Творчество Амедео Модильяни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 01:40, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – проследить жизненный и творческий путь Амедео Модильяни, а для этого необходимо:
• изучить основные этапы непродолжительной, но полной событиями, жизни художника;
• осветить творчество Модильяни;
• проанализировать основные работы мастера.

Содержание работы

Введение 3
1. Судьба художника. 4
1.1. Парижская жизнь Модильяни 7
2. Творческое наследие 12
2.1. Направление в творчестве 15
2.2. Главные темы живописи Модильяни 17
2.3. «Женское и мужское» в картинах Модильяни 21
Заключение 23
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Skobereva_iskusstvo_XX_veka (Автосохраненный).docx

— 49.10 Кб (Скачать файл)

Удлиненные формы Модильяни всегда вызывали повышенный интерес. Их происхождение по-разному объяснялось критиками. Некоторые из этих объяснений довольно анекдотичны – например, условно говоря, «алкогольное». Утверждали, что удлиненные формы есть результат алкогольных пристрастий художника, глядящего на женщин сквозь дно стакана или изогнутое горлышко бутылки. Между тем, подобные формы встречаются и у ренессансных мастеров, перед которыми преклонялся Модильяни, и на любимых им африканских масках. Африканскими масками не исчерпывались его художественные увлечения. Его также влекло к себе искусство Древнего Египта, занимали статуи островов Океании и многое другое. Впрочем, о прямом заимствовании тут речи не шло; если древние скульптуры и оказали влияние на манеру Модильяни, то лишь опосредованное. Модильяни принимал лишь то, что соответствовало его собственным поискам.

Наиболее полно раскрылся сложный талант Модильяни в портретном жанре. «Человек — вот, что меня интересует. Человеческое лицо — наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник», — пишет он. Никогда не делая портретов на заказ, художник писал только людей, судьбы которых хорошо знал, он словно воссоздавал свой собственный образ модели. Ню и портреты, написанные художником на закате жизни, знаменуют собой важную веху в истории современной живописи. Хотя последние портреты Модильяни несут следы эмоционального упадка (что не удивительно, если не забывать про то, как он в это время жил), они, тем не менее, сохраняют прозрачность и величественность, присущие мастерам Возрождения.

В остро выразительных портретах Диего Риверы (1914, Музей искусств, Сан-Паулу), Пабло Пикассо (1915, частное собрание, Женева), Макса Жакоба (1916, частное собрание, Париж), Жана Кокто (частное собрание, Нью-Йорк), Хаима Сутина (1917, Национальная галерея, Вашингтон) точно найдены детали, жест, линия силуэта, цветовые доминанты, ключ к пониманию всего образа — всегда тонко уловленное характерное «состояние души». В портрете А. Зборовского (1918, Музей искусств, Сан-Пауло) подчеркнуто поэтическое начало, присущее этому человеку романтического склада, поклонявшегося таланту Модильяни и бескорыстно занимавшегося продажей его картин. В образах утонченной Л. Чековской (1919, частное собрание, Милан), эксцентричной Б. Хэстингс (1918, частное собрание, Нью-Йорк), мечтательной Ж. Эбютерн (1919, частное собрание, Лос-Анджелес) звучит тема человеческой красоты, трепетной одухотворенности, любви. Портреты Модильяни полны особой, то угловатой, то плавной грации, выразительны и острохарактерны — при полной своей бездейственности и отсутствии мимики.

Творчество Модильяни чаще всего ассоциируется у зрителя именно с его ню. Модильяни всегда интересовала обнаженная натура, но всерьез он обратился к этой теме только в 1916 году. Великолепные ню, написанные художником в последние три-четыре года его жизни, сильно отличаются от всего созданного им ранее. Женские образы позднего Модильяни стали более чувственными и непосредственными, утратив прежнюю грусть и созерцательность. Работая в этом жанре, художник редко прибегал к помощи своих подруг или любовниц – исключением являются одна ню с Беатрис Хастингс в качестве модели и несколько аналогичных вещей, для которых позировала Жанна Эбютерн. Обычно моделями художнику служили платные натурщицы или случайные знакомые. Предпочтение Модильяни отдавал лежащим ню (хотя это для него и не исключительная поза). Женское тело он всегда изображал крупно, сочно, с закинутыми за голову руками или согнутыми ногами.

Во времена Модильяни обнаженная женская натура еще не стала общим местом в живописи. Она волновала, даже шокировала. Особенно непристойным считалось изображение волос на лобке. Но создание эротической атмосферы не было само целью Модильяни; это, разумеется, присутствует на его полотнах, но, помимо этого, они элегантны по композиции и изысканны по цвету. Они – прежде всего, произведения искусства. В качестве примера можно привести работы: «Обнаженная на белой подушке» (1917–1918), «Сидящая обнаженная» (ил. 6) без даты и «Молодая сидящая женщина» (1918). Прекрасный образец жанра, сочетающий в себе чистоту и изящество линии, простоту композиции, экспрессию и глубокий эротизм – «Сидящая обнаженная» (1916). Это одна из первых ню Модильяни, относящихся к его зрелому периоду. В своей книге (1984), посвященной творчеству художника, Дуглас Хизл называет эту картину «возможно, самой прекрасной из ню Модильяни». 3Лицо женщины стилизовано, однако в нем можно найти схожесть с Беатрис Хастингс. В момент создания полотна они еще жили вместе. Впрочем, маловероятно, что Беатрис позировала художнику; скорее всего, Модильяни, как обычно, пригласил для этого профессиональную натурщицу. Но в процессе работы перед его глазами, безусловно, стояла Беатрис. Удлиненное, напоминающее скульптурный слепок лицо изображенной женщины напоминает африканские маски, которыми так восхищался Модильяни, а наклон головы и опущенные ресницы звучат эхом картин, обычно выставлявшихся в Салоне. Тем не менее, это произведение Модильяни совершенно оригинально и по праву считается одной из жемчужин в серии ню, впоследствии прославившей художника.

Модильяни был выдающимся рисовальщиком, поэтому главное очарование образу придает линия, мягко описывающая контуры тела женщины, ее шею и овал лица. Плавные контуры фигуры подчеркивает элегантный, изящно подобранный по тону фон картины. Поза и черты лица модели очень интимны, но при этом намеренно стилизованы, отчего образ теряет индивидуальность и становится собирательным. Срезанные краем холста руки и ноги героини этой работы зрительно приближают ее к зрителю, еще более усиливая эротическое звучание картины.

 

2.3. «Женское и  мужское» в картинах Модильяни

Мужское начало у большинства героев Модильяни проявляется вовсе не в наборе стандартных качеств - в физической силе, в показном героизме или в мужской непреклонности - приоритетами становятся благородство, интеллект, поэтическая взволнованность или созерцательность, целеустремленность, способность переносить трудности в катастрофические времена или странность, выводящая человека за пределы повседневного бытия (портреты Жана Кокто, Макса Жакоба, Леопольда Зборовского).

Лучшие женские портреты возникают во второй половине 1910-х годов. Моделями этих лучших чаще всего становились либо женщины, с которыми он был близок, или жены, подруги, родственницы его друзей - Анна Зборовская, Люния Чаковская, либо жены художников и писателей - Сюрважа, Дориваля и многих других. Он долго вынашивал образы своих любимых - Беатрисы Хастингс и Жанны Эбютерн. Окончательный итог многолетних портретных исканий художник подвел в изображениях Жанны Эбютерн.

Если женские портретные образы, возникая друг за другом, свидетельствуют о последовательном расширении границ индивидуальных проявлений каждой модели и о своеобразной либерализации канона, то многочисленные "обнаженные", создававшиеся в основном в последние годы творчества художника, наоборот, широту канона ограничивали, придавая ему классический оттенок и вводя закон более строгих правил. Идеальность обнаженности имеет ренессансные и античные корни. В "обнаженных" Модильяни почти нет углов комнат, дверей, других примет интерьера, в которых было неудобно портретным моделям. Детали, лишние предметы отсутствуют. Ложе, одеяло, подушка, условно обозначенная стена, - только они составляют фон фигурам. Эти фигуры свободно чувствуют себя в рамках холста, тем более что холсты безошибочно соотнесены и своими размерами и форматом с силуэтами натурщиц. Живопись "обнаженных" свидетельствует о воплощении той идеи, которую сам художник сформулировал следующим образом: "Попробуем организовать форму, сохраняя равновесие между пропастями и солнцем". Это равновесие - гармония темного и светлого (имея в виду не только цвет или тон) - присуще творчеству Амедео Модильяни. Если его не заметить, мастер может оказаться непонятым. Модильяни требует к себе внимательного и спокойного отношения, чуждого эффектов сенсации или моды - того, что сопровождало судьбу его наследия.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В том, что имя Амедео Модильяни окружено легендами, нет ничего удивительного. Своей судьбой, своим темпераментом, обаянием своей личности он как будто уже был создан для этого. У него было сердце врожденного художника, поэтому жизнь Модильяни, его судьба и живопись были проникнуты единым смыслом. Он жил собой, своим временем и своим искусством, ничего не делал напоказ и потому при жизни почти не знал успеха.

Он не писал пейзажи и натюрморты, самые модные в то время жанры были для него исключены. Он писал портреты, и женщины на его полотнах чаще всего погружены в тихое инобытие, отделенные от реальной жизни своей поэтической грустью. В портретах Модильяни всегда присутствует сам художник со своей поэтической душой, мягкой жалостью к людям и неуверенностью в завтрашнем дне. Но, кроме художника, в этих полотнах живут характеры самих моделей. Можно даже сказать, что в XX веке редко кому удавалось изобразить характер портретного образа, как Амедео. Он сажал свои модели на стул или в кресло, складывал их руки на коленях или на бедра, иногда позволял смотреть на художника, как в объектив фотоаппарата, и погружал их в медленное движение чувств.

Как художник, Модильяни не хотел знать ничего, кроме человека. Больше его не занимало ничто: ни деревья, ни бульвары, ни море, ни солнце, ни синие туманные дали. Зато он рисовал многочисленных посетителей кафе, делая до сотни рисунков в день, покрывал свои холсты изображениями знакомых, писал простолюдинов, натурщиц, детей, людей искусства или близких искусству.

В жанре портрета Модильяни развил свою неподражаемую творческую манеру, свой живописный канон. Эту свою художественную манеру, после того как нашел ее, он не менял. Художник только усугублял, варьировал и углублял ее, пока не превратил в индивидуальный канон и не осознал как «путь», как художественную идею. Идею портрета Модильяни нашел, когда написал женщину с длинной шеей.

Его картины содержат гораздо больше, чем это открывается суетному взгляду. При беглом рассматривании отмечаешь всего лишь характерное лицо, зачастую напоминающее плоскую маску: миндалевидные глаза, нос лопаточкой или с легким изгибом, небольшой рот с поджатыми губами (причем все это на суженной до предела голове), шея — или удлиненная, или вовсе отсутствует... Наконец, звонкие, яркие, хотя и несложные краски, положенные со сдержанностью, совершенно не свойственной большинству других художников. Но при более пристальном взгляде в портретных полотнах А. Модильяни проявляется и многое другое. Все его модели наделены индивидуальностью, причем делается это чрезвычайно скупыми, но точными художественными средствами: легким наклоном головы модели, изменением положения рук, линии носа, очертания рта — иронического, угрюмого или чувственного.

Модильяни удалось одновременно зарекомендовать себя и реалистом и беспредметником. Его искусство отвечает требованиям пуристов, настаивавших, что картина – только плоскость, на которую в определенном порядке нанесены краски; но при этом он вложил в свои полотна богатое человеческое, сексуальное и социальное, содержание. Он раскрывает и прячет, отбирает и привносит, соблазняет и успокаивает. Этот вдохновенный эклектик – аристократ, социалист и сенсуалист в одном лице – использует приемы как мастеров Берега Слоновой Кости (чьи статуи поражают воображение, не вызывая чувства сопричастности), так и иконописцев Византии и Раннего Возрождения (которые трогают нас, но не могут потрясти до основания).

Алкоголь и наркотики, возможно, были попросту необходимы физически слабому, неудачливому и одинокому иностранцу в Париже, к тому же страдающему от неуверенности и горьких разочарований, но они ни в коем случае не создали и не высвободили его гений. Модильяни был почти всегда отчаянно беден, и больше даже из-за своего «ужасного характера», отталкивавшего возможных покровителей, чем из-за полного безразличия к нему со стороны коллекционеров. Развенчивая «романтическую легенду смерти от голода, алкоголя и, Бог знает, каких метафизических мучений», 5дочь художника Жанна Модильяни во всем винит, прежде всего, туберкулез, которым он был болен на протяжении всей жизни.

Каким бы несносным и безответственным ни казался временами художник, в основном это был – и в этом единодушны все его друзья – человек аристократического поведения, блестящего ума, широко образованный, способный на добрые чувства и сострадание. Учитывая ограниченную продолжительность – тринадцать лет – его творческой деятельности и все жизненные обстоятельства, его достижения поразительны не только в количественном, но и в качественном отношении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Белошапкина. Я Истинный поэт// Искусство, №1(474), январь 2012 

2. Вернер Альфред. Амедео Модильяни (пер. Фатеева). – СПб.: ICAR, 1994. – 126 с.

3.  Виленкин В.Я. Амедео Модильяни. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 19893.  Европейская живопись XIII – XX вв. Энциклопедический словарь. – М.: Искусство,1999. – 526 с.

4.  Модильяни. – М; «Классика», 2001// «Мир шедевров. 100 мировых имен  в искусстве».

5. Л. Ришар – Энциклопедия экспрессионизма. Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка. – Москва: Республика, 2003

6. Сарабьянов Д.В. "Нарядно-обнаженные" Амедео Модильяни // Газета "Известия", М., 21.03.2007

7.  Художественная галерея: Модильяни. -№ 26. – М., 2005

8.  Энциклопедия мировой живописи / Т.Г. Петровец, Ю.В. Садомникова. – М.:ОЛМА – ПРЕСС, 2000

 

1 Виленкин В.Я. Амедео Модильяни.

2 Л. Ришар – Энциклопедия экспрессионизма.

3 Модильяни. – М.: Издательский Центр «Классика», 2001. – 64 с., ил. «Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве».

 

4 "Нарядно-обнаженные" Амедео Модильяни // Газета "Известия", М., 21.03.2007

5 Вернер Альфред. Амедео Модильяни (пер. Фатеева). – СПб.: ICAR, 1994. – 126 с.

 

 


Информация о работе Творчество Амедео Модильяни