Творчество Эль Гриего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:07, доклад

Описание работы

В мировой истории живописи творчество художника Эль Греко занимает особое положение. Его трудно отнести к какой-либо из школ того времени, он не оставил после себя учеников, да и само его искусство с точки зрения необычных изобразительных форм не только вышло за пределы какой-либо национальной школы, но и далеко опередило свое время.
Итальянцы и испанцы называли Доменико Теотокопули Греком, под этим именем он и вошел в историю искусства. Само прозвище Эль Греко возникло от смешения двух языков, ибо по-итальянски оно должно было звучать как Иль Греко, а по-испански — Эль Гриего.

Файлы: 1 файл

В мировой истории живописи творчество художника Эль Греко занимает особое положение.docx

— 30.22 Кб (Скачать файл)

В мировой истории живописи творчество художника Эль Греко занимает особое положение. Его трудно отнести к какой-либо из школ того времени, он не оставил после себя учеников, да и само его искусство с точки зрения необычных изобразительных форм не только вышло за пределы какой-либо национальной школы, но и далеко опередило свое время.

Итальянцы и испанцы называли Доменико Теотокопули Греком, под этим именем он и вошел в историю искусства. Само прозвище Эль Греко возникло от смешения двух языков, ибо по-итальянски оно должно было звучать как Иль Греко, а по-испански — Эль Гриего. Даже этот факт показателен для необычной судьбы художника, уроженца острова Крит, сформировавшегося в Италии и нашедшего в Испании не только вторую родину, но и почву, наиболее благоприятную для развития блистательного расцвета своего таланта.

Большую часть жизни художник провел в Толедо. Но прежде чем приехать на Пиренейский полуостров, он много лет работал в Италии. Мировоззрение Эль Греко сформировалось в стране самой развитой гуманистической культуры. Естественно, что его отношение к искусству было независимее, чем у современных ему испанских живописцев. Произведения Эль Греко, написанные на религиозные сюжеты, проникнуты философскими размышлениями о судьбах людей.

О жизни Эль Греко известно крайне мало, сведения о нем скудны и  отрывочны. Последующие поколения  предали искусство толедского мастера забвению вплоть до начала XX века. Время не только стерло имя Эль Греко из истории искусств на несколько столетий, но и уничтожило напоминания о нем в городе, где прошла большая часть жизни художника: могила с прахом Эль Греко исчезла, дворец маркиза де Вильены, где он жил, был разрушен. Но осталось самое прекрасное — его картины. 

Доменико  Теотокопули, известный под именем Эль Греко, родился приблизительно в 1541 г. в Канди (теперь это город Ираклион), столице средиземноморского острова Крит. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем, и о его детстве. Сейчас предполагают что отец Эль Греко был сборщиком податей, и, вероятно, смог дать своему сыну хорошее образование. Впоследствии живописец близко общался со многими учеными, а к концу жизни собрал в свою личную библиотеку 131 книгу по истории, литературе, философии, живописи и архитектуре на греческом, латинском, итальянском и испанском языках.

Первоначальное  художественное образование Доменико Теотокопули получил у себя на родине  у местных иконописцев, приверженцев старой византийской манеры. Возможно, его учителем был известный критский иконописец Михаил Дамаскинос.

Примечателен  тот факт, что молодой Доменико писал в стиле, традиционном для иконописи греческой православной церкви, при этом его семья принадлежала к римской католической, а не к православной вере. Этот стиль наложил отпечаток на все его дальнейшее творчество, влившись в ту уникальную манеру, которую художник окончательно сформировал, пребывая в Испании.

Впервые в официальных документах имя  молодого художника упоминается 6 июня 1566 года, как «мастер Доменико Теотокопули, художник». 

«Успение Богородицы» (ок. 1560-1567)

Первые 25 лет жизни Доменико Теотокопули провел на своем родном острове Крит, где обучался у мастеров-иконописцев. Одна из немногих сохранившихся работ этого периода - икона «Успение Богородицы» из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). Эта икона написана в соответствии с строгими канонами православной церкви, и следует другим работам этой же темы, изображающих стилизованные лики и фигуры на плоском фоне. Многофигурная композиция на золотом фоне состоит из двух частей - земного и небесного мира. Внизу, на земле, апостолы и ученики окружают ложе с почившей Богоматерью. К Марии склоняется Христос, прикасается к ее груди, словно пробуждая к вечной жизни. В верхнем мире Богоматерь возносят ангелы и архангелы, в отдалении святые на облаках со стороны наблюдают за событием.

 

 

 

 

 «Апостол Лука пишет образ Богородицы» (ок. 1560-1567)

Наряду  с иконой «Успение Богородицы», «Апостол Лука пишет образ Богородицы» - одна из наиболее ранних из известных нам работ Эль Греко. Она была создана во время учебы в иконописной мастерской на о. Крит.

Эта работа плохо сохранилась, часть  краски отшелушилась, однако на некоторые  участки остались неповрежденными. Фактически, утрачено лицо и часть  фигуры Св. Луки, но в хорошей сохранности остался фрагмент иконы с мольбертом, коробка с красками на скамейке под ним.

Апостол Лука был врачом, и, согласно преданию, первым иконописцем. На иконе кисти  Эль Греко, Св. Лука изображен в  процессе работы над иконой, которая  полностью соответствует византийскому  канону. В целом икону «Апостол Лука пишет образ Богородицы»  можно рассматривать как переходную работу, которая доказывает влияние  на художника идей европейского Ренессанса.

«Положение Христа в гроб» (конец 1560-х)

«Положение  Христа в гроб» кисти Эль Греко  было создано в период его учебы  на Крите, или же вскоре по прибытии в Венецию. По праву оно считается  одним из лучших произведений Эль  Греко этого периода.

ВЕНЕЦИЯ 
«Благовещение» (ок. 1570)

Небольшая картина на деревянной доске «Благовещение» была написана Эль Греко, в конце его пребывания в Венеции. Возможно, он завершил ее, уже находясь в Испании, сейчас она хранится в галерее Прадо (Мадрид).

Манера  исполнения «Благовещения» близка к  Венецианской художественной школе. В  отличие от работ Испанского периода, на этой картине изображены коренастые, плотные фигуры. На задний план, в  арочный проем, уходит перспектива  мощеной плитами дороги.

традиционно Марию изображали у стены или  в комнате, которая символизировала  ее чистоту и непорочность, а архангела  Гавриила - на фоне пейзажа, у окна или  на открытом пространстве. В верхней  части картины кружат ангелочки-путти, они наблюдают за летящим голубем, символизирующем Святой Дух.

 «Поклонение пастухов» (1570-72)

В восемнадцатом веке эту картину  приписывали Джованни Ланфрансо, а позже семейству Баззано. С 1951 года было официально принято авторство Эль Греко, тем не менее, все же существует связь этой картины с работами Баззано. Возможно, именно эта картина стала первым произведением так называемого цикла "ночных" картин Эль Греко.

Рентгеновское исследование показало, что верхняя  часть холста была полностью перекрашена, и верхний край холста был обрезан.

 РИМ 
«Мальчик, раздувающий лучину» (1570-72)

Эль Греко написал ряд "ночных" картин Эль Греко, среди которых  и нехарактерную для него по тематике «Мальчик, раздувающий лучину». Это произведение прекрасно демонстрирует рост мастерства художника, соеденившего в своей живописной манере традиции критской иконописи и достижения итальянского Ренессанса.

На  картине на темном фоне изображен  мальчик, вытянувший в трубочку полные губы, и дующий на тлеющее полено, чтобы зажечь свечу. Разгорающийся  огонь освещает лицо мальчика, капли  воска падают с начавшей плавится свечи, однако света еще недостаточно чтобы осветить комнату, вся она остается во тьме.

Позже, уже во время своего пребывания в  Испании, Эль Греко вернется к  этому сюжету, и напишет картину, которая известна сейчас под названием "Аллегория испанской пословицы", на которой также изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы зажечь свечу, рядом с ним еще один человек и обезьяна.

Портрет мужчины (ок. 1575)

Портрет мужчины мастер Доменико Теотокопули написал в конце его учебы в Риме. На сегодняшний день не удалось установить, кто изображен на этом портрете, существует несколько предположений. В этом произведении ясно прослеживается рост мастерства художника, прошедшего путь от византийской иконописной традиции через гуманизм Итальянского Возрождения к своему собственному глубоко индивидуальному стилю. Возможно, это собирательный образ, в котором Эль Греко воплотил свои представления о гуманисте-интеллектуале, человеке Возрождения.

Одной рукой неизвестный опирается  на книгу с закладками, лежащей  на столе, рядом с письменным или  чертежным прибором. Возможно, эти  детали должны указывать на его занятия. Правая рука запечатлена в красноречивом  жесте, традиционном для изображения  ораторов.

Приезд Эль Греко в Испанию

В 1576, привлеченный известием о строительстве  Эскориала, Эль Греко предпринял путешествие в Испанию. Когда  Эль Греко приехал в Испанию, ему было тридцать шесть лет. Это  был не робкий провинциал, а уже  избалованный успехом в Италии, уверенный  в себе мастер, создавший к тому времени ряд первоклассных произведений.

Существуют  разные предположения о причине переезда Эль Греко в Испанию. Вероятно, его привлекла возможность получить заказ при испанском дворе, где над украшением Эскориала работали немало итальянских живописцев. В это время строительство монастыря Сан Лоренсо находилось в самом разгаре. Однако творческому содружеству Хуана де Эрреры и Эль Греко не суждено было осуществиться. После краткого пребывания в Мадриде, не получив ни одного крупного заказа в Эскориале, Эль Греко вскоре уехал в Толедо — центр старой аристократии, сохранивший средневековый бытовой уклад, где его ждала интересная работа.

В июне 1579 года Филипп II с семьей и  придворными прибыл в Толедо на торжественный  праздник тела Христова, и надежда  получить королевский заказ вновь  охватила Эль Греко. Это казалось реальным, так как, находясь в Толедо, король отбирал для украшения  своего любимого детища поправившихся  ему мастеров. Для работы в Эскориале  были приглашены скульпторы Помпео Леони, связанный с Эль Греко узами дружбы, и Хуан Баутиста Монегро, сотрудничавший с ним в оформлении алтаря толедской церкви Санто Доминго Эль Антигуо. Вместе с тем незадолго до приезда Филиппа II в Толедо скончался первый королевский живописец Хуан де Наваррете, и его место еще оставалось свободным.

По-видимому, по заказу короля, которому Эль Греко  мог быть рекомендован Помпео Леони, он создал небольшое полотно «Поклонение имени Христа». О том, что картина произвела желаемое впечатление, свидетельствовал королевский заказ 1580 года на большой алтарный образ «Мученичество св. Маврикия» для собора Сан Лоренсо. Произведение это сыграло в жизни и творчестве Эль Греко роль переломного момента. Столь непохожая на шаблонные образцы церковного искусства картина вызвала резкое недовольство короля и была повешена в Зале капитула. Честолюбивые мечты Эль Греко разлетелись в прах, а его самолюбию гордого человека был нанесен оскорбительный удар. Отныне до самой смерти он был связан только с Толедо, который успел горячо полюбить за эти годы.

Творчество Эль Греко и Толедо

Музеи, монастыри, церкви, старые госпитали  Испании хранят множество произведений Эль Греко. Здесь можно увидеть  прославленные полотна и откровенно слабые работы, уникальные образцы  и копии, видимо, принадлежащие мастерской, и даже просто грубые подделки неизвестного происхождения. Некоторые картины  требуют серьезной реставрации, многое — самого сурового критического отбора.

Толедо  служил фоном для многих картин, а в позднем творчестве он писал  его панорамные изображения. В какой-то мере от города, увиденного глазами Греко, отталкивалось представление о романтически-таинственном Толедо, застывшем в своем мертвенном величии. И в самом деле этот удивительный город обладает, как многое в старой Испании, волнующей выразительностью.

Трудно  предположить, как сложилась бы дальнейшая судьба Эль Греко, если бы ему удалось  сразу же получить заказы для Эскориала. Стиль Эскориала не нуждался в живописце такого самостоятельного видения и необузданного темперамента.

Первое  знакомство Эль Греко с художественной жизнью Толедо еще более укрепило его в сознании своей исключительности, ибо в городе в то время не было развитой живописной школы. Вместе с  тем нельзя не видеть здесь одну из форм самоутверждения иностранного художника в чуждой ему среде.

Первые заказы в Испании

Полученные  в Испании заказы стали для Эль Греко серьезным и ответственным испытанием. Два крупных заказа последовали почти одновременно и исходили от декана толедского собора дона Диего де Кастильо. Дон Диего де Кастильо был исполнителем завещания умершей незадолго до приезда Эль Греко одной знатной португальской дамы, согласно которому все ее состояние передавалось монастырю Санто Доминго эль Антигуо для восстановления разрушавшейся монастырской церкви. Сооружение главного алтаря поручили Эль Греко. По его рисункам и макетам оформление алтаря выполнял Хуан Батиста Монегро.

В 1577—1579 годах Эль Греко написал алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо. Работа над алтарем была еще не завершена, когда живописец получил от дона Диего де Кастильо новый и весьма почетный заказ на картину «Эсполио» для толедского собора.

Первые  произведения Эль Греко в Испании  шли в общем русле столь  же высокого искусства, в котором  приверженность итальянской традиции отступала перед стихийным напором  его исключительно богатой и  творчески одаренной индивидуальности. Лучше всего позволяет об этом судить алтарный образ «Эсполио», украшающий с 1671 года сакристию толедского собора (первоначально находился в другом помещении собора).

Жизнь Эль Греко в Толедо требовало  от него как бы непрестанного самоутверждения. Сам образ этой жизни, его привычки, поведение, траты, судебные процессы, даже тот факт, что он жил во дворце маркиза де Вильены — все вызывало удивление его сограждан, кое-что казалось чудачеством, а многое, возможно, осуждалось и порождало зависть.

Информация о работе Творчество Эль Гриего