Творческо-педагогическая деятельность А.К. Саврасова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 16:39, реферат

Описание работы

В высоком расцвете русской живописи второй половины 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Завоевания и достижения русской пейзажной живописи этого времени имеют мировое значение и непреходящую ценность. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили мировую культуру, а замечательные достижения в этом жанре вызывают у автора интерес к изучению его истоков и этапов развития. Одним из тех, кто внес неоценимый вклад в копилку мирового искусства, кто творил пейзажи кистью гения, был Алексей Кондратьевич Саврасов.

Содержание работы

1. Введение
2. Детские годы художника
3. Годы обучения.
3.1 Московское Училище Живописи и Ваяния
3.2 Ученичество под предводительством Карл Иванович Рабус. Его вклад в творчетво художника
4. Художественное становление Алексея Саврасова. Периодизация творчества
4.1 Товарищество Передвижных Художественных Выставок
4.2 Грачи прилетели
4.3 Волжские темы
5 . Педагогическая деятельность
6. Ученики педагога художника
7. завершающий этап творчества
8. Вывод
9. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат Саврасов.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

 

«Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами» (приложение 6 ) наглядно показывает зрителю близость Саврасова к традициям великого художника Венецианова и его ученикам. У Саврасова сохраняется поэтичность мировосприятия.

 

Работы Саврасова отличаются от работ его современников тем, что художник«...передает момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы — быть ливню и грозе». Саврасов был выходцем из народа, на протяжении всей своей жизни он воспринимался неотрывно от жизни людей труда. С тех пор его работы станут цениться еще сильней.

 

Работы Саврасова населяли крестьяне и рыбаки, пасечники  и чумаки вместе с их каждодневными  заботами, тревогами. Соразмерность, дружественность  бескрайних далей живущему и трудящемуся на земле человеку переданы в пейзажах, исполненных Саврасовым в начале 1850-х годов по впечатлениям от поездки на юг России и Украину.

 

Саврасов, являясь в  то время воспитателем молодежи и  деятельным участником московской художественной жизни, по всему складу своего творчества не мог остаться в стороне от передовых устремлений общественной мысли. И на его творчестве неминуемо должен был определенным образом сказаться начавшийся с конца 50-х годов подъем революционно-демократического общественного движения. Тонко чувствуя природу и в совершенстве ее изображая, Саврасов направил свои творческие стремления к тому, чтобы в самих поэтических образах русской природы выразить чувства и настроения угнетенного народа. И именно на таком пути укреплялись и углублялись народные черты саврасовского творчества.

 

 Но искания художника  далеко не сразу увенчались  серьезными успехами. Немногие произведения  Саврасова, дошедшие до нас  от 60-х годов, говорят о том,  как напряженно искал он воплощения  народной темы. Изображая естественное, природное окружение, в котором изо дня в день проходила тяжелая жизнь крестьянина, Саврасов пытался выразить определенные настроения в самих мотивах природы. Знаменательно, что на конкурсе 1866 года он выступил с зимним пейзажем, в котором критика усмотрела глубокие отличия от его картин 50-х годов.

 «Конкурсный его  пейзаж представляет собою нечто  очень монотонное как по очертаниям, так и краскам» - пишет Рамазанов  в краткой заметке о конкурсе  в Обществе Любителей Художеств. Картина Саврасова показалась Рамазанову далекой от тех светлых по краскам и ясных по чувствам пейзажей, «какими художник дарил публику в былую пору во время работ своих в Кунцеве». Рамазанов в своих идейных позициях не был уже в то время сторонником передового искусства. Не задумываясь над истинными причинами, вызвавшими перелом в творчестве Саврасова, он в своей заметке объясняет это явление только тем, что художник «отнесся к конкурсу как то слегка». (Изобразительное искусство и живопись: Демоны и миры Врубеля.)

 

Между тем в произведениях  Саврасова следующих лет все  более отчетливо выступали новые  черты, присущие теперь его искусству. Иную эмоциональную характеристику получал у Саврасова и изображенный в пейзаже человек, что ясно чувствуется  в его картине «Сельский вид» (1867, Государственная Третьяковская галерея).(приложение 7) Этот пейзаж привлекает лирическим чувством его наполняющим и придающим своеобразное выражение народной теме. В свободной композиции пейзажа большая роль отведена дальним планам с полями, широкой рекой и деревней.

 Среди дошедших  до наших дней зимних пейзажей  Саврасова имеются две недатированные  картины, очень сходные по изображенному  в них мотиву, это - «Зимний  пейзаж с дорогой» (Государственный  Русский музей) и «Зимний пейзаж» из частного собрания, вошедший по ошибке в раздел пейзажей 70-х годов каталога выставки Саврасова в Государственной Третьяковской галерее. Оба эти произведения, написанные с высоким художественным мастерством, заметно отличаются манерой исполнения от других зимних пейзажей Саврасова, датированных 70-ми годами. Образы зимней природы, созданные Саврасовым в этих пейзажах, близки по характеру к аналогичным пейзажам Каменева, написанным им в 60-х годах. Мягкая приглушенная красочная гамма обоих саврасовских пейзажей, так же, как и самая манера письма, - все заставляет думать, что оба пейзажа могли быть написаны художником до его картины «Грачи прилетели».

 

Процесс идейной перестройки, происходивший в творчестве Саврасова, отражал в себе идейную перестройку  всего реалистического пейзажного искусства. Он проходил у Саврасова, может быть, более своеобразно и более сложно, чем у других пейзажистов, поскольку он вступил в шестидесятые годы художником уже вполне сформировавшимся на предыдущем этапе. Но их общие усилия направлялись на то, чтобы отстоять самостоятельность пейзажной живописи и поставить ее в ряд с другими жанрами идейного реалистического искусства.

 

 Саврасов, как и другие пейзажисты  московской школы, медленно и  с трудом завоевывавшие победу  на этом пути, на протяжении ряда лет оставался обойденным вниманием передовой художественной критики. По той же причине, вероятно, терялась у художника и связь с молодежью. Пейзажный класс Московского Училища Живописи, которым с такой любовью он руководил, с 1867 года почти пустовал.

 

Лишь в конце 60-х годов смогло появиться произведение, в котором  все эти черты выступили в  подлинно художественном единстве.

 В отчете Саврасова по  Московскому Училищу Живописи  за 1868/69 учебный год упоминаются  две картины - «Село Болшево на Клязьме» и «Сосновый лес». (приложение 8) Можно предположить, что вторая из картин стала впоследствии широко известна под названием «Лосиный остров в Сокольниках». Необычайно простой по мотиву пейзаж этот отличается естественностью и жизненностью содержания. В нем получили глубокое художественное выражение принципиально новые черты в понимании задач пейзажной живописи. Среди общих напряженных исканий, столь характерных для русского пейзажного искусства рубежа 60-х и 70-х годов, появление такого произведения было особенно значительным. Самое ценное, что усмотрели в нем современники, было его национальное содержание и выраженный в нем взгляд на природу. Этими чертами он отвечал действенным устремлениям передовой эстетической мысли, оформившейся к тому времени в четко выраженных принципах демократического реализма.

 

Товарищество  Передвижных Художественных Выставок

 

На рубеже 60-х и 70-х годов А.К.Саврасов, вступая в третье десятилетие  творческой жизни, пришел к полной созвучности  своих идейно-художественных интересов с самыми передовыми устремлениями общественной мысли. Он был деятельным участником группы, подготовлявшей организацию Товарищества Передвижных Художественных выставок, его устав и т.д. В неопубликованных воспоминаниях дочь художника В.А.Саврасова пишет: «...Преподаватели окончив занятия сходились к нам, чтобы обсудить специальные вопросы, возникшие за день. Начинались горячие споры, подходили художники со стороны, составлялся тесный кружок. Оживление и страсти разгорались... Старшие ученики, будущие славные имена, принимали участие в этих горячих дебатах. Здесь родилась и осуществлялась идея о передвижных выставках... В маленьких комнатках с низкими потолками было весело, непринужденно, и речи звучали гордо, независимо». Под письмом-обращением 23-х художников к художникам Петербурга от 23 ноября 1869 года подписи Саврасова и его ученика Каменева следуют непосредственно за подписями главных вдохновителей новой организации - Мясоедова и Перова.

 

  Вступлением в члены Товарищества Передвижных Художественных выставок, первого объединения художников-реалистов, начинается следующий период творческой биографии Саврасова. С 1871 года он стал участником Передвижных выставок, а в 1872 году был избран в правление Товарищества одновременно с Перовым и Прянишниковым. Саврасов в то время много и плодотворно работал и вел в пейзажном классе большую группу талантливых учеников. Летом, как и в предыдущие годы, он совершал поездки по стране.

 Список произведений  Саврасова, относящихся к 70-м  годам, открывается небольшой,  но чудесной по исполнению  картиной. Это - пейзаж «Лунная  ночь. Болото», родственный работам  конца 60-x годов. В нем изображен  типичный русский пейзаж, с бескрайними  далями расстилающейся равнины, окутанной ночным туманом. В композиции преобладают широкие горизонтальные планы, подчеркивающие глубинность пейзажа. Глаз как бы втягивается в пространство. Именно благодаря сдержанной, но сильной живописи весь пейзаж, казалось бы, унылый и неприглядный, наполнен удивительным обаянием ночи. Если он может вызвать у зрителя! чувство щемящей тоски, то вместе с тем не может не потрясти просторами, полными затаенной жизни. По простоте мотива и лаконизму изобразительных средств, это произведение представляло, поистине, новое слово в пейзажной живописи.

 

Грачи прилетели

 

В том же году, когда  Саврасов написал картину «Волга под Юрьевцем», им был создан и  ряд других картин - «Разлив Волги», «Ипатьевский монастырь в Костроме»  и овеянная волнующими впечатлениями наступающей весны картина «Грачи прилетели». (приложение 9) Как известно, появление этого произведения принесло художнику заслуженную славу. Картина получила всеобщее признание, как совершенное создание национального гения. Она утверждала начало нового этапа в развитии русской реалистической пейзажной живописи. Однако, история создания этого произведения осталась не освещенной вплоть до наших дней. Фактические сведения, касающиеся ее написания, были крайне скупы и сбивчивы. В книге В.А.Никольского можно прочесть, что «темой для картины «Грачи прилетели»» послужила весна, самая простая «деревенская весна на севере России (село Молвитино, Костромской губернии)». В.М.Лобанов в книжке, изданной уже в наше время, не взирая на имеющуюся в картине подпись Саврасова, свидетельствующую о том, что натурой ему послужил пейзаж в Молвитине, рассказывал, что первый этюд для картины был написан Саврасовым в Ярославле.

 

А.Солмонов еще при  жизни художника пытался утверждать, что картина была написана художником в один день, под непосредственным и ярким впечатлением весны. Именно так писал свои картины голландец Ван Гог. «Начав картину ранним утром, художник кончил ее к вечеру, писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе... писал, пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу». В лучшем случае это утверждение может быть отнесено только к этюдам, предшествовавшим написанию картины, но ни в коем случае не к тому произведению, которое появилось зимой 1871 года на выставке Товарищества Передвижных Художественных выставок и ныне является гордостью Государственной Третьяковской галереи.

 

Волжские темы

 

Обращение к Волге, вдохновившее Некрасова на такие прекрасные поэтические произведения как «Размышления у парадного подъезда»(приложение 10), «На Волге» (приложение 11)    , «Рыцарь на час» (приложение 12)    , для семидесятников, несомненно, сохраняло действенную силу революционной традиции. Характерно, что. Саврасовым после первой поездки на Волгу в 1870 году был выполнен и волжский пейзаж с бурлаками. Уезжая для работы над этюдами в глухие, отдаленные от больших городов селения, Саврасов, подобно Некрасову, вероятно, не раз увозил из этих поездок глубокие волнующие впечатления, близкие к чувствам поэта, которые ждали своего воплощения в искусстве. В образах саврасовских пейзажей 70-х годов есть всегда что-то возвышенное, при всей их крайней внешней простоте. Но это, свойственное Саврасову возвышенное чувство к природе его родной страны, воспринимается как совершенно качественно новое в сравнении с тем содержанием, которое вкладывали в это понятие и представители классического направления в искусстве, и художники-романтики.

 Чаще всего в  картинах Саврасова жизнь природы выступает теми своими сторонами, которые в сознании народа неизменно оставляют глубокий след. Обращаясь к природе, он стремился в отношении к ней «проникнуться народным духом... прочувствовать все тем простым чувством, каким обладает народ...». Заставляя полным голосом звучать в пейзажах темы, близкие к народной жизни, Саврасов становился выразителем тех демократических идей, которые питали широко развернувшееся в то время революционное движение русской интеллигенции. Обращение Саврасова к властительнице его дум Волге, как источнику вдохновлявших его тем и образов, в свете художественных идеалов 70-х годов, звучало совершенно иначе, нежели обычное влечение пейзажиста к живописным красотам волжских берегов. Для русских демократов 60-х-70-х годов Волга, по образному определению Некрасова, была «рекою рабства и тоски», средоточием народного страдания.

 

Педагогическая  деятельность

Преподавательская деятельность Саврасова была успешна и плодотворна. В то время в училище пришла молодежь, которой оказались особенно близкими лирические устремления и живописные искания их учителя. По сравнению с предыдущим поколением ее менее волновали общественные противоречия.

 

Именно Саврасов сумел  помочь лучшим русским художникам нового поколения обрести себя, увидеть новые горизонты развития искусства, противопоставить «злобе дня» подлинные ценности. Сергей и Константин Коровины, Исаак Левитан, Сергей Светославский, Михаил Нестеров, Архип Куинджи и другие молодые художники, которые поступившие в его мастерскую или работавшие в соседнем классе у Перова, с воодушевлением восприняли призыв Саврасова «идти в природу», наполнять свои произведения отрадным чувством единения с ней.

 

Стоит отметить, что пейзажная  мастерская Саврасова представляла собой «свободнейшее учреждение всей школы». Саврасов не сковывал своих воспитанников суровыми требованиями и дисциплиной. Ученики сильно любили своего учителя и его уроки. Он был человеком с огромной душой с мягким печальным взглядом карих глаз, похожего то ли на крестьянина, то ли на доброго доктора, то ли «на бога». Так отзывался о Саврасове его ученик Константин Коровин.

 

Игорь Грабарь так  писал о преподавательской деятельности художника: «Саврасов умел воодушевлять своих учеников, и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали, не покладая рук, и в мастерской, и дома, и на натуре. С первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города и среди тающих снегов любовалась красотой пробуждающейся жизни. Расцветал дуб, и Саврасов, взволнованный, вбегал в мастерскую, возвещая об этом как о событии и уводил с собой молодежь опять туда, в зеленые рощи и поля».

 

Очень много давали ученикам и беседы учителя, говорившего (как  вспоминал Коровин): «Искусство и  ландшафты не нужны, где нет чувства... Если нет души, значит - ничего не будет и в живописи - холод и машина - одна ненужная теория... Знайте веру, надежду и любовь - остальное приложится... Манер живописи много, дело не в манере, а в умении видеть красоту... Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Нет выше наслаждения созерцания природы. Земля ведь рай - и жизнь тайна, прекрасная тайна. Да, тайна. Прославляйте жизнь. Художник - тот же поэт».

 

Подводя итоги педагогической деятельности Саврасова, критики писали: «В пейзажной живописи чрезвычайно важно, если картина дает настроение; именно этим качеством отличаются... работы учеников, и в этом состоит лучшая похвала, которую можно сделать нашим молодым пейзажистам».

Информация о работе Творческо-педагогическая деятельность А.К. Саврасова