Творчество В.А.Серова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:17, доклад

Описание работы

Счастливо одаренный от природы, выросший в атмосфере искусства Серов прожил жизнь, полную напряженных, часто мучительных творческих исканий. С раннего детства Серова окружала атмосфера творчества: его отец был известным композитором, а мать - талантливой пианисткой. Он учился в петербургской Академии Художеств у И.Е.Репина и П.П.Чистякова, дружил с М.Врубелем и К.Коровиным, входил в знаменитый абрамиевский кружок.

Файлы: 1 файл

серов.doc

— 92.00 Кб (Скачать файл)

Репин начинает заниматься со своим талантливым учеником сначала в Париже, а затем в Москве и в Абрамцеве. Примечательно, что будучи в Париже, Репин ни словом не обмолвился о возможности и необходимости обучения у старых великих мастеров европейской живописи. "Натура, натура и еще раз натура", - говорил Репин, для которого "правда жизни" была единственно верным путем в живописи. 
Серов молчал, а думал о своем. 
После поездки со своим юным учеником в Запорожье Репин направляет Серова в Петербург в Академию художеств, где в это время преподавал знаменитый П.П.Чистяков. 
Чистяков не умел рисовать сам, но, однако, обладал редким даром учить других. Из под его руки вышли Суриков, Врубель, Коровин, и, вот, Серов. 
Здесь молодой художник быстро завоевывает уважение, его талант вызывает неподдельное восхищение окружающих. Чистяков вспоминал о Серове, что он еще не видел в другом человеке такой меры художественного таланта в искусстве, какая отпущена была природой его даровитому ученику. "И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция - все было у Серова, и было в превосходной степени". Друзья художника, его современники отмечали драгоценные человеческие качества его натуры, редкую прямоту и честность, порядочность и опрятность. 
Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в усадьбах Абрамцево и Домотканово. Великая, зхагадочная природа средней полосы России с ее березовыми рощами, цветущими полянами, поросшими оврагами, грустными перелесками, с околицами серых русских деревень полюбилась художнику с детских лет, а дом Мамонтова, где над эскизами декораций трудились Коровин и Врубель, где была мастерская майолики, где с успехом шла частная опера, вдохновил художника на счастливые творческие успехи. 
В некоторых своих пейзажах, написанных в этих местах, Серов по глубине постижения русской природы ни в чем не уступает Левитану. В возрасте двадцати с небольшим лет Серов уже создал произведения, которые стали классическими в русском изобразительном искусстве.

   

 

 

Совершенство серовского рисунка необыкновенно высоко. Глубина психологического воздействия рисунков художника объясняется умением найти точные изобразительные средства и в совершенной форме воплотить многогранную картину жизни. Портреты работы Серова - "Портрет Портретыч", как шутя называл этот жанр сам художник, - не просто физически точная передача черт индивидуального лица человека, но - мир, в котором живет изображаемый человек. 
Само собой, Валентин Серов, как и всякий настоящий художник, прекрасно владел не только маслянной живописью, но и рисунком карандашом. 
Казалось, его гений не знал трудностей ни в одной из техник и ни в одном из жанров изобразительного искусства. Все давалось ему одинаково легко и просто, словно поэту Пушкину. Он первым из русских художников возвел рисунок карандашом из статуса "простого наброска" в ранг самостоятельного произведения искусства. 
Многочисленные портреты карандашом и углем отмечены такой же живостью в передаче характера модели и совершенством в исполнении, как и работы маслом. 
Серов является, пожалуй, единственным русским портретистом, в работах которого окончательно стирается граница между станковым портретом, этюдом, наброском или рисунком карандашом - остается только портрет, только человек. На этой и двух предыдущих страницах вы можете увидеть некоторые из рисунков мастера, как в жанре портрета, так и анималистики.

Случайная цитата о Серове: "Интересен рассказ  Софьи Олсуфьевой о том, как создавался ее портрет. "Юрию (супругу Олсуфьевой) хотелось, чтоб я была изображена в черном бархатном платье. Серов пришел, посмотрел исподлобья, попросил переменить несколько раз позу и сказал, как отрезал: - "Вы не привыкли в бархате ходить. Надо другое платье". А я и правда не любила богатых платьев. Выбрал он композицию совершенно случайно... Было свежо, я сидела дома одна, в сереньком будничном платье, накинула на плечи теплый шарф. Неожиданно вошел Серов: - "Вот так и буду вас писать. Это лучшее, что можно выбрать"... Я подошла погреться к печке и положила руки на теплые изразцы. Серов быстро стал делать наброски, и сколько мы с ним ни спорили, настоял на своем и выбрал эту позу".

 

Известно, как  мучительно долго писал Серов  свои портреты. Число сеансов у  него редко бывало менее сорока, а доходило и до ста. Для того чтобы  уметь писать долго, не засушивая живописи, а добиваясь все большей ее свежести и свободы, надо уметь писать и быстро. Серов владел искусством и сверхбыстрой работы. Его он добился особым, чисто серовским скоростным методом карандашных зарисовок и набросков. 
Мне приходилось не раз видеть, как набрасывали свои рисунки Репин и Серов. Репин работал так же быстро, но он не владел той невероятной, сверхъестественной быстротой, с какой Серов набрасывал в альбом свои наблюдения - отдельные фигуры, портреты, целые сцены, состоявшие из месива людей и животных, да еще крошечных, еле различимых размеров. А ими полны его альбомы и альбомчики. 
Просто диву даешься, рассматривая их: едва намечен затылок, а перед вами уже живой человек, чуть тронут высунувшийся нос, а вы угадываете его обладателя, из-за спины соседа видна чья-то приподнятая бровь, а вы узнаете не только кому она принадлежит, но и каково невидное вам выражение данного человека. В этих альбомных зарисовках, более чем в других работах Серова, познается изумительное мастерство художника. Таков рисунок с Зигфридом Вагнера в Байрейте.

   

Случайная цитата о Серове: "Трудно найти, даже во всем творчестве Левитана, что-либо более  поэтичное и прекрасное, полнее синтезирующее  своеобразную прелесть русской природы, нежели серовский «Октябрь» или «Бабу в телеге». По своей прямо классической простоте, по непосредственности впечатления, по искренности такие картины должны встать рядом с лучшими произведениями старых голландцев и барбизонцев."

Случайная цитата о Серове: "Это был замечательный человек. Из всех людей искусства ... он - самое яркое и дорогое воспоминание. Серов не торговал талантом и заказ принимал, только если ему нравилась модель." (князь Юсупов Ф.)


Информация о работе Творчество В.А.Серова