Творчество И.Н.Крамского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 22:52, реферат

Описание работы

Учился в Острогожском училище, где и кончил курс с похвальны ми листами по всем предметам — 12 лет от роду. В тот же год лишился отца, писаря городской думы. В той же думе упражнялся в каллиграфии, служил посредником по полюбовному межеванию. А когда минуло шестнадцать, представился случай вырваться из Острогожска с харьковским фотографом, снимавшим в нашем городке войсковые учения.

Содержание работы

1. Биография
2. Творчество
3 .«Неизвестная»(1883)
Заключение
Литература
ТВОРЧЕСТВО И.Н.КРАМСКОГО

Файлы: 1 файл

реферат Крамской.docx

— 40.87 Кб (Скачать файл)

В том же 1884 году Крамской приступил  к последней последней своей  большо картине на библейский сюжет Иродаина перед головой крестителя(1884- 1886,не окончена). Эта картна сегодня воспринмается как предсмертная исповедь художника.

Физическое уничтожение человека не означает смерти его духа. В образе Иоанна Крестителя отражена судьба поколения 1860-х годов,судьба самого Крамского.

Сознание неумолимого движения жизни пронизывает небольшой  по размеру последний автопортрет с дочерью(1884). В сопостовлении стареющего художника,обременного опытом и знаниями,и юного сущесва,стоящего на пороге жизни, полного надежды и молодости,видится глубокий философский смысл.

В целом ряде статей и писем 1880—х голов Крамской подвел итог своим  размышление о назнааении искусства. Важнейшим положением его эстетика стало требование совершентсва жипописной формы. Он не устает призывать художников писать  “просто,легко,свободно и,мало того,обворожително”, но при этом остерегает от утраты “самого дорого качества художника – сердца”.

 Немало сил отдал он привлечению в ряды передвижников И.Е.Репина, В.Д.Поленова, Н.А.Ярошенко, В.И.Сурикова. Он искреннне радовался достижениям талантливой молодежи,успехам всего русского реализма,в котором видел “историчское оправдание” усилий собственной жизни. Крамской умер в 1887 году  в Петербурге в своей мастерской за работай над портретом доктора  К.А.Раухфуса (1887). Похоронен на Смоленском кладбище , а в 1987 году его могила была перенесена в некрополь Александро-Невской лавры. 

 

  1. Картина «Неизвестная» - одна из самых популярных не только в творчестве Крамского, но и во всей русской школе второй половины XIX века. Появившись на 11-й выставке ТПХВ в 1883 году в Санкт-Петербурге, «Неизвестная» сразу привлекла всеобщее внимание и породила разноречивые толки. Многие критики восприняли произведение как обличающее моральные устои общества: В.В.Стасов назвал героиню Крамского «кокоткой в коляске»; художник и критик Н.И.Мурашко - «дорогой камелией», нравственный облик которой никак не может служить общественным идеалам; П.М.Ковалевский увидел в ней «одно из исчадий больших городов».
 




Были критики, которые соединяли этот образ  с Анной Карениной Льва Толстого, сошедшей с высоты своего социального  положения, с Настасьей Филипповной  Федора Достоевского, поднявшейся над  положением падшей женщины, также назывались имена дам света и полусвета. К началу XX века скандальность образа постепенно перекрылась романтически-загадочной аурой блоковской «Незнакомки». В  советское время «Неизвестная»  Крамского стала воплощением  аристократизма и светской утонченности, почти что русской Сикстинской  мадонной — идеалом неземной красоты  и духовности.

В частном собрании в Праге хранится живописный этюд к картине, убеждающий в том, что  Крамской искал неоднозначности  художественного образа. Этюд гораздо  проще и резче, досказаннее и  определеннее картины. В нем сквозит  дерзость и властность женщины, чувство  опустошенности и пресыщенности, которые  отсутствуют в окончательном  варианте. В картине «Неизвестная»  Крамской увлечен чувственной, почти  дразнящей красотой своей героини, ее нежной смуглой кожей, ее бархатными ресницами, чуть надменным прищуром темных глаз, ее величественной осанкой.

Словно царица она возвышается над туманным белым холодным городом, проезжая в  открытом экипаже по Аничкову мосту. Ее наряд — шляпа «Франциск», отделанная изящными легкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей  кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет — все  это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую  элегантность. Однако это не означало принадлежности к высшему свету; скорее наоборот — кодекс неписаных  правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества. «Модный наряд героини Крамского  свидетельствует о наличии средств  следовать за рекомендациями журналов, но ничего не может сказать об истинном положении дамы в обществе... она  не принадлежит к высшему свету, — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах общества. Во второй половине XIX века аристократическая дама уже  не могла диктовать моду остальным - купечество располагало большими средствами - так выработался особый, несколько старомодный стиль, отличающий принадлежность к родовой аристократии» (Кирсанова Р. Костюм в русской  художественной культуре // Вопросы  искусствознания. 1997. № 1 (X). С. 487).

С большим мастерством  художник пишет перо на шляпке, пушистый мех, синий атлас лент. Это, пожалуй, единственная работа Крамского, в которой  он достигает такой материальной достоверности предметного мира.

Можно заметить, что изображение дамы в экипаже  не растворяется в пейзаже, не погружено  в атмосферу туманного морозного  зимнего дня, а помещено как бы перед пейзажем, что усиливает  впечатление вызова, красоты, выставленной напоказ.

Изысканная чувственная  красота, величественность и грациозность «Неизвестной», некоторая отчужденность  и высокомерие не могут скрыть чувство незащищенности перед лицом  того мира, к которому она принадлежит  и от которого она зависит. Своей  картиной Крамской поднимает вопрос о судьбах красоты в несовершенной  действительности.

В.В.Стасов ставил в один ряд «Неизвестную» и  серию заказных светских портретов  Крамского 1880-х годов. Маститый критик был прав и не прав одновременно. «Неизвестная» — не салонный портрет. Это сложное, многоплановое произведение, хотя здесь по-своему и использован  опыт работы художника над заказными  парадными портретами. Эффектная  подача модели, ее женская притягательность, фактурная осязательность живописи существуют не сами по себе, а как  элементы сложного целого.

Крамской стремится вглядеться в лик Красоты, задумывается над  вопросом, что она — добро или  зло, от Бога или от дьявола. И все  же для Крамского, человека, воспитанного на идеалах эпохи 1860—1870-х годов, красота внешняя остается дьявольским  наваждением и искушением, он воспринимает чувственное в женщине как  противоположное духовному, женственное  представляется стихией, враждебной личности, разуму, совести. В одном из писем  середины 1880-х годов к писателю и издателю А.С.Суворину Крамской рассуждает об утрате романтического идеала женственности  в век «газет и вопросов», его  страшат «глубокие трущобы» женской  натуры, животные инстинкты, которые  ныне уже не сдерживают цепи религии  и чувства долга. В своих взглядах на проблемы пола Крамской оказывается  близок герою «Крейцеровой сонаты»  Л.Н.Толстого. Что такое красота, как соотносятся красота и  нравственность, как слить в искусстве  этическое и эстетическое - предмет  постоянных размышлений Крамского. И именно в контексте таких  размышлений можно понять идею сколь  знаменитой, столь и загадочной «Неизвестной».

 

 Заключение:

"Не стало одно из крупнейших  художественных деятелей нашего  с вами русского искусства.  Даже если бы Иван Николаевич  оставил после себя только  свои картины, он уже был  бы увековечен в нашей культуре. Но, пожалуй, главным его созданием  является общество передвижных  художников, которое он организовал  и возглавлял столько лет... Заслуга  его в родном отечестве никогда  не будет забыта." (Стасов Н.В.)

 

Литература:

  • www.kramskoy.info
  • Энциклопедия мирового искусства: Мастера мировой живописи XIX-XX века /Москва - 2002

~ ~


Информация о работе Творчество И.Н.Крамского