Творческие искания Брейгеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 15:50, реферат

Описание работы

Несомненно, величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.
Целью данной работы является изучение творчества Питера Брейгеля Старшего.
Нами была предпринята попытка решить следующие задачи: познакомится с жизнью Питера Брейгеля, а также выделить в его творчестве Библейские сюжеты.

Содержание работы

Введение..............................................................................................................3
Глава 1 Эпоха возрождения ….......................................................................4
Глава 2 Биография П. Брейгеля старшего...............................................6
Глава 3 Творчество Питера Брейгеля......................................................20
3.1 Картины на темы фламандского фольклора............................20
3.2 Пейзажи. Крестьянская тема....................................................22
Заключение..................................................................

Файлы: 1 файл

Питер Брейгель.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Брейгель был разносторонне  просвещенным человеком, дружеские  узы связывали его с нидерландскими учеными-гуманистами. Высокая образованность мастера сочеталась - чему служат живым  свидетельством его картины - с независимостью ума, щедрым юмором, прекрасным знанием людей и жизненных обстоятельств, что открыло ему возможность глубже и непосредственное отразить народные чаяния. 

Своим искусством Брейгель блистательно завершил сложные и  противоречивые искания нидерландского Возрождения, объединил сокровищницу ранненидерландских художественных традиций с тревожным, чутким к историческому пульсу современности мироощущением Позднего Ренессанса. Послебрейгелевская живопись и графика Нидерландов составляют совершенно иную главу национальной художественной истории, которая служит уже не одним из этапов Возрождения, но введением в искусство 17 века, когда единая нидерландская школа раздваивается на два самостоятельных русла. Однако для обеих культур - и победоносно завершившей буржуазную революцию Голландии и для Фландрии, оставшейся под испанским гнетом,- ранненидерландское наследие и уроки Возрождения имели основополагающее значение, предопределяя дальнейшее развитие эстетических поисков.#

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Творчество Питера Брейгеля

3.1 Картины на темы фламандского фольклора

 

 

       Некоторые приемы босховской живописи — большой  размер холста и мелкий — фигур, бесчисленное количество сюжетов характерны для ранних картин Брейгеля («Нидерландские пословицы», «Игры детей», «Безумная  Грета», «Битва Поста и Масленицы»), представляющих собою картины-притчи на темы фламандского фольклора. Картина с изображением нидерландских пословиц — «энциклопедия всей человеческой мудрости, собранной под шутовским колпаком», — включает более 100 сцен-метафор, посредством которых народное остроумие высмеяло тщеславие и глупость многих человеческих начинаний. Тот же принцип в основе картины «Игры детей» (в незаконченной серии «Четыре возраста человека»): перспектива улицы, усыпанной играющими детьми, не имеет предела, их веселые и бессмысленные забавы — своего рода символ столь же абсурдной суеты всего человечества.     

В «Безумной Грете» (1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен) старуха, фольклорный персонаж, в  латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть — преисподнюю лишь бы насытить свою жадность — олицетворение алчности и порока.В написанном около 1562 «Триумфе Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами; на горизонте — такое же пустынное море с гибнущими кораблями.    Впечатление зловещей фантастичности усилено еще и тем, что Брейгель представил Смерть в виде бесчисленных полчищ воинов-скелетов, влекущих толпы людей — кардиналов и королей, крестьян и солдат, женщин и монахов, рыцарей, любовников, пирующих — к огромному распахнутому гробу. 

Человечество перед  лицом Смерти предстает как бессильная множественность слепых частиц в  царстве бессмыслицы, жестокости и всеобщей гибели.С 1561 и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. Большинство картин этого периода написано по заказу коллекционеров, его покровители — фактический правитель Нидерландов кардинал Антонио Перенно да Гранвела, антверпенский коллекционер Николас Йонгелинк, нидерландский ученый-гуманист Абрахам Ортелиус.    

Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников — Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного), получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном.Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода («Проповедь Иоанна Крестителя»; «Избиение младенцев», Хэмптон-корт, Лондон; «Обращение Савла»; «Перепись в Вифлееме», 1566, Музей старинного искусства, Брюссель; «Несение креста») с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. Так, в «Несении креста» многочисленной толпе, глумящейся над несущим крест Христом, противопоставляется незаметная его фигура, подлинный центр и смысл человеческой истории.#

 

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Пейзажи.  Крестьянская тема

 
    

История человечества — только часть  истории Вселенной; в пейзажах Брейгеля эта идея обретает форму и образ. На дальних планах его картин встают величественные и призрачные горы головокружительной высоты, открываются панорамы широких равнин с морскими берегами, его эпически-грандиозные ландшафты — воплощение вечных космических законов. Вероятно, по заказу Николаса Йонгелинка, около 1565 Брейгель создает знаменитую серию картин, объединенных под названием «Месяцы», или «Времена года» (скорее всего, часть более обширного цикла всех месяцев года): «Охотники на снегу» (Январь), «Хмурый день» (Февраль), «Возвращение стад» (Ноябрь) (все — Музей истории искусств, Вена), «Сенокос» (Июль) и «Жатва» (Август).Идея такого цикла восходит к календарям готических часословов, времена года символизируют вечный жизненный круговорот. В картинах Брейгеля человек представлен в природном окружении не одним лишь своим присутствием, но связан с ним деятельным единством своих трудов и дней, единством судьбы — жизни и смерти.    

В 1567-1569 Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни (которым  и обязан своим прозвищем) («Крестьянский  танец», «Крестьянская свадьба» —  обе в Музее истории искусств, Вена). Художника интересует не столько атмосфера крестьянского празднества, сколько драматургия целого, сами крестьяне — их обличье, характерные типы, повадки.Грузные и сильные фигуры крестьян изображены в несвойственных Брейгелю крупных масштабах, создавая собой стихию и естественную мощь природы.Гениальный дар обобщения и умение выразить драматическую коллизию или иносказание через ритмику жестов и движения достигли своей вершины в «Притче о слепых» (1568, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь). В разных стадиях падения фигур слепых, следующих за слепым же и споткнувшимся поводырем, в неумолимой логике этого падения, в лицах-масках с пустыми глазницами, смотрящих на ясный дневной свет, воплотился образ человечества, спотыкающегося во тьме. Это ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве Нового времени.#

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
   

В исполненные строгой  гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними  просторами равнин, речных долин, с  холмами и перелесками гибко  и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (“Сумрачный день”, “Возвращение стад”, “Охотники на снегу” – все 1565, Музей истории искусств, Вена).     

Отмеченное исключительной широтой и глубиной понимания  жизненных явлений, мощное и темпераментное творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель. М., 1983.
  2. Даниэль С. Нидерландская живопись.С.-Пб.: Аврора, 2001.
  3. Тийу Вийранд Таллинн “Молодёжи об искусстве” М.:  1990.  
  4. Памятники мирового искусства. Выпуск IX. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М.: Искусство, 1994.
  5. Хаген Р.-М., Большая Советская энциклопедия, Хаген Р. Питер Брейгель Старший. Taschen/Арт-Родник, 2000.

 

Интернет - ресурсы:     

  1. Википедия: http://ru.wikipedia.org/Питер_Брейгель_Старший    
  2. Брейгель: http://www.museum-online.ru/Renaissance/Piter_Bruegel/

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список иллюстраций

  1. Крестьянский танец, 1568

  1. Поклонение волхвов, 1564
  2. Малая Вавилонская башня, 1564
  3. Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц, 1565
  4. Поклонение волхвов в зимнем пейзаже, 1567
  5. Возвращение стада, 1565
  6. Путь на Голгофу, 1564
  7. Сумрачный день, 1565



Информация о работе Творческие искания Брейгеля