Театральная жизнь Дубровника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 17:41, доклад

Описание работы

Театральная жизнь Дубровника была очень разнообразной. История драматургии и театра Дубровника представляет большой интерес, хотя мы располагаем лишь незначительной частью дубровницкой драматургии, остававшейся в рукописях, и еще более скудными сведениями о театре и сценическом искусстве. Разрушения, вызванные сильным землетрясением 1667 года, и возникшие затем пожары уничтожили почти все каменные здания города и огромное количество документов, которые могли бы осветить нам театральную жизнь республики.

Файлы: 1 файл

Театральное искусство Далмации.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Театральная жизнь Дубровника была очень разнообразной. История драматургии и театра Дубровника представляет большой интерес, хотя мы располагаем лишь незначительной частью дубровницкой драматургии, остававшейся в рукописях, и еще более скудными сведениями о театре и сценическом искусстве. Разрушения, вызванные сильным землетрясением 1667 года, и возникшие затем пожары уничтожили почти все каменные здания города и огромное количество документов, которые могли бы осветить нам театральную жизнь республики.

 Несмотря на большой интерес к театру, проявлявшийся в широком развитии драматургии, в Дубровнике не было специального театрального здания. Религиозные пьесы разыгрывались в церквях или на площадях перед ними. Светские представления устраивались на широкой мощеной улице в центре города, в большом зале Большого Веча (до 1554 г., когда это было запрещено Сенатом) и в частных домах, особенно во время свадебных празднеств. В XVII веке театральные представления чаще всего устраивались на площади перед дворцом Ректора.

Первое театральное здание было построено в 1612 году в городе Хваре на одноименном острове. Дважды реставрированное, оно существует до настоящего времени. Представления носили любительский или полупрофессиональный характер. Они не были регулярными. Обычно они сопровождались музыкой. Об устройстве сцены, ее оборудовании и оформлении никаких сведений не сохранилось.

 В XVI веке существовало три  актерских содружества, в XVII веке к ним прибавляется еще четыре. Увеличение количества трупп свидетельствует о том, что популярность театра постепенно возрастала. Часть этих, например "Сметени", "Недббитни", состояла из патрицианской молодежи, которая обычно устраивала свои представления в частных аристократических домах. В их репертуаре были преимущественно трагедии и трагикомедии, по большей части итальянского происхождения.

 Другая часть содружеств, особенно "Помет", "Храбрени", "Разборни", состояла из представителей городского  сословия. Эти содружества обращались  к более широкой аудитории. Они  устраивали публичные представления, их репертуар состоял из бытовой комедии, фарса, сцен из народной жизни.

 Из этого можно заключить, что в сценическом искусстве  достаточно отчетливо проявлялась социальная дифференциация.

 О народных представлениях  в Далмации нам ничего не известно. Самые ранние источники говорят лишь о церковных представлениях, о религиозной драме, частично занесенной из Италии, частично оригинальной. Первые сведения об этой драматургии относятся к XV веку. Ее можно разделить по языковому признаку на три группы - на северо-далматинскую, средне-далматинскую и южно-далматинскую.

 К северо-далматинской группе принадлежит несколько драм, из которых наиболее интересна драма, построенная на материале церковной легенды, - "Страдания святой Маргариты" (1500). Драма эта близка к народной поэзии.

 Средне-далматинскую, или сплитскую, группу составляют относящиеся к концу XV века драмы "Представление о страшном дне суда огненного" и "Беседа святого Бернарда о душе погибшей", автором которых был Марко Марулич (1450 - 1524), уроженец города Сплита, один из основоположников хорватской литературы. Уроженец острова Хвара Петар Гекторович (1487 - 1572), автор "Представления жизни святого Лаврентия".

 Южно-далматинская, или дубровницкая, группа заняла ведущее место в развитии далматинской драматургии. Именно в Дубровнике была осуществлена первая серьезная попытка литературно-поэтической обработки церковной драмы.

Один из крупнейших дубровницких поэтов - Никола Ветранич-Чавчич (1482 - 1576), происходивший из старинного рода горожан, написал помимо многих лирических и эпических произведений четыре религиозные драмы. Из них "Авраамова жертва" является одной из лучших в дубровницкой драматургии этого рода. В ней сказывается умение автора создать образы, она обладает легкостью стиха и красотой языка, сохраняющего народно-поэтический характер.

 Оригинальной разработкой библейской  легенды о Сусанне и похотливых старцах была четырехактовая драма Ветранича "Чистая Сусанна". Сюжет: Сусанна, еврейка из Вавилона, за которой два старца подглядывали в саду во время её прогулки, а затем угрожая обвинить её в прелюбодеянии с незнакомцем, пытались добиться от неё совокупления. Сусанна отказалась за что, была ими ложно обвинена и приговорена за это к смерти, но в последнюю минуту спасена благодаря пророку Даниилу, который допросил старцев раздельно; лжесвидетели были уличены во лжи и казнены, а добродетель восторжествовала. Пьеса отличается живостью, выразительностью и намечает переход к светской драме.

Творчество Ветранича было наиболее ярким и свежим в жанре дубровницкой церковной драмы. Постепенно этот жанр замирает. В XVII веке Петр Канавелович написал драму "Страдания господа нашего Иисуса" (1663). Последней драмой этого рода было "Рождество господне" (1703) Антона Гледжевича. Это рождественская идиллия, в которой выступают пастухи, горцы и крестьяне, и только в конце пьесы появляются Иосиф и Мария.

 Замирание жанра не означало, однако, прекращения его сценической  истории; церковные драмы продолжали  разыгрываться в церкви, на паперти  или даже просто в поле. О популярности представлений таких драм свидетельствует то, что на острове Хваре они продолжали существовать даже в XIX веке.

 Как и везде, церковная драма  в Дубровнике была орудием  религиозной пропаганды, средством  укрепления авторитета католической церкви и поддерживавшей ее правящей верхушки. Характерно, что процесс упадка и разложения этого жанра происходит параллельно с усилением в Дубровнике влияния городского сословия, становящегося в оппозицию к церкви.

 Драматургию с церковной тематикой постепенно заменяла драматургия светская. Начало ей положил Андрей Чубранович (1480 - 1530). Используя форму итальянских карнавальных песен - "маскарад", исполнявшихся ряжеными, Чубранович в своей "Цыганке" явно превосходит эти образцы и оригинальностью замысла и поэтичностью. В пьесе выступает цыганка, которая предсказывает судьбу шести женщинам. Маской цыганки поэт пользуется, чтобы открыть своей "госпоже" - шестой из гадающих - свою любовь. В Дубровнике "Цыганка" впервые была показана как маскарад на масленице 1527 года.

Оригинальной и самобытной была драма Ганибала Луцича (1485 - 1553) "Рабыня". Уроженец острова Хвара, Луцич был видным членом хварского кружка гуманистов. Однако, вращаясь среди ученых латинистов, Луцич пишет свои произведения на родном языке. Он живо откликается на явления современности, поддерживает связи с представителями литературы республики Дубровника, политический строй которой кажется ему идеальным. Самая знаменитая его работа - драма в трех актах с прологом - "Рабыня", впервые представленная на острове Хваре в 1530 году.

 Это была первая в Далмации  попытка создания народной драмы, сюжетно связанной с народными  песнями о битве с турками  на Крбавском поле (1493). В ней  говорится об освобождении похищенной  турецкими разбойниками знатной славянской девушки. Ее возлюбленный, разыскивая свою избранницу, находит девушку на невольничьем рынке в Дубровнике и выкупает ее. Пьеса заканчивается свадьбой.

 Драма Луцича не обладала  исторической достоверностью. Характерно  также то, что, несмотря на связь сюжета с борьбой против турок, автор не подчеркивает антагонизма между турками и славянами.

С середины XVI века деятельность хварской литературной школы постепенно замирает. Причиной этого, как и упадка всей северо- и средне-далматинской литературы, пользовавшейся хорватским наречием, было усиление политического влияния Венеции, окончательно подчинившей себе эти области. Литературная гегемония переходит к Дубровнику, оказывающему все большее влияние на писателей остальной Далмации, и сербское наречие, бывшее наиболее распространенным в Дубровнике, становится общепринятым литературным языком.

 Дубровницкая драматургия XVI века помимо оригинальных произведений представлена большим количеством переводов и переделок итальянских пьес. Однако в них уже заметно стремление не механически использовать чужие образы, а осваивать их, придавая им национальный характер, увязывая их с жизнью своего народа.

 Торговый Дубровник не был  благодатной почвой для развития  религиозной драмы. Наибольшей популярностью в Дубровнике пользовались комедии и пасторали.

 Пастораль, носящая в Далмации  название "пастушеской игры", появляется  в Дубровнике в самом начале XVI века. Самые ранние из дошедших до нас дубровницких пасторалей не датированы. Больше всего в самобытности и оригинальности этих пастушеских игр убеждает их содержание, свободное от античных мифологических мотивов и поэтической изысканности придворной среды.

 В Далмации отчетливо различаются  две группы пасторалей - дубровницкие  пасторали, в которых любовь пастуха и вилы (духи-девушки с распущенными волосами) изображается в комическом виде, и хварские, по характеру близкие к идиллии.

Первым крупным автором пасторалей и комедий XVI века был дубровничанин Никола Нальешкович (1500 - 1587). Он происходил из сословия горожан. В молодости занимался торговлей, много путешествовал. От Нальешковича дошло до нас две пасторали и три бытовые комедии.

 Пасторали Нальешковича пронизаны  народными преданиями. Нальешкович  наделяет образы героев своих  пьес естественными чувствами, понятными и близкими дубровницким горожанам, из среды которых вышел он сам.

 Даже такой распространенный  мифологический сюжет, как "Суд Париса", Нальешкович в одной из своих пасторалей трактует как бытовую картинку. Парис превратился у него в мудрого пастуха, богини - в веселых вил.

 В другой пасторали рассказывается  история влюбленного в вилу  пастуха Радата. Вила здесь - капризная  девушка, желающая испытать любовь  Радата. Она притворно отвергает  его любовь, делая вид, что покидает  Радата, которого на самом деле любит. Радат кончает жизнь самоубийством. Найдя его мертвым, вила раскаивается в своей жестокости, оживляет Радата и соглашается стать его женой. Заканчивается пастораль хором вил и пастухов.

 В этой пасторали обращает  на себя внимание одна из сиен, в которой автор резко нарушает пасторальную традицию. Радат, покинутый вилой, в отчаянии стонет и плачет. К нему подходит старуха - типичная знахарка. Думая, что у него болит зуб, она собирается лечить его травами и кореньями. Когда же Радат говорит, что он страдает от "горькой любви", старуха вспоминает свою молодость, свои любовные огорчения и рекомендует ему приворотное зелье. Несмотря на уговоры старухи, Радат после ее ухода решает покончить с собой.

Непосредственное, живое восприятие Нальешковичем реальной действительности еще полнее сказывается в трех его комедиях. Это бытовые картины из жизни дубровницких горожан. В первой половине XVI века распущенность нравов в Дубровнике зашла так далеко, что заставила Совет издать в 1535 году строгий закон, направленный на искоренение в обществе пороков. Нальешкович бичует пороки своего класса, стремясь оказать на него воспитательное воздействие.

Первая комедия начинается со сцены, в которой хозяйка ругает служанок за безделье. Во время перебранки появляется хозяин, недовольный, что в его доме всегда ссоры. Жена жалуется, что служанки побили посуду. Хозяин для вида бранит служанок, а сам в то же время обнимает их. Это замечает жена. Между супругами разгорается ссора, разрешающаяся приходом соседа, который приглашает их к себе на ужин.

 В другой комедии старик  изменяет своей молодой жене  со служанкой. Жена выслеживает  мужа и разоблачает его похождения. Вспыхивает ссора, приходит священник, примиряющий супругов. Он надеется, что после этого примирения  ему удастся хорошо попить и поесть.

 Третья комедия, полностью не  сохранившаяся, разделена на три  акта. В разработке ее сюжета видна нравоучительная тенденция автора: юноша среднего сословия увлечен куртизанкой, но под влиянием советов друзей и родителей порывает эту связь и женится на порядочной девушке.

Пьесы Нальешковича имеют немало недостатков: в них слабо развито действие, часто нарушается логика развития событий, примитивны некоторые образы. Все это объясняется тем, что Нальешкович, в сущности, был первым в Дубровнике автором светских драм, стремившимся найти свой собственный путь.

Продолжателем дела Нальешковича был Марин Држич - крупнейший дубровницкий драматург. Родом из обедневшей купеческой семьи, сын видного поэта, он не только занимался литературой. Жизнь заставила его испробовать профессии священника, органиста, лакея, торговать солью, заниматься политикой и участвовать в ряде авантюр.

 Држич родился, вырос и получил  образование в Дубровнике. Самый  младший из шести братьев, он  рано, не имея к тому никакой склонности, принял духовное звание, чтобы вступить во владение двумя наследственными в их семье приходами. Одновременно он занимался поэзией и музыкой. В 1538 году Сенат избрал его на должность органиста кафедрального собора. Но Држич не удовольствовался этим. Не имея собственных средств, он добился от правительства стипендии для завершения образования в Италии, где и пробыл до 1544 года, изучая каноническое право, богословие и философию, а больше всего увлекаясь искусством, и в особенности театром.

Информация о работе Театральная жизнь Дубровника