла элементами.

  Это определение получилось лаконичным, но все-таки и оно не совсем  точно, так как в структуре  или конструкции возможно перемещение  элементов, изъятие некоторых  из них или добавление новых  (с сохранением в основе все  той же конструкции, структуры). Например, в какую-то машину (конструкцию)  добавляют небольшую деталь или  одну из имеющихся деталей  немного изменяют. Машина (конструкция)  при этом в основе остается  та же. Но этого нельзя сказать  по отношению к композиции  произведения искусства. Она не  может быть как-либо изменена  без ущерба своей целостности,  художественному образу, идейному  замыслу. Эта мысль обязательно  должна быть отражена в композиции  произведения искусства.

  Определяя композицию как структуру,  Волков, очевидно, справедливо стремился  сделать формулировку максимум  лаконичной и ясной. Однако  при этом понятие «целостность»  оказалось скрытым в понятии  «структура». И открыто в определении  композиции ее  главный признак  — целостность — «не звучит».

  При создании полного и всеобъемлющего  определения понятия «композиция»  нужно помнить, что композиция  относится к формам искусства.  Причем она является, по справедливому  замечанию Волкова, главной художественной  формой произведения изобразительного  искусства, объединяющей все остальные.  В «Кратком словаре терминов  изобразительного искусства» среди  различных категорий художественной  формы категория «композиция»  поставлена на первое место.  Это также следует отразить  в определении понятия «композиция».

Слово "композиция" в качестве термина  изобразительного искусства регулярно  стало употребляться, начиная с  эпохи Возрождения.

Восприятие  произведения во многом зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции.

Композиционное  начало, подобно стволу дерева, органически  связывает корни и ветви изобразительной  формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать - значит устанавливать отношения между  частями, связывать их в единое целое  и обобщать.

Порой словом "композиция" называют картину  как таковую - как органическое целое  с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что  рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и  в какой манере выполнена, ее называют термином "композиция" как законченное  произведение искусства.

В другом случае термин "композиция" означает один из основных элементов  изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства.

Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Веками художники искали наиболее выразительные  композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения  размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник  и т. п.). В этом можно убедиться, рассмотрев картины: И. Вишнякова "Портрет  Ксении Тиши-ниной" 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3-4

И. Вишнякова "Портрет Ксении Тиши-ниной" 

 

                           ,

 

Н. Пуссена "Пейзаж с Полифемом"

Рисунок 5-6

 

     

 

  Н. Пуссена "Аркадские пастухи"

Рисунок  7-8

 

 

 

 

 

 

  П. Рубенса "Снятие с креста"

Рисунок 9-10

 

 

 

К. Лоррена "Пейзаж с мельницей"

Рисунок 11-12

 

 

 

Леонардо  да Винчи "Мадонна в гроте"

Рисунок 13-14

                

Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира и на смену замкнутого мира пришел мир бесконечный, то и  на смену замкнутым композициям  пришли открытые. В дальнейшем зарубежные и русские художники разработали  новые типы композиции и использовали традиционные в зависимости от замысла  произведения.

Конечно, не стоит преувеличивать значение композиционных схем. Художник, воплощая замысел, опирается  прежде всего на свое образно-зрительное представление о будущей картине. Но в период обучения основам композиции очень полезно использовать такие  схемы, так как они помогают найти  соотношения различных частей картины  или рисунка, уяснить общую структуру  композиции. Эти схемы имеют вспомогательное  значение. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы только мысленно.

 

    1.  Центр композиции в картине  Веласкеса «Сдача Бреды».

 

 

В качестве примера композиционного  построения картины рассмотрим полотно  Веласкеса «Сдача Бреды» (рисунок 15-19). Это – одна из наиболее ясно читаемых композиций, благодаря четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Две фигуры, расположенные в центре, нарисованы на фоне дали. Голова человека, подающего ключи от крепости, подчеркивается большим белым воротником, выразительно передан силуэт правой руки с ключом. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя.

Информация о работе Закон цельности в станковой композиции