Времена года в произведениях Ивана Ивановича Шишкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 17:46, реферат

Описание работы

Целью данной работы является выявление особенностей изображения времен года в произведениях Шишкина
Для наиболее полного раскрытия темы при выполнении работы автором были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомиться с биографией и творческой деятельностью И.И. Шишкина.
2. Выявить специфику пейзажа как самостоятельного жанра станковой живописи.
3. Рассмотреть истоки возникновения и основные этапы развития реалистического пейзажа 19 века в неразрывной связи с историческими событиями данного периода.
4. Провести стилистический разбор произведений И.И. Шишкина.
5. Оценить роль разных времен года в произведениях Шишкина за разный период его жизни.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Пейзаж второй половины XIX века5
Что такое пейзаж5
Особенности пейзажа 6
Глава 2. Творческая деятельность И. И. Шишкина10
2.1. Биография И.И. Шишкина10
2.2. Времена года в произведениях художника18
Заключение 20
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Рферат.docx

— 56.76 Кб (Скачать файл)

Экзаменационный реферат  по мировой художественной культуре

 

 

 

 

 

 

Времена года в произведениях Ивана Ивановича Шишкина

 

 

 

 

 

 

Автор: Посохова Алена, ученица 9-а класса

Руководитель: Гудкова И. А., учитель МХК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГБОУ СОШ №22 г.о. Чапаевск, 2012 год

Содержание

Введение 3

Глава 1. Пейзаж второй половины XIX века5

    1. Что такое пейзаж5
    2. Особенности пейзажа 6

Глава 2. Творческая деятельность И. И. Шишкина10

   2.1. Биография И.И. Шишкина10

   2.2. Времена года в произведениях художника18

Заключение  20

Список литературы 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В высоком расцвете русской  живописи второй половины 19 века пейзажу  принадлежит выдающаяся роль. Завоевания и достижения русской пейзажной  живописи этого времени имеют  мировое значение и непреходящую ценность. Образы природы, созданные  русскими художниками, обогатили мировую  культуру, а замечательные достижения в этом жанре вызывают у автора интерес к изучению его истоков  и этапов развития.

Целью данной работы является выявление особенностей изображения времен года в произведениях Шишкина

Для наиболее полного раскрытия  темы при выполнении работы автором  были поставлены следующие задачи:

1. Ознакомиться с биографией и творческой деятельностью И.И. Шишкина.

2.  Выявить специфику пейзажа как самостоятельного жанра станковой живописи.

3.  Рассмотреть истоки возникновения и основные этапы развития реалистического пейзажа 19 века в неразрывной связи с историческими событиями данного периода.

4. Провести стилистический разбор произведений И.И. Шишкина.

5. Оценить роль разных времен года в произведениях Шишкина за разный период его жизни.

Объектом данной работы является живописное наследие И.И. Шишкина, а  предметом ее содержания – средства художественной выразительности мастера.

Автором была использована различная литература:

Переписки с друзьями, художники  о Шишкине (Крамской, Куинджи), журналы  о творчестве Шишкина и интернет-ресурсы

Благодаря тщательной проработке данных работ нам удалось понять особенности употребления времен года в работах. Но все-таки, следует отметить, что данная проблема совершенно не изучена, поскольку ни в одной из работ, использованных в данном исследовании, не было найдено точного объяснения данной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Пейзаж второй половины XIX века

    1. Понятие «пейзаж»

Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность) - это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, зданий.

Пейзаж – это один из основных жанров живописи – наиболее простой и понятный каждому человеку. На пейзаже художник изображает себя, свое внутреннее видение, свою душу. Живописный пейзаж - это не картина природы, как думают многие, это картина  себя. Рисуя пейзаж, художник изображает свою душу. Когда мы приходим на выставку, то мы смотрим на душу другого человека. Глядя на пейзаж, мы имеем уникальную возможность влезть в чужую шкуру, взглянуть на мир чужими глазами. Многие говорят, что никогда не видели чужой души, что чужая душа потемки. Ерунда! Видели! Тысячу раз видели, когда  смотрели на картины других художников. Потому что ПЕЙЗАЖ – ЭТО ДУША!

При упоминании о пейзаже в нашем мозгу появляются многочисленные образы, объединенные одним общим впечатлением: ощущением открытого пространства, возникающим при общении с природой, когда человек чувствует себя ее частицей. 
Итак, пейзаж обычно ассоциируется с понятиями, характеризующими пространство, – такими как простор или уединенность, глубина, пустота, замкнутость, компактность, плоскостность, обрывистость и т. д., – независимо от того, присутствуют ли на картине река, убранное поле, заснеженные горные вершины, пещера, долина или сад. Для изображения всего этого используются цвет, свет, текстура, форма и, самое главное, перспектива, являющаяся техническим способом передачи глубины пространства на плоскости. Поэтому без перспективы не может быть пейзажа.

    1. Особенности пейзажа

Шишкин жил и творил в 19 веке. Какие же особенности русского пейзажа этого века?

В высоком расцвете русской  живописи 19 века пейзажу принадлежит  выдающаяся роль. Завоевания и достижения русской пейзажной живописи 19 века имею мировое значение и непреходящую ценность. Образы природы, созданные  русскими художниками, обогатили русскую  и мировую культуру.

Образ природы, как облик  человека, отражает в себе жизнь, чувства  и мысли того общества, которое  воспитало его создателя-художника. В пейзажах отражаются размышления  лучших русских людей о судьбах  родины, глубокая любовь к своему народу, взволнованный призыв к борьбе против несправедливости. Идеи, которыми освещено было все искусство второй половины 19 столетия, проникают в изображения, наполняя его новым для общеевропейской  живописи содержанием.

Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой  выражаются глубокие и серьезные  истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит  и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь  к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к  миру и человеку

В 19 веке пейзаж был реалистического  направления. Живопись художников-пейзажистов  реалистического направления ярко свидетельствует о том горячем  интересе и серьезном внимании, с  которым наиболее передовые мастера  относились к нуждам народа, его  страданиям, нищете и угнетению, как  искренне стремились своим искусством не только разоблачить несправедливость общественного устройства, но и встать на защиту "униженного и оскорбленного" народа.

В пейзажной живописи это  стремление прежде всего выразилось в подчеркнутом интересе лучших живописцев к национальной русской природе, изображению родного края.

Деятельность русских  пейзажистов привлекала большое  внимание и не оставляла равнодушными никого, их картины постоянно обсуждались  в русском обществе.

Стремление к познанию окружающего мира, эстетическое художественное освоение действительности на каждом историческом этапе развития искусства  отрывало все новые и новые  свойства природы. Преломляя в творческом сознании увиденное, художники вкладывали в изображение волновавшие их идеи; общественные устремления и  мировоззрение отражались в произведениях, подсказанных образами родной земли.

В пейзаже, как и во всяком произведении искусства, отражались идеалы  и представления людей. Образ природы был для разных художников  вместилищем различного содержания. Оно определялось эпохой, породившей то или иное художественное направление. Своеобразный характер творчества обуславливался личными особенностями, внутренними склонностями каждого отдельного живописца; время и художественные традиции определяли типические для искусства в целом черты.

Однако интерес к миру, окружающему человека, совсем не сразу  заставил  художников обратиться к изображению природы. Она сравнительно поздно стала самостоятельным объектом художественного творчества. Постепенно углубляясь и совершенствуясь, образ мира занял в искусстве подобающее место, пейзаж стал  «зеркалом», поставленным перед природой.

В 60-х годах проявился  у русских пейзажистов интерес  к изображению таких мотивов  природы, в которых художники  языком своего искусства могли бы рассказать о народной печали. Тоскливая  природа осени, с грязными, размытыми  дорогами, редкие перелески, хмурое, плачущее дождем небо, занесенные снегом маленькие деревушки, - все эти темы в своих бесконечных вариантах, такой любовью и старанием исполняемые русскими пейзажистами, получили права гражданства в 60-е годы.

Ведущее значение приобрела  фактура мазка. Его физическая осязательность придает изображению дополнительную эмоциональность.

Живописная манера художника  располагалась в иной пластической системе, отличающейся от пластики его  современников. В те же 1890-е годы пейзажисты чаще пользовались светотеневой живописью, нежели колористически насыщенной. Это не означало, естественно, что традиционные художники не могли по этой причине выйти к значительным образам. Каждая пластическая система давала свои преимущества и вместе с тем содержала ограничения возможностей.

Понятие родины неизбежно  связано с осмыслением ее национальных корней. В свою очередь, национальные черты русской природы, образ  России с бескрайними горизонтами и мощью равнинных лесов, прорезаемых полноводными реками, отразились в творчестве Шишкина, Васильева, Саврасова, Каменева, Левитана и других художников второй половины XIX века.

Понимание национального  своеобразия зародилось в сознании молодых художников 1860-х годов. Это означает, что в 1860-х годах перед пейзажистами встала задача выразить характер русского пейзажа. Для этого поначалу требовался отказ от изображения экзотики южной природы. Перестали привлекать внимание ландшафты других стран, хотя вес побывавшие за рубежом живописцы не обошли их в своих произведениях. Показательны в этом смысле наблюдения Шишкина в одном из писем: «...в Дюссельдорфе как-то все в болезненном состоянии, подражать безусловно не хотят, да и как-то несродно, а оригинальность своя еще слишком юна и надо силу». Днем раньше друг Шишкина художник Иван Ватковский направил ему шутливое письмо: «Как посмотришь голландцев, то укладывай свой чемодан и бери свои этюды, да поезжай домой. Мы с Джогиным соскучились по тебе.

Как ни тепло чужое  море,

Как ни красна чужая  даль,

Не ей поправить  наше горе.

Размыкать русскую  печаль.

- вот тебе и куплетец по этому случаю». Здесь уже вроде бы указано на свойство русского характера - печаль. Было видно, как вскоре в печальные тона начинал окрашиваться пейзаж Саврасова, Васильева, Гине. Каменева.

Понятие национального пейзажа  довольно точно сформулировал русский  философ Федор Степун, который  специально включил в свое исследование феноменологию пейзажа: «…душа всякого народа похожа на душу того пейзажа, среди которого он живет...».

Итак, к особенностям пейзажа 19 века относятся:

- реалистический пейзаж;

- выражение народной печали;

- светотеневая живопись;

- национальный пейзаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Творческая деятельность И. И. Шишкина.

2.1. Биография И.И.  Шишкина.

   Среди мастеров старшего поколения И.И.Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.

Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге - маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы. Впечатлительный, любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Небогатый купец, И.В.Шишкин был человеком разносторонних знаний. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано.

В 1848 году, проявив  известную самостоятельность и  не закончив казанской гимназии, юноша  вернулся в отчий дом. 
К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. В августе 1852 года он был уже включен в список учеников, принятых в Московское Училище живописи и ваяния, где до января 1856 года обучался под руководством Аполлона Мокрицкого. Будучи академиком, Мокрицкий придерживался строгих правил рисунка и построения формы, то есть того, что молодой его выученик прочно усвоил на всю жизнь. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу - в Сокольниках, изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением.

Ко времени окончания  в самом начале 1856 года училища  творческие интересы Шишкина, выделявшегося среди своих товарищей выдающимся талантом, заметно определились. Как пейзажист он уже приобрел некоторые профессиональные навыки. Но художник стремился к дальнейшему совершенствованию и в январе 1856 года отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. С этих пор творческая биография Шишкина тесно связана со столицей, где он прожил до конца своих дней.

В Академии художеств  Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. Шишкин сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал, изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. В 1857 году он получил две малые серебряные медали - за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки, исполненные летом в Дубках.

Информация о работе Времена года в произведениях Ивана Ивановича Шишкина