Учебный рисунок с натуры (натюрморт из геометрических тел)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2014 в 05:36, творческая работа

Описание работы

Главная задача учебного рисунка – изучение и практическое рисование с натуры многообразных форм, созданных природой и человеком. Рисуя с натуры какой-либо конкретный предмет, нужно постоянно возвращаться к повторению общих понятий и принципов учебного рисунка, чтобы они твердо вошли в создание и в конце концов применялись бы при рисовании автоматически.
Практическая часть рекомендаций построена по принципу последовательного возрастания трудности заданий: от рисования простых геометрических тел до работы над более сложными формами.
Приведенные в работе упражнения служат для приобретения необходимых основ мышления и навыков в рисунке, владея которыми можно решать любые задачи. Практическая часть рекомендаций показывает применение единого метода в изучении и рисовании различных форм.

Файлы: 1 файл

Методическая работа.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Задача натюрморта не просто правильно нарисовать предметы, а соединить их в единое целое, найти главное и подчинить ему остальное. Для того чтобы успешно справиться с этой задачей, необходимо постоянно сравнивать предметы друг с другом и с целым, держать в поле зрения не один предмет или его часть, а весь натюрморт.

Прежде чем начать рисовать натюрморт, нужно внимательно рассмотреть его со всех сторон, определить, как предметы расположены  по отношению друг к другу, есть ли у них общие точки и где они расположены, есть ли параллельные грани и как и где будут расположены линии пересечения, если эти грани продолжить. После такого анализа будет легче справиться с построением натюрморта

Приступая непосредственно к выполнению рисунка, следует обратить внимание на композицию, то есть выбрать лучшее место и размер изображения  (обычно размер изображения бывает, равен размеру модели или чуть меньше его) для данного формата и размера листа. Оптимальное расстояние от модели до рисующего, как правило, составляет не меньше двух размеров модели. При этом нужно помнить, что хорошая композиция является прочным фундаментом будущего рисунка, в то время неудачная компоновка может существенно снизить, а порой и свести на нет все положительные качества изображения. Немаловажным элементом композиции может являться светотень. Для облегчения задачи выбора изображения на листе можно сделать кратковременный набросок натюрморта с целью поиска композиционного размещения натюрморта.

 Ориентируясь на свои  эскизы легкими штрихами карандаша  ограничиваем место расположения предметов на листе, то есть, наносим общую форму, составляющую примерный силуэт всей группы.

Проверяем пропорции больших масс. Важно правильно определить соотношение вертикального и горизонтального размеров всей группы. Только после этого можно будет считать, что композиция натюрморта определена.

 Следующий этап работы  – построение изображения.

На начальном этапе линии должны быть легкими, едва заметными, чтобы не перегружать рисунок. Работа выполняется не очень твердым карандашом, чтобы линии без труда можно было удалить резинкой

Вначале, легко касаясь карандашом листа  бумаги, намечаем общий характер формы предметов, их пропорции, массы, а также расположение их в пространстве. Если в натюрморте есть тела вращения, определяем их оси. Кроме того, следует  помнить, что предметы мы видим с определенной точки, что есть линии горизонта, точки схода и т.д. Нужно, постоянно, помнить о перспективе. Рисунок лучше всего вести таким образом, как будто предметы имеют только каркасы, который мы видим насквозь. Строя невидимые плоскости, легче избежать ошибок в рисовании видимых граней. Очень важно правильно поставить предметы на плоскость стола, как бы нарисовать их план, и этот план должен соответствовать действительности. Плоскость не должна деформироваться под предметами. Она должна казаться единой и изображенной именно с той точки зрения, с какой мы смотрим. Это  поможет правильно расставить предметы в пространстве по отношению друг к другу. Очень важно, чтобы высота линии горизонта по отношению к предметам точно соответствовала натуре. Тогда будет легче правильно построить параллельные плоскости, определить точки и  линии касания предметов или линии пересечения продолжения их граней. Большое внимание следует уделить правильному построению эллипсов. В конце работы на этом этапе следует резинкой слегка ослабить невидимые линии Для дальнейшей проработки формы предметов можно воспользоваться тоном. Светотень показывает степень освещенности поверхности предмета. Образование светотени на предмете зависит от положения модели по отношению к источнику света и от его силы.

Форма тел становится видна благодаря свету. Если нет света и предметы его не отражают, то они и не видны. Как только появляется свет, и он отражается от поверхностей, мы начинаем видеть форму. Чем ярче свет, тем конкретнее и понятнее читается объем тел.

Так как гипсовые тела имеют одинаковый цвет, то мы на примере этой постановки можем проследить зависимость, которая существует между формой и светом. Поверхности, освещенные прямыми лучами и расположенные ближе к свету, будут самыми светлыми. Плоскости же, не получающие света, окажутся в тени. Чем ближе к источнику света форма, тем яснее она видна, так как сильнее контраст света и тени. С удалением от источника света контраст между светом и тенью уменьшается, форма начинает терять ясность. Принцип этот является основополагающим в рисунке и поэтому его надо хорошо усвоить. Лучи света падающие на форму под разными углами, образуют свет  разной интенсивности. Самое светлое место называют бликом. Обычно яркие блики хорошо видны на блестящих поверхностях. Свет, скользящий по форме, образует полутень. Плоскости, не получающие света, находятся в тени, а освещенные отраженным светом – образуют рефлекс. Плоскости, закрытые от света различными телами, находятся в падающей тени.

При переходе к практической работе над тональным рисунком следует помнить, что тон – это не раскрашивание рисунка, а один из способов выявить форму предметов. Работа над выявлением объема начинается с построения и не прекращается до завершения рисунка. На данной стадии мы пытаемся показать форму предметов с помощью тона. Но работая над светотеневым рисунком, мы не завершаем полностью  работу над построением. Благодаря тону, предметы становятся объемными и нам легче обнаружить неточности построения.

С начала работы над тоном можно покрыть легкими штрихами плоскости, находящиеся в тени. Тем самым мы сразу разделим натюрморт на свет и тень. Затем усиливаем падающие и собственные тени, пока не трогая светлые места. После этого работаем над рефлексами, полутенями и, наконец, светом. При работе над рефлексами их надо сравнивать по силе тона со светом, так как рефлекс всегда темнее тени. Работа над тоном должна вестись обдуманно, иначе вместо объема получатся только срисованные пятна светлого и темного. Штрихи наносим по форме предметов. После того как будут выявлены формы предметов, необходимо провести работу по обобщению рисунка. Обобщение – это работа по подчинению второстепенного главному. Очень важно, чтобы натюрморт воспринимался сразу весь, а не отдельными предметами, собранными на одном листе. После того как будут решены вопросы цельности, можно считать работу законченной.

Стоит выполнить ряд рисунков разнообразных натюрмортов с предметами разной формы. Работа над натюрмортом из бытовых предметов поможет лучше видеть в конструкции сложных форм простые геометрические тела.

В качестве постановочного материала следует выбрать предметы нейтрального или белого цвета с четко выраженной геометрической формой.

Руководствуясь формой геометрических тел, сравнительно легко разобраться с конструктивным анализом форм и тональной лепкой объемов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е.

 

 

 

Введение…………………………………………………….....….1

 

1. Водное занятие…………………………………………….…..2

 

2. Рисование геометрических тел…………………………..….5

 

 

3. Рисование натюрморта  из геометрических тел…………..7

 

Содержание………………………………………………………..11

 

Литература………………………………………………………...12

 

Приложение. Методические таблицы-рисунки……………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

 

 

 

  1. Аксенов К.Н. Рисунок – М., 1987г.
  2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. -  М., 1989г.
  3. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. -  М., 1961г.
  4. Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. -  М., 1992г.
  5. Кардовский Д.Н., Яковлев В.Н., Корнилов К.Н. Пособие по рисованию. – М., 1998г.
  6. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. – М., 1985г.
  7. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – М., 1981г.
  8. Павлинов П.Я. Для тех кто рисует. - -М., 1995г.
  9. Федоров М.В. Рисунок и перспектива. – М., 1990г.
  10. Хитров А.Е., Катуркин Т.И., Рабинович М.Ц. Рисунок – М., 1989г.
  11. «Юный художник» журнал.
  12. «Художественная школа» журнал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Учебный рисунок с натуры (натюрморт из геометрических тел)