Театр поэтического представления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 18:26, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время существует много видов и жанров театров. Это и драматический театр, и театр комедии, оперетта, мюзиклы, кукольные театры, балеты, театр поэтического представления и т.д. И каждый жанр имеет свои особенности, свою изюминку.
В данной работе рассмотрим такой вид, как театр поэтического представления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Содержание понятия «Театр поэтического представления»………………5
Специфические особенности поэтического представления………………..5
Какие выразительные средства помогают наиболее верно выразить смысл поэтического представления…………………………………………………..7
Какова роль звучащего слова, музыки, пластики в театре поэтического представления…………………………………………………………………12
Этапы работы над поэтическим представлением………………………….15
Роль и значение речевого хора в театре поэтического представления…16
Роль трансформации детали в театре поэтического представления……17
Какова причина заставляющая режиссера обращаться к произведениям иного, чем драматургия рода литературы…………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………..22

Файлы: 1 файл

19733 « Поэтическое представления» ( ПП).DOCX

— 52.52 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Содержание понятия «Театр поэтического представления»………………5
  2. Специфические особенности поэтического представления………………..5
  3. Какие выразительные средства помогают наиболее верно выразить смысл поэтического представления…………………………………………………..7
  4. Какова роль звучащего слова, музыки, пластики в театре поэтического представления…………………………………………………………………12
  5. Этапы работы над поэтическим представлением………………………….15
  6. Роль и значение речевого хора в театре поэтического представления…16
  7. Роль трансформации детали в театре поэтического представления……17
  8. Какова причина заставляющая режиссера обращаться к произведениям иного, чем драматургия рода литературы…………………………………18

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованной литературы…………………………………………..22

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Никто на свете не установил, да и не установит точного года рождения театра.

Никто на всем свете не сказал, да и не скажет, на каком листке календаря следовало бы обозначить его первоначальную дату.

Время существования театра измеряется небывалой по историческим масштабам мерой - временем существования самого рода человеческого.

День возникновения театра сокрыт за горной грядой давно ушедших веков и тысячелетий, в глубинах древнейшей, наиболее отдаленной от нас эпохи истории человечества. Той эпохи, когда человек, впервые взявший в свои руки орудия первобытного труда, становился человеком.

Приобщение к труду принесло ему поэтическое прозрение: человек стал обретать в себе поэта, эстетическую способность поэтического восприятия мира.

В те далекие века у только что нарождавшейся поэзии не было могучих крыльев, ее еще не коснулось мощное дыхание вольного полета. До какого-то срока, до какой-то поры назначение ее сводилось только к подчиненному сопровождению обрядов и ритуалов, утверждавшихся в быту первобытной общины. А когда подошло уже время ее зрелости, самостоятельности поэтического существования, поэзия вырвалась на свободу, оборвав путы прежней нераздельности с бытом. И тогда-то наступило время сближения судьбы поэзии с судьбой театра.

В золотую пору детства человечества первые поэты земли - великие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид, как добрые гении поэзии склонились над колыбелью театра. Они вызвали его к жизни. И они обращали его к служению людям, к прославлению духовного могущества человека, его неукротимой силы, нравственной энергии героизма. За прошедшие с той поры тысячелетия все еще не померкло имя одного из первых героев театра. Им был Прометей Эсхила - мятежный богоборец, осужденный 'Зевсом на вечные муки за служение людям, за то, что добыл для них огонь, научил их ремеслам и наукам. Навечно прикованный к скале, он гордо славил свободу и достоинство человека:

Знай хорошо, что я б не променял

Своих скорбей на рабское служение;

Мне лучше быть прикованным к скале,

Чем верным быть- прислужником Зевеса.

Героя Эсхиловой трагедии "Прометей прикованный" Маркс называл самым благородным святым и мучеником в философском календаре... Вместе с Эсхилом столь же страстно славил человека младший его современник, Софокл:

Много в природе дивных сил,

Но сильней человека нет.

За ними, могучими своими предшественниками, поднимался Еврипид - самый трагедийный поэт античного мира. И, быть может, самый бесстрашный. Отрешаясь от заданности мифологических сюжетов, он выковывал реальные характеры людей, живущих накаленными страстями, накаленными чувствами, мыслями, переживаниями.

Эсхил, Софокл и Еврипид положили - по свидетельству истории - великое начало великому делу. Делу вечному! Столетие за столетием - во все времена, во все эпохи, прожитые неисчислимыми человеческими поколениями, театр неизменно, неотрывно сопутствовал движению истории человечества.

В настоящее время существует много видов и жанров театров. Это и драматический театр, и театр комедии, оперетта, мюзиклы, кукольные театры, балеты, театр поэтического представления и т.д. И каждый жанр имеет свои особенности, свою изюминку.

В данной работе рассмотрим такой вид, как театр поэтического представления.

  1. Содержание понятия «Театр поэтического представления»

 

Как правило, основу драматургии коллективного литературного театра составляет монтажный сценарий. Наблюдается тенденция обращения к поэтической драме. Масштаб философской проблематики, лирики и драмы, присутствие авторского «я» в сценическом действии, и тяготение к четким ритмико-пластическим решениям, возможность использовать поэтическое пространство сцены, способное к преобразованию, - все это характеризует этот вид искусства.

Придумывание сценической драматургии на недраматургическом литературном материале приводит к самым неожиданным открытиям, непредсказуемым сценическим формам.

 

 

  1. Специфические особенности поэтического представления

 

Гармонизирующий фактор – точная ритмично-пространственная партитура, приемы отстранения, духовность актерского существования – приобретает особую важность в таких коллективных формах литературного театра, которые получили название «театр поэтического представления». В них большую роль играет театральное начало, больший удельный вес непосредственного драматического действия. Активнее используются такие компоненты театра, как сценография, костюм, реквизит, свет. Лирика, повествования не уходят со сцены. Но ведущее место отводится именно действию как субстанции драмы, существующему во времени, пространстве и движении, действию, как присущей именно драме форме развертывания идей.

Чем больше театра в поэтическом представлении, тем острее потребность в гармонизирующем начале, способном нейтрализовать избыток описательности, натурализма, бытовых эмоций.

О важности гармонизации действия для театрального зрелища (и тем более поэтического) писал в своей записной тетради Е. Вахтангов: «… я и сам, за год до того, как Станиславский стал говорить о ритмичности и пластичности, дошел до чувства ритма, познал, что такое выразительная пластика… что такое сценизм, скульптурность, статурность, динамика, жест, театральность, сценическая площадка и пр.»

Жизнестойким, долговременным, художественно-полноценным и убедительным оказывается зрелище, обладающее смысловой многомерностью, идейным богатством, духовностью и вместе с тем зримой поэтической образностью, законченностью и выверенностью сценических форм[2, с. 45].

Не случайно некоторые режиссеры считают, что основу литературно-поэтических спектаклей должна составлять, прежде всего, поэзия с ярко выраженным исповедальным началом, проявляющем личность поэта и отношение к нему современников.

Р. Гринберг, режиссер Театра поэтического представления, пишет: «В Театре поэтического представления… притвориться, прикрыться ролью – невозможно. Наоборот. Поэтический театр обнажает. Обнажает внутренний мир актера, его психику, интеллект, человеческую природу. Он перед зрителем как на рентгене. Выходя на подмостки в триедином образе (автор, лирический герой и он сам – актер), он создает из этого сплава новое действующее лицо – героя спектакля поэтического представления. Лирический или публицистический монолог этого героя всегда исповедь  и одновременно проповедь».

Думается, что это не единственный путь. В основу поэтического представления может лечь и прозаический литературный материал, способный к поэтическому преобразованию – драматическому и сценическому. Имеется в виду возможность лиризации, обнажение духовной пульсации личности; выстраивание поэтических ассоциативных связей; симфонизации сценических действий и т.д.

Все это способствуют повышению степени художественной обобщенности, типичной для поэтического мышления.

 

 

  1. Какие выразительные средства помогают наиболее верно выразить смысл поэтического представления

 

Театр поэзии не удел одного актера. Инсценированные композиции стихов читают и двое, и трое, и группы актеров побольше. Например, есенинская поэма «Анна Снегина» с проникновенным исполнением заглавной роли Ией Саввиной, публицистическая, полная драматизма поэма Егора Исаева «Суд памяти», «Угощаю рябиной» — по стихам и лирической прозе Александра Яшина и другие - во всех этих спектаклях лидирует главный исполнитель, которому как бы аккомпанируют другие актеры. В Минске ансамбль актеров с помощью режиссера В. Раевского создал народную драму, в основу которой была положена композиция стихов Янки Купалы. В другом стиле группа актеров театра «Современник» в Москве прочитала Ленгстона Хьюза «Черные блюзы». Создатель его — актер и режиссер Михаил Козаков попытался сочетать стихи, джаз, пластику. Действие в этом ярком представлении строится в виде мозаики различных сцен — лирических, жанровых. Место действия условное, но веревки с бельем, какая-то бочка, лестница, где-то вверху непонятно на чем торчащий дырявый зонтик - все это напоминает Гарлем, обжитой его неунывающими обитателями. Они объясняются в любви, ссорятся, сетуют на свое житье-бытье, горюют и смеются - и все стихами, которые читают под небольшой джаз, расположенный тут же, на улице, рядом с исполнителями. Актеры читают стихи, ритмически двигаются, поют и танцуют, и вся эта зрелищная композиция, образная и романтическая, передает смысл, настроение поэзии Хьюза, ее неистовость, протест и жизнелюбие.[5, с. 34]

Поэзия - сложный род литературного творчества. Ее характеризует интенсивный образно-ассоциативный строй мыслей и чувств. Ритмика стиха, чередование рифм, музыкальность придают ей особую прелесть, обаяние. Картины жизни, отраженные в поэтических произведениях, больше, чем в другом виде литературы, окрашены сильным, взволнованным чувством самого автора, его мыслью, субъективным переживанием; все это — повышенная эмоциональность, образность, лирическая интонация — особенно приближает поэзию к человеку.

Символ в переводе с греческого означает «знак», причем знак, понятный только определенной группе лиц. (Например, знак рыбы был у первых христиан и служил своеобразным паролем в условиях преследования христиан язычниками).

В искусстве символ имел всегда (имеет и сейчас) особо важное значение. Это связано с природой образа, основной категории искусства. Ибо в той или иной мере всякий образ условен и символичен уже потому, что в единичном воплощает общее. Понятие Символа имеет большое значение в эстетике. Свойство Символа вызывать простым знаком целый ряд представлений, не переходя, подобно аллегории, в область абстрактного, действует в высшей степени возбуждающе на наше чувство, следовательно, эстетически. Поэтому богатые символы жизни не только приняты искусством и, в частности, поэзией, но и еще более расширены. Символ является дальнейшим усилением образа или метафоры; он не только заменяет одно представление - другим, однородным ему представлением, но дает представление с более богатым содержанием, чем первоначальное.

Символика учит узнавать нас за знаком или чувственным образом скрытый, более глубокий смысл, в основе которого лежит нечто духовное невидимое и невыразимое. Символ, несмотря на свою выразительность или невзрачность, всегда берет на себя ведущую роль. Умелое использование символов, выражающих общественные ценности, способствует повышению эмоционального воздействия на зрителя.

Символ очень тесно связан со своими «соседями» - метафорой и аллегорией. При этом важно установить и связь, и, прежде всего, существенные различия.

Символ, подобно аллегории и метафоре, образует свои новые значения на основе того, что мы ощущаем родство, связь между тем предметом и явлением, которые обозначаются каким-то словом, знаком, и другим предметом или явлением, на которое переносим это обозначение.

Однако символ коренным образом отличается и от аллегории, и от метафоры. Прежде всего тем, что он наделен огромным множеством значений (по сути дела - неисчислимым), и все они потенциально присутствуют в каждом символическом образе, как бы «просвечивая» друг сквозь друга.

Формальное отличие символа и метафоры в том, что метафора создается как бы «на наших глазах»: мы видим, какие именно слова, понятия сопоставлены, и поэтому догадываемся какие их значения сближаются, чтобы породить третье, новое. Символ может входить и метафорическое построение, но оно для него не обязательно.

Метафора - это переносное значение слова, перенос значения с одного явления или предмета на другой. Метафора позволяет создать ёмкий образ, основанный на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д.

Информация о работе Театр поэтического представления