Версальский дворец. Проблема стиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:18, лекция

Описание работы

Версальский дворцово-паркового ансамбль во второй половине XVII века. 1.1. История строительства Версаля. Вторая половина XVII века - период развития классицизма во французской архитектуре. Несмотря на четкий план, лежащий в основе, отдельные части этого ансамбля далеки от полного единства. В особенности разнообразна в стилистическом отношении архитектура фасадов дворца, обращенных к городу. В создании Версальского дворца основные его авторы, Лево и Мансар, отталкивались от итальянской архитектуры. Большой ордер - основной мотив Версальской архитектуры. Он присутствует на западном фасаде дворца, а также в более поздних постройках - Большом и Малом Трианоне.

Файлы: 1 файл

Творческое задание2.docx

— 134.65 Кб (Скачать файл)

СОБОР СОФИИ В НОВГОРОДЕ

Новгородский храм, в свою очередь, не уступал киевскому. Вероятно, в строительстве храма принимали участие те же мастера, что и в Киеве. Первый Софийский собор в Новгороде был деревянным. Так же как и киевскую Софию, его венчали тринадцать глав. Но в 1049 г. собор был разрушен во время пожара. Уже к этому времени началось строительство нового, каменного храма (заложен в 1045 г.).Размеры с галереями нового храма соответствуют Киевской Софии без наружных галерей, да и план во многом схож с планом киевского собора. Новгородская София также представляет собой большой пятинефный крестово-купольный храм, но с одним рядом галерей и одной башней-лестницей, которая ведёт на хоры. Галереи двухъярусные, второй ярус, так же как и в Киеве, предназначен для князя и его двора. В отличие от киевского собора и своего деревянного предшественника храм увенчан не тринадцатью, а пятью куполами. Меньший по площади, новгородский собор выглядит не менее величественным благодаря большей высоте.  Интересно решены покрытия сводов — закомары (полукруглые завершения) чередуются со «щипцами» (треугольными завершениями). 
Софийский собор в Новгороде воспринимается очень цельно, даже монолитно. Это образ твердыни, характерный для северной архитектуры. 
Для постройки по новгородской традиции использовались местный известняк, валуны, плинфа. Так, по словам реставратора Г. М. Штендера, «каменные стены представляли гигантскую цветную мозаику из фиолетово-серых, зелёных и жёлтых тончайших оттенков камней, оправленных в розовую основу гладко заполированного раствора, кирпичных орнаментов и цветных покрасок, создававших общий жизнерадостный настрой, свойственный народному искусству».  
Простые орнаментальные узоры из кирпича имели место в наиболее композиционно важных местах: апсидах, барабанах, частично в лопатках. Кирпичные арки, как и в Киеве, чередовались рядами кирпича «на ребро» в плоскости стены с рядами, утопленными в кладку.

Интерьер собора тоже значительно  отличается от киевского. Софийский собор был полностью расписан. Он решается проще, без эффектных светотеневых контрастов, однако производит сильное впечатление именно благодаря своей цельности, строгому величию.  
Новгородцы стремились украсить свой главный собор согласно новейшим веяниям архитектуры, ориентируясь на Европу. В XII в. были достроены романские перспективные порталы, причем на западном были помещены великолепные бронзовые врата работы магдебургских мастеров, привезенные в Новгород в качестве военного трофея. 
Первоначальный вид храм изменён, уже в XII веке была надстроена галерея, в годы Великой Отечественной войны фашистами был разрушен центральный купол, в результате погибли или пострадали уникальные фрески, полностью была утрачена фреска Господа Вседержителя в центральном куполе. К сожалению, фрески, сделанные в XI в., практически не сохранились. «До нас дошли деисус (поклонение, молитва Иисусу: слева от Христа — Богоматерь, архангел Михаил и апостол Петр, справа — Иоанн Креститель, архангел Гавриил, апостол Павел) и знаменитая фреска, изображающая святых Константина и Елену. Фрески расположены в южном притворе собора (Мартирьевская паперть).

При всех своих отличиях две Софии  — киевская и новгородская, безусловно, являются памятниками родственными, памятниками одного ряда: и по основной архитектурной композиции (пятинефный крестово-купольный храм с галереей- обходом), и по своей значимости — оба собора выполняли функции не только главного храма, но и главного общественного здания. Оба храма в какой-то степени являляются наследниками константинопольской Софии.

 

 

Творческое задание: целостный анализ. А.Н. Воронихин. Казанский  собор в Петербурге. 

Казанский собор в Петербурге

Казанский собор в Петербурге

Казанский собор — выдающийся памятник русской  архитектуры начала XIX века. Он занимает чрезвычайно важное место в городском  ансамбле Петербурга.

Появление в Петербурге первого храма во имя Казанской Богоматери относится  к началу XVIII века, когда Петр I повелел  перевезти из Москвы в новую столицу  Казанскую икону Божией Матери. В 1733—1737 годах архитектор М.Г. Земцов построил близ Екатерининского канала небольшую каменную Казанскую церковь, которая на протяжении XVIII века служила местом торжественных государственных церемоний, здесь проходили венчания царствующих особ. В день переворота 28 июня 1762 года архиепископ Дмитрий (Сеченов) провозгласил в Казанском соборе Екатерину II «самодержицей всероссийской». Впоследствии в связи с постройкой нового собора эта старая церковь была сломана, и после сноса еще нескольких зданий здесь возникла обширная городская площадь.

Наследнику  престола Павлу Петровичу во время  его поездки по Европе в 1781—1782 годах  чрезвычайно понравился собор Святого  Петра в Риме, и он загорелся  желанием построить в Петербурге похожее сооружение. Вступив на престол, император Павел I назначил в 1799 году конкурс на разработку проекта нового собора. 14 ноября 1800 года был утвержден  проект, предложенный архитектором А.Н. Воронихиным. 17 января того же года император  утвердил смету постройки: стоимость  строительства составила 2 млн 843 тыс. 434 руб. серебром.

Закладка  Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года. Постройка его длилась  целое десятилетие.

Воронихин подошел к поставленной перед  ним задаче как мастер-градостроитель высокого класса. Ему предстояло учесть повеление императора Павла I, требовавшего, чтобы за образец Казанского собора был взят собор Святого Петра  в Риме с его открытой колоннадой. Тем не менее решение Воронихина не только совершенно самостоятельно и оригинально, но во многом противоположно архитектурному решению римского храма.

При проектировании Казанского собора перед зодчим стояло немало трудностей. Одна из них состояла в том, что по традиции алтарь должен быть ориентирован на восток. Так как  на Невский проспект выходил северный фасад собора, то получалось, что  главный вход должен быть обращен  не к центральному городскому проспекту, а к второстепенной улице. Архитектору  предстояло сделать боковой фасад  таким, чтобы при взгляде на него забывалось, что этот фасад не главный. Решение Воронихина оказалось исключительным по смелости и красоте.

Казанский собор имеет в плане форму  латинского креста. В соответствии с традицией его алтарная часть  обращена на восток. На Невский проспект выходит северный фасад собора, к  которому примыкает колоннада из 96 стоящих в четыре ряда колонн. Грандиозная  и вместе с тем легкая, она своими полукруглыми крыльями раскрыта навстречу  Невскому проспекту, охватывая широкую  площадь перед собором. Крылья колоннады  замыкаются монументальными порталами, представляющими собой сквозные проезды. А.Н. Воронихин предполагал  устроить такую же колоннаду и  на южном фасаде собора, но этот замысел  не был осуществлен.

Колоннада скрывает основную часть фасада собора. Лишь в центре над рядами колонн поднимается на круглом барабане высокий купол 70-метровой высоты. Длина  собора составляет 72,5 м, ширина — 56,7 м. Протяженность каждого из крыльев  колоннады составляет 42,7 м.

Весь фасад  Казанского собора облицован пудожским (пудостским) камнем. Этот мягкий известняк, который добывался в 9 км от Гатчины, близ деревни Пудость, или Пудож (отсюда его название), в первое время после выломки легко пилится и даже режется ножом, и из него можно вырезать любые фигуры и самый тонкий орнамент. Но зато потом, после продолжительного пребывания на воздухе, камень твердеет и приобретает прочность кирпича. Из пудожского камня вытесаны наружные колонны, балюстрады и рельефы собора.

Во внешнем  оформлении храма широко использована скульптура. Рельефное панно «Иссекание Моисеем воды в пустыне» над восточным проездом выполнено И.П. Мартосом, панно «Воздвижение медного змия» над западным проездом — И.П. Прокофьевым. Фриз над апсидой храма, изображающий «Вход в Иерусалим», создан Д. Рашеттом. В нишах за колоннами стоят большие скульптуры: князь Владимир и Александр Невский (работы скульптора С.С. Пименова), Андрей Первозванный (работы В.И. Демут-Малиновского) и Иоанн Предтеча (работы И.П. Мартоса). Отливка статуй была поручена лучшему русскому литейщику начала XIX века В.П. Екимову. Барельефы и статуи на фасадах собора — выдающиеся произведения русской скульптуры, имеющие большую самостоятельную художественную ценность. Первоначально над крыльями колоннады возвышались бронзовые статуи архангела Михаила — ангела войны, и архангела Гавриила — ангела мира, но в 1827 году они были сняты.

Внутри  Казанский собор легок, светел и  напоминает скорее дворцовый зал, чем  собор. Три его нефа разделяются  великолепными колоннадами из двух рядов колонн. Всего здесь 56 колонн, высеченных из розового финляндского гранита (который по своей плотности  и цвету не уступает египетскому), они создают основной эффект внутреннего  убранства собора и придают ему  исключительную торжественность. Колонны  изготовлены в начале XIX века мастером каменных дел Самсоном Сухановым. Бронзовые  капители для них отливал литейщик Тарас Котов.

Четыре  мощных пилона поддерживают стройный и легкий купол, состоящий из трех оболочек. Диаметр купола превышает 17 м. В нем устроены круглые окна, освещающие подкупольное пространство. Внешняя оболочка купола выполнена из кованого железа в виде радиально расходящихся ребер. Это первый в мире металлический купол. В свое время высказывались сомнения в прочности этой конструкции, но проект Воронихина оказался безупречным как с художественной, так и с технической точки зрения.

Пол собора покрывает мраморная мозаика. В 1805—1806 годах для Казанского собора были отлиты из бронзы двери северного  входа, воспроизводящие «Райские двери» баптистерия во Флоренции работы знаменитого флорентийского скульптора XV века Лоренцо Гиберти. Гипсовый слепок этих дверей Петербургская Академия художеств приобрела в 1774 году, а отливку и чеканку дверей выполнил В.П. Екимов. Наличники дверей покрыты позолоченным лепным орнаментом.

Над внутренним оформлением Казанского собора работали выдающиеся живописцы: В.Л. Боровиковский, В.К. Шебуев, О.А. Кипренский, А.Е. Егоров, А.И. Иванов, С.А. Бессонов. В 1939 году выполненные ими иконы и картины были вывезены в Русский музей. На месте осталась только написанная С.А. Бессоновым «Тайная вечеря» и несколько второстепенных работ.

Долгое  время Казанский собор служил храмом-памятником Отечественной войны 1812 года. Вскоре после завершения постройки  собора, в 1813 году, в нем был погребен великий русский полководец М.И. Кутузов. На площади перед Казанским  собором в 1837 году по модели скульптора Б.И. Орловского были установлены памятники  Кутузову и Барклаю-де-Толли.

 

Творческое задание: целостный  анализ. К. Тон. Русско-византийский стиль. Храм Христа-Спасителя в Москве

Современное здание

Храм — крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор)[2]. Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из которых около 9000 м² позолочены.

 

В состав современного комплекса Храма  Христа Спасителя входят[3]:

  • т. н. «верхний храм» — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола — главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён6 (19) августа 2000 года.
  • т. н. «нижний храм» — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честьАлексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.
  • Стилобатная часть, в которой размещаются музей Храма, зал Церковных Соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения[4].

Снесённое здание

По замыслу К. А. Тона, Храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как традиции классических примеров, а также и черты Владимиро-Суздальского зодчества. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Фасады были подчинены точным законам симметрии, а входы изначально должны были представлять торжественные открытые лоджии-галереи, позже в проектах «заложенные» массивными дверьми и остеклением, что пропорционально исказило изначальный замысел автора, соединившего в архитектуре русские и отдалённые мотивы итальянского возрождения. Плоскости стен были оштукатурены а декоративная резьба и скульптура была исполнена из белого мрамора из карьера близ села Протопопова Коломенского уезда.[5] Высота здания составляла 48,5 саженей (около 103,5 м), пространство, занимаемое храмом вместе с крыльцами составляло 1500 квадратных саженей. Вместимость храма составляла до 7200 человек.[6]

Внешние стены храма были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, сюжеты для которых были выбраны митрополитом Филаретом.[7]

Исторический очерк

Идея построения храмов-памятников восходит к древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрыйвоздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войскамиМамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.

Первый  проект: Карл Витберг

25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах:

Спасение России от врагов, столь  же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев  всех их истребление, так что при  самом стремительном бегстве  едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний. 
В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в свое время. 
Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков.

— Александр I

Информация о работе Версальский дворец. Проблема стиля