Японская чайная церемония как синтез искусств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Японская чайная церемония - что это? Традиция, искусство, блажь или что-то другое, непостижимое для понимания обывателя? Ты входишь, оставляя на пороге сандалии, покрытые пылью шумных мостовых, зависть, разъедающую сердце еще сильнее, чем время, оставляешь все, что может помешать тебе слиться с природой и ощутить удивительную внутреннюю гармонию.
Древняя культура Японии насыщена непривычными для нас символами и традициями, загадочными, как иероглиф. Одна из таких традиций — знаменитая на весь мир чайная церемония.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………. 3
История развития чайной церемонии ………………………..... 4
Принципы чайной церемонии ………………………………….....11
Символика чайной церемонии ………………………………….14
Чайное детство ………………………………………………… ..19
Чайный ритуал наших дней ……………………………………..24
Заключение ...……………………………………………………..26
Список литературы
Приложение:

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 67.75 Кб (Скачать файл)

По завершении беседы хозяин, ответив  на все вопросы гостей, с извинением покидает чайный домик, показывая тем  самым, что церемония подошла  к завершению. В отсутствие хозяина  гости осматривают очаг, на котором  готовился чай, ещё раз обращают внимание на цветы в токонома, которые к моменту завершения церемонии должны раскрыться. Раскрывшиеся цветы служат напоминанием о времени, проведённом вместе участниками церемонии.

Пока гости покидают чайный домик, хозяин находится вблизи от его входа, молча кланяясь уходящим. После ухода  гостей хозяин некоторое время сидит  в чайном домике, вспоминая прошедшую  церемонию и восстанавливая в  памяти оставшиеся от неё ощущения. Затем он уносит всю утварь, убирает цветы, протирает татами в домике и уходит. Уборка символизирует подведение окончательного итога происходившему. Чайный домик возвращается в то же состояние, в котором находился до церемонии. Считается важным, что действо, не оставив никаких внешних следов, сохранилось лишь как след в сознании участвовавших в нём людей.

С точки зрения постороннего наблюдателя  не произошло ничего необычного, но то, что испытали хозяин и гость  — это и есть то самое значимое и бережно хранимое в сердце, ценный опыт для обоих, когда в микрокосме чайной комнаты воплотился целый  мир их переживания и осмысления каждого момента бытия.

Чайный ритуал служит освобождению от диктата «эго». Чайная комната  мала и пуста: здесь не к чему привязываться, нечего считать своим; даже сердце вместе с чашкой зелёного горьковатого чая  полагается символически разделить  с гостем. Буддийская идея «не-я» (муга) пронизывает чайный ритуал, наполняя действо содержанием религиозного характера. Ещё Мурата Сюко в сочинении «Сюко Мондо» («Диалоги Сюко») в ответ на вопрос сёгуна Ёсимаса о сущности Пути чая говорил: «При входе в чайную комнату следует освободиться от различий между собой и другими. Необходимо воспитывать в своём сердце добродетель изящной гармонии. Она начинается с общения между друзьями и постепенно ведёт к идеалу вселенской любви. Надлежит быть почтительным, искренним, чистосердечным и спокойно- уравновешенным».

О сокровенном смысле чайного ритуала  свидетельствуют стихотворные строки самого Рикю:

Дом и пространство, покрытое росой (родзи), 
Гость и хозяин, сидя вместе, 
Разделяют чашку чая. 
В тишине и молчании 
Их сердца сливаются воедино.

Общение происходит на глубинном уровне, где не требуются слова, рождающие  барьер непонимания между людьми. Свободное и непринуждённое молчание, созвучие сердец, исполненных теплоты  и внимания друг к другу, являются той средой, которая роднит участников действа.

Каждый жест, движение мысли, последовательность выполняемых действий, всеми участниками  церемонии, наполнены глубоким смыслом. Ни одного лишнего жеста, ни одной  лишней фразы. Каждое движение строго расписано и имеет свой глубинный  смысл, понятный только тем, кто знаком с чайной церемоний. Для западного  человека, чайная церемония не больше, чем затянутое чаепитие с непонятным ритуалом. Но чайный обряд – это  тоже путь к познанию национальной психологии.

 

ЧАЙНЫЙ  РИТУАЛ НАШИХ ДНЕЙ

Всего в Японии и за ее пределами  насчитывается несколько сотен  тысяч людей увлеченных чайной культурой. Почти во всех организациях и предприятиях Японии, начиная со школ и кончая крупными компаниями, есть свои чайные клубы. Ведущие японские корпорации обращаются к традиции в поиске релаксации  своих бизнес-партнеров. Они проводят чайные церемонии, увлекающие иностранных гостей настолько, что те теряют голову от японской культуры. Современные японские деятели также увлекаются чайной церемонией и посвящают в нее иностранных гостей. Многие даже прошли специальную подготовку. В наши чайная церемония нередко проводится не только в чайных павильонах, но и в одной из жилых комнат дома.

Популярность «чайного искусства» повсеместна. Заниматься этой культурой  престижно, и позволить себе это  может не каждый рядовой японец. Дело в том, что, обучаясь этой традиции, ученик овладевает совершенными манерами поведения, обширными знаниями в  области традиционной японской поэзии, литературы, архитектуры, приобретает  навыки дизайна. По представлению мастеров древности все эти занятия  влияют на развитие гармоничной личности.

Путь чая сегодня – это  целая школа, где обучаются не только тому, как приготовить чай  и предложить его гостю, но и как  ухаживать за утварью, чистить котелок  для воды, разводить огонь, как  и какой повесить свиток в токонома, каким образом поставить соответствующий ему цветок в вазу, как оценить по достоинству чашку для чайной церемонии или скромную простоту бамбуковой ложечки и её бамбукового футляра, очень часто сделанных руками самого мастера чая…

В Японии существует множество школ чайной церемонии. Одной из самых  известных является школа Урасэнкэ в Киото.

Урасэнкэ является центром по изучению и преподаванию традиций «Пути Чая».

Важную роль в распространении  чайной культуры в Японии играют «мастера Чая», по-японски они так и называются — chajin (человек Чая). Для того чтобы достичь этого уровня необходимо пройти весь курс обучения в центре Урасэнкэ, либо перенять соответствующие знания от своих учителей. Уровень и качество полученных знаний подтверждаются специальным сертификатом, а также присуждением «Чайного имени».

Как правило, учащиеся не ставят своей  целью достижение вершины чайного  мастерства, а просто приятно проводят время, наслаждаясь атмосферой чайных занятий.

Обучение иностранцев чайным традициям  Японии началось в Урасэнкэ после второй мировой войны, благодаря усилиям предшественников современного главы школы мастера Тантансая и его сына Хоунсая. В 1973 г. было открыто специальное отделение с преподаванием основ чайного дела на английском языке . Для привлечения студентов из все большего числа стран, Урасэнкэ каждый год открывает новые представительства, центры практики и обучения. На сегодняшний день таковых насчитывается 93.

Характер тя-но ю не раз менялся с течением веков, однако неизменным остается дух чайной церемонии: стремление создать обстановку душевности, отойти от суетных, повседневных забот и дел. По-прежнему чайная церемония - это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи, о чайной чашке и свитке в токонома.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Конечно все это экзотика. Где  современному горожанину, живущему на восьмом этаже панельного дома, приютить чайный домик и старую сосну. Но, оказывается и сосна и домик и горный ручей уже есть внутри нас. Чай – тропинка, которая ведет к ним.

Человеку, привыкшему к бешеному ритму современной жизни, чайная церемония кажется поначалу пустой тратой времени. Действительно сколько дел можно провернуть за это время. Но постепенно атмосфера спокойствия и уравновешенности овладевает им.

Иностранцы удивляются тому, как  много японцы устраивают так много  шума из ничего. «Что за буря в чашке  чая». Они видят в чайной церемонии  лишь еще один пример тысячи и одной  странности, которые составляют непостижимость Востока. Прежде чем смеяться над  этим обрядом, стоит подумать, как, в  сущности, мала чаша человеческих радостей и сколь мудры те, кто умеет  ее заполнить. Чайная церемония для  японца – это религия. Это обожествление  искусства жить.

 

                           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Григорьева Т. П. Чайная церемония // Красотой Японии рожденный. — М.: Вост. лит., 1993  — С. 355—368.

Дзякуан Сонтаку. Записки о дзэнском чае.  (Перевод. А.Н. Игнатовича)

Игнатович А.Н. // Чайное детство . Москва 1997.

      Мазурик В. П. Чайная чашка и ее функции в японском чайном действе (тяною) // Вещь в японской культуре. — М.: Вост. лит., 2003. — С. 137—168.

 

 


Информация о работе Японская чайная церемония как синтез искусств