Техника рисунка в древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:41, реферат

Описание работы

Греческие художники многое позаимствовали у египтян и в области методики обучения рисунку — например метод рисования заостренной палочкой по не очень твердой гладкой доске. Правда, глиняную поверхность они заменили восковой, но принцип нанесения изображения на плоскость оставался тот же: при изучении пропорциональных закономерностей строения человеческой фигуры — математический расчет.
Однако, знакомясь с методами преподавания искусства в Древнем Египте, греки подошли по-новому к проблеме обучения и воспитания.

Файлы: 1 файл

вариант 1.docx

— 224.76 Кб (Скачать файл)

Техника рисунка  в древней греции

 

Греческие художники многое позаимствовали у египтян и в области методики обучения рисунку — например метод рисования заостренной палочкой по не очень твердой гладкой доске. Правда, глиняную поверхность они заменили восковой, но принцип нанесения изображения на плоскость оставался тот же: при изучении пропорциональных закономерностей строения человеческой фигуры — математический расчет.

Однако, знакомясь  с методами преподавания искусства  в Древнем Египте, греки подошли  по-новому к проблеме обучения и  воспитания. Они призывали молодых  художников внимательно изучать  жизнь, находить в ней прекрасное и утверждали, что самым прекрасным в жизни является человек —  женщина с красивыми формами  тела, мужчина с развитыми мускулами. Для греков прекрасным стала земная жизнь, а не загробный мир. Изучая природу, наблюдая красоту обнаженного  человеческого тела, они находили в нем так много прелести и  гармонии,что не случайно и богов  стали изображать по образу и подобию  людей. Зевс — мудрый старец, Афина  — греческая женщина, Аполлон  — красивый молодой человек.


 

Греки представляли себе загробный мир как земной, их боги подобны людям. Им свойственны  человеческие мысли, действия и даже недостатки, все то, что присуще  человеку. Ставя во главу изобразительного искусства образ человека, греческие  художники наблюдали и изучали  человеческое тело во всех его деталях. Используя традицию построения изображения  человеческой фигуры по канонам, греческие  художники выдвинули новую проблему в искусстве и удачно решили ее в своих трудах.

 

 

 

В 432 году до н. э. в Снкноне скульптор Поликлет написал сочинение о про норциональной  соразмерности частей человеческого  тела. Поликлет установил новые пропорциональные членения человеческой фигуры и впервые  в истории изобразительного искусства  разрешил проблему «contraposto» — то есть внутреннюю подвижность стоящей  фигуры, с упором на одну ногу. Благодаря  решению этой проблемы изображение  человека стало реальным, оно вышло  из той скованности и окаменелости, в которой находилось тысячелетия. Фигура человека стала изображаться очень естественно и жизненно. К сожалению, о содержании теоретического труда Поликлета мы знаем лишь очень немногое по выдержкам из сочинений  древних писателей и предположениям ученых.

 Поликлет. Дорифор. Мрамор. V век до н. э. Неаполитанский музей.

 

Для иллюстрации  своих теоретических доказательств  Поликлет вылепил статую Дорифора —  копьеносца, которая служила образцом. Плиний в «Естественной истории» писал, что из этой статуи художники  извлекали, как будто из книги, твердые  правила и законы, и таким образом  Поликлет в этом произведении оставил  последующим художникам как бы учебник  своего искусства.


Настоящая же революция в области рисования  и методах обучения приписывается  Аполлодору (около V века до н. э.), которого Плиний относит к светочам искусства. Аполлодор Афинский считается первым скиографом, то есть тенеписцем, и вместе с тем первым станковым живописцем, введшим в технику живописи смешивание красок между собой и их градации сообразно свету и тени. Заслуга  Аполлодора заключается в том, что  он первый стал моделировать объем  формы в рисунке, тоном. До Аполлодора художники Греции изображали форму  предметов одними линиями, они не представляли себе, как можно иначе  изобразить на плоскости форму предметов. Теперь современному художнику тональная  моделировка формы кажется обычным  делом, но было время, когда светотень в рисунке, создававшая иллюзию реального объема, почиталась за чудо.

Это были принципиально  новые положения не только в практике изобразительного искусства, но и в  методике его преподавания. Появилась  необходимость в совершенно иных методах обучения. Передача формы, объема на плоскости требовала своей  теории, своей методики, особых приемов  работы. Являясь замечательным художником, Аполлодор в то же время был  и прекрасным педагогом. Достаточно отметить, что учеником Аполлодора был прославленный живописец  древности Зевксис, которого сам  Аполлодор в одной из сочиненных им эпиграмм назвал «похитителем своего искусства».

Зевксис (420-380 гг. до н. э.) был родом из Гераклеи, учился у Аполлодора в Афинах, а  затем открыл свою школу в Эфесе. У Зевксиса было много учеников и  последователей. Желая помочь ученикам понять прекрасное в жизни и в  искусстве, Зевксис, как и все  художники Древней Греции, старался найти и установить идеал и  канон красоты на основе изучения натуры. О том, как Зевксис создавал образ красивейшей женщины Греции, нам повествует Плиний. Он рассказывает, что Елену для кротонцев Зевксис  написал не с одной натурщицы, а с нескольких. Кротонцы прислали Зевксису красивейших девушек своего города, чтобы он выбрал себе из них  наилучшую для натуры. Художник отобрал  пять красивейших натурщиц и, списывая то с одной, то с другой наиболее прекрасные формы, создал столь идеальный  образ женщины, что «взглянуть на него было неземным наслаждением».

Много усовершенствований внес Зевксис в методику построения изображения формы предметов  средствами светотени. Л. Б. Альберти писал  о нем: «...говорят, что Зевксис, древнейший и известнейший живописец, почитался  как бы главой всех остальных в  познании свойств светов и теней  и что подобная слава была уделом немногих». Благодаря глубокому  знанию законов природы, техники  и технологии изобразительного искусства  Зевксис приобрел великую славу. За свои картины он получал огромные деньги и накопил колоссальное состояние. Под конец жизни он даже перестал работать за деньги и дарил свои произведения царям и городам, заявляя, что его картины превосходят  всякую цену. Он вел роскошную жизнь  и показывался в публичных  местах в золоте и пурпуре. Несмотря на это, как художник и педагог  Зевксис был очень требователен и к ученикам, и к самому себе. «Передают, что и впоследствии Зевксис  нарисовал мальчика, несущего виноград; к винограду подлетели птицы, и Зевксис, рассердившись на свою картину, обнаружил то же самое благородство, заявляя: «Виноград я нарисовал  лучше, чем мальчика, потому что, если бы я и мальчика нарисовал вполне удачно, птицы должны были бы его  бояться».

Как мы видим, греческие художники стремились к реальности изображения, они старались  изобразить реальный мир как можно  точнее, доходя до иллюзорности. Все  это нашло свое отражение и  в методике обучения. Натура являлась источником знаний, а следовательно, в основу метода преподавания было положено рисование с натуры.

Вместе с  Зевкспсом продолжал развивать  принципы реалистического искусства  другой замечательный художник того времени — Паррасий. Плиний Старший  писал о нем: «Паррасий родился  в Эфесе и сам многое внес в  область своего искусства. Он первый придал живописи симметрию, первый стал передавать игру лица, изящество волос, красоту лица, по признанию художников, достигши первенства в контурах. В  этом заключается высшая тонкость живописи». Уметь хорошо передавать «игру лица», «достигнуть первенства в контурах»  — это прежде всего в совершенстве владеть рисунком, а для овладения  таким рисунком нужна основательная  школа. Все это говорит о том, что методика обучения рисунку в  то время была поставлена на должную  высоту. Об этом свидетельствуют и  данные археологических раскопок (1968-1969 гг.) близ Пестума, где впервые были обнаружены образцы живописи древнегреческих  мастеров. Хотя Посейдония (Пестум) была и далекой провинцией, и работали там второстепенные мастера, но рисунком они владели прекрасно.

Об этом убедительно  говорит метод работы художника  над композицией, когда он без  особого труда перекомпоновывает  первоначальный сюжет и создает  новый рисунок. «Композиция росписей нередко намечалась по нескольку  раз — об этом можно судить, изучая фрески при боковом освещении. Сюжеты росписей разнообразны: вереницы всадников, поединки кулачных бойцов или греческих  пехотинцев-гоплитов, сцены охоты  на оленя, изображения быков, грифонов и фантастических птиц».


 

Греческие художники стремились к реальности изображения, часто доходя до иллюзорности. Понятно, что для приобретения навыков подобного мастерства нужна была хорошая школа рисунка. К IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько прославленных школ рисунка: Сикионская, Эфесская, Фиванская. Эти школы имели различные методические установки. Фиванская школа, основателем которой был Аристид, или Никомах, большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии. Эфесская школа, создателем которой считаетсяЭфранор из Коринфа (по другим источникам —Зевксис), основывалась на «чувственном восприятии природы и на внешней красоте». Эта школа стремилась к иллюзии, но была «небезукоризненна в рисунке». Сикионская школа, основаннаяЭвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. В этой школе требовалась «величайшая точность и строгость рисунка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СИ́КИОНСКАЯ ШКО́ЛА .

  Сикион (Sikyon) — город в Греции, на севере Пелопоннеса, близ Коринфа. Основан ионийцами. В VII в. до н. э. сикионцы оказались в сфере влияния дорийской культуры. Издревле жители города славились умельцами — каменщиками, гончарами, бронзолитейщиками, чеканщиками. Сикионские ремесленники соперничали с жителями Аргоса, первого дорийского города. В VI в. до н. э. в Сикион переселились с о. Крит знаменитые скульпторы Дедал, Дипойн, Патрокл и Скиллид — мастера акролитических статуй. Легенда связывает происхождение искусства рисунка и лепного рельефа именно с Сикионом . Архаические бронзовые статуэтки мастеров сикионской школы, как и аргосские, относятся к дорийскомустилю. Однако они отличаются линейно-орнаментальной трактовкой складок одежд в женских фигурах и анатомических "узлов" — суставов, конечностей — в мужских. Аргосский скульптор мыслит массами, сикионский — чертит, гравирует на поверхности объема (см. графика, графическое начало в искусстве, графичность). Даже статуэтки куросов (юношей) сикионцы чаще делали не обнаженными, как другие скульпторы, а одетыми, графично трактуя детали одежды, складки ткани и детали прически. Такова, к примеру, фигура Гермеса Криофора (греч. kriophoros — "несущий барана"; VI в. до н. э.). Наиболее знаменитымживописцем сикионской школы был Памфил, родом из Македонии (середина IV в. до н. э.), учитель Апеллеса. Выдающийся скульптор периода греческой классики  Поликлет из Аргоса, как предполагают, свой теоретический труд "Канон" написал в Сикионе. В это же время в Сикионе живописец Эвпомп, или Евпомп (Eupompos, ок. 420—380 гг. до н. э.), основал школу рисунка, в которой преподавал также геометрию и арифметику (см. "Семь свободных искусств"). По свидетельству Плиния Старшего, значение Эвпомпа "было так велико, что с ним установилось новое разделение живописи на школы, которых до него было две — их называли элладской и азийской, а так как элладская благодаря ему (он был из Сикиона) разделилась, то стало три школы: ионийская, сикионская, аттическая"1. Сикионскую школу считали самой консервативной. Ее главой во второй половине IV в. до н. э. был прославленный скульптор Лисипп. Плиний сообщает, что он создал 1500 произведений, а у Петрония ("Сатирикон", 88) есть упоминание о том, что Лисипп умер от истощения за работой над одной из своих статуй (эти сведения считают преувеличением). Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского , работал в 368—304 гг. до н. э. Среди множества произведений, в основном в бронзе (до нашего времени сохранились их мраморные реплики), наиболее известны Апоксиомен , изображения Кулачного бойца , сидящего Гермеса, большая статуя Геракла — ее позднейшей вариацией считают знаменитого Геракла Фарнезе . Для творческого метода Лисиппа характерно стремление демонстрировать неустойчивость движения, что подчас ведет к искаженным пропорциям и дробному силуэту. Лисипп работал не как скульптор (от массы к деталям), а как пластик — лепил форму "изнутри наружу" . После осязательная ценность формывойн греков с персидским царем Митридатом VI Евпатором (132—63 гг. до н. э.) сикионцы, согласно легенде, оказались в столь бедственном положении, что собрали все имеющиеся у них статуи и другие произведения искусства и в 59 г. до н. э. продали их римлянам.

 

Сикионская  школа оказала большое влияние  на методику преподавания рисования  и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, научить  его чтить закономерности строения природы, воспитывала у ученика  любовь к изучению красоты природы. В результате обучения Сикионская школа  рисунка давала очень высокую  профессиональную подготовку молодым  художникам. Из этой школы вышли  такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий  Апеллес.

Говоря о  Сикионской школе, необходимо прежде всего  сказать о ее основателе — Эвпомпе (400—375 годы до н. э.). Он был прекрасным педагогом и хорошим живописцем. Особое место в истории изобразительного искусства Эвпомп занимает как выдающийся представитель художественной педагогики.

Эвпомп впервые  обратил серьезное внимание на научную  основу изобразительного искусства, положив  рисунок в основу своей школы. Стараясь ввести в искусство научные  принципы и стремясь к величайшей точности рисунка, Эвпомп подошел по-новому и к методу обучения. Он призывал своих учеников изучать закономерности природы на основе данных науки, главным  образом, математики. Плиний пишет: «Значение  Эвпомпа в живописи было так велико, что из-за него внесено было новое  деление живописи: до него она делилась на живопись Эллады и Азии, а из-за этого уроженца Сикиона живопись Эллады в свою очередь была разделена  и получилось три школы: Ионийская, Сикионская, Атическая».

Наиболее выдающейся личностью Сикионской школы и  ее фактической главой был Памфил — ученик и последователь Эвпомпа. Памфил был очень образованным человеком  и блистательным художником. Плиний пишет о нём: «Сам Памфил родом  был македонянин, но он первый вступил  в область живописи, обладая всесторонним образованием, особенно же знанием  арифметики и геометрии; без их знания, по его словам, нельзя было достичь  совершенства в области искусства».

Прекрасно понимая, что во время рисования с натуры человек не только наблюдает предмет, но и познает его строение,Памфил придавал большое значение рисованию как общеобразовательному предмету и с этой целью содействовал введению рисования во всех греческих школах. Плиний пишет: «Благодаря ему сперва в Сикионе, а потом во всей Греции было установлено так, что свободные дети учились рисованию, то есть живописи на буковом дереве, причем это искусство было включено в число предметов первоначального образования ».

При обучении рисованию художников-профессионалов Памфил особенно большое внимание уделял научному обоснованию каждого положения  изобразительного искусства и, в  частности, математической закономерности. Сам Памфил был большим знатоком математики и много работал в  области геометрии, так как считал, что эта наука помогает развитию пространственного мышления и облегчает  процесс построения изображения  на плоскости. На дверях Сикионской школы  рисунка, говорит Плиний, было написано: «Сюда не допускаются люди, не знающие  геометрии».

Информация о работе Техника рисунка в древней Греции