Возникновение и развитие жанра портрет. Особенности портретного жанра 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 11:38, реферат

Описание работы

Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека. Однако обычно задачей художника является не точное копирование внешних черт модели, не подражание природе, а «живописное пересоздание» образа человека. Не случайно возникает желание не просто узнать в портрете себя, а может быть, даже открыть что-то новое в себе.

Содержание работы

1. Введение;
2. Часть первая: Возникновение и развитие жанра в живописи и скульптуре;
3. Часть вторая: Композиционно-художественные особенности портретного жанра 20 века;
4. Часть третья: Стилистические особенности скульптурных портретов от эпохи рабовладельческой деспотии до эпохи возрождения;
5. Заключение;
6. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Портрет.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

       Министерство образования и науки Российской Федерации

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

 

 

 

 

 Реферат на тему:

 «Возникновение и развитие жанра портрет. Особенности портретного жанра 20 века»

 

 

 

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

                                                                               Выполнила:

студентка гр. 3ДП101

ИАИД, Гаязова Н.М.

Принял: доцент  каф.

архитектурной                                                                                                         композиции

                                                                                              Чудинова Т.С

 

 Оглавление

 

1. Введение;

 

2. Часть первая: Возникновение и развитие жанра в живописи и скульптуре;

 

3. Часть вторая: Композиционно-художественные особенности портретного жанра 20 века;

 

4. Часть третья: Стилистические особенности скульптурных портретов от эпохи рабовладельческой деспотии до эпохи возрождения;

5. Заключение;

 

6. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    Темой своего реферата я выбрала тему «Возникновение и развитие жанра портрет. Особенности портретного жанра 20 века» . Почему? Портрет помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик,  но  и  понять  его  сущность,  характер,  настроение  и  др.  Портрет  почти всегда  реалистичен.  Ведь  его  главная цель  —  узнаваемость  изображенного на  нем  человека.  Однако  обычно  задачей  художника  является  не  точное копирование  внешних  черт  модели, не  подражание  природе,  а  «живописное  пересоздание»  образа  человека. Не  случайно  возникает  желание  не просто  узнать  в  портрете  себя,  а  может  быть,  даже  открыть  что-то  новое в  себе.

Зрителю невольно передается отношение  художника  к  модели.  Важным является  все  то, что  выражает эмоции, отношение  к жизни,  к  людям: мимика изображенного  лица,  выражение  глаз, линия  губ, поворот  головы,  осанка, жест.

 

 

    

 

 Возникновение и развитие жанра в живописи и скульптуре.

 

Древнейшая  известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс. лет. Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангуле. «Портрет» сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная полоса, обозначающая нос .

Зарождение  портретного искусства относится  к глубокой древности. Первые значительные образцы портрета встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. (Сохранившиеся изображения лиц предшествующего периода — искусства Месопотамии, являются имперсональными изображениями божеств и не несут индивидуальных черт).

Назначение  портрета в египетском искусстве  было обусловлено культовыми, религиозно-магическими  задачами. Существовала необходимость  «дублирования» модели (то есть портрет  был двойником умершего в загробной жизни). Поэтому на канонический тип изображения (воплощающий нечто неизменное) проецировались собственно индивидуальные черты модели. Чем более портрет походил на модель, тем гарантированней была связь между каменным изображением и собственно усопшим: его жизненная сила («ка»), и его душа («ба») оставляли человека при его смерти, но ка могла найти дорогу обратно в тело, для чего его необходимо было сохранять максимально целым и похожим — так возник принцип мумифицирования и портретирования.

В скульптуре устанавливаются строгие  каноны определенных типов композиции — тип идущей фигуры с выдвинутой вперед ногой (всегда левой), тип коленопреклоненной фигуры, фигуры, сидящей на корточках или на троне, с симметрично положенными на колени руками. Статуи раскрашивались (на некоторых памятниках остатки краски сохранились). Употреблялись инкрустированные вставные глаза в статуи из полудрагоценных камней. Портретная скульптура Древнего царства все еще находится в полном контакте с архитектурой и подчиняется геометризированным принципам. Для всех портретов Древнего царства характерны обобщенная моделировка формы лица, расширяющийся книзу нос, подчеркнуто большие губы. В эпоху V династии власть фараона постепенно ослабевает, и начинают появляться портреты земельной знати, частных лиц. Пропорции тела удлиняются, увеличивается красивая линия силуэта.

Со  временем содержание древнеегипетского  портрета углубляется (особенно в одухотворённых образах эпохи Нового царства периода Эль-Амарны, XIV в. до н.э.).

  • Древняя Греция

  • У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало. У них был обычай награждать победителей  спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах, идеализированно, и были выполнены по идеальному канону красоты. Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические портреты, считая, что они могут развить в гражданах тщеславие и противоречат принципу равенства между ними. В эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей.

    Только  в V веке до н. э. впервые появились у греков настоящие портретные гермы и статуи, а именно в числе произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла.

    Реалистическое  направление окончательно утвердилось  в портретной скульптуре в эллинистическом искусстве — при Александре Македонском, благодаря Лисиппу и его брату, Лисистрату, который первый стал формовать маски с натуры. «Эллинистические портреты, сохраняя свойственный греческим художникам принцип типизации, несравненно более индивидуализированно передают не только черты внешнего облика, но и различные оттенки душевного переживания модели. Если мастера классического времени в портретах представителей одной и той же общественной группы подчеркивали прежде всего черты общности (так возникли типы портретов стратегов, философов, поэтов), то эллинистические мастера, в сходных случаях сохраняя типические основы образа, выявляют характерные особенности данного конкретного человека». С конца V в. до н. э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется, в конце концов тяготея к драматизации образа.

    Источники рассказывают о существовании в  Греции живописного портрета, в частности  превозносится Апеллес, но ничего из работ этого периода не сохранилось.

  • Древний Рим

  • Из Греции искусство портретов перешло к римлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений, (статуе и герме), прибавили новый род — бюст. Многие греческие ремесленники работали в Риме, правда, уже с соблюдением желаний римского заказчика.

    Развитие  древнеримского портрета было связано  с усилением интереса к индивидуальному  человеку, с расширением круга  портретируемых. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). В основе художественной структуры многих древнеримского портрета — чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым — калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Древние римляне обладали такой верой в себя, что считали личность человека достойной уважения в том виде, какая она есть, без всяких приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом (см. к примеру портрет императора Вителлия).

    Одним из корней подобного реализма стала  техника: римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтарявместе с фигурками лар пенатов. Они изготавливались из воска. В случае смерти представителя рода маски предков неслись в погребальной процессии, чтобы подчеркнуть древность аристократического рода. (Это являлось рудиментом культа предков). Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики, что повлекло за собой прекрасные результаты уже при обычном позировании. Корни подобного погребального культа были восприняты римлянами у этрусков, у которых портрет также был чрезвычайно развит.

    Во  времена Республики стало принято  воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный  командиров. Подобная честь оказывалась  по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах. В случае преступления человека его изображения уничтожались. С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

    Наряду  с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях и т. п., отчасти живописные портреты. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. Ранние образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты), исполнявшие функцию погребальных масок. Во многом связанные с традициями древневосточного портрета и с религиозно-магическими представлениями, вместе с тем они создавались под воздействием античного искусства, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах — специфическую духовность..

  • Портрет Средневековья

  • Византийская и Западная Римская империя не наследуют реалистический римский портрет. Мастера этих периодов изображают свои модели обобщенно и спиритуализировано, вдобавок, происходит значительный регресс технического мастерства, благодаря чему портреты различных императоров практически не отличимы, а идентифицировать по однообразным профилям на монетах мраморный бюст (также выполненный по канону) практически невозможно.

    В следующее тысячелетие Европа не дает качественных образцов портрета. Происходит полный упадок жанра. Средневековая  культура была сосредоточена на борьбе спиритуалистических и стихийно-материалистических тенденций, что наложило на развитие портрета особый отпечаток. Средневековый художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к портрету. Личностное начало в его понимании растворялось в религиозной соборности. В период Средневековья реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко. Упрощенные и стандартизованные черты изображенного персонажа позволяют идентифицировать его только с определенной общественной ролью.

    Средневековый портрет в большинстве своих  образцов имперсонален. В то же время  некоторым готическим скульптурам, а также фрескам и мозаикам византийских, русских и др. церквей присущи духовная характерность, ясная физиономическая определённость: художники понемногу придают святым черты лица реальных людей. Автопортреты находят в миниатюрах писцов.

    «Долгий путь к реалистическому портрету начинается с изображений патрона», пишут исследователи.Одна из первых таких работ— портрет Энрико Скровеньи работы Джотто на стенах капеллы Скровеньи в Падуе, 1304—1306 гг.

    Понемногу портрет начинает проникать в  станковую живопись. Один из первых примеров станкового портрета этого  периода — «Портрет Иоанна Доброго». В 1360-1380 годах решающий импульс развитию портрета придал французский двор Валуа; ранние образцы европейского портрета относятся именно к этому периоду].

  • За пределами Европы

  • На  территориях Востока,  ситуация с  портретным жанром в это время была более благоприятной. (Китайский портрет, вероятно, восходит к 1000 г. до н.э., хотя сохранившиеся памятники относятся только к 1000 н. э.). Большой конкретностью отличается средневековый китайский портрет (особенно периода Сун, X—XIII вв.). Несмотря на подчинение строгому типологическому канону, средневековые китайские мастера создали множество ярко индивидуализированных светских портретов, часто выявляя в моделях черты интеллектуализма.

    Перуанская культура индейцев мочика (I—VIII вв.) была одной из немногих древних цивилизаций Нового Света, где существовали портреты. Эти работы точно представляют анатомические особенности людей. Модели изображали так узнаваемо, что не было необходимости в атрибутах или подписях с именами. Мы легко узнаем членов элиты, священников, воинов и даже ремесленников. Встречаются люди разных возрастов. Женских портретов до сих пор не найдено ни одного. Есть специфический акцент на представлении деталей головных уборов, причесок, украшения тела.

    Информация о работе Возникновение и развитие жанра портрет. Особенности портретного жанра 20 века