Театральные технологии, обеспечивающие интеграцию воспитания и образования на уроке и во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 11:37, доклад

Описание работы

Сколько себя помню, в школе всегда увлекались театром и учителя, и ученики, так было со дня ее основания. А началось все со стремления учителей словесности увлечь учеников своим предметом, прививая любовь к слову. Прямо - таки как в эпоху Возрождения, во времена итальянского гуманиста, основателя Римской академии, Помпонио Лето* (1428-1497), который со своими учениками читал и комментировал комедии Плавта, и для того, чтобы «душой» и «телом» войти в мир изучаемых произведений, предложил читать их «в лицах», а затем ставить на сцене. Так ученая «штудия» Помпонио Лето стала первым собранием любителей, сыгравших после более чем тысячелетнего перерыва комедии Плавта

Файлы: 1 файл

Театральные технологии.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Театральные технологии, обеспечивающие

интеграцию воспитания и образования на уроке

и во внеурочной деятельности

Сколько себя помню, в школе всегда увлекались театром и учителя, и ученики, так было со дня ее основания. А началось все со стремления учителей словесности увлечь учеников своим предметом, прививая любовь к слову. Прямо - таки как в эпоху Возрождения, во времена итальянского гуманиста, основателя Римской академии, Помпонио Лето* (1428-1497), который со своими учениками читал и комментировал комедии Плавта, и для того, чтобы «душой» и «телом» войти в мир изучаемых произведений, предложил читать их «в лицах», а затем ставить на сцене. Так ученая «штудия» Помпонио Лето стала первым собранием любителей, сыгравших после более чем тысячелетнего перерыва комедии Плавта. В начале 70-х гг. наши педагоги стали устраивать литературные гостиные, поэтические вечера, инсценировать изучаемые в школе литературные произведения. Позже учителям самим захотелось попробовать свои силы на сцене. В середине 80-х был поставлен первый учительский спектакль «Колобок» на немецком языке совместно с учителями школы при Посольстве ГДР (в то время школа носила имя Вильгельма Пика, а в старших классах учились немецкие ребята из школы при Посольстве ГДР, учителя проводили совместные вечера, праздники, педсоветы...). На какое-то время, несмотря на то, что спектакль имел большой успех, учителя прекратили свои выступления. Но к 25-летнему юбилею школы, на День Учителя, силами учителей подготовили капустник. С той поры учителя дают спектакли дважды в год -в свой профессиональный праздник и по случаю последнего звонка. В День Учителя можно себе позволить и пошутить, и посмеяться. Старшеклассники всегда с нетерпением ждут этого праздника, потому что это не только программа, посвященная их учителям, но и озорное и неожиданное выступление в стиле капустника («Учительский оркестр», «Пародия на классический балет», «Японская опера»...). По традиции праздник «Последний звонок» всегда проходит 25 мая - это учительский подарок и сюрприз для ребят, гостей, родителей и выпускников разных лет. Мы считаем себя счастливыми людьми, потому что на вечера встречи к нам приходят все, кто помнит школу. Вспоминая свои школьные годы, повзрослевшие ученики показывают отрывки из своих прошлых выступлений на сцене. Начиная с 1988 г. мы начали сотрудничество с Институтом художественного образования Российской академии образования, с Лабораторией театра под руководством А. П. Ершовой. Одновременно в учебный план 5-9-х классов ввели уроки театрально творчества. За эти годы была разработана программа таких уроков. Сначала она была связана с историей театра, перекликалась с такими предметами, как история и литература. А потом стала расширяться за счет специальных компонентов театрального искусства - сценическая речь в 5-м классе, кукольный театр в 6-м, актерская грамота в 7-м, основы режиссуры в 8-м и основы театральной критики в 9-м классе. До сих пор, как и должно быть в Лаборатории, вносятся дополнения в программу. Ведется поиск театральных технологий, повышающих творческую активность учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.

Учителя ощутили необходимость в повышении педагогического мастерства и освоении театральных методов, а также в умении их применять. Так возникло еще одно направление театральной деятельности - освоение театральных технологий и повышение педагогического мастерства. В школе стали проводить обучающие семинары Лаборатории театра. В целях обмена опытом выезжали в другие школы. Хотелось бы добавить, что театральные методы применяются на уроках математики, русского языка и других. Словосочетание "театральные методы» наводит на мысль - на уроке математики «нарядились в цифры» и «играют в театр». Однако театральные методы на уроках - это те принципы их режиссуры, которые реализуются учителями школы почти во всех предметах. Таким образом, на сегодняшний день театральная работа у нас ведется по пяти направлениям:

  • участие детей в спектаклях;
  • участие учителей в спектаклях;
  • участие выпускников разных лет в спектаклях;
  • включение детей на всех уроках в творческую театральную атмосферу;
  • обучение учителей театральным технологиям.

Убеждены, что в ребенке необходимо воспитывать такие качества, как сострадание, сочувствие, соучастие, сопричастность, сотворчество, в равной степени как и развивать интеллект, логику и стремление учиться. Развивать эмоционально чувственную сферу ребенка можно с помощью театра. «В человеке испокон веков кипят те же страсти, он живет теми же чувствами, что и прежде. Понятия его о явлениях могут меняться, но настрой чувств... Театр говорит со зрителем самым общедоступным и всеисчерпывающим языком - языком чувств. В театре чувства льются через актера полно, потоком, и всеобщность мира чувств позволяет понимать этот язык и грамотному, и неграмотному человеку (Виктор Розов).

Работа педагогического коллектива школы доказывает, что введение в общеобразовательную школу преподавания театрального

искусства способно эффективно влиять на учебно-воспитательный процесс.

Это касается:

  • сплоченности коллектива класса и школы;
  • повышения культурного уровня учеников и учителей;
  • воспитания культуры поведения.

При творческом подходе учителя к урокам театральное творчество не только будет активизировать интерес школьников к искусству вообще и театру в частности, развивать фантазию, память, внимание и другие качества, но и улучшит психологическую атмосферу в классе и школе. Главная задача театрального образования -развивать в поведении чуткость к действию как основному средству выразительного языка театра. Знакомство учеников с театральным творчеством (вне зависимости от их возраста) с позиции актера-творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Это связано со спецификой традиций русского реалистического театра, где живое актерское действие требует полного включения исполнителя в реализацию предлагаемых обстоятельств - оправдания вымысла, поисков уместного способа общения.

Театральное образование и воспитание выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции и осуществляется по следующим направлениям:

  • воспитание основ зрительской культуры;
  • развитие навыков театрально-исполнительской деятельности;
  • накопление знаний о театре.

Все эти три направления тесно переплетаются, дополняя друг друга. Воспитание культурного зрителя, способного воспринять эстетику, гражданскую позицию и нравственный заряд спектакля, является одной из первоочередных задач школы в области театрального образования.

Основное содержание театрально-исполнительской деятельности - знакомство школьников с особенностями поведения, словесного и физического действия, жеста, костюма, мизансцены, т. е. с выразительностью языка, всем тем материалом, из которого выстраивается художественное произведение в театре. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно испытывает на себе ребенок, помогает ему поделиться с товарищами своим представлением о мире, своими знаниями и фантазиями. В результате, у детей начинают развиваться ассоциативно-образное мышление, воображение, внимание, эмоциональная память, формируется гражданская и нравственно-эстетическая позиция. Накопление знаний о театре призвано обогащать и расширять знание театральной терминологии, осваивать основные понятия, определения и категории театрального искусства, а также изучать историю театра, от античного до современного (зарубежного и отечественного).

Театральное образование воспринимается как эффективная форма общего и эстетического развития школьников. Разработанная программа уроков театра рассчитана на обучение детей с 1-го по 11-й классы по 1 ч в неделю на протяжении всех 11 лет. Театральные студии - дополнительная практическая работа детей на сцене, осуществляемая ими после уроков. В программе нашло свое отражение своеобразие подготовки учащихся каждой ступени средней общеобразовательной школы с учетом возрастных особенностей детей. Подробнее рассмотрим в качестве примера уроки в 1, 5 и 11 -м классах.

1-й  класс. Главная задача театральных занятий - развивающие игры. Цель - помочь учителю и детям в создании на занятиях психологически комфортной атмосферы. Шестилетний ребенок испытывает большие затруднения в диалоге со взрослым, если этот диалог представляет собой официальное общение. Необходимо создать условия, при которых дети свободно общаются и охотно делятся друг с другом своими мыслями, умениями и знаниями.

Методы, формы и содержание театральных упражнений для шестилетних детей преследуют три основные цели:

  • погружают детей в присущую для них стихию игры, выходя за рамки урока;
  • развивают в детях столь необходимые полезные для учебы и занятий искусством психические качества - внимание, воображение, мышление, волю, память;
  • придают учебному процессу привлекательные для детей черты интересного и занимательного труда.

Творческая мобилизованность, смелость, вера во внимание товарищей, как и собственное внимание по отношению к ним формируются в первый год обучения с помощью театральных методов, используемых на каждом уроке в 1-м классе.

5-й  класс. Главные задачи делятся на три составляющие.

1. В области накопления знаний о театре это:

  • формирование представления о разнообразии театров и разных театральных профессиях;
  • освоение профессиональной терминологии актерского искусства;
  • знакомство с античным театром, театром Древней Греции, древнеримским театром. Спектакль-зачет «Актеры и зрители в театре Древней Греции»;
  • театр как вид искусства. Его виды и жанры. Театр – искусство коллективное. Актер. Зритель. Театральное здание. Структурные элементы пьесы: акт (действие}, ремарка, диалог, монолог, реплика, действующие лица;
  • знакомство с драматургией и ее особенностями в античном искусстве.

2. В области воспитания основ зрительской культуры это:

  • формирование внимания к особенностям исполнения. Этюды, элементы коллективной работы;
  • сравнение исполнения одного и того же творческого задания разными учениками;
  • направленность внимания учащихся на то, чтобы точно повторить, дополнить либо отличиться при выполнении простейших творческих заданий.

3. В области развития навыков театрально-исполнительской деятельности это:

  • организация произвольного внимания;
  • готовность выйти и выполнить этюд по заданию педагога;
  • навыки одновременного и последовательного включения группы детей в простую исполнительскую ситуацию, где необходима согласованность действий;
  • сценическая речь;
  • художественное чтение как вид исполнительского искусства;
  • роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры учащихся, чтение с листа и наизусть;
  • основы практической работы над постановкой голоса. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение;

 

  • навыки правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью);
  • навыки работы над художественным произведением (басни, детские стихи, гекзаметр*, сказки);
  • умение по-разному исполнить одно и то же литературное произведение;

• работа учеников всего класса над одним произведением. Итог: в декабре - спектакль-зачет; в мае - зачет по сценической

речи.

  1. В области накопления знаний о театре; завершая общее театральное образование, следует требовать достаточно грамотной оценки всех слагаемых спектакля и установления причинно-следственных связей между субъективным впечатлением и структурой произведения. Результатом работы по программе должны стать: внимательное, вдумчивое и проблемное восприятие искусства, творческая активность и выразительность каждого выпускника школы. Обобщающая картина истории мирового театра (от античного до современного). В сознании выпускника должны сложиться общие черты, особенности и отличия театров разной направленности.
  2. В области воспитания основ зрительской культуры: знакомство с театральной критикой; попытки собственной театрально-критической деятельности; формирование зрителя, способного убедительно сформулировать свое впечатление от увиденного спектакля, опираясь на внимательное и чуткое его восприятие;
  3. Эрудированность в художественной сфере:, правила рецензирования: рецензия-диалог, рецензия-агитация, рецензия-исповедь, работа в школьном журнале.

4. В области развития театрально-исполнительской деятельности: школьники учатся проявлять инициативу в диалоге, беседе, учатся напористости в отстаивании своих целей; формируются навыки поведения сильной личности, особенности логики ее действий и оценок; важным объектом изучения должно также стать влияние на логику действий человека, на его представления о единстве своих интересов с интересами собеседника.

Параметры общения (по методике П. М. Ершова «Режиссура как практическая психология»), взаимодействия людей в жизни и на сцене- инициатива, дело, позиция, сила, слабость, дружественность, враждебность - осваиваются школьниками в их конкретном действенном воплощении, что позволяет совершенствовать личность каждого ученика.

Итог: тематический спектакль к празднику «Последний звонок». Тема выбирается в соответствии с пристрастиями выпускников и их классных руководителей. Это творческий проект выпускников, в котором задействованы учителя, ученики, родители.

Информация о работе Театральные технологии, обеспечивающие интеграцию воспитания и образования на уроке и во внеурочной деятельности