Витражное искусство от возникновения до наших дней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить витражное искусство от возникновения до наших дней.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Прочитать тематическую литературу
Рассмотреть историю возникновения и развития витража
Узнать об основных видах витража и более внимательно изучить расписной витраж
Узнать о состоянии витража в современном искусстве
Выделить основных знаменитых витражистов

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВИТРАЖА...................5
1.1 Возникновение цветного стекла и периоды развития витража…………...5
1.2 Витраж в России...............................................................................................10
ГЛАВА 2. ВИДЫ ВИТРАЖА И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ...................12
2.1 Основные виды витражей................................................................................12
2.2 Расписной витраж.............................................................................................16
ГЛАВА 3. ИСКУССТВО СОВРЕМЕННОГО ВИТРАЖА........................................19
3.1 Витраж в современном искусстве...................................................................19
3.2 Знаменитые витражисты..................................................................................19
3.3 Новосибирские мастера и мастерские, работающие в технике витраж......22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................

Файлы: 1 файл

KURSACh_PO_ROSPISI_pravlennyy1.docx

— 4.43 Мб (Скачать файл)
    1. 2 Витраж в России

Пришествие витражей в  Россию, как и все нововведения, позаимствованные из Европы, приходится на правление Петра 1. Надо заметить, что собственно стекло в России стали производить только в 1639 году, когда Антон Койет, швед по происхождению основал в селе Духанино Дмитровского района стекляничный завод. Хотя заводом данное предприятие можно назвать с большой натяжкой, ведь работало там лишь 6 мастеров. Еще долгие годы оконное стекло в Россию возили из-за границы.

Стекла из цветного стекла и витражи встречались в домах  только очень богатых аристократов. Так, например, в своё время Пётр I привёз из Нарвы витражи в подарок  Кириллу Нарышкину. Позднее эти  витражи оказались в храме  Покрова Пресвятой Богородицы в  Филях.

В храмах витражи встречались  еще реже чем в светском мире. Иконы в православии не писались на стекле ввиду его хрупкости. Святые должны были быть «увековечены» в прямом и переносном смысле. Архитектура православного храма также не способствовала применению витража в его интерьере.

 Тем не менее «стекольная тема» не могла не захватить мысли главного химика и естествоиспытателя страны Михайло Ломоносова. Ещё в 1751 году в докладе в Академию он предлагает «делать на стеклянных заводах … также и оконничные цветные стёкла, каковых знатное число из Италии через здешний порт в Персию провозят…». В 1753 году Михаил Васильевич строит свой завод в селе Усть-Рудица Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Основное предназначение завода было варка смальты и цветного стекла для мозаичной мастерской Академии наук, но после смерти Ломоносова в 1768 году завод закрылся.

Был в России и другой стекольный завод – Императорский, ведущий свою историю с 1730 года. Сохранилось  всего два витража Императорского стеклянного завода написанные на зеркальном стекле. Это витраж 1857 года, копия на стекле картины Неффа Т.А. «Ангел молитвы» и витраж «Святое семейство», копия картины Фра Барталамео. Оба витража исполнены П.С.Васильевым.

В середине 1860-х годов  появляется первая «специализированная» витражная мастерская русского живописца В.Д.Сверчкова организованная под Мюнхеном, а с 1873 года переехавшая во Флоренцию.

Промышленное изготовление витражей началось в России в конце 1890 годов. Перед первой мировой войной в Петербурге работало не менее 20 витражных  мастерских. Мастерские работали как  на привозном стекле, так и на отечественном.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ ВИТРАЖЕЙ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

    1. 1  Основные виды витражей

Классический  паяный витраж

Свинцово-паяный (паечный) витраж – классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Классический витраж представляет собой набор разноцветных стекол, заранее вырезанных по определенному рисунку, и скрепленных между собой специальным профилем. Традиционно витраж классика набирается исключительно вручную. Сам же процесс  выглядит следующим образом. В начале, выбирается рисунок и адаптируется под технологию классического витража. Затем по шаблону рисунка вырезаются кусочки разноцветного стекла, и обрабатываются. После того как все кусочки вырезаны, по рисунку-шаблону витражист вручную выкладывает изображение из металлического Н-профиля (протяжки), которое потом заполняется разноцветными стеклами. Места соединения профиля и стекла для надежности пропаиваются. Нужно отметить, что если старые мастера в качестве протяжки использовали только свинцовый профиль, то современный классический витраж чаще всего изготавливают с применением латунного, алюминиевого или медного профиля, поскольку они более прочные. Традиционные свинцовые профили используют крайне редко, в основном для воссоздания витражей под старину [13].  

Тиффани

Одной из наиболее распространенных техник изготовления витража является техника «Тиффани». Такое название она получила от имени своего изобретателя и популяризатора американца Льюиса Тиффани, на рубеже 19 – 20 веков вдохнувшего новую жизнь в древнее искусство, на основе старого способа паяного. Сутью усовершенствования технологии паяного витража является использование в качестве соединительного элемента тонкой медной ленты. Края ленты, по ширине немного превышавшие ширину стекла, загибались под углом 90 градусов к плоскости торца стекла, создавая, таким образом, паз, удерживающий стекло в заданном положении. Составленные в единую картину элементы витража, пропаивались на стыках оловом, а затем покрывались медной или черной патиной. Главными достоинствами новой технологии можно было признать относительно малую ширину закрепляющих захватов ленты – всего 1 – 2 миллиметра, а также малый удельный вес каркаса и возможность создавать сколь угодно фигурные контуры отдельных элементов изделия. Новый способ позволял собирать витражи из сколь угодно мелких кусочков стекла, что сильно увеличивало их зрелищность. Отказ от жесткого металлического каркаса сделал возможным применение таких декоративных изделий не только в качестве стеклянного заполнения проемов в стенах, но и, например, в качестве плафонов для светильников или как отделка для потолков. Необходимо отметить, что для изготовления витражей Тиффани используют специальные, «преломляющие» и «пятнистые» стекла, изобретенные самим Луисом. Преломляющее стекло может быть как матовым, так и прозрачным. Это стекло отличается от других наличием мелких вкраплений стеклянных окрашенных волокон, которые заставляют лучи света преломляться, и «разбрызгивать» вокруг себя радужные отблески[13].

       Фьюзинг

     Фьюзинг – спекание (дословно с английского – сплавление) стекла. Фьюзинг является одной из самых молодых техник. Витраж в технике фьюзинг родился в Германии в 90-х годах прошлого столетия. Эта технология подразумевает термическое соединение нескольких стеклянных элементов в единое целое. Суть технологии фьюзинг заключается в том, что на стекле-основе собирается рисунок будущего витража из вырезанных заранее маленьких кусочков разноцветного стекла, стеклянной проволоки, гранул и шихты. Затем эта заготовка помещается в специальную печь, где спекается в единый пласт. Такая технология изготовления витражей позволяет создавать изделия различной толщины, формы и фактуры. На сегодняшний день фьюзинговые изделия делят на два вида: полный фьюзинг и полуфьюзинг. Полный фьюзинг предполагает получаемую на выходе гладкую поверхность стекла. А полуфьюзинг представляет собой стекло, в котором стеклянные элементы только слегка оплавляются, спаиваясь между собой и стеклом-основой. В итоге получается поверхность, на которой каждый элемент слегка выпуклый. В зависимости от задумки художника цветовые пятна витражного рисунка могут смешиваться, или наоборот, сохранять свои четкие очертания. Кстати, особенности этой техники таковы, что даже самый опытный мастер не сможет сделать два абсолютно идентичных изделия.

Заливной витраж

      Заливной  витраж довольно новая технология. На стекло наносится сверхпрочный полимерный контур, который после высыхания образует границы заливки и создает рельеф. В зависимости от замысла художника толщина контура может быть от 1,5 до 8 мм. Цвет контура тоже может варьироваться от стандартного черного или «мокрого асфальта» до золотистого и серебристого. Затем отдельные части замкнутого контура заливаются цветными полимерными лаками, которые могут передавать неограниченное число оттенков. Технология нанесения контура и лаков вручную близка к росписи, поэтому художник может создать даже портрет. Специализированные полимерные лаки позволяют наносить рисунок на любые материалы – стекло, зеркало, дерево, плитку, пластик. Лаки устойчивы к ультрафиолетовому излучению и не выгорают на солнце. Они не боятся влаги и перепадов температур, поэтому заливные витражи могут украсить интерьеры ванных комнат, бассейнов, аквариумы, стеклопакеты.

       Кастинг

     Техника Кастинг,  известная у нас как «муранское стекло». Для отливки витражей из него используются металлические формы, в нижней части которых есть рельефные углубления. В эти углубления заливается расплавленное цветное стекло, которое затем покрывается слоем прозрачного стекла. Но в отличие от стекла в технике «спекания» рисунок на «муранском стекле» ограничен той металлической формой, с помощью которой оно было изготовлено.

        

           Фацетный витраж

      Впервые  технология фацетного витража  была использована во Франции  (от фр. facet -грань). В случае с витражами это подразумевает то, что на стеклах (не только на зеркальных) присутствуют фацеты (фацетные элементы). Фацетные витражи – это те же классические витражи с той лишь разницей, что по краям использованных элементов (всех или отдельных) снят фацет. Снятие фацета позволяет получать дополнительную игру света в обработанных гранях фацетов для витража. Фацетный витраж выполняется из объемных, шлифованных и полированных пластин, имеющих огранку. Готовые фацетированные детали витража вставляются в более прочную (латунную или медную) оправу. Для изготовления фацетов для витражей используется стекло толщиной от 5 до 25 мм. Чтобы усилить эффект от преломления света, для стекол изготавливают более широкую фаску. В таком витраже стекла более толстые и тяжелые. Стекла также могут быть разной формы и размеров. После огранки все элементы нового витража собираются в красивые геометрические узоры, обрамляются в медные или латунные профили и скрепляются в одну композицию. Очевидные достоинства – оригинальные зрительные эффекты, напоминающие рисунки акварелью. Область применения фацетных витражей не ограничивается простенками и окнами, благодаря своей жесткой оправе они спокойно выдерживают нагрузку открывания-закрывания и могут использоваться в дверях, а также каминных экранах и мебельных фасадах [13].

        Моллирование

      Моллирование – процесс формования стекла путем повторного нагревания для принятия им конфигурации стеклоформы без изменения профиля стекла. Технология моллирования очень похожа на технологию отекания, отличается только температурным режимом обработки. Отекание или свободное формование стекла – изменение формы нагретой стеклянной заготовки под воздействием собственного веса. При достижении температуры 750 – 800ºС, стекло размягчается настолько, что начинает провисать и отекать, принимая форму поверхности, на которой оно находится. Воспользовавшись этим процессом, готовому изделию можно придать форму чаши, блюда и иную подобную. При этом роль подложки играют различные изделия из глины, гипса и других термостойких материалов, называемые стеклоформами.

        Комбинированный витраж

      Комбинированный  витраж – витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: фьюзинговый элемент и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. Комбинированный витраж сегодня очень популярен в дизайне интерьера. Он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах. Изготовление комбинированных витражей – это очень сложный процесс, поскольку необходимо преодолевать сложности при совмещении разных по свойствам материалов в едином произведении.

       Травлёный витраж

     Травление – техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины. Многослойное травление специальными составами в несколько планов достигается постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле.

    

2.2 Расписной витраж (роспись по стеклу)

Роспись по стеклу (или витражная  роспись) пришла к нам из эпохи  Возрождения. Уже тогда изготовители витражей догадались использовать краски для росписи стекла.

 В наши дни, благодаря  достижениям химической промышленности, ассортимент материалов для витражной  росписи чрезвычайно широк. И  технология нанесения витражных  красок чрезвычайно упростилась.  Теперь она доступна каждому,  благодаря невысокой стоимости материалов и возможности создавать шедевры даже при отсутствии художественного образования при использовании трафаретов.

Сегодня витражи с росписью стекла можно использовать самыми разнообразными способами: в качестве окон, декоративных вставок в двери или предметы мебели, для изготовления посуды и  сувениров, эксклюзивных светильников и других предметов [16].

Можно выделить  несколько  видов росписи:

    1. С использованием контура
    2. Свободная роспись
    3. Смешанная техника

Виды красок:

В настоящее время, для  росписи стекла используется три  основных типа красок:

    1. Акриловые краски
    2. Краски, требующие обжига после нанесения или обжигаемые витражные краски
    3. Краски, не требующие обжига после нанесения или необжигаемые краски для росписи стекла.

Акриловые краски:

Акриловые краски не прозрачны, при нанесении на стекло высыхают и образуют прочную несмываемую пленку. Удобные тем, что разбавляются водой или специальным растворителем.

Обжигаемые витражные  краски:

Обжигаемые витражные  краски требуют запекания в печи, что не очень удобно, ведь не всегда есть для этого возможность, плюс надо соблюдать осторожность, т.к. высока вероятность получения ожога. Большим  плюсом использования данного типа красок можно считать равномерность  нанесения покрытия и высокую  прочность.

Информация о работе Витражное искусство от возникновения до наших дней