Творчество Микеланджело

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 10:05, контрольная работа

Описание работы

Великий художник и борец неразделимы в представлении о Микеланджело. Вся его жизнь — непрестанная героическая борьба за утверждение права человека на свободу, на творчество. На всем протяжении долгого творческого пути в центре внимания художника находился человек, действенный, активный, готовый к подвигу, охваченный великой страстью. В его произведениях позднего периода отражено трагическое крушение ренессансных идеалов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
Флоренция. Начало творческого пути.
Римский период.
Создание скульптуры Давида.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 46.44 Кб (Скачать файл)

Для художника и скульптора особый интерес Риму придавали античные произведения искусства, украшавшие город  и обогащавшие его более чем  когда-нибудь во времена Микеланджело и Рафаэля благодаря раскопкам.

Выход за пределы флорентийской  художественной среды и более  тесный контакт с античной традицией  содействовали расширению кругозора  молодого мастера, укрупнению масштаба его художественного мышления. Не увлекаясь до самозабвения античными  ярлыками, он тем не менее тщательно изучал все, достойное внимания, ставшее одним из источников его богатой пластики. Гениальным чутьем великий мастер глубоко сознавал разницу в направлении античного искусства и современного ему. Древние видели везде и всюду нагое тело, в эпоху Возрождения выдвинулась снова красота тела, как элемент, необходимый в искусстве.

С поездкой в в Рим и работой там открывается новый этап творчества Микеланджело. Его произведения этого раннеримского периода ознаменованы новой масштабноостью, размахом, подъемом к вершинам мастерства. Первое пребывание Буанаротти в Риме продолжалось пять лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведения:

- статую «Вакх» (1496-1497, Национальный музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению античными памятниками,  
- группу «Оплакивание Христа», или «Пьета» (1498-1501, собор св. Петра, Рим), где вкладывает в традиционную готическую схему новое, гуманистическое содержание, выражающее скорбь молодой и прекрасной женщины о погибшем сыне,

и не сохранившиеся:

- картон «Св. Франциск» (1496-1497) ,  
- статую «Купидон» (1496-1497).

Рим полон памятников старины. В самом его центре и теперь располагается своеобразный музей  под открытым небом — руины  огромного ансамбля древнеримских  форумов. Множество отдельных памятников архитектуры и скульптуры античности украшают площади города и его  музеи.

Посещение Рима, соприкосновение  с античной культурой, памятниками  которой Микеланджело восхищался в  коллекции Медичи во Флоренции, открытие знаменитейшего памятника античности — статуи Аполлона (позже получившего  название Бельведерского, по месту, где  статуя экспонировалась впервые), которое  совпало с его приездом в Рим  — все это помогло Микеланджело проникновеннее и глубже оценить  античную пластику. Творчески освоив достижения античных мастеров, скульпторов  средневековья и раннего Возрождения, Микеланджело явил миру свои шедевры. Обобщенный образ идеально прекрасного  человека, найденный античным искусством, он наделил чертами индивидуального  характера, раскрыв сложность внутреннего  мира, душевной жизни человека. Микеланджело поехал в Рим, где он смог исследовать  многие недавно раскопанные древние  статуи и руины. Вскоре он создал свою первую крупномасштабную скульптуру - «Вакх» более чем в натуральную  величину (1496-1498, Национальный музей  Барджелло, Флоренция). Эта статуя римского бога вина, созданная в городе - центре католической церкви, на языческий, а не на христианский сюжет, конкурировала с античной скульптурой - самая высокая степень похвалы в Риме эпохи Возрождения.

Законченную статую Вакха  Микеланджело показал кардиналу  Риарио, однако тот был сдержан и не выразил особых восторгов по поводу работы молодого скульптора. Вероятно, круг его увлечений ограничивался древнеримским искусством, и потому работы его современников не представляли особого интереса. ОДнако другие ценители придерживались другого мнения, и статуя работы Микеланджело в целом была высоко оценена. Римский банкир Якопо Галли, украсивший свой сад коллекцией римских статуй, столь же страстный коллекционер, как и кардинал Риарио, приобрел изваяние Бахуса. В дальнейшем знакомство с банкиром сыграло большую роль в карьере Микеланджело. При его посреднечестве скульптор свел знакомство с француским кардиналом Жаном де Вилье Фезанзак, от которого получил важный заказ. Микеланджеловсий Вакх очень убедительный. Вакх представлен скульптором в виде обнаженного юноши с чашей вина в руке. Статуя опьяневшего Вакха в человеческий рост предназначена для кругового обзора. Поза его неустойчива. Вакх как будто готов упасть вперед, но сохраняет равновесие, отклоняясь назад; его взгляд обращен на чашу с вином. Мускулатура спины выглядит упругой, но расслабленные мышцы живота и бедер демонстрируют физическую, а значит и духовную слабость. Опущенная левая рука придерживает шкуру и в виноградные гроздья. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью.

Как и «Битва кентавров» «Вакх» тематически непосредственно связывает Микеланджело с античной мифологией, с ее жизнеутверждающими ясными образами. И если «Битва кентавров» по характеру исполнения ближе рельефам древнеримских саркофагов, то в постановке фигуры «Вакха» использован принцип, найденный древнегреческими ваятелями, в частности Лисиппом, которого интересовала проблема передачи неустойчивого движения. Но как и в «Битве кентавров», Микеланджело дал здесь свое претворение темы. В «Вакхе» неустойчивость воспринимается по-иному, чем в пластике античного ваятеля. Это не минутная передышка после напряженного движения, но длительное состояние, вызванное опьянением, когда безвольно расслаблены мышцы.

Примечателен образ маленького козлоногого сатиренка, сопровождающего Вакха. Беззаботный, весело улыбающийся, он ворует виноград у Вакха. Мотив непринужденного веселья, пронизывающий эту скульптурную группу,— исключительное явление у Микеланджело. На протяжении всей своей долгой творческой жизни он никогда больше к нему не возвращался.

Скульптор добился решения  трудной задачи: создать впечатление  неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла  нарушить эстетический эффект. Мастерски  справился молодой скульптор  с чисто техническими трудностями  постановки мраморной фигуры большого размера. Как и античные мастера, он ввел подпору — мраморный пенек, на который посадил сатиренка, таким образом обыграв эту техническую деталь композиционно и по смыслу.

Впечатление полной законченности  статуи придает обработка и полировка  поверхности мрамора, тщательное исполнение каждой детали. И хотя «Вакх» не принадлежит  к высшим достижениям скульптора и, пожалуй, менее других его произведений отмечен печатью индивидуальности создателя, он все же свидетельствует  о приверженности его античным образам, изображению обнаженного тела, а  также о возросшем техническом  мастерстве. Прибыв в Рим в 1496 г., спустя два года Микеланджело получил  заказ на статую Богородицы и Христа. Он изваял бесподобную скульптурную группу, включающую фигуру Богоматери, скорбящей над телом Спасителя, снятого со креста. Эта работа бесспорно свидетельствует о начале творческой зрелости мастера. Группа «Оплакивание Христа», изначально предназначалась для капеллы девы Марии в соборе Св. Петра в Риме, и по сей день находится в соборе Св. Петра, в первой капелле справа.

Заказ на скульптурную группу был получен благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. Договор был заключен 26 августа 1498 г., заказчиком выступал француский кардинал Жан де Вилье Фезанзак. Согласно контракту мастер обязывался выполнить работу за год, и получал за нее 450 дукатов. Закончена работа была около 1500 г., уже после смерти кардинала, умершего в 1498 г. Возможно, эта мраморная группа изначально предназначалась для будущей усыпальницы заказчика. Ко времени окончания «Оплакивания Христа» Микеланджело исполнилось всего 25 лет.

Этот грандиозный заказ  открывает новый этап в жизни  молодого скульптора. Он открыл собственную  мастерскую, нанял команду помощников. В этот период он неоднократно посещал  Каррские каменоломни, где сам выбирал мраморные блоки для своих будущих изваяний. Для «Пьеты» потребовался невысокий, но достаточно широкий блок мрамора, так как по его замыслу на коленях у Богородицы размещалось тело ее взрослого Сына.

Эта композиция стала ключевым произведением раннеримского периода творчества Микеланджело, знаменующим начало Высокого Возрождения в итальянской пластике. Значение мраморной группы «Оплакивание Христа» некоторые исследователи сравнивают со значением знаменитой «Мадонны в гроте» Леонардо да Винчи, открывающей этот же этап в живописи.

Молодая Мария изображена с мертвым Христом на коленях - образ, заимствованный из североевропейского искусства. Самые ранние версии «Пьеты» включали также фигуры Св. Иоанна Крестителя и Марии Магдалины. Микеланджело, однако, ограничился двумя ключевыми фигурами - Богородицы и Христа. Некоторые исследователи предполагают, что Микеланджело в скульптурной группе изобразил себя и свою мать, которая умерла, когда ему было всего шесть лет. Искусствоведы отмечают, что его Дева Мария столь же молода, как и мать скульптора на момент ее кончины. После окончания работы над «Оплакивание Христа» Микеланджело получил несколько заказов, не столь грандиозных. Банкир Галли заключил контракт с Миекланждело на создание алтарного образа для усыпальницы кардинала в Санкт-Агостино, но работа так и не была закончена.

К 25 годам закончился период формирования его личности, и он вернулся во Флоренцию в расцвете всех возможностей, которыми может  обладать скульптор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание скульптуры Давида.

 

Между сентябрем 1501 и апрелем 1504 года Микеланджело создал статую Давида, одно из лучших своих произведений. Первоначально оно было предназначено  для украшения контрфорса флорентийского собора. Но созванная 25 января 1504 года комиссия, состоявшая примерно из тридцати человек, решила поставить статую перед  стеной палаццо Веккио, где находилась "Юдифь" Донателло. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Вазари прямо пишет: Микеланджело "создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, - так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять". Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. В этом плане микеланджеловская статуя как нельзя лучше отвечала тому центральному в ансамбле города месту, которое ей отвела авторитетная комиссия.

Работая над статуей, мастер столкнулся с большими трудностями. Он получил мраморную глыбу сильно вытянутой формы и неглубокую по своему объему. К тому же эта глыба  была частично подготовлена для фигуры Давида скульпторами XV века, которые  затем отказались от ее использования, столь неудобной была она по своей  форме. И здесь проявилась замечательная  способность Микеланджело "вписывать" фигуру в готовый блок камня так, чтобы она укладывалась в нем  максимально экономно.

Библейского героя Давида, победившего великана Голиафа, Микеланджело изобразил обнаженным, вернув тем  самым наготе тот этический смысл, каким она обладала в античной пластике. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии  покоя. Закинутая за плечо праща  и камень в правой руке являются лишь атрибутами, намекающими на героическое  деяние Давида. Он стоит спокойно, уверенный  в своей правоте и в грядущей победе. У него непропорционально  большие конечности и тяжелая  голова, чем подчеркнут юношеский  характер телосложения. Прекрасное, мужественное лицо отмечено печатью необычайного благородства, могучий торс и великолепно  моделированные руки и ноги выражают не только физическую мощь, но и подчеркивают силу духа. Фигура свободно развернута в пространстве, тяжесть корпуса  покоится на правой ноге, левая слегка отставлена в сторону, придерживающая пращу левая рука согнута в  локте, как бы приглашая зрителя  обойти вокруг статуи. Но она в основном рассчитана на фронтальное восприятие и на восприятие под углом справа, куда повернуто лицо Давида и куда направлен его взгляд. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых  аллегорий "Силы" (Fortitudo). Однако, как всегда, ему удалось переплавить все взятое со стороны в образ удивительной новизны, которому присущи такая мощь и такая энергия, что, кажется, нет силы в мире, которая могла бы противостоять этому юному герою. Микеланджело изображает Давида обнаженным, исходя из античных идеалов красоты человека, претворяя в мраморе античные представления о соответствии физической красоты, мощи и силе духа.

Он стоит спокойно, уверенный  в своей правоте и в грядущей победе. У него непропорционально  большие конечности и тяжелая  голова, чем подчеркнут юношеский  характер телосложения. Прекрасное, мужественное лицо отмечено печатью необычайного благородства, могучий торс и великолепно  моделированные руки и ноги не только выражают физическую мощь, но и подчеркивают силу духа. Давид изображен перед  битвой с Голиафом. Он весь сосредоточенность  и ожидание. Ведь еще ничего не произошло. Таким образом, Давид, отнюдь не окончательное  решение проблемы человека у Микеланджело, а только постановка вопроса - ответ  на этот вопрос мы находим в дальнейшем творчестве Микеланджело.

В 1504 году работа закончена, 25 января была созвана комиссия экспертов, на которой обсуждался вопрос, где  поставить статую. Во время обсуждения комиссией вопроса о статуе впервые  встретились Микеланджело и Леонардо да Винчи. Это не был удобный момент для дружеской встречи. Леонардо было в это время за 50 лет, он уже  создал «Тайную вечерю» и «Мону Лизу» и уступал первенство в скульптуре Микеланджело. Единственному сопернику да Винчи - Микеланджело не было в это время и 26 лет. Его «Давиду», по выражению современников, «удивлялись даже невежды». По желанию Микеланджело ее решили поставить у входа в палаццо Синьории, на котором она и простояла в течение трех веков.

Установка этой статуи имела  особое политическое значение: в это  время, в самом начале 16-го века, Флорентийская  республика, изгнавшая своих внутренних тиранов, семейство Медичи, была исполнена  решимости сопротивляться врагам, грозившим ей изнутри и извне. Хотели верить, что маленькая Флоренция может победить, как некогда юный мирный пастух Давид победил великана Голиафа.

Перенос колоссальной статуи из мастерской и установка ее перед  Палаццо Веккьо, местопребыванием властей Флорентийской республики превращается в торжественное событие. Три дня потребовалось, чтобы доставить мраморного гиганта к месту назначения. Неизвестно, почему в мраморного великана полетели камни. Возможно, это была работа одиночных вандалов. Согласно другой версии, нападение было организовано сторонниками семьи Медичи в знак протеста против символа власти нового республиканского правительства.

После того, как статуя была установлена на постоянном месте, Микеланджело, вероятно, провел заключительные работы, нанес последние штрихи, отполировал  до зеркального блеска поверхность  «кожи». Наконец все работы были завершены К началу сентября, настало время открыть статую на которую Микеланджело потратил три года неустанных трудов.

Открытие «Давида» состоялось 8 сентября, и флорентийцы были потрясены открывшимся видом в завершенном виде. Статуя Давида принесла Микеланджело славу и упрочило за ним репутацию первого скульптора Италии. Этой статуей Микеланджело доказал своим сограджанам, что он не только превзошел всех современных ему художников, но также мастеров античности. Если до сих пор имя Микеланджело было известно во всей Италии, после завершения «Давида» его провозгласили величайшим из итальянских скульпторов, и это звание по праву Микеланджело сохранил до конца жизни.

Информация о работе Творчество Микеланджело