Связь арт-терапии с народным художественным творчеством через танец

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - показать роль хореографии в танцевально-двигательной арт-терапии.

Задачи курсовой работы:

1. Определить сущность арттерапии и её функции;
2. Показать проявление взаимосвязи арт-терапии с народным художественным творчеством непосредственно через танец и хореографию.

Содержание работы

Введение________________________________________________________4
Глава 1
1.1 Сущность и содержание арт-терапии_____________________________6
1.2 Функции арт-терапии_________________________________________10
Глава 2
2.1 Связь арт-терапии с народным художественным творчеством через танец__________________________________________________________13
2.2 Хореотерапия. Хореография в арт-терапии_______________________19
Заключение____________________________________________________22
Список используемой литературы________________________________24

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс.docx

— 43.41 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение________________________________________________________4

Глава 1

1.1 Сущность и содержание арт-терапии_____________________________6

1.2 Функции арт-терапии_________________________________________10

Глава 2

2.1 Связь арт-терапии с народным художественным творчеством через танец__________________________________________________________13

2.2 Хореотерапия. Хореография в арт-терапии_______________________19

Заключение____________________________________________________22

Список используемой литературы________________________________24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Арт-терапия - это способ (метод) терапии, основанный на занятиях художественным творчеством и игрой. Арт-терапия  применяется как средство психической  гармонизации и развития человека. Арт-терапия обладает очевидными преимуществами перед другими - основанными исключительно  на вербальной коммуникации - формами  психотерапевтической работы: 
 
Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению. 
 
Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека. 
 
Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. 
 
Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации - раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально-неповторимого способа бытия в мире. 
 
Групповая арт-терапия отличается от индивидуальной. При групповой арт-терапии особую значимость приобретают такие «исцеляющие» факторы, как групповая сплоченность и поддержка, получение информации, имитация поведения, развитие социальных навыков, получение обратной связи, а также перераспределение лидерства от психотерапевта к другим участникам группы в условиях особой, демократической атмосферы, обусловленной равенством прав и ответственности. 
 
Цель курсовой работы - показать роль хореографии в танцевально-двигательной  арт-терапии. 
 
Задачи курсовой работы: 
 
1. Определить сущность арттерапии и её функции; 
2. Показать проявление взаимосвязи арт-терапии с народным художественным творчеством непосредственно через танец и хореографию.

 

Объектом исследования данной курсовой работы является арт-терапия.

Предметом курсовой работы является хореотерапия. 

 

 

 

 

 

Глава 1

1.1. Сущность и содержание арт-терапии 
Арт-терапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арт-терапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны. С тех пор арт-терапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники. 
 
Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. 
 
Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. 
 
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. 
 
Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия. 
 
Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии. 
 
Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта. 
 
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».

Использование элементов  арт-терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься. 
 
В качестве материалов на занятиях по арт-терапии используются краски, глина, клей, мел. Арт-терапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. 
 
Арт-терапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков. 
 
Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная. 
 
При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. 
 
При активной форме арт-терапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д. 
 
Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными. 
 
При структурированных занятиях тема жестко задается и предлагается определенный материал. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т д.

 
Ребёнку предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему. При этом удается увидеть удивительные необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета. Все это непосредственно связано с особенностями мироощущения ребёнка, его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые от сознания символы. Арт-терапия позволяет получить в этом случае дополнительный диагностический материал, свидетельствующий о проблемах ребёнка.

Второй вариант - неструктурированное  занятие. Клиенты сами выбирают тему, материал, инструменты.

 
К средствам арт-терапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела. 
 
 
 
 
Задачей арт-терапевта является создание особой атмосферы, которая будет способствовать спонтанному проявлению творчества ребёнка, и при этом невладение арт-терапевтом в совершенстве используемым материалом ставит его как бы на одну линию в творческом плане с ребёнком и способствует самораскрытию детей. 
 
Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у детей. 
 
Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арт-терапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Существуют возрастные ограничения использования арт-терапии в форме рисунка и живописи. 
 
Арт-терапевтический метод позволяет как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребёнку и групповую форму работы. Как правило, арт-терапевтические методы присутствуют в любой программе коррекции, дополняя и обогащая развивающие возможности игры. Создание продукта в процессе арт-терапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются:

стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней  действенной форме;

потребность понять и разобраться  в том, что происходит в себе;

потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;

стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование  мира в виде рисунков, сказок, историй.

 
Процесс создания любого творческого  продукта базируется на таких психологических  функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и  символизация. 
 
В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арт-терапии рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; музыкотерапию, библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, танц-терапию и др. 
 
1.2. Функции арт-терапии 
Основными функциями арт-терапии являются: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки). 
 
В арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразительном, театрализовано-игровом, художественно-речевом). 
 
Исходя из существующих функций, арт-терапия решает как общие теоретические и организационные задачи, так и частные, относящиеся к каждому из этих направлений. 
 
Общие научно-теоретические и организационные задачи арт-терапии:

разработка научно-теоретических  основ использования средств  искусства в системе коррекционной  помощи детям с отклонениями в  развитии;

 научное обоснование  возможностей и путей компенсации  различных отклонений в развитии  детей средствами искусства и  художественной деятельности;

 обобщение всего накопленного  опыта использования арт-терапевтических подходов в специальном образовательном учреждении и обогащение его новым научным и практическим содержанием, нацеленным на решение задач гуманизации специального образования;

 совершенствование системы  организации коррекционной помощи  средствами искусства в специальных  образовательных учреждениях и  подготовка специалистов для  реализации этой задачи. 
 
Частные задачи арт-терапии:

 адаптация имеющихся  арт-терапевтических методик и использование их в системе психокоррекционной помощи детям с нарушением развития (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, имеющими задержку психического развития, умственную отсталость);

 выявление особенностей  и определение эффективности  использования арт-терапии в психокоррекционной работе;

 разработка арт-терапевтических технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в развитии;

коррекция вторичных отклонений в развитии личности, гармонизация и социальная его адаптация в  культурно-образовательном пространстве посредством арт-терапевтических методик.

 
 
Арт-терапия обеспечивает профилактико-оздоровительное, лечебно-адаптационное воздействие. 
 
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии арт-терапия преследует единую цель - гармоническое развитие человека с проблемами; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

2.1. Связь арт-терапии с НХТ через танец. 
Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия. 
 
Использование этого метода требует от специалиста достаточно глубокой подготовки, так как этот вид взаимодействия может будить сильные эмоции. Танцевальные движения в сочетании с физическими контактами и интенсивным межличностным взаимодействием могут вызывать очень глубокие и сильные чувства. 
 
Народный танец, как составляющая народного художественного творчества является одним из главных методов арт-терапевтического воздействия на людей с эмоциональными расстройствами, нарушением общения и межличностного взаимодействия. 
 
Ярмарки, народные гулянья, народные праздники никогда не обходились без танцев и веселья, в котором принимали участие все собравшиеся, и тот задор и положительный настрой, который присутствовал у участников гулянья полностью пропитывал всех окружающих и наполнял их. Человек стоящий в стороне не мог отнестись к этому равнодушно и волей-неволей вливался в «веселую толпу», где соответственно он находил и общение, и положительную атмосферу, и межличностное взаимодействие. 
 
Цель танцевальной терапии - развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. 
 
Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность и укрепляет силы, как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое. 
 
Главная установка формулируется следующим образом, движения отражают, черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер движений.  
 
Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач: 
 
1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое, эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для многих из них. В начале первого занятия специалист наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны и изъяны двигательного репертуара каждого, затем определяет, какие движения подойдут каждому ребёнку лучше всего. 
 
2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Дети с серьезными нарушениями могут испытывать затруднения при проведении границы между собственным телом и объектами окружающей среды. В таких группах танцевальная терапия имеет своей целью создание участниками адекватного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я» 
 
3. Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта. Танцевальные движения представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению. Танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении. 
 
4. Помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом отношении ребёнка к движениям под музыку танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Здесь психодинамическое понятие «катарсиса» распространяется на танец, поскольку его движения высвобождают скрытые чувства, а это имеет прямой коррекционный смысл. Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности, если они включают раскачивание и растяжку.

5. Создание «магического  кольца». Занятия в группе подразумевают  совместную работу участников, игры  и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными  формами общения. Все это в  целом способствует приобретению  участниками группового опыта,  все компоненты которого на  бессознательном уровне образуют  замкнутый устойчивый комплекс - «магическое кольцо». 
 
Наряду с названными решаются также задачи:

повышения двигательной активности; коммуникативного тренинга и организации  социотерапевтического общения;

получения диагностического материала для анализа поведенческих  стереотипов ребёнка и его самопознания;

раскрепощения ребёнка.

 
 
Специальные упражнения танцевальной терапии представляют собой свободное  раскачивание, движения, требующие  собранности и контроля над телом, чередование расслабления и собранности, перемещение по помещению строго определенным образом. 
 
На первом этапе, занимающем несколько минут, занятия танцевальной терапией обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе подобно тому, как перед выступлением музыкант настраивает свой инструмент. Разминочные упражнения имеют физический («разогрев»), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов) аспекты. 
 
Одним из вариантов начала занятий предусматривается выполнение спонтанных движений свободной формы под попурри из разных мелодий. Здесь встречаются упражнения, включающие встряхивание, растяжки, раскачивание, хлопки, потряхивания, которые, начиная с кистей рук, распространяются на локтевые суставы, плечи, грудную клетку. Эти упражнения повторяются до тех пор, пока вся группа не разогреется как следует. 
 
На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема «встреч и расставаний». На уровне движений могут «встречаться» и «расставаться» отдельные части тела. Кисти рук и локти могут «встретиться», чтобы тут же «расстаться», или они могут «встретиться», чтобы «вступить в драку» или чтобы «обнять» друг друга. Взаимодействию между членами группы могут способствовать встречи ладоней одного с локтями другого и т.д. 
 
На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников, либо сам их повторяет. 
 
Руководитель группы может быть: партнером по танцам, распорядителем (организатором), катализатором развития личности участников через движение. 
 
Он создает в группе обстановку спокойствия и доверия, позволяющую участникам исследовать себя и других, а также отражает и развивает спонтанные движения участников группы. 
 
Руководитель группы применяет определенным образом структурированные упражнения, способствующие расслаблению, правильному дыханию, изменению тела в пространстве и усилению самоконтроля. 
 
Танцевальная терапия используется для улучшения физического состояния, выхода эмоций, совершенствования навыков межличностного взаимодействия, для получения позитивных эмоций, расширения самосознания. Обычная продолжительность занятия - 40-50 мин. Занятия могут быть ежедневными, еженедельными (на протяжении нескольких месяцев или лет). 
 
В профилактических целях возможно проведение одноразовых танцевальных марафонов. Оптимальный количественный состав группы - 5-12 человек. 
 
Дискуссионным является вопрос о характере музыкального сопровождения занятий. Одни руководители предпочитают стандартные магнитофонные записи народной и (или) танцевальной музыки, другие - собственное (или своих ассистентов) импровизированное музыкальное сопровождение. Во всех случаях подчеркивается, что индивидуально-культурная значимость предлагаемой для клиента музыки не должна перекрывать значимости и удовольствия собственной двигательной активности, поэтому лучше использовать незнакомые группе мелодии, умеренную громкость звучания и физиологически ориентированные ритмы, способствующие формированию трансовых состояний сознания. 
 
Может использоваться в качестве вспомогательного или основного метода коррекции в группах детей и подростков, в санаторно-курортных условиях, при коррекции дисгамий в супружеских парах, для социально-психологического и двигательного тренинга людей с нарушениями слуха и зрения или в реабилитационном периоде (после кардиооперации, переломов конечностей и др.). 
 
Таким образом, можно подчеркнуть следующее, что то, что заложено в народном танце в настоящее время и стало одним из направлений арттерапии, которая направлена на психо-эмоциональное и психофизическое оздоровление человека и группы лиц через народный танец, а в наши дни - через современный эстрадный танец, который берет свою основу из народного художественного творчества.

Информация о работе Связь арт-терапии с народным художественным творчеством через танец