Творчество Андре Дерена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 02:19, биография

Описание работы

Андре Дерен (1880 -1954) — французский живописец, театральный декоратор, книжный иллюстратор, гравер, скульптор, один из главных представителей фовизма.
Дерен родился в 1880 г. в парижском пригороде Шату в семье кондитера. Там же в 1895 он получил первые живописные навыки у местного художника Жакомена. Избрав для себя профессию инженера, поступил на подготовительные курсы при Политехнической школе в Париже. Свободное время он посвящал искусству: ходил в находящийся неподалеку Лувр, изучал там живопись XV столетия, делал зарисовки на пленэре берегов Сены и брал уроки живописи.

Файлы: 1 файл

Андре Дерен.docx

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Андре Дерен (1880 -1954) — французский живописец, театральный декоратор, книжный иллюстратор, гравер, скульптор, один из главных представителей фовизма.

Дерен родился в 1880 г. в  парижском пригороде Шату в семье кондитера. Там же в 1895 он получил первые живописные навыки у местного художника Жакомена. Избрав для себя профессию инженера, поступил на подготовительные курсы при Политехнической школе в Париже. Свободное время он посвящал искусству: ходил в находящийся неподалеку Лувр, изучал там живопись XV столетия, делал зарисовки на пленэре берегов Сены и брал уроки живописи. В 1898 Дерен поступил в Академию Каррьера, где познакомился, где познакомился с А. Матиссом, Ж. Пюи и А. Марке и решил сделать живопись своей профессией.. Через два года Дерен оставил академию и начал учиться самостоятельно. Большое влияние на формирование художественного стиля Дерена оказало искусство В. Ван Гога, П. Сезанна и П. Гогена. В 1900 г. он  знакомится с М. Вламинком. Вместе они много рисовали на пленэре, главным образом в окрестностях Шату. Там же  открыли мастерскую..В 1905 г. вместе с Матиссом Дерен совершает поездку на юг Франции, в Коллиур. Природа Коллиура и, особенно, южное освещение произвели на художника неизгладимое впечатление.

Пейзажи, написанные Дереном  в 1900-х гг., отмечены экзальтацией цвета, в котором буквально растворяются очертания реально существующих предметов. Подобная манера свидетельствует об усвоенной молодым живописцем эстетике фовизма

 («Две шлюпки», 1906, Национальный музей современного искусства, Париж; «Порт в Гавре», 1905-1906; «Дорога среди гор», 1907 - оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург; «Виноградники весной», ок.1906, Художественный музей, Базель).

Порт в Гавре, ок 1905 г

Дорога среди гор, 1907г

 

Фовизм стал первым модернистским течением 20 столетия. Большую роль в его возникновении сыграла посмертная выставка В. Ван Гога, проходившая в 1901 г. в Париже. Звучные чистые краски полотен знаменитого голландского мастера оказали неизгладимое впечатление на группу французских художников, во главе которых стоял Анри Матисс. Подобно его коллегам-художникам Раулю Дюфи, Матиссу и Вламинку, Дерен отказался от разделения цветов на цветовые оттенки, характерного для работ большинства импрессионистов. Фовисты громко заявили о себе на парижской выставке “Осеннего салона” в1905 г., шокировав публику яркими, кричащими красками, придававшими картинам несколько «дикий» вид. Критик Луи Воксель отметил, что пространство в них напоминает клетку для диких животных - "cage aux fauves". Таким образом, представители этого направления в живописи (французского варианта экспрессионизма) получили наименование "дикие" (Fauves).

Декоративная живопись фовистов характеризуется сочными, чистыми цветами, широкими темными контурами, искажением формы и отсутствием объемов. Представители этого направления не стремились к достоверности в изображении окружающего мира, главным для них было выразить свои чувства и настроения. Основное художественное средство фовистов — цвет.

Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета.

Крупнейшими представителями  фовизма являлись Ж. Руо, , А. Марке, М. Вламинк, Ж. Брак, Р. Дюфи, О. Фриез, Ж. Фландрен, К. ван Донген.

 

 В лондонских пейзажах  этого периода преобладают мощные созвучия синих и зеленых тонов, прекрасно передающих ощущение влажной атмосферы города

(«Биг Бен», 1905, частное собрание, Труа; «Темза», Городской музей, Амстердам; «Вестминстерский мост», 1906, частное собрание, Париж).

 

После того как в 1906 Дерен  увлекся африканским пластическим искусством, он начал работать с  неправильными и искаженными  изображениями. Такова, например, работа "Лондонский мост" (1905/06), а также  работы, появившиеся во время его  пребывания в Л'Эстаке (Прованс) - например, "Л'Эстак" (1906).

В 1907 г. Дерен познакомился с П. Пикассо и с художниками  из его окружения. Это знакомство оказало большое влияние на живопись французского мастера. Его картинам становятся присущи рационалистическая чёткость композиций, геометрическая упрощённость и весомость форм. Сдержанный и хмурый колорит картин этого периода строится на зеленоватых, бурых и свинцово-серых оттенках. Пейзажи и натюрморты этого периода отмечены влиянием Сезанна и эстетики раннего кубизма.(«Монтрёй-сюр-Мер. Гавань», 1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Старый мост в Кане», 1910, Национальная галерея, Вашингтон; «Натюрморт на столе», 1910, Национальный музей современного искусства, Париж; «Гавань в Провансе», 1912, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Роща», 1912, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Параллельно с этим он работал над классическими ландшафтами и натюрмортами. Его цветовая палитра стала менее яркой и контрастной. С 1911 Дерен создал по заказам владельца галереи Даниэля-Анри Канвайлера 33 натюрморта, которые, хотя и сильно приближенные к работам Брака и Пикассо, работавших в стиле кубизма, тем не менее были связаны с историческими традициями живописи прошлого. В своем так называемом готическом периоде творчества Дерен перерабатывал элементы живописи XV столетия. Формально художник придерживался классических норм и своей реалистической манерой изображения предвосхитил неореализм.

   Роща, 1912 г

  Скалы, 1912г

  Стол и стулья, 1912г

Натюрморт. Глиняный кувшин, белая салфетка и фрукты, 1912

 Натюрморт с черепом, 1912г

 

  Мартиг. Гавань в Провансе, 1913г

Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина  «Гавань в Провансе» (1912). Художник пишет голубую ленту залива, уходящего вдаль, белые дома на берегу, изумрудные склоны гор, поросшие деревьями, огромную скалу, заслонившую небо. На полотне изображена голубая полоска залива, белоснежные здания на берегу, зеленоватые горные склоны, большая скала, заслонившая небо. На скале растут редкие деревья. Более темный передний план картины, выдержанный в зеленых и коричневых тонах, служит рамой для светлого дальнего плана. Выполненные в манере наивного искусства, они напоминают детский рисунок и контрастируют с остальными элементами пейзажа. Ландшафт безлюден: у причала качаются пустые лодки, на парусных яхтах, плывущих по волнам, не видно команды. Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Главное средство выразительности в этом произведении — не цвет, а рисунок, с помощью которого художник делает пейзаж четким и реальным.

Портреты и сюжетные композиции этого периода оставляют сложное  впечатление, поскольку мастер испытывает не только влияние Сезанна, но и подражает манере старых мастеров,а также в них заметны черты наивной живописи («Субботний день», 1911-1914, ГМИИ, Москва; «Тайная вечеря», 1913. Художественный институт, Чикаго; «Люси Кан-вейлер», 1913, Национальный музей современного искусства, Париж; «Девушка в черном», 1914, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Девушка», 1914, Музей Пикассо,Париж)

. Девушка в черном, ок 1913 г

 

Портрет неизвестного, читающего  газету (Шевалье Х), 1911-1914 

 

 
В 1914-1918 гг. А.Дерен воевал на фронтах  первой мировой войны, а после  ее окончания много работал над оформлением театральных спектаклей; сотрудничал с балетной труппой С.П.Дягилева, выполнял театральные декорации для балетов “Русских сезонов”. В 1921г. посетил Рим. В этот период произведения мастера заполняют театральные персонажи. Он создает картины, на которых плавные изгибы фигур танцовщиц, персонажей комедии дель арте, обнаженных очерчены четкими и ясными линиями, а пластичные объемы выстраиваются в хорошо продуманные композиции («Обнаженная с кошкой», 1923, частное собрание; «Обнаженная с кувшином», 1923-1924, Музей Оранжери, Париж; «Пьеро и Арлекин», 1924, частное собрание, Париж).

В этот период Дерен прославился  как мастер неоклассицизма. Художник говорил: «Искусство — это память поколений, а музеи — инициация  духа». Он начал ориентироваться  на классические эталоны, давно признанные нормативы мировой культуры, и  создал произведения, являющиеся истинной вершиной его творчества.

Дерен никогда не останавливался на достигнутом, он постоянно совершенствовал свой метод, изучая и копируя помпеянские росписи, полотна мастеров кватроченто, болонских академиков и, особенно, Караваджо, Коро и Ренуара, поскольку его всегда интересовала проблема исторического наследия и его связи с современной жизнью. Многие особенности их творчества он успехом применял в своих произведениях, сохраняя при этом глубоко индивидуальный стиль(«Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935; «Натюрморт» (1939, Галерея П. Матисса, Нью-Йорк)

С середины 20-х Дерен посвятил себя живописи ландшафтов, бросив вызов  работам Клода Лоррена и Николя Пуссена. Однако его картины, по отзывам критиков, были обречены на неудачу из-за их безнадежного консерватизма.

.

Дорога в Кастель Гандольфо, Около 1921 г

 

Значительное место в  его творчестве занимают графические  работы. Среди них — прекрасные иллюстрации к произведениям  Овидия, Ф. Рабле, Ж. Лафонтена, Г. Аполлинера, А.Бретона. Дерен известен также как непревзойденный мастер керамики и мелкой пластики.

 

В 1935 Дерен приобрел дом в Шамбурси, откуда уехал после того, как немцы оккупировали Францию (1940). Он жил в Париже, иногда у жены Алисы Принсе (бракосочетание в 1907), иногда у своей модели, которая впоследствии родила ему ребенка. Предложения работать на нацистов он поначалу отвергал, но в 1941 принял приглашение посетить Германию, устроенное нацистами с пропагандистскими целями. По окончании второй мировой войны Дерен получил клеймо коллаборациониста и практически перестал появляться в обществе. Чувство одиночества отражает темная палитра его последних картин, таких, как "Угрюмый пейзаж" (ок. 1952).

В позднем творчестве Дерена появились драматические  и мрачные ноты («Лодки в Нуармутье», 1950). Веет печалью и одиночеством от его последних работ, представляющих мир зыбким и ирреальным(«Мрачный пейзаж», 1954).

 С 1953 вследствие  болезни глаз у Дерена стало  резко ухудшаться зрение. В 1954 74-летний Дерен погиб в парижском  пригороде Гарше в автокатастрофе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Творчество Андре Дерена